Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель полагает, что установленная кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как налогоплательщика и собственника земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Харькова В.А. об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...> в размере их рыночной стоимости по апелляционной жалобе Администрации Тамбовской области на решение Тамбовского областного суда от 25 декабря 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Харьков В.А. обратился в Тамбовский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков: с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, г. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под здание склада литер Б, равной его рыночной стоимости в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, г. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под ангар для производственных целей, равной его рыночной стоимости в размере <...> руб., и внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
К участию в деле привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области), Администрация Тамбовской области (далее - администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее - Управление Росреестра по Тамбовской области) и Администрация г. Тамбова.
Решением Тамбовского областного суда от 25 декабря 2014 г. заявление удовлетворено. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, г. <...>, д. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под здание склада литер Б, установлена равной его рыночной стоимости в размере <...> руб. по состоянию на 1 января 2014 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, г. <...>, д. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под ангар для производственных целей, установлена равной его рыночной стоимости в размере <...> руб. по состоянию на 1 января 2014 г.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, поскольку администрация не является надлежащим ответчиком, а также ссылаясь, что судом установлена кадастровая стоимость земельных участков равной рыночной на дату, отличную от установленной в отчете оценщика.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания Харьков В.А., ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области, Управление Росреестра по Тамбовской области, администрация, Администрация г. Тамбова не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу положений Закона об оценочной деятельности по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованным лицом выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
Вместе с тем суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь и иные государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.
С учетом изложенного в целях всестороннего и полного рассмотрения дела судом первой инстанции правильно определен круг лиц, участвующих в деле.
Удовлетворяя заявление, суд правомерно исходил из следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Согласно кадастровым паспортам от 11 августа 2014 г. кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...> составила <...> руб. и <...> руб.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 11 ноября 2013 г. N 1276. Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, составлен по состоянию на 1 января 2013 г.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как налогоплательщика и собственника земельных участков, Харьков В.А. обратился с заявлением в суд.
По заданию Харькова В.А. оценщиком общества с ограниченной ответственностью "СО-Эксперт" (далее - ООО "СО-Эксперт") подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости упомянутых земельных участков от 18 августа 2014 г. N 316/14, из которого следует, что рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...> по состоянию на 1 января 2013 г. составила <...> руб. и <...> руб. соответственно.
В силу требований статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности заявителем от некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа" получено положительное экспертное заключение от 26 августа 2014 г. N 68/260814/01 в отношении отчета ООО "СО-Эксперт".
По ходатайству представителя заявителя судом назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2013 г., проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Тамбов-Альянс" - Полтораченко П.П.
Согласно заключению эксперта от 1 декабря 2014 г. рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...> составила по состоянию на 1 января 2013 г. <...> руб. и <...> руб. соответственно.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что отчет об определении рыночной стоимости земельных участков соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе Закону об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, суд первой инстанции пришел к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельных участков.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанном отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено, суд признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Между тем, установив рыночную стоимость по состоянию на 1 января 2014 г., суд первой инстанции неправильно применил положения действующего законодательства.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 11 ноября 2013 г. N 1276 результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области утверждены по состоянию на 1 января 2013 г., именно на эту дату в отчете об оценке определена рыночная стоимость земельного участка, собственником которого является заявитель.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежит установлению по состоянию на 1 января 2013 г.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция полагает необходимым решение суда первой инстанции изменить, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> руб. по состоянию на 1 января 2013 г. и кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> руб. по состоянию на 1 января 2013 г.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тамбовского областного суда от 25 декабря 2014 г. изменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, г. <...>, д. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под здание склада литер Б, равной его рыночной стоимости в размере <...> руб. по состоянию на 1 января 2013 г. и земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, г. <...>, д. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под ангар для производственных целей, равной его рыночной стоимости в размере <...> руб. по состоянию на 1 января 2013 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.05.2015 N 13-АПГ15-6
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, внесении изменений в государственный кадастр недвижимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель полагает, что установленная кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как налогоплательщика и собственника земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 мая 2015 г. N 13-АПГ15-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Харькова В.А. об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...> в размере их рыночной стоимости по апелляционной жалобе Администрации Тамбовской области на решение Тамбовского областного суда от 25 декабря 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Харьков В.А. обратился в Тамбовский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков: с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, г. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под здание склада литер Б, равной его рыночной стоимости в размере <...> руб., с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, г. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под ангар для производственных целей, равной его рыночной стоимости в размере <...> руб., и внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
К участию в деле привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области), Администрация Тамбовской области (далее - администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее - Управление Росреестра по Тамбовской области) и Администрация г. Тамбова.
Решением Тамбовского областного суда от 25 декабря 2014 г. заявление удовлетворено. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, г. <...>, д. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под здание склада литер Б, установлена равной его рыночной стоимости в размере <...> руб. по состоянию на 1 января 2014 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, г. <...>, д. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под ангар для производственных целей, установлена равной его рыночной стоимости в размере <...> руб. по состоянию на 1 января 2014 г.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, поскольку администрация не является надлежащим ответчиком, а также ссылаясь, что судом установлена кадастровая стоимость земельных участков равной рыночной на дату, отличную от установленной в отчете оценщика.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания Харьков В.А., ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тамбовской области, Управление Росреестра по Тамбовской области, администрация, Администрация г. Тамбова не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу положений Закона об оценочной деятельности по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованным лицом выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
Вместе с тем суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь и иные государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.
С учетом изложенного в целях всестороннего и полного рассмотрения дела судом первой инстанции правильно определен круг лиц, участвующих в деле.
Удовлетворяя заявление, суд правомерно исходил из следующего.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Согласно кадастровым паспортам от 11 августа 2014 г. кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...> составила <...> руб. и <...> руб.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 11 ноября 2013 г. N 1276. Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, составлен по состоянию на 1 января 2013 г.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как налогоплательщика и собственника земельных участков, Харьков В.А. обратился с заявлением в суд.
По заданию Харькова В.А. оценщиком общества с ограниченной ответственностью "СО-Эксперт" (далее - ООО "СО-Эксперт") подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости упомянутых земельных участков от 18 августа 2014 г. N 316/14, из которого следует, что рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...> по состоянию на 1 января 2013 г. составила <...> руб. и <...> руб. соответственно.
В силу требований статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности заявителем от некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа" получено положительное экспертное заключение от 26 августа 2014 г. N 68/260814/01 в отношении отчета ООО "СО-Эксперт".
По ходатайству представителя заявителя судом назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2013 г., проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Тамбов-Альянс" - Полтораченко П.П.
Согласно заключению эксперта от 1 декабря 2014 г. рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...> составила по состоянию на 1 января 2013 г. <...> руб. и <...> руб. соответственно.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что отчет об определении рыночной стоимости земельных участков соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе Закону об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, суд первой инстанции пришел к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельных участков.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанном отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено, суд признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Между тем, установив рыночную стоимость по состоянию на 1 января 2014 г., суд первой инстанции неправильно применил положения действующего законодательства.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 11 ноября 2013 г. N 1276 результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области утверждены по состоянию на 1 января 2013 г., именно на эту дату в отчете об оценке определена рыночная стоимость земельного участка, собственником которого является заявитель.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежит установлению по состоянию на 1 января 2013 г.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция полагает необходимым решение суда первой инстанции изменить, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> руб. по состоянию на 1 января 2013 г. и кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> руб. по состоянию на 1 января 2013 г.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тамбовского областного суда от 25 декабря 2014 г. изменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, г. <...>, д. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под здание склада литер Б, равной его рыночной стоимости в размере <...> руб. по состоянию на 1 января 2013 г. и земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...> область, г. <...>, д. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под ангар для производственных целей, равной его рыночной стоимости в размере <...> руб. по состоянию на 1 января 2013 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)