Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.04.2015 N 16АП-888/2015 ПО ДЕЛУ N А63-11093/2014

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2015 г. по делу N А63-11093/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2015 по делу N А63-11093/2014 (судья Капункин Ю.Б.)
по заявлению Управления имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска (ОГРН 1022603427494, ИНН 2627011630,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю,
о признании незаконным решения Железноводского отдела Управления Росреестра по Ставропольскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:31:000000:4250, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, Курортный парк, приведенное в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.08.2014 N 102/2001/2014-462,
обязании Управления Росреестра по Ставропольскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления действий по государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием город-курорт Железноводск Ставропольского края на земельный участок с кадастровым номером 26:31:000000:4250 расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, Курортный парк,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерства имущественных отношений Ставропольского края,
Территориального управления Росимущества в Ставропольском крае,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом города Москвы,
при участии в судебном заседании представителя Управления имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска Ермуратина С.Ю. (доверенность N 1 от 12.01.2015), представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Осадчук К.Н. (доверенность N 194 от 12.01.2015),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

установил:

Управление имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска (далее - заявитель, управление имущественных отношений) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по СК) о признании незаконным решения Железноводского отдела Управления Росреестра по СК об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:31:000000:4250, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, Курортный парк, приведенное в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.08.2014 N 102/2001/2014-462 и возложении на Управление Росреестра по СК обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления действий по государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием город-курорт Железноводск Ставропольского края на земельный участок с кадастровым номером 26:31:000000:4250, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, Курортный парк (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство), Территориальное управление Росимущества в Ставропольском крае (далее - ТУ Росимущества в СК), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом города Москвы (далее - Федеральное агентство).
Решением суда от 27.01.2015 заявленные требования управления имущественных отношений оставлены без удовлетворения. Судебный акт мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером 26:31:000000:4250 расположен одновременно и в границах курорта федерального значения, и в первой зоне округа санитарной охраны г. Железноводска, в силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 03.12.2008 N 244-ФЗ) положения статьи 1 названного закона на него не распространяются. В связи с чем, право собственности на спорный земельный участок у муниципального образования город-курорт Железноводск на основании пункта 11 части 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ не возникло. Иных доказательств, подтверждающих возникновение права муниципальной собственности на земельный участок, заявителем не представлено.
Не согласившись с принятым судебным актом, управлением имущественных отношений подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению апеллянта, спорный земельный участок расположен на территории курортов федерального значения, одной из категорий особо охраняемых природных территорий (подпункт "ж" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). Доказательства расположения спорного земельного участка в границах иных особо охраняемых природных территорий федерального значения в материалы дела не представлено, поэтому спорный земельный участок является муниципальной собственностью.
В судебном заседании представитель управления имущественных отношений поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Управления Росреестра по СК поддержал доводы отзыва.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2015 по делу N А63-11093/2014 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 03.04.2014 управление имущественных отношений обратилось с заявлением в Железноводский отдел Управления Росреестра по СК о регистрации за муниципальным образованием - городом-курортом Железноводском права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:31:000000:4250, площадью 185 498 кв. м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, Курортный парк, с видом разрешенного использования: "для размещения Курортного парка".
В уведомлении от 21.04.2014 N 102/2001/2014-462 регистрирующий орган известил заявителя о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с возникшими у регистратора сомнениями в наличии оснований для осуществления государственной регистрации права собственности, и отсутствием запрашиваемой информации по направленным межведомственным запросам.
25.08.2014 в адрес заявителя направлено сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 102/2001/2014-462. Основанием для отказа в регистрации послужило непредставление заявителем правоустанавливающих документов, подтверждающих возникновение права муниципальной собственности на спорный земельный участок, и поступление в регистрирующий орган информации из ТУ Росимущества в СК о том, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности в силу прямого указания закона.
Полагая, что отказ в регистрации права муниципальной собственности на земельный участок является незаконным и нарушает права муниципального образования, управление имущественных отношений обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 16 и пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации N 122-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, при этом они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из материалов дела следует, что заявителем на основании пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ спорный земельный участок включен в реестр объектов муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра (перечня) муниципального имущества города-курорта Железноводска от 02.04.2014 N 231.
Данная выписка с заявлением предоставлены управлением имущественных отношений в регистрирующий орган для регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Одним из таких федеральных законов является Федеральный закон от 03.12.2008 N 244-ФЗ, устанавливающий права публичных образований на земельные участки, расположенные в границах курортов федерального значения. Указанный закон определяет также основания и порядок передачи из федеральной собственности в иную публичную (в том числе муниципальную) собственность соответствующих земельных участков.
В части 7 статьи 1 названного Закона указано, что участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу настоящего Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 настоящей статьи.
К федеральной собственности относятся участки, которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности; предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям (пункт 1, 2 части 8 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ).
К собственности муниципальных районов или городских округов относятся любые земельные участки, находящиеся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу настоящего Закона, за исключением участков, которые относятся к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 настоящей статьи (часть 11 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ положения статьи 1 названного закона не распространяются на земельные участки, которые расположены одновременно в границах курортов федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Следовательно, в случае нахождения земельного участка одновременно в границах курорта федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения, регистрация права собственности муниципального образования на него невозможна.
В целях сохранения природных свойств курортов Кавказских Минеральных Вод - всемирно известной местности с уникальными лечебными и оздоровительными факторами, историко-архитектурным и культурным обликом издан Указ Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации", согласно которому району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" утверждено Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах и установлены его границы. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод входит, в том числе, город Железноводск.
Согласно пункту 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах", особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом.
В соответствии с Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
В силу пункта 15 Положения о курорте федерального значения Железноводск, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14, земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Железноводск имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" исключил лечебно-оздоровительные местности и курорты из особо-охраняемых природных территорий.
В то же время в силу пункта 3 статьи 10 названного Закона особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу указанного Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Из приведенной нормы прямо следует, что созданная до вступления в силу закона особо охраняемая природная территория, сохраняет свой статус на будущее время.
Таким образом, поскольку на момент принятия Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ земельные участки в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Железноводск являлись землями особо охраняемых природных территорий, они сохранили данный статус и по настоящее время.
Материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок относится к территории курорта федерального значения Железноводск (постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14) и территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах (Указ Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 и постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462).
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта также следует, что спорный земельный участок расположен частично в первой зоне округа санитарной охраны г. Железноводска (зона строгого режима) и частично во второй зоне округа санитарной охраны г. Железноводска (зона ограничений).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что земельный участок с кадастровым номером 26:31:000000:4250 расположен одновременно и в границах курорта федерального значения, и в первой зоне округа санитарной охраны г. Железноводска, в силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ положения статьи 1 названного закона на него не распространяются.
В связи с чем, право собственности на спорный земельный участок у муниципального образования город-курорт Железноводск на основании пункта 11 части 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ не возникло. Иных доказательств, подтверждающих возникновение права муниципальной собственности на земельный участок, заявителем не представлено.
Поскольку отказ государственного органа в регистрации права муниципальной собственности на спорные земельные участки не противоречит закону, заявленные требования правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2015 по делу N А63-11093/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
И.Н.ЕГОРЧЕНКО

Судьи
О.В.МАРЧЕНКО
З.М.СУЛЕЙМАНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)