Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от закрытого акционерного общества "Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ": Банных В.И. по доверенности N 9-2014 от 09.01.14; Семененкова М.А. по доверенности N 2/2014 от 01.01.14;
- от закрытого акционерного общества "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС": Богашов Д.П. по доверенности от 01.11.13; Лапин Д.В. по доверенности от 01.08.13;
- от Федерального агентства воздушного транспорта: Коблов Д.С. по доверенности N АН1.14-4129 от 26.12.13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ" на решение Арбитражного суда Московской области от 07 ноября 2013 года по делу N А41-23801/13, принятое судьей Богатыревой Г.И., по заявлению закрытого акционерного общества "Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ" к администрации городского округа Балашиха Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, закрытого акционерного общества "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" и Федерального агентства воздушного транспорта, о признании недействительным разрешения на строительство,
установил:
Закрытое акционерное общество "Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ" (ЗАО "МАРЗ ДОСААФ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным разрешения на строительство многоквартирного жилого дома N RU50315000-15, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:15:070502:17 (т. 1, л.д. 2 - 4).
Определением Арбитражного суда Московской области от 07 июня 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ЗАО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" (т. 1, л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 15 августа 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) (т. 1, л.д. 219).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 ноября 2013 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 2, л.д. 87 - 91).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела (т. 2, л.д. 93 - 94).
В судебном заседании апелляционного суда представители ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители ЗАО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" и Росавиации возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя администрации городского округа Балашиха Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством N 13-22 о государственной регистрации и годности к эксплуатации был принят в эксплуатацию аэродром "Черное", расположенный в Московской области, Балашихинский район, п. Черное (т. 1, л.д. 8 - 10).
В настоящее время указанный аэродром занимает земельные участка с кадастровыми номерами 50:15:0070901:26 и 50:15:0070901:27 по адресу: Московская область, г. Балашиха, дер. Федурново, ул. Авиарембаза, владение 7.
17.04.12 между администрацией городского округа Балашиха Московской области (Арендодатель) и ЗАО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 92-Ч/А, смежного с аэродромом "Черное", по условиям которого Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в аренду на срок с 17.04.12 по 16.04.16 земельный участок, находящийся в государственной собственности, подлежащей разграничению, площадью 1,1160 га, категория земель "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:15:0070502:17, расположенный по адресу: Московская область, Балашихинский район, д. Федурново, ул. Авиарембаза, вид разрешенного использования - для жилищного строительства (т. 1, л.д. 154 - 157).
В соответствии с пунктом 1.2. договора аренды он заключен на основании Протокола N 2 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 12.04.12, признанного несостоявшимся ввиду участия в нем одного участника и заявления ЗАО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" от 16.04.12.
ЗАО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" в целях строительства многоэтажного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0070502:17 была проведена следующая подготовительная работа:
- - получено положительное Заключение государственной экспертизы N 50?14?1991-12 от 24.12.12 на объект капитального строительства "многоэтажный 8-секционный жилой дом N 5 со встроенно-пристроенными поликлиниками и офисами по адресу: ул. Авиарембаза, д. Федурново, Балашихинского района Московской области", выполненное на основании постановления Главы городского округа Балашиха N 119/13 от 05.02.07 "Об утверждении проекта планировки территории микрорайона по адресу: Балашихинский район, д. Федурново, ул. Авиарембаза"; градостроительного плана земельного участка площадью 1,116 га N RU 50315000-GPU000582, утвержденного постановлением Главы городского округа Балашиха N 1589/13-ПА от 16.11.12; задания на разработку проекта жилого дома N 5 со встроено-пристроенными поликлиниками и офисами, утвержденного заказчиком в 2012 году; задания на выполнение ООО "Меркурий" инженерно-геодезических изысканий, утвержденного в 2011 году; задания на выполнение ООО "Стройизыскатель ЛТД" инженерно-геологических изысканий, утвержденного в 2011 году; задания на выполнение ООО "Технико-экономический центр "Немчиновка" инженерно-экологических изысканий, утвержденного в 2012 году, в котором отражено, что градостроительная проработка размещения пяти жилых домов и объектов соцкультбыта по адресу: Балашихинский район, д. Федурново, ул. Авиарембазы для ООО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" согласована территориальным отделом территориального управления Роспотребнадзора по Московской области в г.г. Железнодорожный, Реутов, Балашихинском районе (санитарно-эпидемиологическое заключение N 50.01.06.000.Т.000160.088434.09.05 от 16.09.05). Проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства "многоэтажный 8-секционный жилой дом N 5 со встроенно-пристроенными поликлиниками и офисами по адресу: ул. Авиарембаза, д. Федурново, Балашихинского района Московской области", соответствует требованиям технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации (т. 1, л.д. 117 - 149);
- - получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение N 50.99.04.000.Т.001359.08.10 от 25.08.10 Управления Роспотребнадзора по Московской области по проекту обоснования размера санитарно-защитной зоны предприятия по ремонту авиатехники ЗАО "МАРЗ РОСТО" по адресу: Московская область, Балашихинский район, д. Федурново, ул. Авиарембаза, д. 7, экспертному заключению N 249/68 от 30.04.10 кафедры коммунальной гигиены Российской медицинской академии последипломного образования, согласно которому рассматриваемый жилой дом расположен за пределами санитарно-защитной зоны ЗАО "МАРЗ РОСТО" (т. 1, л.д. 108).
- проведены измерения уровни шума от проектируемых источников в расчетных точках на придомовой территории жилой застройки, по результатам которых было установлено, что уровень шума в жилых помещениях с учетом шумозащитных мероприятий не превышает допустимых уровней звука в соответствии с требованиями СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (т. 1, л.д. 63, 106 - 109).
- получено заключение ФГУП ГосНИИ "Аэронавигация", утвержденное Росавиацией 24.06.11, по предельно допустимой высоте восьми секций планируемого к строительству жилого дома по адресу: Московская область, Балашихинский район, д. Федурново, ул. Авиарембаза, дом N 5 из условий обеспечения безопасности полетов на аэродроме Черное, согласно которому планируемый к строительству объект при процедурах выполнения полетов по правилам полетов по приборам и по правилам визуальных полетов, не приведет к снижению уровня безопасности полетов и не потребует введения дополнительных эксплуатационных ограничений на аэродроме Черное. Высота строительных кранов не должна превышать абсолютную отметку 197,7 м при установке кранов севернее секций 1 - 3 и западнее секций 4 - 8 при условии эксплуатации аэродрома Черное в период строительства по правилам визуальных полетов (т. 1, л.д. 90 - 97).
- было осуществлено строительство инженерной инфраструктуры будущего жилого комплекса (т. 1, л.д. 205 - 212).
03.03.11 комиссией по согласованию строительства на аэродроме "Черное" и приаэродромной территории было дано заключение по согласованию строительства корпуса N 4 (по плану) в районе аэродрома "Черное", в соответствии с которым строительство жилого дома N 4 в микрорайоне МАРЗ с абсолютной отметкой верха здания + 192,31 м согласовывается при условии ночного светоограждения дома (т. 1, л.д. 58).
Письмом N 1/1210 от 11.07.11 ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" подтвердило, что результаты заключения по предельно допустимой высоте восьми секций планируемого к строительству жилого дома соответствуют требованиям безопасности полетов и нормативным документам гражданской авиации (т. 1, л.д. 98).
22.06.12 между администрацией городского округа Балашиха Московской области (Продавец) и ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" (Покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка N 29, в соответствии с которым Продавец передал, а Покупатель принял земельный участок площадью 716 711 кв. м, с кадастровым номером 50:15:0070901:27, расположенный по адресу: Московская область, г. Балашиха, дер. Федурново, ул. Авиарембаза, владение 7, входящий в состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, предоставленный для размещения авиационно-ремонтного завода (летное поле) (т. 1, л.д. 225 - 226).
27.06.12 между администрацией городского округа Балашиха Московской области (Продавец) и ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" (Покупатель) был подписан передаточный акт N 29/29 о передаче Покупателю земельного участка с кадастровым номером 50:15:0070901:27 (т. 1, л.д. 59 - 60).
ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" также является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:15:0070901:26, общей площадью 206 800 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, дер. Федурново, ул. Авиарембаза, вл. 7, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, вид разрешенного использования: для размещения авиационно-ремонтного завода (техническая зона) (т. 1, л.д. 220).
01.02.13 ЗАО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" было получено разрешение на строительство многоквартирного жилого дома N RU50315000-15, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:15:070502:17, на основании которого было начато строительство (т. 2, л.д. 3).
Полагая, что ведение строительства жилого дома в приаэродромной зоне при отсутствии согласования со стороны владельца аэродрома "Черное", учитывая специфику названной территории, в том числе возможность возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан, незаконно. ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в признании разрешения на строительство жилого дома недействительным, суд первой инстанции указал, что в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении каких-либо требований законодательства о градостроительной деятельности при подготовке соответствующей документации для строительства многоквартирного жилого дома, выявленных должностными лицами органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" указало, что разрешение на строительство многоквартирного жилого дома в приаэродромной территории было выдано с нарушением норм действующего законодательства.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство отнесена к вопросам местного значения.
В силу пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (применительно к рассматриваемому спору) в целях строительства объекта капитального строительства ЗАО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" должно было направить в администрацию городского округа Балашиха Московской области заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением следующих документов:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства
Из материалов дела следует, что указанные документы, а также санитарно-эпидемиологическое заключение, результаты исследования уровня шума, заключение по предельно допустимой высоте планируемого строительством жилого дома и письмо ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" о согласовании предельно допустимой высоты дома были представлены ЗАО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" в администрацию городского округа Балашиха Московской области совместно с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Порядок рассмотрения уполномоченным органом заявления и приложенных документов предусмотрен пунктом 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
- - проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
- - проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;
- - выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Кодекса, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Доказательств наличия оснований для отказа в выдаче ЗАО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" разрешения на строительство спорного объекта недвижимости, а значит и недействительности обжалуемого разрешения, в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
В соответствии со статьей 2 Градостроительного Кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов и требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, с обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам.
Из пункта 3 статьи 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации следует, что одним из условий осуществления строительства и выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию является соответствие объекта требованиям технических регламентов.
Статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 данной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
В материалы дела представлено положительное Заключение государственной экспертизы N 50-1-4-1991-12 от 24.12.12 на объект капитального строительства "многоэтажный 8-секционный жилой дом N 5 со встроенно-пристроенными поликлиниками и офисами по адресу: ул. Авиарембаза, д. Федурново, Балашихинского района Московской области", в котором отражено, что градостроительная проработка размещения пяти жилых домов и объектов соцкультбыта по адресу: Балашихинский район, д. Федурново, ул. Авиарембазы для ЗАО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" была согласована территориальным отделом территориального управления Роспотребнадзора по Московской области в г.г. Железнодорожный, Реутов, Балашихинском районе (санитарно-эпидемиологическое заключение N 50.01.06.000.Т.000160.088434.09.05 от 16.09.05). Проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства "многоэтажный 8-секционный жилой дом N 5 со встроенно-пристроенными поликлиниками и офисами по адресу: ул. Авиарембаза, д. Федурново, Балашихинского района Московской области", соответствуют требованиям технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации.
Также в материалы дела представлено ФГУП ГосНИИ "Аэронавигация", утвержденное Росавиацией 24.06.11, по предельно допустимой высоте восьми секций планируемого к строительству жилого дома по адресу: Московская область, Балашихинский район, д. Федурново, ул. Авиарембаза, дом N 5 из условий обеспечения безопасности полетов на аэродроме Черное, в котором указано, что планируемый к строительству объект при процедурах выполнения полетов по приборам и по правилам визуальных полетов, не приведет к снижению уровня безопасности полетов и не потребует введения дополнительных эксплуатационных ограничений на аэродроме Черное. Высота строительных кранов не должна превышать абсолютную отметку 197,7 м при установке кранов севернее секций 1 - 3 и западнее секций 4 - 8 при условии эксплуатации аэродрома Черное в период строительства по правилам визуальных полетов (т. 1, л.д. 90 - 97).
03.03.11 комиссией по согласованию строительства на аэродроме "Черное" и приаэродромной территории было дано заключение по согласованию строительства корпуса N 4 (по плану) в районе аэродрома "Черное", в соответствии с которым строительство жилого дома N 4 в микрорайоне МАРЗ с абсолютной отметкой верха здания + 192,31 м согласовывается при условии ночного светоограждения дома (т. 1, л.д. 58).
Письмом N 1/1210 от 11.07.11 ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" подтвердило, что результаты заключения по предельно допустимой высоте восьми секций планируемого к строительству жилого дома соответствуют требованиям безопасности полетов и нормативным документам гражданской авиации (т. 1, л.д. 98).
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства несоответствия проектной документации застройки земельного участка с кадастровым номером 50:15:070502:17 нормам действующего законодательства и техническим регламентам, в связи с чем оснований для признания разрешения на строительство недействительным не имеется.
Согласно доводам апелляционной жалобы ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" возражает против строительства на спорном земельном участке жилых домов как такового.
Вместе с тем, признание разрешения на строительство N RU50315000-15 недействительным не приведет к защите прав заявителя, поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:15:070502:17 имеет вид разрешенного использования "для многоэтажного жилищного строительства", следовательно, строительство будет осуществлено на нем в любом случае.
Следует отметить, что при постановке земельного участка с кадастровым номером 50:15:070502:17 на кадастровый учет 26.08.11, владелец аэродрома "Черное" своих возражений относительно вида разрешенного использования земельного участка и его границ не высказывал (т. 1. л.д. 158 - 160).
До настоящего времени действия по постановке земельного участка с кадастровым номером 50:15:070502:17 на кадастровый учет в установленном законом порядке оспорены не были, в связи с чем использование названного земельного участка по его назначению, то есть для многоэтажного жилищного строительства, правомерно.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права и документально неподтвержденные.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07 ноября 2013 года по делу N А41-23801/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.01.2014 ПО ДЕЛУ N А41-23801/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2014 г. по делу N А41-23801/13
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от закрытого акционерного общества "Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ": Банных В.И. по доверенности N 9-2014 от 09.01.14; Семененкова М.А. по доверенности N 2/2014 от 01.01.14;
- от закрытого акционерного общества "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС": Богашов Д.П. по доверенности от 01.11.13; Лапин Д.В. по доверенности от 01.08.13;
- от Федерального агентства воздушного транспорта: Коблов Д.С. по доверенности N АН1.14-4129 от 26.12.13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ" на решение Арбитражного суда Московской области от 07 ноября 2013 года по делу N А41-23801/13, принятое судьей Богатыревой Г.И., по заявлению закрытого акционерного общества "Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ" к администрации городского округа Балашиха Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, закрытого акционерного общества "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" и Федерального агентства воздушного транспорта, о признании недействительным разрешения на строительство,
установил:
Закрытое акционерное общество "Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ" (ЗАО "МАРЗ ДОСААФ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным разрешения на строительство многоквартирного жилого дома N RU50315000-15, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:15:070502:17 (т. 1, л.д. 2 - 4).
Определением Арбитражного суда Московской области от 07 июня 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ЗАО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" (т. 1, л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 15 августа 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) (т. 1, л.д. 219).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 ноября 2013 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 2, л.д. 87 - 91).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела (т. 2, л.д. 93 - 94).
В судебном заседании апелляционного суда представители ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители ЗАО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" и Росавиации возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя администрации городского округа Балашиха Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством N 13-22 о государственной регистрации и годности к эксплуатации был принят в эксплуатацию аэродром "Черное", расположенный в Московской области, Балашихинский район, п. Черное (т. 1, л.д. 8 - 10).
В настоящее время указанный аэродром занимает земельные участка с кадастровыми номерами 50:15:0070901:26 и 50:15:0070901:27 по адресу: Московская область, г. Балашиха, дер. Федурново, ул. Авиарембаза, владение 7.
17.04.12 между администрацией городского округа Балашиха Московской области (Арендодатель) и ЗАО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 92-Ч/А, смежного с аэродромом "Черное", по условиям которого Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в аренду на срок с 17.04.12 по 16.04.16 земельный участок, находящийся в государственной собственности, подлежащей разграничению, площадью 1,1160 га, категория земель "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 50:15:0070502:17, расположенный по адресу: Московская область, Балашихинский район, д. Федурново, ул. Авиарембаза, вид разрешенного использования - для жилищного строительства (т. 1, л.д. 154 - 157).
В соответствии с пунктом 1.2. договора аренды он заключен на основании Протокола N 2 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 12.04.12, признанного несостоявшимся ввиду участия в нем одного участника и заявления ЗАО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" от 16.04.12.
ЗАО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" в целях строительства многоэтажного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0070502:17 была проведена следующая подготовительная работа:
- - получено положительное Заключение государственной экспертизы N 50?14?1991-12 от 24.12.12 на объект капитального строительства "многоэтажный 8-секционный жилой дом N 5 со встроенно-пристроенными поликлиниками и офисами по адресу: ул. Авиарембаза, д. Федурново, Балашихинского района Московской области", выполненное на основании постановления Главы городского округа Балашиха N 119/13 от 05.02.07 "Об утверждении проекта планировки территории микрорайона по адресу: Балашихинский район, д. Федурново, ул. Авиарембаза"; градостроительного плана земельного участка площадью 1,116 га N RU 50315000-GPU000582, утвержденного постановлением Главы городского округа Балашиха N 1589/13-ПА от 16.11.12; задания на разработку проекта жилого дома N 5 со встроено-пристроенными поликлиниками и офисами, утвержденного заказчиком в 2012 году; задания на выполнение ООО "Меркурий" инженерно-геодезических изысканий, утвержденного в 2011 году; задания на выполнение ООО "Стройизыскатель ЛТД" инженерно-геологических изысканий, утвержденного в 2011 году; задания на выполнение ООО "Технико-экономический центр "Немчиновка" инженерно-экологических изысканий, утвержденного в 2012 году, в котором отражено, что градостроительная проработка размещения пяти жилых домов и объектов соцкультбыта по адресу: Балашихинский район, д. Федурново, ул. Авиарембазы для ООО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" согласована территориальным отделом территориального управления Роспотребнадзора по Московской области в г.г. Железнодорожный, Реутов, Балашихинском районе (санитарно-эпидемиологическое заключение N 50.01.06.000.Т.000160.088434.09.05 от 16.09.05). Проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства "многоэтажный 8-секционный жилой дом N 5 со встроенно-пристроенными поликлиниками и офисами по адресу: ул. Авиарембаза, д. Федурново, Балашихинского района Московской области", соответствует требованиям технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации (т. 1, л.д. 117 - 149);
- - получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение N 50.99.04.000.Т.001359.08.10 от 25.08.10 Управления Роспотребнадзора по Московской области по проекту обоснования размера санитарно-защитной зоны предприятия по ремонту авиатехники ЗАО "МАРЗ РОСТО" по адресу: Московская область, Балашихинский район, д. Федурново, ул. Авиарембаза, д. 7, экспертному заключению N 249/68 от 30.04.10 кафедры коммунальной гигиены Российской медицинской академии последипломного образования, согласно которому рассматриваемый жилой дом расположен за пределами санитарно-защитной зоны ЗАО "МАРЗ РОСТО" (т. 1, л.д. 108).
- проведены измерения уровни шума от проектируемых источников в расчетных точках на придомовой территории жилой застройки, по результатам которых было установлено, что уровень шума в жилых помещениях с учетом шумозащитных мероприятий не превышает допустимых уровней звука в соответствии с требованиями СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (т. 1, л.д. 63, 106 - 109).
- получено заключение ФГУП ГосНИИ "Аэронавигация", утвержденное Росавиацией 24.06.11, по предельно допустимой высоте восьми секций планируемого к строительству жилого дома по адресу: Московская область, Балашихинский район, д. Федурново, ул. Авиарембаза, дом N 5 из условий обеспечения безопасности полетов на аэродроме Черное, согласно которому планируемый к строительству объект при процедурах выполнения полетов по правилам полетов по приборам и по правилам визуальных полетов, не приведет к снижению уровня безопасности полетов и не потребует введения дополнительных эксплуатационных ограничений на аэродроме Черное. Высота строительных кранов не должна превышать абсолютную отметку 197,7 м при установке кранов севернее секций 1 - 3 и западнее секций 4 - 8 при условии эксплуатации аэродрома Черное в период строительства по правилам визуальных полетов (т. 1, л.д. 90 - 97).
- было осуществлено строительство инженерной инфраструктуры будущего жилого комплекса (т. 1, л.д. 205 - 212).
03.03.11 комиссией по согласованию строительства на аэродроме "Черное" и приаэродромной территории было дано заключение по согласованию строительства корпуса N 4 (по плану) в районе аэродрома "Черное", в соответствии с которым строительство жилого дома N 4 в микрорайоне МАРЗ с абсолютной отметкой верха здания + 192,31 м согласовывается при условии ночного светоограждения дома (т. 1, л.д. 58).
Письмом N 1/1210 от 11.07.11 ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" подтвердило, что результаты заключения по предельно допустимой высоте восьми секций планируемого к строительству жилого дома соответствуют требованиям безопасности полетов и нормативным документам гражданской авиации (т. 1, л.д. 98).
22.06.12 между администрацией городского округа Балашиха Московской области (Продавец) и ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" (Покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка N 29, в соответствии с которым Продавец передал, а Покупатель принял земельный участок площадью 716 711 кв. м, с кадастровым номером 50:15:0070901:27, расположенный по адресу: Московская область, г. Балашиха, дер. Федурново, ул. Авиарембаза, владение 7, входящий в состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, предоставленный для размещения авиационно-ремонтного завода (летное поле) (т. 1, л.д. 225 - 226).
27.06.12 между администрацией городского округа Балашиха Московской области (Продавец) и ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" (Покупатель) был подписан передаточный акт N 29/29 о передаче Покупателю земельного участка с кадастровым номером 50:15:0070901:27 (т. 1, л.д. 59 - 60).
ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" также является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:15:0070901:26, общей площадью 206 800 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, дер. Федурново, ул. Авиарембаза, вл. 7, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, вид разрешенного использования: для размещения авиационно-ремонтного завода (техническая зона) (т. 1, л.д. 220).
01.02.13 ЗАО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" было получено разрешение на строительство многоквартирного жилого дома N RU50315000-15, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:15:070502:17, на основании которого было начато строительство (т. 2, л.д. 3).
Полагая, что ведение строительства жилого дома в приаэродромной зоне при отсутствии согласования со стороны владельца аэродрома "Черное", учитывая специфику названной территории, в том числе возможность возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан, незаконно. ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в признании разрешения на строительство жилого дома недействительным, суд первой инстанции указал, что в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении каких-либо требований законодательства о градостроительной деятельности при подготовке соответствующей документации для строительства многоквартирного жилого дома, выявленных должностными лицами органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" указало, что разрешение на строительство многоквартирного жилого дома в приаэродромной территории было выдано с нарушением норм действующего законодательства.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство отнесена к вопросам местного значения.
В силу пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (часть 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (применительно к рассматриваемому спору) в целях строительства объекта капитального строительства ЗАО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" должно было направить в администрацию городского округа Балашиха Московской области заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением следующих документов:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства
Из материалов дела следует, что указанные документы, а также санитарно-эпидемиологическое заключение, результаты исследования уровня шума, заключение по предельно допустимой высоте планируемого строительством жилого дома и письмо ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" о согласовании предельно допустимой высоты дома были представлены ЗАО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" в администрацию городского округа Балашиха Московской области совместно с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Порядок рассмотрения уполномоченным органом заявления и приложенных документов предусмотрен пунктом 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
- - проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
- - проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;
- - выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Кодекса, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Доказательств наличия оснований для отказа в выдаче ЗАО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" разрешения на строительство спорного объекта недвижимости, а значит и недействительности обжалуемого разрешения, в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
В соответствии со статьей 2 Градостроительного Кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов и требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, с обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам.
Из пункта 3 статьи 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации следует, что одним из условий осуществления строительства и выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию является соответствие объекта требованиям технических регламентов.
Статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 данной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
В материалы дела представлено положительное Заключение государственной экспертизы N 50-1-4-1991-12 от 24.12.12 на объект капитального строительства "многоэтажный 8-секционный жилой дом N 5 со встроенно-пристроенными поликлиниками и офисами по адресу: ул. Авиарембаза, д. Федурново, Балашихинского района Московской области", в котором отражено, что градостроительная проработка размещения пяти жилых домов и объектов соцкультбыта по адресу: Балашихинский район, д. Федурново, ул. Авиарембазы для ЗАО "КАСКАДСТРОЙСЕРВИС" была согласована территориальным отделом территориального управления Роспотребнадзора по Московской области в г.г. Железнодорожный, Реутов, Балашихинском районе (санитарно-эпидемиологическое заключение N 50.01.06.000.Т.000160.088434.09.05 от 16.09.05). Проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства "многоэтажный 8-секционный жилой дом N 5 со встроенно-пристроенными поликлиниками и офисами по адресу: ул. Авиарембаза, д. Федурново, Балашихинского района Московской области", соответствуют требованиям технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации.
Также в материалы дела представлено ФГУП ГосНИИ "Аэронавигация", утвержденное Росавиацией 24.06.11, по предельно допустимой высоте восьми секций планируемого к строительству жилого дома по адресу: Московская область, Балашихинский район, д. Федурново, ул. Авиарембаза, дом N 5 из условий обеспечения безопасности полетов на аэродроме Черное, в котором указано, что планируемый к строительству объект при процедурах выполнения полетов по приборам и по правилам визуальных полетов, не приведет к снижению уровня безопасности полетов и не потребует введения дополнительных эксплуатационных ограничений на аэродроме Черное. Высота строительных кранов не должна превышать абсолютную отметку 197,7 м при установке кранов севернее секций 1 - 3 и западнее секций 4 - 8 при условии эксплуатации аэродрома Черное в период строительства по правилам визуальных полетов (т. 1, л.д. 90 - 97).
03.03.11 комиссией по согласованию строительства на аэродроме "Черное" и приаэродромной территории было дано заключение по согласованию строительства корпуса N 4 (по плану) в районе аэродрома "Черное", в соответствии с которым строительство жилого дома N 4 в микрорайоне МАРЗ с абсолютной отметкой верха здания + 192,31 м согласовывается при условии ночного светоограждения дома (т. 1, л.д. 58).
Письмом N 1/1210 от 11.07.11 ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" подтвердило, что результаты заключения по предельно допустимой высоте восьми секций планируемого к строительству жилого дома соответствуют требованиям безопасности полетов и нормативным документам гражданской авиации (т. 1, л.д. 98).
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства несоответствия проектной документации застройки земельного участка с кадастровым номером 50:15:070502:17 нормам действующего законодательства и техническим регламентам, в связи с чем оснований для признания разрешения на строительство недействительным не имеется.
Согласно доводам апелляционной жалобы ЗАО "МАРЗ ДОСААФ" возражает против строительства на спорном земельном участке жилых домов как такового.
Вместе с тем, признание разрешения на строительство N RU50315000-15 недействительным не приведет к защите прав заявителя, поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:15:070502:17 имеет вид разрешенного использования "для многоэтажного жилищного строительства", следовательно, строительство будет осуществлено на нем в любом случае.
Следует отметить, что при постановке земельного участка с кадастровым номером 50:15:070502:17 на кадастровый учет 26.08.11, владелец аэродрома "Черное" своих возражений относительно вида разрешенного использования земельного участка и его границ не высказывал (т. 1. л.д. 158 - 160).
До настоящего времени действия по постановке земельного участка с кадастровым номером 50:15:070502:17 на кадастровый учет в установленном законом порядке оспорены не были, в связи с чем использование названного земельного участка по его назначению, то есть для многоэтажного жилищного строительства, правомерно.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права и документально неподтвержденные.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07 ноября 2013 года по делу N А41-23801/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)