Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 28 октября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 октября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился.
от ответчика - Сараев И.С., по доверенности от 29 апреля 2013 г. N 77,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июля 2013 г. по делу N А55-7787/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Самара-Пласт" (ИНН 6311079660, ОГРН 1056311055096), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Самара-Пласт" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) с заявлением о признании незаконным решения от 25.03.2013 N 12-1/0412/12 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 2 325, 50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Луцкая, 16, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с Порядком, установленным на территории Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 и ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 июля 2013 г. по делу N А55-7787/2013 заявленные требования удовлетворены полностью.
Заявитель в отзыве указывает на то, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.02.2012 г. общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Самара-Пласт" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 2 325, 50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Луцкая, дом 16.
Из материалов дела также следует, что вместе с заявлением, были предоставлены следующие документы: свидетельство о государственной регистрации ООО "Управляющая компания Самара-Пласт" от 03.11.2005 г. серии 63 N 004025735 (нотариальная копия); свидетельство о постановке ООО "Управляющая компания Самара-Пласт" на налоговый учет от 03.10.2005 серии 63 N 001810610 (нотариальная копия); устав ООО "Управляющая компания Самара-Пласт", утвержденный протоколом общего собрания участников N 1 от 19.05.2010 г. (нотариальная копия); свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 27.05.2010 серии 63 N 005249448 (нотариальная копия); свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 27.05.2010 серии 63 N 005249449 (нотариальная копия); протокол общего собрания участников ООО "Управляющая компания Самара-Пласт" N 1 от 19.05.2010 об избрании директора (оригинал); протокол общего собрания участников ООО "Управляющая компания Самара-Пласт" N 2 от 19.05.2011 о продлении полномочий директора (копия); протокол внеочередного общего собрания участников ООО "Управляющая компания Самара-Пласт" б/н от 10.01.2012 об оформлении договора аренды земельного участка (оригинал); выписка из ЕГРЮЛ об ООО "Управляющая компания Самара-Пласт" (оригинал); свидетельство о государственной регистрации права на нежилое здание литер Д1 от 23.11.2005 г. серии 63-АБ N 794103 (нотариальная копия); свидетельство о государственной права на нежилое здание литер Г от 23.11.2005 г. серии 63-АБ N 794105 (нотариальная копия); выписка из ЕГРП на нежилое здание литер Д1 от 27.01.2012 N 01 /002/2012-815 (оригинал); выписка из ЕГРП на нежилое здание литер Г от 27.01.2012 N 01/002/2012-816 (оригинал); уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от 13.02.2012 N 01/008/2012-1717 (оригинал); уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений от 08.02.2012 N 63-00-102/12-36330 (оригинал); сведения Управления Роснедвижимости по Самарской области от 18.11.2009 N 26115 (оригинал); план земельного участка с экспликацией и координатами (копия); доверенность представителя (копия).
Из пояснений представителя заявителя и материалов дела следует, что основанием для обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду послужил факт пользования данным участком и нахождения на нем объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности - нежилых зданий, литер Д1 и Г общей площадью 101, 00 кв. м и 341, 30 кв. м соответственно.
Право собственности ООО "Управляющая компания Самара-Пласт" на указанные объекты недвижимости подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области 23.11.2005 серии 63-АБ N 794103 и N 794105.
В ходе рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду Министерство имущественных отношений Самарской области направляло запросы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 29.02.2012 г. N 12-1/0412/12 (л.д. 44), в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара от 10.04.2012 N 12-1/0412/12 (л.д. 45), в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 31.07.2012 N 12-1/0412/12.
Письмом от 05.09.2012 г. ответчик возвратил пакет документов заявителю в связи с тем, что заявитель не обратился в Министерство с заявлением о расторжении договора аренды от 13.09.1996 N 22283 (023798з), заключенного между АООТ "Бытовая химия" и Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Самары.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.12.2012 г. по делу N А55-28505/2012 действия Министерства, выразившиеся в возврате документов, поданных заявителем о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2 325, 5 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Луцкая, 16, были признаны незаконными (л.д. 48-50). При этом суд обязал Министерство в двухнедельный срок, с момента вступления в законную силу решения суда, рассмотреть заявление ООО "Управляющая компания Самара-Пласт" по существу и принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Заявитель считает, что, несмотря на указание суда о принятии Министерством законного решения при рассмотрении заявления ООО "Управляющая компания Самара-Пласт" о предоставлении в аренду земельного участка, ответчиком в адрес заявителя было отправлено письмо от 25.03.2013 исх. N 12-1/0412/12 (л.д. 51-52), содержащее в себе отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, в связи с тем, что данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с ориентировочной площадью, границы его не определены, поскольку межевание участка не проводилось. При этом Министерством имущественных отношений Самарской области было предложено заявителю обратиться в Министерство с заявлением о принятии приказа о представлении интересов Министерства в филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области при внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке, а после чего вновь обратиться в Министерство с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Общество, полагая, что данное решение не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, вновь обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Согласно п. п. 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2.6. Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. На основании указанного постановления на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с Приложением N 2 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 заявителем, при обращении в Министерство был предоставлен полный пакет документов, достаточный для принятия решения по существу заявления.
Основания для отказа в предоставлении в аренду земельного участка содержатся в ст. 27 Земельного кодекса РФ и ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", перечень которых является исчерпывающим.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что площадь земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Луцкая, 16-2 200 кв. м является ориентировочной, сведения об участке подлежат уточнению при межевании. Данное обстоятельство подтверждается кадастровой выпиской от 13.08.2012 г.
Испрашиваемая заявителем площадь земельного участка 2 325, 50 кв. м следует из карты (плана) объекта землеустройства под производственным цехом N 4 ООО "Управляющая компания САМАРА-ПЛАСТ" по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Луцкая, 16, согласованной с Отделом по г. Самаре Управления Роснедвижимости по Самарской области.
Суд признает правомерным довод заявителя о том, что ориентировочная площадь земельного участка, ранее поставленного на кадастровый учет, без проведения работ по его межеванию, не может являться препятствием в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, а так же основанием для принятия решения об отказе в предоставлении его в аренду.
Действующее земельное законодательство не содержит ограничений (запретов) на внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке в рамках рассмотрения органом исполнительной власти вопроса о предоставлении земельного участка в аренду.
Кроме того, порядок внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости установлен пунктом 3.2. Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области, уполномоченного органа и органа, осуществляющего государственный кадастровый учет в сфере предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74. Согласно указанным положениям, орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, обеспечивает информационное обеспечение мероприятий по предоставлению земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, а также на основании соответствующих заявлений министерства проводит кадастровый учет земельных участков, вносит изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков, состоящих на государственном кадастровом учете.
Установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.03.2013 N 12-1/0412/12 об отказе в предоставлении ООО "Управляющая компания Самара-Пласт" в аренду земельного участка, общей площадью 2 325,50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Луцкая, 16, не соответствует требованиям ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Порядку предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74. Кроме оспариваемое решение нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, создавая препятствия в реализации заявителем законного права на получение в аренду земельного участка, закрепленного в п. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ, а так же влечет неблагоприятные экономические последствия для заявителя в виде уплаты налогов с сумм неосновательного обогащения за незаконное использование земельного участка.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июля 2013 г. по делу N А55-7787/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2013 ПО ДЕЛУ N А55-7787/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. по делу N А55-7787/2013
Резолютивная часть постановления объявлена: 28 октября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 октября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился.
от ответчика - Сараев И.С., по доверенности от 29 апреля 2013 г. N 77,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июля 2013 г. по делу N А55-7787/2013 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Самара-Пласт" (ИНН 6311079660, ОГРН 1056311055096), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Самара-Пласт" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) с заявлением о признании незаконным решения от 25.03.2013 N 12-1/0412/12 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 2 325, 50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Луцкая, 16, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с Порядком, установленным на территории Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 и ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 июля 2013 г. по делу N А55-7787/2013 заявленные требования удовлетворены полностью.
Заявитель в отзыве указывает на то, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.02.2012 г. общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Самара-Пласт" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 2 325, 50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Луцкая, дом 16.
Из материалов дела также следует, что вместе с заявлением, были предоставлены следующие документы: свидетельство о государственной регистрации ООО "Управляющая компания Самара-Пласт" от 03.11.2005 г. серии 63 N 004025735 (нотариальная копия); свидетельство о постановке ООО "Управляющая компания Самара-Пласт" на налоговый учет от 03.10.2005 серии 63 N 001810610 (нотариальная копия); устав ООО "Управляющая компания Самара-Пласт", утвержденный протоколом общего собрания участников N 1 от 19.05.2010 г. (нотариальная копия); свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 27.05.2010 серии 63 N 005249448 (нотариальная копия); свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 27.05.2010 серии 63 N 005249449 (нотариальная копия); протокол общего собрания участников ООО "Управляющая компания Самара-Пласт" N 1 от 19.05.2010 об избрании директора (оригинал); протокол общего собрания участников ООО "Управляющая компания Самара-Пласт" N 2 от 19.05.2011 о продлении полномочий директора (копия); протокол внеочередного общего собрания участников ООО "Управляющая компания Самара-Пласт" б/н от 10.01.2012 об оформлении договора аренды земельного участка (оригинал); выписка из ЕГРЮЛ об ООО "Управляющая компания Самара-Пласт" (оригинал); свидетельство о государственной регистрации права на нежилое здание литер Д1 от 23.11.2005 г. серии 63-АБ N 794103 (нотариальная копия); свидетельство о государственной права на нежилое здание литер Г от 23.11.2005 г. серии 63-АБ N 794105 (нотариальная копия); выписка из ЕГРП на нежилое здание литер Д1 от 27.01.2012 N 01 /002/2012-815 (оригинал); выписка из ЕГРП на нежилое здание литер Г от 27.01.2012 N 01/002/2012-816 (оригинал); уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений от 13.02.2012 N 01/008/2012-1717 (оригинал); уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений от 08.02.2012 N 63-00-102/12-36330 (оригинал); сведения Управления Роснедвижимости по Самарской области от 18.11.2009 N 26115 (оригинал); план земельного участка с экспликацией и координатами (копия); доверенность представителя (копия).
Из пояснений представителя заявителя и материалов дела следует, что основанием для обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду послужил факт пользования данным участком и нахождения на нем объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности - нежилых зданий, литер Д1 и Г общей площадью 101, 00 кв. м и 341, 30 кв. м соответственно.
Право собственности ООО "Управляющая компания Самара-Пласт" на указанные объекты недвижимости подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области 23.11.2005 серии 63-АБ N 794103 и N 794105.
В ходе рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в аренду Министерство имущественных отношений Самарской области направляло запросы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области 29.02.2012 г. N 12-1/0412/12 (л.д. 44), в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара от 10.04.2012 N 12-1/0412/12 (л.д. 45), в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от 31.07.2012 N 12-1/0412/12.
Письмом от 05.09.2012 г. ответчик возвратил пакет документов заявителю в связи с тем, что заявитель не обратился в Министерство с заявлением о расторжении договора аренды от 13.09.1996 N 22283 (023798з), заключенного между АООТ "Бытовая химия" и Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Самары.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.12.2012 г. по делу N А55-28505/2012 действия Министерства, выразившиеся в возврате документов, поданных заявителем о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2 325, 5 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Луцкая, 16, были признаны незаконными (л.д. 48-50). При этом суд обязал Министерство в двухнедельный срок, с момента вступления в законную силу решения суда, рассмотреть заявление ООО "Управляющая компания Самара-Пласт" по существу и принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Заявитель считает, что, несмотря на указание суда о принятии Министерством законного решения при рассмотрении заявления ООО "Управляющая компания Самара-Пласт" о предоставлении в аренду земельного участка, ответчиком в адрес заявителя было отправлено письмо от 25.03.2013 исх. N 12-1/0412/12 (л.д. 51-52), содержащее в себе отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, в связи с тем, что данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с ориентировочной площадью, границы его не определены, поскольку межевание участка не проводилось. При этом Министерством имущественных отношений Самарской области было предложено заявителю обратиться в Министерство с заявлением о принятии приказа о представлении интересов Министерства в филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области при внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке, а после чего вновь обратиться в Министерство с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Общество, полагая, что данное решение не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, вновь обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Согласно п. п. 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2.6. Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. На основании указанного постановления на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с Приложением N 2 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 заявителем, при обращении в Министерство был предоставлен полный пакет документов, достаточный для принятия решения по существу заявления.
Основания для отказа в предоставлении в аренду земельного участка содержатся в ст. 27 Земельного кодекса РФ и ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", перечень которых является исчерпывающим.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что площадь земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Луцкая, 16-2 200 кв. м является ориентировочной, сведения об участке подлежат уточнению при межевании. Данное обстоятельство подтверждается кадастровой выпиской от 13.08.2012 г.
Испрашиваемая заявителем площадь земельного участка 2 325, 50 кв. м следует из карты (плана) объекта землеустройства под производственным цехом N 4 ООО "Управляющая компания САМАРА-ПЛАСТ" по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Луцкая, 16, согласованной с Отделом по г. Самаре Управления Роснедвижимости по Самарской области.
Суд признает правомерным довод заявителя о том, что ориентировочная площадь земельного участка, ранее поставленного на кадастровый учет, без проведения работ по его межеванию, не может являться препятствием в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, а так же основанием для принятия решения об отказе в предоставлении его в аренду.
Действующее земельное законодательство не содержит ограничений (запретов) на внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке в рамках рассмотрения органом исполнительной власти вопроса о предоставлении земельного участка в аренду.
Кроме того, порядок внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости установлен пунктом 3.2. Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области, уполномоченного органа и органа, осуществляющего государственный кадастровый учет в сфере предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74. Согласно указанным положениям, орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, обеспечивает информационное обеспечение мероприятий по предоставлению земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, а также на основании соответствующих заявлений министерства проводит кадастровый учет земельных участков, вносит изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении земельных участков, состоящих на государственном кадастровом учете.
Установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.03.2013 N 12-1/0412/12 об отказе в предоставлении ООО "Управляющая компания Самара-Пласт" в аренду земельного участка, общей площадью 2 325,50 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Луцкая, 16, не соответствует требованиям ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Порядку предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74. Кроме оспариваемое решение нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, создавая препятствия в реализации заявителем законного права на получение в аренду земельного участка, закрепленного в п. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ, а так же влечет неблагоприятные экономические последствия для заявителя в виде уплаты налогов с сумм неосновательного обогащения за незаконное использование земельного участка.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июля 2013 г. по делу N А55-7787/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)