Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3680/2014) Администрации города Нефтеюганска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.02.2014 по делу N А75-11038/2013 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Проектная группа Югра-Проект" (ОГРН 1088604001133, ИНН 8604043474) к Администрации города Нефтеюганска, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента градостроительства Администрации города Нефтеюганска, о признании незаконным решения об отказе в выдаче акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта "Административно-бытовой корпус" и возложении обязанности оформить акт выбора,
при участии в судебном заседании представителей:
- от администрации города Нефтеюганска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "Проектная группа Югра-Проект" - Веселов Антон Владимирович по доверенности N 1 от 17.06.2013 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); генеральный директор Бондаренко Алексей Сергеевич по приказу о приеме работника на работу от 27.07.2012 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от Департамента градостроительства администрации города Нефтеюганска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Проектная группа Югра-Проект" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Администрации города Нефтеюганска (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения, выразившегося в отказе в выдаче акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта "Административно-бытовой корпус" по адресу: г. Нефтеюганск, ул. Парковая площадью 1625 квадратных метров незаконными, а также об обязании устранить допущенные нарушения путем оформления акта выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, ул. Парковая площадью 1625 квадратных метров, для строительства объекта "Административно-бытовой корпус" и принять решение в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.02.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд посчитал, что орган местного самоуправления осуществил спорный отказ в нарушение процедуры, установленной статьей 31 ЗК РФ. В том числе заинтересованное лицо неправомерно отложило вопрос о предоставлении земельного участка, испрашиваемого Обществом, на неопределенный срок, что не предусмотрено действующим законодательством, нарушает права заявителя и фактически является не прямым отказом.
С решением суда первой инстанции Администрация не согласилась, обжаловав его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд. В апелляционной жалобе просит отменить постановленное решение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, заинтересованным лицом не было отказано заявителю в предоставлении земельного участка, так как вопрос о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта откладывается до утверждения планировки и проекта межевания территории. Для подготовки документации по планировке территории заключен контракт N 698 от 21.11.2013 на проведение инженерных изысканий на соответствующую территорию. Считает, что заявителем не представлено доказательств нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) его прав и законных интересов.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей Общества возразивших против отмены судебного решения, считая выводы суда первой инстанции законными и обоснованными. В порядке части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Администрации и Департамента градостроительства администрации города Нефтеюганска, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица по делу, уведомленных надлежащим образом о судебном заседании и не заявивших ходатайства об его отложении.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил, что 24.07.2013 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта "Административно-бытовой корпус" по адресу: г. Нефтеюганск, ул. Парковая, площадью 1625 кв. м (л.д. 13).
Письмом от 02.09.2013 N 01-34-4589/13 Департамент градостроительства Администрации города Нефтеюганска уведомил Общество о том, что вопрос о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта был рассмотрен на заседании градостроительной комиссии. По результатам рассмотрения вопроса Департаментом градостроительства будет проведена работа по подготовке документации по планировке территории жилого городка СУ-905 (ул. Парковая - ул. Киевская). В связи с чем рассмотрение вопроса о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта откладывается до утверждения проекта планировки и проекта межевания территории городка СУ-905 (ул. Паркова-ул. Киевская) (л.д. 12).
Полагая, что данным уведомлением Департамент отказал в выборе земельного участка, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
11.02.2014 судом первой инстанции принято означенное решение об удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Как уже было указано, Общество обратилось к Администрации с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под строительство объекта.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен статьей 30 ЗК РФ, в соответствии с которой предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 3 стати 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
На основании пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статьей 31 ЗК РФ определена процедура выбора земельного участка для строительства. В том числе установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Информируют землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе.
Пунктом 5 рассматриваемой статьи определено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 7, 8 статьи 31 ЗК РФ).
В пункте 1 статьи 32 ЗК РФ установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В нарушение порядка, установленного статями 30, 31 ЗК РФ орган местного самоуправления не выполнил обязательства, предусмотренные названными нормами, не обеспечил выбор земельного участка, в том числе по определению возможных вариантов подходящего размещения объекта.
Апелляционная коллегия исходит из того, что указанная в статье 31 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является поэтапной, и подразумевает, в том числе проведение работ по формированию земельного участка. При этом бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
Орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории, что прямо указано в пункте 2 статьи 31 ЗК РФ.
Из содержания пунктов 1 и 2 статьи 31 ЗК следует, что такие варианты самостоятельно разрабатываются уполномоченным органом на основании полученных от заявителя сведений о примерном размере участке, примерном месте его расположения и назначении объекта недвижимости, строительство которого предполагается. Соответственно, если в результате анализа полученных сведений уполномоченному органу становится очевидно, что месторасположение и площадь испрашиваемого земельного участка необходимо скорректировать, такой орган на основании документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных норм должен подготовить возможные варианты размещения объекта недвижимости и согласовать их с заявителем.
В рассматриваемом случае варианты размещения земельного участка не определены, своих предложений об уточнении границ и площади участка орган местного самоуправления заявителю не направил, а также не предпринял действий к определению иных возможных вариантов размещения объекта, не представлено доказательств рассмотрения вопроса о формировании земельного участка, в том числе с учетом корректировки данных по размеру или месту размещения испрашиваемого земельного участка.
Соответственно не было осуществлена процедура предварительного согласования места размещения объекта и утверждения схемы расположения земельного участка в установленном законом порядке, в том числе с определением возможных вариантов места расположения объекта строительства и места расположения испрашиваемого заявителем земельного участка.
Таким образом, в нарушение пункта 2 статьи 31 ЗК орган местного самоуправления незаконно отказал заявителю в выборе земельного участка, не исполнив свою обязанность по определению вариантов размещения объекта.
Кроме того, в соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Думой города Нефтеюганска 23.12.2011 издано решение "Об утверждении Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска" (Далее - Порядок распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска).
В соответствии с обозначенным Порядком Администрация города Нефтеюганска является уполномоченным органом по распоряжению и управлению земельными участками, принимает решения по предоставлению земельных участков, изъятию земельных участков, ограничению прав на земельные участки, утверждению схемы расположения земельных участков, актов по возмещению ущерба наносимого природным ресурсам при изъятии для использования не по целевому назначению и ликвидаций последствий аварий, резервированию земель, о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка (пункты 2.2., 2.2.1 Порядка).
В том числе Администрация города Нефтеюганска утверждает: Положение о комиссии по земельным отношениям в городе Нефтеюганске и ее состав; Административные регламенты по исполнению функций и предоставлению муниципальных услуг в области земельных правоотношений, перечни документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельных участков, за исключением случаев, установленных действующим законодательством Российской Федерации (пункт 2.2.2 Порядок распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска).
На основании пунктов 2.3, 2.3.1 Порядка распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска в целях осуществления полномочий Администрации города по распоряжению и управлению земельными участками Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска осуществляет функции специального органа в области управления и распоряжения земельными участками, в том числе в пределах своей компетенции правомочия собственника по управлению и распоряжению земельными участками.
Разделом III Порядка распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска определено, что предоставление земельных участков для строительства на территории города Нефтеюганска с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется в соответствии с Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги, утвержденным постановлением администрации города Нефтеюганска, а также с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется с проведением работ по их формированию в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
Положением о комиссии по земельным отношениям в городе, утвержденным постановлением Главы города Нефтеюганска от 11.04.2008 N 634 (с изменениями внесенными постановлением Администрации города Нефтеюганска от 25.07.20012 N 2182) Комиссия по земельным отношениям в городе создается при администрации города Нефтеюганска для решения вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования город Нефтеюганск, расположенными в пределах границ муниципального образования город Нефтеюганск.
Указанная комиссия обладает такими полномочиями как: принятие рекомендательного решения по предоставлению земельных участков (пункт 3.1.5), рассмотрение заявление о предоставлении прав на земельные участки (пункт 3.1.7), рассмотрение вопросов о предоставлении земельных участком для строительства (пункт 3.1.10).
Комиссия имеет право согласовать проект границ земельного участка в соответствии с вариантами их выбора для последующего оформления Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города проекта постановления главы администрации города об утверждении схемы расположения земельного участка (пункт 3.2.4 Положения о комиссии по земельным отношениям).
В соответствии с пунктом 4.4. Положения о комиссии по земельным отношениям Департамент имущественных и земельных отношений администрации города представляет на заседание комиссии экспертное заключение о правомерности принятия решения, наличии ранее принятых решений о предоставлении заявленного участка, о границах смежных землепользователей, о наличии на участке объектов капитального строительства, инженерных коммуникаций и других объектов.
На основании пункта 4.5 Положения о комиссии по земельным отношениям Департамент градостроительства администрации города предоставляет на заседание комиссии экспертное заключение о соответствии предлагаемого назначения земельного участка утвержденной градостроительной документации.
Положительное решение комиссии является основанием для оформления соответствующих документов в установленном порядке управления и распоряжения земельными участками на территории города.
Кроме того, помимо комиссии по земельным отношениям, органами местного самоуправления создана и функционирует градостроительная комиссия города Нефтеюганска.
В соответствии с Положением о градостроительной комиссии администрации города, утвержденной постановлением Главы города Нефтеюганска от 19.05.2008 N 881, градостроительная комиссия является постоянно действующим совещательным органом администрации города для рассмотрения и принятия решений по вопросам в сфере градостроительного регулирования, отнесенным к компетенции администрации города Нефтеюганска. Техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляет Департамент градостроительства администрации города.
В соответствии с пунктом 3.1. 8 Положения о градостроительной комиссии, последняя рассматривает вопросы, связанные с реализацией инвестиционных проектов в строительной сфере, а именно:
- -принимает решение о подготовке акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта на основании технико - экономического обоснования, предоставляемого заявителем, и заключений департамента градостроительства администрации города, департамента имущественных и земельных отношений администрации города, департамента экономической политики администрации города, или решение об отказе в подготовке указанного акта;
- -принимает решение об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта по рекомендации департамента градостроительства администрации города, подготовленной на основании заключений и согласований комиссии по выбору земельных участков и предварительному согласованию мест размещения объектов.
Из изложенных норм, действующих на территории муниципального образования город Нефтеюганск, следует, что Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска осуществляет функции специального органа в области управления и распоряжения земельными участками, в том числе в пределах своей компетенции правомочия собственника по управлению и распоряжению земельными участками. При этом, распоряжение земельными участками осуществляется на основании решений, подготовленных градостроительной комиссией и комиссией по земельным отношениям.
Сами по себе решения обозначенных комиссий, оформленные соответствующими протоколами, не являются исполнительно-распорядительными документами, влекущими правовые последствия для заявителей.
В рассматриваемом случае из спорного отказа следует, что вопрос о выборе земельного участка и предварительном согласовании был предметом рассмотрения на заседании градостроительной комиссии, по результатам чего было решено отложить рассмотрение вопроса.
Апелляционный суд полагает, что изложенные обстоятельства (в дополнение к выше обозначенным выводам) также свидетельствуют о нарушении порядка и процедуры рассмотрения заявления о выборе земельного участка для целей строительства. Градостроительная комиссия не обладает полномочиями по направлению ответов на заявления о предоставлении земельного участка, поскольку проект границ должен быть согласован Департаментом имущественных и земельных отношений, в том числе на основании экспертного заключения Департамента градостроительства администрации города, после чего вопрос рассматривает комиссия по земельным отношениям.
Изложенный порядок в настоящем случае соблюден не был.
По таким основаниям оспариваемый отказ правомерно был признан недействительным судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявителю не было отказано в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не могут быть приняты судом апелляционной инстанции и отклоняются по тому основанию, что отложение рассмотрения заявления на неопределенный срок нарушает права и законные интересы лица, поскольку лишает его правовой и временной определенности по интересующему его вопросу (о согласовании места размещения объекта). Фактически отложение на неопределенный срок является непрямым отказом, о чем обоснованно указал суд первой инстанции.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Администрации города Нефтеюганска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.02.2014 по делу N А75-11038/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Н.А.ШИНДЛЕР
А.Н.ЛОТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.06.2014 N 08АП-3680/2014 ПО ДЕЛУ N А75-11038/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2014 г. N 08АП-3680/2014
Дело N А75-11038/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3680/2014) Администрации города Нефтеюганска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.02.2014 по делу N А75-11038/2013 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Проектная группа Югра-Проект" (ОГРН 1088604001133, ИНН 8604043474) к Администрации города Нефтеюганска, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента градостроительства Администрации города Нефтеюганска, о признании незаконным решения об отказе в выдаче акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта "Административно-бытовой корпус" и возложении обязанности оформить акт выбора,
при участии в судебном заседании представителей:
- от администрации города Нефтеюганска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "Проектная группа Югра-Проект" - Веселов Антон Владимирович по доверенности N 1 от 17.06.2013 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); генеральный директор Бондаренко Алексей Сергеевич по приказу о приеме работника на работу от 27.07.2012 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
- от Департамента градостроительства администрации города Нефтеюганска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Проектная группа Югра-Проект" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Администрации города Нефтеюганска (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения, выразившегося в отказе в выдаче акта выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта "Административно-бытовой корпус" по адресу: г. Нефтеюганск, ул. Парковая площадью 1625 квадратных метров незаконными, а также об обязании устранить допущенные нарушения путем оформления акта выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, ул. Парковая площадью 1625 квадратных метров, для строительства объекта "Административно-бытовой корпус" и принять решение в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.02.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд посчитал, что орган местного самоуправления осуществил спорный отказ в нарушение процедуры, установленной статьей 31 ЗК РФ. В том числе заинтересованное лицо неправомерно отложило вопрос о предоставлении земельного участка, испрашиваемого Обществом, на неопределенный срок, что не предусмотрено действующим законодательством, нарушает права заявителя и фактически является не прямым отказом.
С решением суда первой инстанции Администрация не согласилась, обжаловав его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд. В апелляционной жалобе просит отменить постановленное решение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, заинтересованным лицом не было отказано заявителю в предоставлении земельного участка, так как вопрос о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта откладывается до утверждения планировки и проекта межевания территории. Для подготовки документации по планировке территории заключен контракт N 698 от 21.11.2013 на проведение инженерных изысканий на соответствующую территорию. Считает, что заявителем не представлено доказательств нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) его прав и законных интересов.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей Общества возразивших против отмены судебного решения, считая выводы суда первой инстанции законными и обоснованными. В порядке части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Администрации и Департамента градостроительства администрации города Нефтеюганска, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица по делу, уведомленных надлежащим образом о судебном заседании и не заявивших ходатайства об его отложении.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил, что 24.07.2013 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта "Административно-бытовой корпус" по адресу: г. Нефтеюганск, ул. Парковая, площадью 1625 кв. м (л.д. 13).
Письмом от 02.09.2013 N 01-34-4589/13 Департамент градостроительства Администрации города Нефтеюганска уведомил Общество о том, что вопрос о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта был рассмотрен на заседании градостроительной комиссии. По результатам рассмотрения вопроса Департаментом градостроительства будет проведена работа по подготовке документации по планировке территории жилого городка СУ-905 (ул. Парковая - ул. Киевская). В связи с чем рассмотрение вопроса о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта откладывается до утверждения проекта планировки и проекта межевания территории городка СУ-905 (ул. Паркова-ул. Киевская) (л.д. 12).
Полагая, что данным уведомлением Департамент отказал в выборе земельного участка, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
11.02.2014 судом первой инстанции принято означенное решение об удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Как уже было указано, Общество обратилось к Администрации с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под строительство объекта.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен статьей 30 ЗК РФ, в соответствии с которой предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 3 стати 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
На основании пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статьей 31 ЗК РФ определена процедура выбора земельного участка для строительства. В том числе установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Информируют землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе.
Пунктом 5 рассматриваемой статьи определено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 7, 8 статьи 31 ЗК РФ).
В пункте 1 статьи 32 ЗК РФ установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В нарушение порядка, установленного статями 30, 31 ЗК РФ орган местного самоуправления не выполнил обязательства, предусмотренные названными нормами, не обеспечил выбор земельного участка, в том числе по определению возможных вариантов подходящего размещения объекта.
Апелляционная коллегия исходит из того, что указанная в статье 31 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является поэтапной, и подразумевает, в том числе проведение работ по формированию земельного участка. При этом бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
Орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории, что прямо указано в пункте 2 статьи 31 ЗК РФ.
Из содержания пунктов 1 и 2 статьи 31 ЗК следует, что такие варианты самостоятельно разрабатываются уполномоченным органом на основании полученных от заявителя сведений о примерном размере участке, примерном месте его расположения и назначении объекта недвижимости, строительство которого предполагается. Соответственно, если в результате анализа полученных сведений уполномоченному органу становится очевидно, что месторасположение и площадь испрашиваемого земельного участка необходимо скорректировать, такой орган на основании документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных норм должен подготовить возможные варианты размещения объекта недвижимости и согласовать их с заявителем.
В рассматриваемом случае варианты размещения земельного участка не определены, своих предложений об уточнении границ и площади участка орган местного самоуправления заявителю не направил, а также не предпринял действий к определению иных возможных вариантов размещения объекта, не представлено доказательств рассмотрения вопроса о формировании земельного участка, в том числе с учетом корректировки данных по размеру или месту размещения испрашиваемого земельного участка.
Соответственно не было осуществлена процедура предварительного согласования места размещения объекта и утверждения схемы расположения земельного участка в установленном законом порядке, в том числе с определением возможных вариантов места расположения объекта строительства и места расположения испрашиваемого заявителем земельного участка.
Таким образом, в нарушение пункта 2 статьи 31 ЗК орган местного самоуправления незаконно отказал заявителю в выборе земельного участка, не исполнив свою обязанность по определению вариантов размещения объекта.
Кроме того, в соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Думой города Нефтеюганска 23.12.2011 издано решение "Об утверждении Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска" (Далее - Порядок распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска).
В соответствии с обозначенным Порядком Администрация города Нефтеюганска является уполномоченным органом по распоряжению и управлению земельными участками, принимает решения по предоставлению земельных участков, изъятию земельных участков, ограничению прав на земельные участки, утверждению схемы расположения земельных участков, актов по возмещению ущерба наносимого природным ресурсам при изъятии для использования не по целевому назначению и ликвидаций последствий аварий, резервированию земель, о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка (пункты 2.2., 2.2.1 Порядка).
В том числе Администрация города Нефтеюганска утверждает: Положение о комиссии по земельным отношениям в городе Нефтеюганске и ее состав; Административные регламенты по исполнению функций и предоставлению муниципальных услуг в области земельных правоотношений, перечни документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельных участков, за исключением случаев, установленных действующим законодательством Российской Федерации (пункт 2.2.2 Порядок распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска).
На основании пунктов 2.3, 2.3.1 Порядка распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска в целях осуществления полномочий Администрации города по распоряжению и управлению земельными участками Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска осуществляет функции специального органа в области управления и распоряжения земельными участками, в том числе в пределах своей компетенции правомочия собственника по управлению и распоряжению земельными участками.
Разделом III Порядка распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска определено, что предоставление земельных участков для строительства на территории города Нефтеюганска с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется в соответствии с Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги, утвержденным постановлением администрации города Нефтеюганска, а также с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется с проведением работ по их формированию в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
Положением о комиссии по земельным отношениям в городе, утвержденным постановлением Главы города Нефтеюганска от 11.04.2008 N 634 (с изменениями внесенными постановлением Администрации города Нефтеюганска от 25.07.20012 N 2182) Комиссия по земельным отношениям в городе создается при администрации города Нефтеюганска для решения вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования город Нефтеюганск, расположенными в пределах границ муниципального образования город Нефтеюганск.
Указанная комиссия обладает такими полномочиями как: принятие рекомендательного решения по предоставлению земельных участков (пункт 3.1.5), рассмотрение заявление о предоставлении прав на земельные участки (пункт 3.1.7), рассмотрение вопросов о предоставлении земельных участком для строительства (пункт 3.1.10).
Комиссия имеет право согласовать проект границ земельного участка в соответствии с вариантами их выбора для последующего оформления Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города проекта постановления главы администрации города об утверждении схемы расположения земельного участка (пункт 3.2.4 Положения о комиссии по земельным отношениям).
В соответствии с пунктом 4.4. Положения о комиссии по земельным отношениям Департамент имущественных и земельных отношений администрации города представляет на заседание комиссии экспертное заключение о правомерности принятия решения, наличии ранее принятых решений о предоставлении заявленного участка, о границах смежных землепользователей, о наличии на участке объектов капитального строительства, инженерных коммуникаций и других объектов.
На основании пункта 4.5 Положения о комиссии по земельным отношениям Департамент градостроительства администрации города предоставляет на заседание комиссии экспертное заключение о соответствии предлагаемого назначения земельного участка утвержденной градостроительной документации.
Положительное решение комиссии является основанием для оформления соответствующих документов в установленном порядке управления и распоряжения земельными участками на территории города.
Кроме того, помимо комиссии по земельным отношениям, органами местного самоуправления создана и функционирует градостроительная комиссия города Нефтеюганска.
В соответствии с Положением о градостроительной комиссии администрации города, утвержденной постановлением Главы города Нефтеюганска от 19.05.2008 N 881, градостроительная комиссия является постоянно действующим совещательным органом администрации города для рассмотрения и принятия решений по вопросам в сфере градостроительного регулирования, отнесенным к компетенции администрации города Нефтеюганска. Техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляет Департамент градостроительства администрации города.
В соответствии с пунктом 3.1. 8 Положения о градостроительной комиссии, последняя рассматривает вопросы, связанные с реализацией инвестиционных проектов в строительной сфере, а именно:
- -принимает решение о подготовке акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта на основании технико - экономического обоснования, предоставляемого заявителем, и заключений департамента градостроительства администрации города, департамента имущественных и земельных отношений администрации города, департамента экономической политики администрации города, или решение об отказе в подготовке указанного акта;
- -принимает решение об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта по рекомендации департамента градостроительства администрации города, подготовленной на основании заключений и согласований комиссии по выбору земельных участков и предварительному согласованию мест размещения объектов.
Из изложенных норм, действующих на территории муниципального образования город Нефтеюганск, следует, что Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска осуществляет функции специального органа в области управления и распоряжения земельными участками, в том числе в пределах своей компетенции правомочия собственника по управлению и распоряжению земельными участками. При этом, распоряжение земельными участками осуществляется на основании решений, подготовленных градостроительной комиссией и комиссией по земельным отношениям.
Сами по себе решения обозначенных комиссий, оформленные соответствующими протоколами, не являются исполнительно-распорядительными документами, влекущими правовые последствия для заявителей.
В рассматриваемом случае из спорного отказа следует, что вопрос о выборе земельного участка и предварительном согласовании был предметом рассмотрения на заседании градостроительной комиссии, по результатам чего было решено отложить рассмотрение вопроса.
Апелляционный суд полагает, что изложенные обстоятельства (в дополнение к выше обозначенным выводам) также свидетельствуют о нарушении порядка и процедуры рассмотрения заявления о выборе земельного участка для целей строительства. Градостроительная комиссия не обладает полномочиями по направлению ответов на заявления о предоставлении земельного участка, поскольку проект границ должен быть согласован Департаментом имущественных и земельных отношений, в том числе на основании экспертного заключения Департамента градостроительства администрации города, после чего вопрос рассматривает комиссия по земельным отношениям.
Изложенный порядок в настоящем случае соблюден не был.
По таким основаниям оспариваемый отказ правомерно был признан недействительным судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявителю не было отказано в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не могут быть приняты судом апелляционной инстанции и отклоняются по тому основанию, что отложение рассмотрения заявления на неопределенный срок нарушает права и законные интересы лица, поскольку лишает его правовой и временной определенности по интересующему его вопросу (о согласовании места размещения объекта). Фактически отложение на неопределенный срок является непрямым отказом, о чем обоснованно указал суд первой инстанции.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Администрации города Нефтеюганска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.02.2014 по делу N А75-11038/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Н.А.ШИНДЛЕР
А.Н.ЛОТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)