Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.02.2015 N 17АП-18333/2014-АК ПО ДЕЛУ N А71-9802/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2015 г. N 17АП-18333/2014-АК

Дело N А71-9802/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Грибиниченко О.Г., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.
при участии:
- от заявителя общественной организации "Шарканское районное общество охотников и рыболовов" (ОГРН 1031802484449, ИНН 1822000453): Лучихин А.В., предъявлен паспорт, доверенность от 02.02.2015;
- от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (ОГРН 1041805001380, ИНН 1835062672): представители не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 21 ноября 2014 года по делу N А71-9802/2014,
принятое судьей Калининым Е.В.,
по заявлению общественной организации "Шарканское районное общество охотников и рыболовов
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике
о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения,

установил:

Общественная организация "Шарканское районное общество охотников и рыболовов" (далее - заявитель, ОО "ШРООиР") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения от 22.05.2014 по делу N 100-2014.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.11.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ссылается на то, что возможность вынесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, не поставлена в зависимость от привлечения к административной ответственности. Кроме того, отмечает, что вступившими в законную силу судебными актами суда общей юрисдикции (решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 19.06.2014 по делу 2-1133/2014, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 17.09.2014 по делу N 33-3114/2014) деятельность ОО "ШРООиР" по использованию лесных участков, расположенных на землях лесного фонда без договора аренды лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства признана незаконной.
ОО "ШРООиР" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ходатайство представителя ОО "ШРООиР" о приобщении к материалам дела копии письма Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от 12.01.2014 N 02-1-09/05 судом апелляционной инстанции удовлетворено на основании абз. 2 ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей для участия судебном заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие его представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой по результатам проведения проверки соблюдения ОО "ШРООиР" законодательства об охоте и лесного законодательства выявлено, что при осуществлении деятельности и эксплуатации охотничьих угодий на землях лесного фонда в кварталах 3-11, 16-29, 36-48, 52-58, 75, 77-81, 83-100, 107-110, 123, 126-147, 155-178, 180-182, 188-206, 208, 209, 217-236, 239, 241, 243-276, 280, 282-289, 294, 295, 297-299, частях кварталов 2, 15, 35, 49, 51, 59, 76, 101, 121, 122, 125, 148, 154, 187, 207, 210, 214, 216, 238, 242, 277, 278, 279, 281, 290, 292, 293, 296, 300, 320 Шарканского лесничества Удмуртской Республики ОО "ШООиР" не заключило с Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики договор аренды лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
По данному факту Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором вынесено постановление от 07.05.2014 о возбуждении в отношении ОО "ШРООиР" производства по делу об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ. Для рассмотрения по существу материалы административного дела направлены по подведомственности в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике.
По результатам рассмотрения административного дела Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике вынесено постановление от 22.05.2014 N 100-2014 о привлечении ОО "ШРООиР" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 69-74).
Кроме того, по результатам рассмотрения административного дела Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике в адрес ОО "ШРООиР" вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения от 22.05.2014 N 100-2014, в соответствии с которым заявитель обязан принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, выразившегося в отсутствии договора аренды лесного участка (л.д. 36-46).
Не согласившись с указанным представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, ОО "ШРООиР" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого представления незаконным и его отмены; при этом судом первой инстанции приняты во внимание выводы, содержащиеся во вступившем в законную силу судебном акте арбитражного суда (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного апелляционной инстанции от 27.10.2014 по делу N А71-6695/2014), которым постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике от 22.05.2014 N 100-2014 о привлечении ОО "ШРООиР" к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей, признано незаконным и отменено со ссылкой на отсутствие состава административного правонарушения. Кроме того, суд первой инстанции отметил, что административный орган не установил наличие у заявителя реальной возможности для заключения договоров аренды лесных участков.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
В п. 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что судам необходимо выделять в числе представлений, обязательных для рассмотрения лицами, которым они адресованы: 1) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; 2) представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 29.13 КоАП РФ). Предусмотренные ст. 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена ст. 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ. Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
В ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67 (общие положения о проведении лесоустройства), ст. 69 (проектирование лесных участков) и ст. 92 (государственный кадастровый учет лесных участков) Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 4 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Кодекса.
Использование лесов может осуществляться, в том числе, в целях ведения деятельности в сфере охотничьего хозяйства (п. 5 ч. 1 ст. 25, ст. 36 Лесного кодекса Российской Федерации).
В ч. 2-ч. 5 ст. 36 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков. Правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 04.05.2010 N 19-РЗ "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения аукциона по продаже права на заключение такого договора при наличии охотхозяйственного соглашения. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от двадцати до сорока девяти лет. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется соответственно уполномоченным органом исполнительной власти Удмуртской Республики в области лесных отношений или органами местного самоуправления. После государственной регистрации договора аренды лесного участка, подписания передаточного акта и представления арендодателю разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы арендаторы приобретают право осуществлять использование лесов в соответствии с условиями договора аренды лесного участка для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 1). Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (ч. 3). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 4). По истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной ч. 3 ст. 10 настоящего Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным ч. 3 настоящей статьи (ч. 9). В случаях, указанных в ч. 9 настоящей статьи, право юридического лица, индивидуального предпринимателя на заключение охотхозяйственного соглашения, предусмотренное ч. 3 настоящей статьи, распространяется на площадь охотничьих угодий в пределах максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной ч. 3 ст. 10 настоящего Федерального закона (в случае, если такая максимальная площадь охотничьих угодий установлена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) (ч. 10).
Как установлено судом первой инстанции, ОО "ШРООиР" осуществляет пользование объектами животного мира в кварталах 3-11, 16-29, 36-48, 52-58, 75, 77-81, 83-100, 107-110, 123, 126-147, 155-178, 180-182, 188-206, 208, 209, 217-236, 239, 241, 243-276, 280, 282-289, 294, 295, 297-299, частях кварталов 2, 15, 35, 49, 51, 59, 76, 101, 121, 122, 125, 148, 154, 187, 207, 210, 214, 216, 238, 242, 277, 278, 279, 281, 290, 292, 293, 296, 300, 320 Шарканского лесничества Удмуртской Республики, на основании долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира серия 18 N 0001972, выданной Управлением охраны фауны Удмуртской Республики 27.03.2007 со сроком действия до 07.06.2030 года, с разрешенным видом пользования объекта животного мира - охота, а также на основании договора N 01/07 от 27.03.2007 о предоставлении в пользование территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, заключенного с Управлением охраны фауны Удмуртской Республики. Границы территорий и акваторий, предоставленных ОО "ШРООиР" в пользование определены распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 26.02.2007 N 160-р, площадь закрепленных за ОО "ШРООиР" охотничьих угодий составляет 95,93 тыс.га.
В настоящее время охотхозяйственные соглашения и договоры аренды лесных участков в целях ведения деятельности в сфере охотничьего хозяйства ОО "ШРООиР" не заключены.
Судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание выводы, содержащиеся во вступившем в законную силу судебном акте арбитражного суда (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного апелляционной инстанции от 27.10.2014 по делу N А71-6695/2014), которым постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике от 22.05.2014 N 100-2014 о привлечении ОО "ШРООиР" к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей, признано незаконным и отменено со ссылкой на отсутствие состава административного правонарушения. Данное постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда имеет преюдициальное значение при рассмотрении судом настоящего дела в силу ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оспариваемое представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выдано по результатам рассмотрения указанного дела об административном правонарушении.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отметил, что административным органом не установлено наличие у заявителя реальной возможности для заключения договоров аренды лесных участков. Так, письмом от 23.06.2014 N 02/1-09/2626 Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики отказало в рассмотрении заявления ОО "ШРООиР" о заключении договора аренды со ссылкой на то, что лесные участки, переданные заявителю, не прошли государственный кадастровый учет, в связи с чем, объект недвижимости, на который может оформлено право, не сформирован (л.д. 55-56). Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание письмо Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики от 12.01.2014 N 02/1-09/5, представленное в материалы дела в суде апелляционной инстанции с отзывом на апелляционную жалобу, согласно которому на письмо ОО "ШРООиР" о заключении договора аренды лесного участка Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики сообщило, что на сегодняшний день договор аренды лесного участка не может быть заключен по основаниям, указанным в ранее направленном письме от 23.06.2014 N 02/1-09/2626.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности оспариваемого представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в связи с чем заявленные требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права или о несоответствии выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 ноября 2014 года по делу N А71-9802/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА

Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)