Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1623

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2014 г. по делу N 33-1623


Судья: Терехова-Сидоркина О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Паршиной С.В., Петровой Н.А.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску М. к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова, комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления, по апелляционной жалобе М. на решение Волжского районного суда г. Саратова от 16 декабря 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

М. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова, комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления.
В обоснование требований истец указал, что <дата> он обратился к главе администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка из земель населенных пунктов площадью 2750 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером N. В заявлении истец просил изменить вид разрешенного использования "под размещение автостоянки" на вид разрешенного использования "хозяйственные блоки (подземные)".
Администрацией муниципального образования "Город Саратов" <дата> принято постановление N об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка в связи с тем, что истцом не представлена лицензия на пользование недрами, а также документ, подтверждающий оформление геологического или горного отвода.
Истец, полагая отказ органа местного самоуправления незаконным, с учетом уточнения исковых требований, просил суд:
восстановить срок на подачу искового заявления,
признать недействительным постановление администрации муниципального образования "<адрес>" N от <дата> об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка из земель населенных пунктов площадью 2750 кв. м по адресу: <адрес> кадастровым номером N
- обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" принять решение об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка на вид разрешенного использования "хозяйственные блоки (подземные)";
- взыскать с ответчиков расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 16 декабря 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
На решение суда истцом подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Автор жалобы полагает, что судом нарушены нормы материального права, не принято во внимание, что вид разрешенного использования "хозяйственные блоки (наземные, подземные)" является основным видом разрешенного использования в территориальной зоне Ж-1 (зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки), в которой расположен земельный участок, и не противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов". Статья 37 ГрК РФ позволяет изменять вид разрешенного использования в соответствии с градостроительными регламентами при условии соблюдения требований технических регламентов.
Вывод суда о высоте планируемых к застройке подземных блоков 6,5 м не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку истцом представлена проектная документация, согласно которой глубина залегания подземной части составляет 3 м.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Аналогичные положения содержатся в статье 61 ЗК РФ, в соответствии с которой ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Статья 7 ЗК РФ устанавливает деление земель по целевому назначению на категории.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статья 29 ЗК РФ предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закреплен в статьях 30 - 32 ЗК РФ.
В силу ст. 85 ЗК РФ (пункты 2 - 3, 5) границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", которыми в муниципальном образовании "Город Саратов" введена система регулирования землепользования и застройки, основанная на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования "Город Саратов" на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента (пункт 2.1 правил).
В подпункте 42.2 правил имеется таблица 5.1, которая содержит сведения об основных и условно разрешенных видах использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 2750 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, был предоставлен по договору аренды N от <дата> сроком на 49 лет ФИО6, на основании распоряжения комитета по управлению имуществом <адрес> N <дата>. Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата>. По условиям договора аренды земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством, - под размещение автостоянки.
В кадастровом паспорте земельного участка от <дата> в качестве вида разрешенного использования земельного участка указано "под размещение автостоянки".
Истец является арендатором данного земельного участка на основании договора замены стороны в обязательстве, заключенного между истцом и ФИО6 <дата> (соглашение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата>).
<дата> истец обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением об изменении вида разрешенного использования арендуемого земельного участка с вида "под размещение автостоянки" на вид "хозяйственные блоки (подземные)".
<дата> главой администрации муниципального образования "Город Саратов" было издано постановление N об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, поскольку для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, предоставляются в пользование недра. Земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического или горного отвода. Лицензия на пользование недрами, а также документ, подтверждающий оформление геологического или горного отвода, М. не представлены.
Из имеющейся в материалах дела проектной документации видно, что истцом планируется строительство подземных хозяйственных блоков, глубина заложения фундамента не более 4 м.
Согласно карте градостроительного зонирования спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки).
Вид разрешенного использования "хозяйственные блоки (подземные, надземные, коллективные)" относится к основным видам разрешенного использования для зоны Ж-1 (таблица 5.1 правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", позиция 9.51).
Строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанная с добычей полезных ископаемых, относится к видам использования недр (ст. 6 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", далее по тексту - закон).
В соответствии со ст. 11 указанного закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Статья 7 закона (части 1 - 4) предусматривает, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
В силу ч. 7 ст. 9 закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Согласно ст. 19 закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Данная норма применима только к случаям, когда подземные сооружения возводятся лицом для собственных нужд и в случаях, когда земельный участок предоставлен арендатору для строительства.
Выбор видов разрешенного использования может осуществляться только в пределах целевого назначения земельного участка, иное противоречило бы положениям п. 8 ст. 1 ЗК РФ, предусматривающей необходимость соблюдения целевого использования земли как один из принципов регулирования земельных отношений.
Из представленных истцом документов следует, что земельный участок предоставлен М. для целей, не связанных со строительством, целевое назначение земельного участка не менялось, вид разрешенного использования, который просит установить истец, не соответствует целевому назначению земельного участка.
Планируемые истцом подземные сооружения предназначены для использования не только истцом, но и другими лицами, в связи с чем положения ст. 19 Закона РФ от <дата> N "О недрах" к возникшим правоотношениям не применимы, лицензия на пользование недрами истцу в установленном законом порядке не выдавалась, горный отвод как пользователю недр не предоставлялся.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о правомерности отказа администрации муниципального образования "Город Саратов" в изменении вида разрешенного использования арендуемого земельного участка.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для рассмотрения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда г. Саратова от 16 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)