Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2015 N 16АП-2530/2015 ПО ДЕЛУ N А22-3169/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2015 г. по делу N А22-3169/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е.В.,
судей: Джамбулатова С.И., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 30.04.2015 по делу N А22-3169/2014
по исковому заявлению Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ОГРН 1020800599346, ИНН 0805002120)
к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Маяк" (ОГРН 1020800597740, ИНН 0805003558),
о взыскании 2 708 763 руб. 45 коп. (судья Хазикова В.Н.),
при участии в судебном заседании представителя:
- от Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия - Кугнинов С.В. по доверенности N 7 от 19.05.2015;
- от сельскохозяйственного производственного кооператива "Маяк" - не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

установил:

Администрация Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - истец, администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Маяк" (далее - ответчик, кооператив, СПК "Маяк") о взыскании задолженности по арендной плате в размере 2 558 676 руб. 74 коп. и пени в размере 150 086 руб. 71 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 30.04.2015 по делу N А22-3169/2014 в удовлетворении исковых требований Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 30.04.2015 по делу N А22-3169/2014, истец обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права. Кроме того, судом не полно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и являются ошибочными.
Заявитель считает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что измененная кадастровая стоимость, послужившая исходным показателем для исчисления арендной платы, не правомерна и на этом основании необоснованно отказал в иске. Суд первой инстанции неправомерно сделал вывод о зависимости опубликования нормативного акта о результатах государственной кадастровой оценки земель для последующих целей в оценке правомерности арендной платы.
Апеллянт также считает, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание нормативные акты регулирующие механизм формирования и изменения кадастровой стоимости и не обоснованно не учел, что ответчик не использовал в свое время право на оспаривание в судебном порядке изменения размера кадастровой стоимости.
По мнению истца, поскольку Постановление Правительства Республики Калмыкия N 542 как правовой акт об утверждении результатов кадастровой оценки своевременно ни до, ни после публикации не оспорено в установленном порядке, администрация правомерно руководствовалась результатами кадастровой оценки.
Истец считает, что права и интересы кооператива в сфере предпринимательской деятельности действиями Администрации с учетом того, что постановление N 542, на неопубликование которого необоснованно ссылался суд первой инстанции в установленном законом порядке не отменено и не оспорено, не могут нарушаться.
Заявитель указывает, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, утвердившие кадастровую стоимость земель, не регулируют налоговые и неналоговые отношения. Кадастровая стоимость участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Исходя из положений статей 66 и 85 Земельного кодекса Российской Федерации об установлении кадастровой стоимости участков в соответствии с государственной кадастровой оценкой земель вид разрешенного использования определяется документами кадастрового учета и может быть изменен только в порядке, предписанном земельным законодательством.
До начала судебного разбирательства от представителя СПК "Маяк" поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с болезнью представителя.
Судебная коллегия, рассмотрев заявленное ходатайство представителя ответчика об отложении судебного заседания, посчитало его не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании от 05.08.2015 представитель администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
От ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 30.04.2015 по делу N А22-3169/2014 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, заслушав представителя лица, участвующего в деле, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 30.04.2015 по делу N А22-3169/2014 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения главы администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия N 216 от 09.06.2009 истец (арендодатель) и ответчик (арендатор) заключили договор аренды земель сельскохозяйственного назначения N 68 от 09.06.2009.
В соответствии с п. п. 1.1, 2.1. договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 25151 га., в том числе: пашня - 4974 га, сенокосы - 3067 га, пастбища - 14936 га, под водой - 215 га, застроенные территории - 356 га, другие земли - 1603 га, со следующими кадастровыми номерами: 08:05:030101:524; 08:05:030101:525; 08:05:030101:526; 08:05:030101:527; 08:05:030101:528; 08:05:030101:529; 08:05:030101:530; 08:05:030101:531; 08:05:030101:532; 08:05:030101:533; 08:05:030101:534; 08:05:030101:535; 08:05:030101:536; 08:05:030101:537; 08:05:030101:538; 08:05:030101:539; 08:05:030101:540; 08:05:030101:541; 08:05:030101:542; 08:05:030101:543; 08:05:030101:544; 08:05:030101:545; 08:05:030101:546; 08:05:030101:547; 08:05:030101:548; 08:05:030101:549; 08:05:030101:550; 08:05:030101:551; 08:05:030101:552; 08:05:030101:553; 08:05:030101:554; 08:05:030101:555; 08:05:030101:556; 08:05:030101:557; 08:05:030101:558; 08:05:030101:559; 08:05:030101:560; 08:05:030101:561; 08:05:030101:384; 08:05:030101:385.
Срок действия договора установлен с 02.03.2009 г. по 02.03.2019 года.
Распоряжением главы администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия N 136 от 11.04.2011 года "Об утверждении результатов раздела земельных участков", установлено, что в результате раздела земельных участков, предоставленных в аренду СПК "Маяк":
- 1. с кадастровым номером 08:05:030101:524, образовано четыре земельных участка с кадастровыми номерами 08:05:030101:574, 08:05:030101:575, 08:05:030101:576, 08:05:030101:577;
- 2. с кадастровым номером 08:05:030101:527, образовано три земельных участка с кадастровыми номерами 08:05:030101:581, 08:05:030101:582, 08:05:030101:583;
- 3. с кадастровым номером 08:05:030101:529, образовано два земельных участка с кадастровыми номерами 08:05:030101:572, 08:05:030101:573;
- 4. с кадастровым номером 08:05:030101:530, образовано два земельных участка с кадастровыми номерами 08:05:030101:566, 08:05:030101:567;
- 5. с кадастровым номером 08:05:030101:539, образовано два земельных участка с кадастровыми номерами 08:05:030101:568, 08:05:030101:569;
- 6. с кадастровым номером 08:05:030101:548, образовано три земельных участка с кадастровыми номерами 08:05:030101:578, 08:05:030101:579, 08:05:030101:580;
- 7. с кадастровым номером 08:05:030101:559, образовано два земельных участка с кадастровыми номерами 08:05:030101:570, 08:05:030101:571.
Земельные участки с кадастровыми номерами 08:05:030101:575, 08:05:030101:576, 08:05:030101:577, 08:05:030101:582, 08:05:030101:583, 08:05:030101:573, 08:05:030101:567, 08:05:030101:569, 08:05:030101:579, 08:05:030101:580, 08:05:030101:571 были изъяты у СПК "Маяк", о чем 01 февраля 2012 года заключено дополнительное соглашение о внесении изменений и дополнений в договор N 68 от 09 июня 2009 года.
В соответствии с распоряжением главы администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия N 23 от 27.01.2012 г. и дополнительным соглашением о внесении изменений и дополнений в договор N 68 от 09 июня 2009 года от 30 января 2012 года абзац 3 п. 1.1 договора, земельный участок с кадастровым номером N 08:05:030101:525 - исключен.
На основании распоряжения главы администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия N 156 от 17.04.2013 г. прекращено право аренды на земельные участки с кадастровыми номерами: 08:05:030101:536, 08:05:030101:568, 08:05:030101:531, 08:05:030101:566, 08:05:030101:572, 08:05:030101:538, 08:05:030101:537, 08:05:030101:526, 08:05:030101:384, 08:05:030101:558, 08:05:030101:570, 08:05:030101:385. Дополнительным соглашением о внесении изменений и дополнений в договор N 68 от 09 июня 2009 года от 17 апреля 2013 года пункт 1.1 изложен в следующей редакции: принимает земельные участки общей площадью 22281,4 га, со следующими кадастровыми номерами: 08:05:030101:574; 08:05:030101:581; 08:05:030101:528; 08:05:030101:532; 08:05:030101:533; 08:05:030101:534; 08:05:030101:535; 08:05:030101:540; 08:05:030101:541; 08:05:030101:542; 08:05:030101:543; 08:05:030101:544; 08:05:030101:545; 08:05:030101:546; 08:05:030101:547; 08:05:030101:578; 08:05:030101:549; 08:05:030101:550; 08:05:030101:551; 08:05:030101:552; 08:05:030101:553; 08:05:030101:554; 08:05:030101:555; 08:05:030101:556; 08:05:030101:557; 08:05:030101:560; 08:05:030101:561.
Истец передал, а Ответчик получил земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения по подписанным сторонами актам приема - передачи.
По мнению истца, СПК Маяк свои обязательства по своевременному внесению арендных платежей за 4 квартал 2012 года, 2013 год, 4 квартал 2014 года надлежащим образом не исполнил, в связи с чем за ним образовалась задолженность в размере 2 458 676 руб. 74 коп., пени в размере 150 086 руб. 71 коп., что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.
Отказывая в удовлетворении требований администрации о взыскании с кооператива задолженности по арендной плате и пени, суд первой инстанции обоснованно сослался на нормы статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с ч. 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) в порядке, на условиях и в сроки, оговоренные договором аренды.
Арендатор обязан в сроки и в порядке, установленные договором, вносить плату за пользование земельным участком.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление N 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15837/11 от 17.04.2012, эти ставки являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15837/11 от 17.04.2012 (далее - постановление N 15837/11), принципы, закрепленные в постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Судом первой инстанции верно установлено, что поскольку договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата по нему является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции от 25.01.2013). Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета.
Правовая позиция, изложенная в постановлении N 15837/11, заключается в том, что пунктом 3 (подпункты "а" - "д") Правил для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Кроме того, применительно к статье 12 ГК РФ и статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации суд вправе дать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Суд первой инстанции верно посчитал, что предъявленные исковые требования многократно превышают предельный размер арендной платы, установленный для земель сельхозназначения Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 22 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 г. утверждены правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации и основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15837/2011 от 17.04.2012 г. содержится указания на то, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной собственности субъектов РФ и земель государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением Правительства N 582 от 16.07.2009, для земель федеральной собственности.
При этом суды должны анализировать положения нормативных актов, устанавливающих методику определения арендной платы за земельные участки, на предмет соответствия действующему законодательству, в том числе с точки зрения их соответствия принципам и ориентирам, установленным постановлением Правительства РФ N 582 от 16.07.2009, что соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 15837/11 от 17.04.2012, а также правовой позиции Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, выраженной в постановлениях от 25.02.2013 по делу N А22-877/2012, от 25.10.2013 по делу N А61-231/2012, от 25.06.2014 по делу N А22-2319/2013.
В дальнейшем, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 10782/13 от 17.12.2013 подтвердил неизменность и обязательность учета нижестоящими арбитражными судами правовой позиции, выраженной в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11, а также указал, что постановлением Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 установлены не только предельные ставки, но и предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Суд первой инстанции верно посчитал, что указанное означает, что в зависимости от того, что лежит в основе расчета арендной платы, определенной нормативными правовыми актами публичных образований РФ (кадастровая стоимость земельного участка или иные критерии), размер арендной платы, не может превышать предельного размера арендной платы, установленного правительством РФ, выраженного в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом первой инстанции верно установлено, что применительно к данному спору Истец должен доказать не только наличие у Ответчика фактической задолженности по арендной плате и пени, но и размер указанной задолженности, которая подлежит взысканию в пользу Истца.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, признав представленный расчет задолженности необоснованным, явно завышенным.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Указанное соответствует правовому подходу, сформулированному в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 г. N 12404/09.
Судом первой инстанции также верно установлено, что в период 4 квартал 2012 года, 2013 год к арендным правоотношениям сторон подлежало применению постановление Правительства Республики Калмыкия N 329 от 29.09.2008, а к 1 кварталу 2014 г. - постановление Правительства Республики Калмыкия N 15 от 17.01.2014, утвердившие соответствующие порядки определения размера арендной платы за землю, включая земли сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с подп. "в" п. 3 Правил (Постановлением Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), арендная плата за земельный участок, предоставленный для сельскохозяйственного использования, ведения КФХ, установлена в размере 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исходя из вышеуказанных Правил размере арендной ставки, установленной Правительством РФ, размер арендной платы составляет: как следует из иска, размер задолженности Ответчика по данному договору за 4 квартал 2012 года составляет 61 745 руб., 15 коп.
Согласно кадастровым паспортам кадастровая стоимость земельных участков кадастровая стоимость земельных участков в период с 26.03.2009 г. по 31.12.2012 г. составили:
- 1. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:574-12 410 310 руб.;
- 2. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:581-3 103 650 руб.;
- 3. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:528-643 500 руб.;
- 4. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:532-199 650 руб.;
- 5. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:533-224 400 руб.;
- 6. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:534-174 900 руб.;
- 7. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:535-382 800 руб.;
- 8. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:540-212 850 руб.;
- 9. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:541-16 500 руб.;
- 10. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:542-49 500 руб.;
- 11. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:543-198 000 руб.;
- 12. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:544-173 250 руб.;
- 13. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:545-36 300 руб.;
- 14. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:546-277 200 руб.;
- 15. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:547-174 900 руб.;
- 16. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:578-12 280 950 руб.;
- 17. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:549-6 172 650 руб.;
- 18. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:550-3 300 руб.;
- 19. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:551-3 300 руб.;
- 20. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:552-3 300 руб.;
- 21. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:553-3 300 руб.;
- 22. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:554-3 300 руб.;
- 23. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:555-3 300 руб.;
- 24. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:556-3 300 руб.;
- 25. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:557-3 300 руб.;
- 26. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:560-3 300 руб.;
- 27. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:561-3 300 руб.;
- 28. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:525-1 095 600 руб.;
- 29. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:526-112 200 руб.;
- 30. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:531-118 800 руб.;
- 31. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:536-146 850 руб.;
- 32. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:537-44 550 руб.;
- 33. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:538-44 550 руб.;
- 34. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:558-57 750 руб.;
- 35. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:566-235 950 руб.;
- 36. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:568-45 705 руб.;
- 37. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:570-95 205 руб.;
- 38. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:572-344 520 руб.;
- 39. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:384-34 650 руб.;
- 40. для земельного участка с кадастровым номером 08:05:030101:385-47 850 руб.;
- Судом первой инстанции верно установлено, что всего суммарная кадастровая стоимость указанных 40 (сорока) земельных участков составила 39 188 490 руб.
В дальнейшем кадастровая стоимость земельных участков согласно постановлению Правительства Республики Калмыкия N 542 от 27.12.2012, увеличилась с 01.01.2013 г.
Указанное постановление Правительства Республики Калмыкия опубликовано в газете "Хальмг Унн" N 34 (16681) от 01.03.2014, то есть только спустя более 15 месяцев после его принятия.
Согласно п. 5 Указа Президента Республики Калмыкия N 59 от 23.03.1999 "О порядке опубликования и вступления в силу актов правительства Республики Калмыкия и актов органов исполнительной власти Республики Калмыкия" (приложение 9) постановления Правительства Республики Калмыкия, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также права и обязанности юридических лиц вступают в силу не ранее, чем через десять дней после их официального опубликования.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно ч. 2 ст. 22 ФЗ "Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 25 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия акты высшего должностного лица субъекта РФ (Главы РК), принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте РФ.
В соответствии со ст. 10 Закона Республики Калмыкия N 1-II-3 от 02.11.1998 г. "О Правительстве Республики Калмыкия" акты Правительства Республики Калмыкия не должны противоречить постановлениям Правительства РФ, Степному Уложению (Конституции) Республики Калмыкия, законам Республики Калмыкия, нормативным актам Главы Республики Калмыкия.
Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.11.1999 г. "Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ не должны противоречить постановлениям Правительства Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации.
Содержащееся в п. 3 акта Правительства Республики Калмыкия положение о том, что данный акт вступает в силу с 01.01.2013 г., т.е. имеет обратную силу, незаконно, в силу ст. 13 АПК РФ не подлежит применению, поскольку вступает в прямое противоречие с требованиям ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, п. 5 вышеназванного Указа Президента Республики Калмыкия, а также не согласовывается с принципом предсказуемости арендной платы, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 г., согласно которому кадастровая стоимость земельных участков для сельхозиспользования служит критерием предельного размера арендной платы, а потому, не может иметь обратную силу.
Судом первой инстанции верно учтено, что в связи с этим указанный акт Правительства Республики Калмыкия (опубликован 01.03.2014) вступил в силу 12.03.2014.
Суд первой инстанции верно посчитал, что утвержденная Правительством Республики Калмыкия "увеличенная" кадастровая стоимость арендуемых земельных участков как ориентир для взимания арендной платы за аренду земель сельскохозяйственного назначения подлежит применению после официального опубликования нормативного правового акта, то есть с 12.03.2014.
Согласно произведенному расчету суда первой инстанции размер арендной платы за 4 квартал 2012 года, 2013 год, 1 квартал 2014 год составил сумму 419 123 руб. 02 коп.
Истец ссылается на то, что, несмотря на направленное ответчику уведомление о необходимости погашения задолженности по арендной плате, полного погашения задолженности не последовало.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен указанный довод, поскольку не соответствует действительности.
Ответчиком в материалы дела представлены платежные поручения N 53 от 02.05.2012, N 81 от 20.06.2012, N 169 от 16.11.2012, N 211 от 27.12.2012, N 53 от 02.04.2013, на основании которых кооператив произвел оплату по договору аренды за 2012 года на общую сумму 1 598 606 руб. 46 коп.
Поскольку, сумма исполненного ответчиком превышает размер действительной задолженности за указанный в иске период, суд первой инстанции пришел к правильному выводу признав, что заявленные истцом требования незаконны, в том числе в части начисления пени, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований администрации.
Изложенные в апелляционной жалобе истца доводы о необоснованном отказе в удовлетворении заявленных требований Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Маяк" о взыскании задолженности по арендной плате в размере 2 558 676 руб. 74 коп., пени в размере 150 086 руб. 71 коп. не обоснованы и противоречат закону, исследовались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка и обоснованно отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела. Результаты оценки этих доводов заявителя отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований Администрации Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены, то государственная пошлина с Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия за подачу апелляционной жалобы не подлежит взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 30.04.2015 по делу N А22-3169/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий
Е.В.ЖУКОВ

Судьи
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
Е.Г.СОМОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)