Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.03.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.11.2013
по делу N А79-7740/2013,
принятое судьей Ростовой З.М.
по заявлению открытого акционерного общества "Химпром" (429952, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, д. 101; ИНН 2124009521, ОГРН 1022100910226) о признании незаконным бездействия администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики,
при участии в судебном заседании представителей:
открытого акционерного общества "Химпром" - Пятова А.С. по доверенности от 10.10.2013 N НЧХП/1588 сроком действия три года,
и
открытое акционерное общество "Химпром" (далее - Общество, ОАО "Химпром") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - орган местного самоуправления), выразившегося в непринятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 6 626 957 кв. м, категория - земли населенных пунктов, расположенным по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования обозначенным земельным участком и направить его в адрес Общества в течение 3 дней с момента вступления в законную силу настоящего судебного решения; обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком, в течение 3 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.11.2013 заявленные требования удовлетворены. Бездействие администрации г. Новочебоксарска, выразившееся в непринятии решения о прекращении ОАО "Химпром" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 6 626 957 га, категория земель: земли населенных пунктов, расположенным по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, признано незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации. В качестве способа восстановления нарушенного права суд обязал орган местного самоуправления принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Обществом указанным земельным участком, и направить его в течение 3 дней с момента вступления в законную силу решения суда в адрес заявителя; обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком в течение 3 дней с момента вступления в законную силу судебного решения. Одновременно суд взыскал с администрации г. Новочебоксарска в пользу ОАО "Химпром" судебные расходы в размере 2000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г. Новочебоксарска обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельства, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
По мнению органа местного самоуправления, вывод суда первой инстанции о наличии у Общества права отказа от права постоянного (бессрочного) пользования обозначенным земельным участком, основан на неверном толковании положений действующего законодательства.
Администрация г. Чебоксарска ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Ранее в судебном заседании представитель органа местного самоуправления поддерживал апелляционную жалобу.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Химпром" выражает несогласие с позицией органа местного самоуправления, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что ОАО "Химпром" осуществляет несколько видов деятельности, в том числе, на основании лицензии от 26.06.2009 серия АВ N 201396 N ЭХ-00-010306 (ЖХ) на осуществление деятельности "эксплуатация химически опасных производственных объектов", лицензии от 27.10.2011 N 11508-ЛС-П на осуществление деятельности по производству лекарственных средств, лицензии от 26.06.2009 серия АВ N 201436 N ВП-00-010325 (ЖКСХ) на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
В государственном реестре за Обществом зарегистрированы опасные производственные объекты; в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) одним из видов деятельности ОАО "Химпром" является производство прочих основных органических химических веществ, не включенных в другие группировки.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 31.10.2007 серия 21 АА N 303639 ОАО "Химпром" принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок общей площадью 6 626 957 кв. м, кадастровый номер 21:02:99 99 99:0112, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - санитарно-защитная зона, расположенный в кварталах 21:02:01 06 15, 21:02:01 06 16, 21:02:01 06 18, 21:02:01 06 19, 21:02:01 06 20, 21:02:01 09 01, 21:02:01 09 02, 21:02:01 09 03, 21:02:01 09 04, 21:02:01 09 05, 21:02:01 09 06, 21:02:01 09 07, 21:02:01 09 08, 21:02:01 09 09, 21:02:01 09 10, 21:02:01 09 11, 21:02:01 09 12, 21:02:01 10 01, 21:02:01 10 02, 21:02:01 10 03, 21:02:01 10 04, 21:02:01 10 05, 21:02:01 10 06, 21:02:01 10 07, 21:02:01 10 08, 21:02:01 10 09, 21:02:01 10 11, 21:02:01 10 12, находящийся по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск.
Вместе с тем, земельный участок не представляет собой единое землевладение, а совокупность участков NN 2 - 6, что подтверждается документально и не оспаривается органом местного самоуправления.
ОАО "Химпром" обратилось в администрацию г. Новочебоксарска с заявлением от 22.07.2013 N Ю-8/289 об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования обозначенным земельным участком.
Письмом от 12.08.2013 N Ю-8-313 Общество просило уведомить проинформировать о ходе рассмотрения его заявления от 22.07.2013 N Ю-8/289 и дате принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования упомянутым земельным участком.
Письмом от 09.09.2013 N Ю-8-356 ОАО "Химпром" обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о направлении в его адрес копии решения о прекращении постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
В ответ на обращения Общества администрация г. Новочебоксарска в письме от 28.08.2013 N 09/15-5834 предложила ему обосновать отказ от санитарно-защитной зоны со ссылкой на ее проект.
Полагая, что такое бездействие органа местного самоуправления противоречит положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
В силу статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и пункта 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1 1200-03", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 25.09.2007 N 74 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.01.2008 N 10995, далее - Санитарные правила), установление санитарно-защитных зон вокруг производственных объектов - источников негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека не зависит от волеизъявления лица - владельца источника загрязнения, а является публично-правовой обязанностью данного лица, направленной на снижение уровня воздействия на окружающую среду и здоровье человека до требуемых гигиенических нормативов.
В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 Санитарных правил допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.
В санитарно-защитной зоне объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, производства лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, складов сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий допускается размещение новых профильных, однотипных объектов, при исключении взаимного негативного воздействия на продукцию, среду обитания и здоровье человека.
Следовательно, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы допускают использование санитарно-защитных зон иными землепользователями с установленными ограничениями по размещению на них определенных объектов.
Одновременно суд исходит из того, что основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на землю указаны в статье 45 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу части 1 которой право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Из содержания части 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно части 3.1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в части 3 настоящей статьи документов следующие документы:
- - копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);
- - кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);
- - документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.
Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
В силу части 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Копия указанного решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
Согласно части 5 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в части 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Из материалов дела следует, что ОАО "Химпром" обратилось в орган местного самоуправления с заявлением от 22.07.2013 N Ю-8/289 об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 6 626 957 кв. м, кадастровый номер 21:02:99 99 99:0112, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - санитарно-защитная зона, расположенный в кварталах 21:02:01 06 15, 21:02:01 06 16, 21:02:01 06 18, 21:02:01 06 19, 21:02:01 06 20, 21:02:01 09 01, 21:02:01 09 02, 21:02:01 09 03, 21:02:01 09 04, 21:02:01 09 05, 21:02:01 09 06, 21:02:01 09 07, 21:02:01 09 08, 21:02:01 09 09, 21:02:01 09 10, 21:02:01 09 11, 21:02:01 09 12, 21:02:01 10 01, 21:02:01 10 02, 21:02:01 10 03, 21:02:01 10 04, 21:02:01 10 05, 21:02:01 10 06, 21:02:01 10 07, 21:02:01 10 08, 21:02:01 10 09, 21:02:01 10 11, 21:02:01 10 12, находящийся по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск.
Не приняв в установленный законом срок соответствующее решение, администрация г. Новочебоксарска письмом от 28.08.2013 N 09/15-5834 предложила Обществу обосновать свой отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в санитарно-защитной зоне, со ссылкой на ее проект.
Однако действующее земельное законодательство не предусматривает обязанность заявителя при подаче заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обосновывать причину своего отказа.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному заключению о том, что администрация г. Новочебоксарска допустила незаконное бездействие, которое выразилось в непринятии решения о прекращении у Общества права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
Доказательств обратного орган местного самоуправления не представил.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность своего бездействия.
У администрации г. Новочебоксарска отсутствовали правовые основания для непринятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования.
Наличие обстоятельств, препятствующих принятию такого решения, орган местного самоуправления документально не подтвердил, следовательно, со стороны администрации г. Новочебоксарска имело место незаконное бездействие.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что оспариваемое бездействие не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно удовлетворил заявление ОАО "Химпром".
Руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом предмета спора и конкретных обстоятельств дела суд первой инстанции обоснованно возложил на орган местного самоуправления обязанность устранить допущенное нарушение прав Общества.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба администрации г. Новочебоксарска признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.11.2013 по делу N А79-7740/2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с государственного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.11.2013 по делу N А79-7740/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2014 ПО ДЕЛУ N А79-7740/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2014 г. по делу N А79-7740/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.03.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.11.2013
по делу N А79-7740/2013,
принятое судьей Ростовой З.М.
по заявлению открытого акционерного общества "Химпром" (429952, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, д. 101; ИНН 2124009521, ОГРН 1022100910226) о признании незаконным бездействия администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики,
при участии в судебном заседании представителей:
открытого акционерного общества "Химпром" - Пятова А.С. по доверенности от 10.10.2013 N НЧХП/1588 сроком действия три года,
и
установил:
открытое акционерное общество "Химпром" (далее - Общество, ОАО "Химпром") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - орган местного самоуправления), выразившегося в непринятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 6 626 957 кв. м, категория - земли населенных пунктов, расположенным по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования обозначенным земельным участком и направить его в адрес Общества в течение 3 дней с момента вступления в законную силу настоящего судебного решения; обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком, в течение 3 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.11.2013 заявленные требования удовлетворены. Бездействие администрации г. Новочебоксарска, выразившееся в непринятии решения о прекращении ОАО "Химпром" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 6 626 957 га, категория земель: земли населенных пунктов, расположенным по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, признано незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации. В качестве способа восстановления нарушенного права суд обязал орган местного самоуправления принять решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Обществом указанным земельным участком, и направить его в течение 3 дней с момента вступления в законную силу решения суда в адрес заявителя; обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком в течение 3 дней с момента вступления в законную силу судебного решения. Одновременно суд взыскал с администрации г. Новочебоксарска в пользу ОАО "Химпром" судебные расходы в размере 2000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г. Новочебоксарска обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельства, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
По мнению органа местного самоуправления, вывод суда первой инстанции о наличии у Общества права отказа от права постоянного (бессрочного) пользования обозначенным земельным участком, основан на неверном толковании положений действующего законодательства.
Администрация г. Чебоксарска ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Ранее в судебном заседании представитель органа местного самоуправления поддерживал апелляционную жалобу.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Химпром" выражает несогласие с позицией органа местного самоуправления, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что ОАО "Химпром" осуществляет несколько видов деятельности, в том числе, на основании лицензии от 26.06.2009 серия АВ N 201396 N ЭХ-00-010306 (ЖХ) на осуществление деятельности "эксплуатация химически опасных производственных объектов", лицензии от 27.10.2011 N 11508-ЛС-П на осуществление деятельности по производству лекарственных средств, лицензии от 26.06.2009 серия АВ N 201436 N ВП-00-010325 (ЖКСХ) на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
В государственном реестре за Обществом зарегистрированы опасные производственные объекты; в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) одним из видов деятельности ОАО "Химпром" является производство прочих основных органических химических веществ, не включенных в другие группировки.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 31.10.2007 серия 21 АА N 303639 ОАО "Химпром" принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок общей площадью 6 626 957 кв. м, кадастровый номер 21:02:99 99 99:0112, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - санитарно-защитная зона, расположенный в кварталах 21:02:01 06 15, 21:02:01 06 16, 21:02:01 06 18, 21:02:01 06 19, 21:02:01 06 20, 21:02:01 09 01, 21:02:01 09 02, 21:02:01 09 03, 21:02:01 09 04, 21:02:01 09 05, 21:02:01 09 06, 21:02:01 09 07, 21:02:01 09 08, 21:02:01 09 09, 21:02:01 09 10, 21:02:01 09 11, 21:02:01 09 12, 21:02:01 10 01, 21:02:01 10 02, 21:02:01 10 03, 21:02:01 10 04, 21:02:01 10 05, 21:02:01 10 06, 21:02:01 10 07, 21:02:01 10 08, 21:02:01 10 09, 21:02:01 10 11, 21:02:01 10 12, находящийся по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск.
Вместе с тем, земельный участок не представляет собой единое землевладение, а совокупность участков NN 2 - 6, что подтверждается документально и не оспаривается органом местного самоуправления.
ОАО "Химпром" обратилось в администрацию г. Новочебоксарска с заявлением от 22.07.2013 N Ю-8/289 об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования обозначенным земельным участком.
Письмом от 12.08.2013 N Ю-8-313 Общество просило уведомить проинформировать о ходе рассмотрения его заявления от 22.07.2013 N Ю-8/289 и дате принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования упомянутым земельным участком.
Письмом от 09.09.2013 N Ю-8-356 ОАО "Химпром" обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о направлении в его адрес копии решения о прекращении постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
В ответ на обращения Общества администрация г. Новочебоксарска в письме от 28.08.2013 N 09/15-5834 предложила ему обосновать отказ от санитарно-защитной зоны со ссылкой на ее проект.
Полагая, что такое бездействие органа местного самоуправления противоречит положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
В силу статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и пункта 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1 1200-03", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 25.09.2007 N 74 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.01.2008 N 10995, далее - Санитарные правила), установление санитарно-защитных зон вокруг производственных объектов - источников негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека не зависит от волеизъявления лица - владельца источника загрязнения, а является публично-правовой обязанностью данного лица, направленной на снижение уровня воздействия на окружающую среду и здоровье человека до требуемых гигиенических нормативов.
В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 Санитарных правил допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.
В санитарно-защитной зоне объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, производства лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, складов сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий допускается размещение новых профильных, однотипных объектов, при исключении взаимного негативного воздействия на продукцию, среду обитания и здоровье человека.
Следовательно, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы допускают использование санитарно-защитных зон иными землепользователями с установленными ограничениями по размещению на них определенных объектов.
Одновременно суд исходит из того, что основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на землю указаны в статье 45 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу части 1 которой право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Из содержания части 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно части 3.1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в части 3 настоящей статьи документов следующие документы:
- - копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);
- - кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);
- - документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.
Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
В силу части 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Копия указанного решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
Согласно части 5 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в части 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Из материалов дела следует, что ОАО "Химпром" обратилось в орган местного самоуправления с заявлением от 22.07.2013 N Ю-8/289 об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 6 626 957 кв. м, кадастровый номер 21:02:99 99 99:0112, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - санитарно-защитная зона, расположенный в кварталах 21:02:01 06 15, 21:02:01 06 16, 21:02:01 06 18, 21:02:01 06 19, 21:02:01 06 20, 21:02:01 09 01, 21:02:01 09 02, 21:02:01 09 03, 21:02:01 09 04, 21:02:01 09 05, 21:02:01 09 06, 21:02:01 09 07, 21:02:01 09 08, 21:02:01 09 09, 21:02:01 09 10, 21:02:01 09 11, 21:02:01 09 12, 21:02:01 10 01, 21:02:01 10 02, 21:02:01 10 03, 21:02:01 10 04, 21:02:01 10 05, 21:02:01 10 06, 21:02:01 10 07, 21:02:01 10 08, 21:02:01 10 09, 21:02:01 10 11, 21:02:01 10 12, находящийся по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск.
Не приняв в установленный законом срок соответствующее решение, администрация г. Новочебоксарска письмом от 28.08.2013 N 09/15-5834 предложила Обществу обосновать свой отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в санитарно-защитной зоне, со ссылкой на ее проект.
Однако действующее земельное законодательство не предусматривает обязанность заявителя при подаче заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обосновывать причину своего отказа.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному заключению о том, что администрация г. Новочебоксарска допустила незаконное бездействие, которое выразилось в непринятии решения о прекращении у Общества права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
Доказательств обратного орган местного самоуправления не представил.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность своего бездействия.
У администрации г. Новочебоксарска отсутствовали правовые основания для непринятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования.
Наличие обстоятельств, препятствующих принятию такого решения, орган местного самоуправления документально не подтвердил, следовательно, со стороны администрации г. Новочебоксарска имело место незаконное бездействие.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что оспариваемое бездействие не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно удовлетворил заявление ОАО "Химпром".
Руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом предмета спора и конкретных обстоятельств дела суд первой инстанции обоснованно возложил на орган местного самоуправления обязанность устранить допущенное нарушение прав Общества.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба администрации г. Новочебоксарска признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.11.2013 по делу N А79-7740/2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с государственного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.11.2013 по делу N А79-7740/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)