Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 23.06.2015 N 89-КГ15-4

Требование: Об изъятии земельного участка путем выкупа для государственных нужд.

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Уполномоченный орган указывает на то, что в проектных границах транспортной развязки на автомобильной дороге находится земельный участок, принадлежащий ответчику, последний не согласен с изъятием земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июня 2015 г. N 89-КГ15-4


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Горшкова В.В.,
судей Романовского С.В. и Гетман Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Департамента имущественных отношений Тюменской области к Рахматуллину Р.Ш. об изъятии земельного участка для государственных нужд
по кассационной жалобе представителя Рахматуллина Р.Ш. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 августа 2014 г.,
заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Романовского С.В., выслушав объяснения Рахматуллина Р.Ш. и его представителей Важениной Н.М. и Батурина П.П., поддержавших доводы жалобы, Баранчук Л.В., представителя Департамента имущественных отношений Тюменской области, просившей об отклонении жалобы,

установила:

Департамент имущественных отношений Тюменской области обратился в суд с иском к Рахматуллину Р.Ш. об изъятии земельного участка площадью <...> кв. м с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> район, автомобильная дорога "Тюмень - Ханты-Мансийск", участок <...> км, транспортная развязка, путем выкупа для государственных нужд Тюменской области по выкупной цене в размере <...> руб., сославшись на то, что в проектных границах транспортной развязки на автомобильной дороге "Тюмень - Ханты-Мансийск" через г. Тобольск, г. Сургут, г. Нефтеюганск, участок <...> км находится земельный участок, принадлежащий ответчику, который не согласен с изъятием названного земельного участка.
Представитель ответчика Важенина Н.М. в судебном заседании иск в части изъятия земельного участка признала, не согласилась с размером выкупной цены участка, предложенной истцом.
Решением Тюменского районного суда Тюменской области от 27 февраля 2014 г. у Рахматуллина Р.Ш. изъят путем выкупа для государственных нужд земельный участок по выкупной цене в размере <...> руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 августа 2014 г. решение суда первой инстанции изменено: размер выкупной цены снижен до <...> руб.
В кассационной жалобе представитель Рахматуллина Р.Ш. просит отменить апелляционное определение.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Романовского С.В. от 19 мая 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения относительно кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Аналогичные положения закреплены в пункте 2 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент издания постановления Правительства Тюменской области от 11 октября 2010 г. N 289-п и на момент рассмотрения дела) в отношении земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В силу пункта 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
В соответствии с абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных в том числе с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Судом установлено, что в 2010 году Правительством Тюменской области было принято решение о реконструкции автомобильной дороги "Тюмень - Ханты-Мансийск" через г. Тобольск, г. Сургут, г. Нефтеюганск, участок 23 км, транспортная развязка.
В проектных границах транспортной развязки находится земельный участок категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для реконструкции автомобильной дороги "Тюмень - Ханты-Мансийск" через г. Тобольск, г. Сургут, г. Нефтеюганск, на участке км <...>, транспортная развязка площадью <...> кв. м с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...> район, автомобильная дорога "Тюмень - Ханты-Мансийск", участок <...> км, транспортная развязка.
Собственником указанного земельного участка является Рахматуллин Р.Ш., что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 20 мая 2010 г. на основании договора купли-продажи земельной доли от 15 июня 2009 г.
Постановлением Правительства Тюменской области от 11 октября 2010 г. N 289-п принято решение об изъятии земельного участка ответчика для государственных нужд Тюменской области, которое было зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области 12 ноября 2010 г.
27 октября 2010 г. истцом на имя ответчика направлено уведомление о предстоящем изъятии земельного участка, а 8 декабря 2010 г. - уведомление о произведенной регистрации решения об изъятии земельного участка.
Распоряжением Правительства Тюменской области от 10 июня 2013 г. N 1010-рп утверждена выкупная цена земельного участка в размере <...> руб., о чем 23 мая 2013 г. истец уведомил ответчика и предложил возможность заключить соглашение об изъятии.
Разрешая спор, суд первой инстанции, учитывая признание Рахматуллиным Р.Ш. исковых требований в части изъятия земельного участка, пришел к выводу о наличии оснований для изъятия спорного земельного участка, определив его выкупную цену на момент разрешения спора в размере <...> руб., исходя из заключения проведенной по делу строительно-технической экспертизы.
Изменяя решение суда первой инстанции в части установления выкупной цены земельного участка ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда пришла к выводу, что выкупная цена изымаемого имущества должна рассчитываться по состоянию на 10 октября 2010 г. - дню, предшествующему принятию постановления Правительства Тюменской области от 11 октября 2010 г. N 289-п об изъятии земельного участка ответчика для государственных нужд Тюменской области, определив выкупную цену земельного участка в размере <...> руб., руководствуясь при этом отчетом, представленным истцом.
С позицией суда апелляционной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Вывод суда второй инстанции о необходимости расчета выкупной цены изымаемого земельного участка по состоянию на 10 октября 2010 г. со ссылкой на пункт 4 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации основан на неправильном толковании норм права.
Пунктом 1 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка.
В силу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Из положений данной правовой нормы следует, что рыночная стоимость земельного участка и убытки, причиненные собственнику земельного участка в связи с его изъятием, являются составными частями выкупной цены изымаемого земельного участка.
При этом статья 57 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирует определение размера убытков, подлежащих возмещению при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, и не распространяется на такую часть выкупной цены изымаемого земельного участка как рыночная стоимость земельного участка.
Таким образом, суд апелляционной инстанции распространил действие статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации на не регулируемый данной нормой вопрос.
Кроме того, определение размера возмещения убытков собственника (пользователя) с учетом стоимости его имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, предусмотрено пунктом 4 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, орган публично-правового образования, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
В этом случае согласно пункту 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации выкупная цена земельного участка определяется в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом в силу пункта 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные нарушением прав собственника (пользователя) земельного участка, подлежат возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Поэтому в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Суду апелляционной инстанции надлежало дать оценку имеющимся в деле заключениям о стоимости изымаемого земельного участка на момент слушания дела в суде первой инстанции.
При таких обстоятельствах апелляционное определение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 августа 2014 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)