Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 15 июля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 22 июля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - до перерыва представителя Устинова О.В., доверенность от 29.12.2014 года N 12-9291, после перерыва представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью УКХ "Волгопромгаз" - до и после перерыва представителя Митяновой Н.И., доверенность от 11.06.2013 года,
от Министерства строительства Самарской области - до перерыва представитель не явился, извещено, после перерыва представителя Романовой В.Ю., доверенность от 30.01.2015 года N 3-49/11,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала Самарской области - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2015 года по делу N А55-2557/2015 (судья Медведев А.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью УКХ "Волгопромгаз", г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
общество с ограниченной ответственностью УКХ "Волгопромгаз" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик) о признании незаконным отказа в государственной регистрации.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства Самарской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неполное исследование судом обстоятельств дела, поскольку с момента принятия Постановления Правительства Самарской области от 09.11.2-12 г. N 639 предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства объектов, обеспечивающих коммерческую деятельность организаций в сферах образования, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта....может осуществляться исключительно путем проведения торгов.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель общества с ограниченной ответственностью УКХ "Волгопромгаз" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители третьих лиц не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании 08.07.2015 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11 час. 50 мин. 15.07.2015. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
После перерыва рассмотрение дела продолжено.
Представитель общества с ограниченной ответственностью УКХ "Волгопромгаз" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве и письменных пояснениях на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Министерства строительства Самарской области в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала Самарской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 17.07.2014 ООО "УКХ "Волгопромгаз" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 09.07.2014 N 888 на земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу, представив при этом полный пакет документов.
24.11.2014 Управление Росреестра по Самарской области отказало в государственной регистрации (уведомление N 01/411/2014-775) по причине непредставления документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а именно, документов, подтверждающих предоставление земельного участка с соблюдением норм, установленных постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639.
Кроме того, Управление Росреестра по Самарской области в отказе указало, что ими был направлен запрос по поводу предоставления земельного участка в береговой полосе, из ответа на который не представляется возможным определить находится ли земельный участок в пределах береговой полосы, а также является ли ООО "УКХ "Волгопромгаз" пользователем водного объекта.
Заявитель, полагая, что решение об отказе в государственной регистрации является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Суд первой инстанции посчитал установленным, что ООО "УКХ "Волгопромгаз", обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка, должно было руководствоваться действующим на момент его обращениями законодательством. Поскольку процедура получения земельного участка начата в соответствии с требованиями земельного законодательства до вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639, которым установлен перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, ссылка на него, как на основание отказа, судом признана не соответствующей закону.
Суд первой инстанции указал, что истребование документов, подтверждающих предоставление земельного участка с проведением торгов, является необоснованным.
Однако, судом при вынесении решения не учтено следующее.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015 г.).
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса). В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен постановлением N 639.
В соответствии с пунктом 5 настоящего постановления оно вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна", от 13.11.2012 N 418 (28346), то есть 23.11.2012 г.
Таким образом, с указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства объектов производства, исключительно путем проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По смыслу принципа правовой определенности, для признания нарушенными прав заявителя, в результате применения законодательных норм с обратной силой, он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950). Принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав.
Пунктом 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П установлено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
В данном случае ООО "УКХ "Волгопромгаз" до 23.11.2012 г. не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представило суду апелляционной инстанции бесспорных доказательств того, что приобрело бы эти права, если бы положения постановления N 639 не были применены.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что на момент вступления в силу постановления N 639 акт о выборе земельного участка не утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято.
При таких обстоятельствах, отказ в регистрации договора аренды спорного участка закону не противоречит, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как содержащее выводы, не соответствующие установленным по делу обстоятельствам.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа по делу А55-26907/2014.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2015 года по делу N А55-2557/2015 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью УКХ "Волгопромгаз" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.07.2015 N 11АП-7778/2015 ПО ДЕЛУ N А55-2557/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2015 г. по делу N А55-2557/2015
Резолютивная часть постановления объявлена: 15 июля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 22 июля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - до перерыва представителя Устинова О.В., доверенность от 29.12.2014 года N 12-9291, после перерыва представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью УКХ "Волгопромгаз" - до и после перерыва представителя Митяновой Н.И., доверенность от 11.06.2013 года,
от Министерства строительства Самарской области - до перерыва представитель не явился, извещено, после перерыва представителя Романовой В.Ю., доверенность от 30.01.2015 года N 3-49/11,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала Самарской области - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2015 года по делу N А55-2557/2015 (судья Медведев А.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью УКХ "Волгопромгаз", г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
установил:
общество с ограниченной ответственностью УКХ "Волгопромгаз" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик) о признании незаконным отказа в государственной регистрации.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства Самарской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неполное исследование судом обстоятельств дела, поскольку с момента принятия Постановления Правительства Самарской области от 09.11.2-12 г. N 639 предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства объектов, обеспечивающих коммерческую деятельность организаций в сферах образования, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта....может осуществляться исключительно путем проведения торгов.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель общества с ограниченной ответственностью УКХ "Волгопромгаз" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители третьих лиц не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании 08.07.2015 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11 час. 50 мин. 15.07.2015. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
После перерыва рассмотрение дела продолжено.
Представитель общества с ограниченной ответственностью УКХ "Волгопромгаз" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве и письменных пояснениях на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Министерства строительства Самарской области в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала Самарской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 17.07.2014 ООО "УКХ "Волгопромгаз" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 09.07.2014 N 888 на земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу, представив при этом полный пакет документов.
24.11.2014 Управление Росреестра по Самарской области отказало в государственной регистрации (уведомление N 01/411/2014-775) по причине непредставления документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а именно, документов, подтверждающих предоставление земельного участка с соблюдением норм, установленных постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639.
Кроме того, Управление Росреестра по Самарской области в отказе указало, что ими был направлен запрос по поводу предоставления земельного участка в береговой полосе, из ответа на который не представляется возможным определить находится ли земельный участок в пределах береговой полосы, а также является ли ООО "УКХ "Волгопромгаз" пользователем водного объекта.
Заявитель, полагая, что решение об отказе в государственной регистрации является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Суд первой инстанции посчитал установленным, что ООО "УКХ "Волгопромгаз", обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка, должно было руководствоваться действующим на момент его обращениями законодательством. Поскольку процедура получения земельного участка начата в соответствии с требованиями земельного законодательства до вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 N 639, которым установлен перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, ссылка на него, как на основание отказа, судом признана не соответствующей закону.
Суд первой инстанции указал, что истребование документов, подтверждающих предоставление земельного участка с проведением торгов, является необоснованным.
Однако, судом при вынесении решения не учтено следующее.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015 г.).
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса). В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен постановлением N 639.
В соответствии с пунктом 5 настоящего постановления оно вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна", от 13.11.2012 N 418 (28346), то есть 23.11.2012 г.
Таким образом, с указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства объектов производства, исключительно путем проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По смыслу принципа правовой определенности, для признания нарушенными прав заявителя, в результате применения законодательных норм с обратной силой, он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950). Принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав.
Пунктом 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П установлено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
В данном случае ООО "УКХ "Волгопромгаз" до 23.11.2012 г. не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представило суду апелляционной инстанции бесспорных доказательств того, что приобрело бы эти права, если бы положения постановления N 639 не были применены.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что на момент вступления в силу постановления N 639 акт о выборе земельного участка не утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято.
При таких обстоятельствах, отказ в регистрации договора аренды спорного участка закону не противоречит, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как содержащее выводы, не соответствующие установленным по делу обстоятельствам.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа по делу А55-26907/2014.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2015 года по делу N А55-2557/2015 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью УКХ "Волгопромгаз" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)