Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Семеновой З.Г., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае на решение Арбитражного суда Пермского края от 06.02.2014 по делу N А50-17564/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае - Денисова И.В. (доверенность от 09.01.2014 N 04).
До начала судебного заседания от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю (далее - Кадастровая палата) и от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) в электронном виде через систему подачи документов "Мой Арбитр", поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Ходатайства судом рассмотрены и удовлетворены в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Управление Росимущества) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию "Соликамский муниципальный район Пермского края" в лице администрации Соликамского муниципального района Пермского края (далее - Муниципальное образование) о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 59:10:0501002:42 площадью 16 513 кв. м, имеющий адресные ориентиры: г. Соликамск, ул. Железнодорожная, 43 (далее - спорный земельный участок).
Определениями Арбитражного суда Пермского края от 20.09.2013, от 16.12.2013, от 10.01.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в порядке, предусмотренном ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены Управление Росреестра, общество с ограниченной ответственностью "Аста" (далее - общество "Аста"), Кадастровая палата.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 20.09.2013 приняты обеспечительные меры в виде наложения ареста на спорный земельный участок, запрета любым лицам распоряжаться, совершать любые сделки в отношении спорного земельного участка, запрета Управлению Росреестра осуществлять государственную регистрацию прав, перехода прав, ограничений и обременений на спорный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.02.2014 (судья Гуляева Е.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано; обеспечительные меры, принятые определением от 20.09.2013, отменены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 (судьи Панькова Г.Л., Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Управление Росимущества обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять судебный акт об удовлетворении исковых требований. Заявитель полагает, что судами первой и апелляционной инстанций нарушены ст. 1, 35 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ), ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам спора и имеющимся доказательствам. Заявитель считает, что суды неправомерно отказали в удовлетворении исковых требований, поскольку спорный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 59:10:0000000:0001, общей площадью 692 324 кв. м, на который 24.01.2005 зарегистрировано право федеральной собственности. Поскольку спорный земельный участок находится в полосе отвода железной дороги, постольку он в силу прямого указания закона является федеральной собственностью и регистрация права муниципальной собственности на него произведена с нарушением действующего законодательства. Управление Росимущества указывает, что судами необоснованно не приняты во внимание обстоятельства, установленные судебными актами по делам N А50-20199/2006 и N А50-7445/2006.
В отзыве на кассационную жалобу Муниципальное образование просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что постановлением Администрации Пермской области от 17.03.1997 N 80 из государственной собственности Пермской области в собственность Соликамского района передано государственное предприятие "Агропромхимия". Согласно перечню предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность Соликамского района, утвержденного постановлением от 24.10.1996 N 392, в составе предприятия в собственность Соликамского муниципального района передано имущество остаточной стоимостью на 01.01.1996 11 339 734 тыс. руб.
Из выписки из реестра муниципальной (казенной) собственности Соликамского района от 08.10.2001 N 133 следует, что в состав указанного имущества предприятия "Агропромхимия" вошли: кирпичный склад, стоянки тракторов, железнодорожный тупик.
Право собственности Муниципального образования "Соликамский муниципальный район Пермского края" зарегистрировано в установленном законом порядке на нежилое кирпичное здание склада площадью 1 982,5 кв. м, 1-этажное кирпичное нежилое здание стоянки тракторов общей площадью 157 кв. м, железнодорожный тупик протяженностью 120 м, расположенных по адресу: г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 43, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 03.10.2011 серии 59-БГ N 119481, от 03.10.2011 серии 59-БГ N 119482, от 18.10.2004 серии 59 АК N 675288.
Постановлением Главы местного самоуправления города Соликамска Пермской области от 06.10.2004 N 1922 утвержден проект границ земельного участка, расположенного на землях поселений, по ул. Железнодорожной д. 43, площадью 16 513 кв. м, необходимого для эксплуатации вышеуказанного комплекса муниципального недвижимого имущества. Данный земельный участок (кадастровый номер 59:10:0501002:42) учтен в государственном кадастре недвижимости 05.10.2006 с указанием категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственную территорию, что подтверждается кадастровым планом от 11.10.2006 N 10/06-03-2902 и кадастровой выпиской от 25.10.2013 N 5900/201/13-510723.
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.07.2012 внесена запись о государственной регистрации права собственности Муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 59:10:0501002:42 площадью 16 513 кв. м, имеющий адресные ориентиры: г. Соликамск, ул. Железнодорожная, 43.
Также в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.01.2005 внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 59:10:0000000:0001 под полосу отвода железной дороги и западную площадку ст. "Соликамск-2" (земли поселений) общей площадью 692 324 кв. м, расположенный по адресу: Пермская область, г. Соликамск, южная, юго-восточная часть.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.10.2013, кадастровой выписки от 25.10.2013 N 5900/201/13-510688 следует, что площадь земельного участка с кадастровым номером 59:10:0000000:0001 составляет 637 767 кв. м, а не 692 324 кв. м, как это было на момент регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
Доказательства на основании чего площадь земельного участка с кадастровым номером 59:10:0000000:0001 уменьшилась на 54 557 кв. м, и произошло ли это за счет незаконного выдела спорного земельного участка, в материалы дела не представлены.
Ссылаясь на то, что государственная регистрация права муниципальной собственности на спорный земельный участок произведена незаконно, поскольку земельный участок образован из земель являющихся федеральной собственностью, ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования под нужды транспорта, Управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что спорный земельный участок сформирован в целях эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности Муниципальному образованию, доказательств выделения спорного земельного участка из ранее сформированного земельного участка с кадастровым номером 59:10:0000000:0001 и нахождения спорного земельного участка в полосе отвода железной дороги истцом не представлено.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществление защиты гражданских прав возможно лишь способами, предусмотренными законом, при этом избранный способ защиты в случае удовлетворения исковых требований должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Как разъяснено в п. 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. При этом признание права собственности на имущество, которое не находится в непосредственном владении истца, возможно исключительно путем предъявления иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения. При рассмотрении виндикационного иска обеспечивается возможность установления добросовестности приобретения имущества и его надлежащего собственника, соединение права и фактического владения, а также защита владельца правилами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов, а также стабильность гражданского оборота.
Согласно разъяснениям, данным в п. 59 названного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание постановление главы местного самоуправления города Соликамска Пермской области от 06.10.2004 N 1922, материалы землеустроительного дела по межеванию спорного земельного участка от 28.09.2006 N 2120/06, кадастровую выписку на спорный земельный участок от 25.10.2013 суды установили, что спорный земельный участок сформирован для эксплуатации комплекса муниципального недвижимого имущества, учтен в государственном кадастре недвижимости 05.10.2006 с указанием категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственную территорию, является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером 59:10:0000000:0001. Доказательств наличия права федеральной собственности на спорный земельный участок, так же как и его нахождение в полосе отвода железной дороги Управлением Росимущества не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, учитывая, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности, у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для удовлетворения рассматриваемых исковых требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, и судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства настоящего дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством с учетом предмета заявленных требований, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 3, 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 06.02.2014 по делу N А50-17564/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Э.РЯБОВА
Судьи
З.Г.СЕМЕНОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 27.08.2014 N Ф09-5590/14 ПО ДЕЛУ N А50-17564/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2014 г. N Ф09-5590/14
Дело N А50-17564/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Семеновой З.Г., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае на решение Арбитражного суда Пермского края от 06.02.2014 по делу N А50-17564/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае - Денисова И.В. (доверенность от 09.01.2014 N 04).
До начала судебного заседания от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю (далее - Кадастровая палата) и от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) в электронном виде через систему подачи документов "Мой Арбитр", поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Ходатайства судом рассмотрены и удовлетворены в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Управление Росимущества) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию "Соликамский муниципальный район Пермского края" в лице администрации Соликамского муниципального района Пермского края (далее - Муниципальное образование) о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 59:10:0501002:42 площадью 16 513 кв. м, имеющий адресные ориентиры: г. Соликамск, ул. Железнодорожная, 43 (далее - спорный земельный участок).
Определениями Арбитражного суда Пермского края от 20.09.2013, от 16.12.2013, от 10.01.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в порядке, предусмотренном ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены Управление Росреестра, общество с ограниченной ответственностью "Аста" (далее - общество "Аста"), Кадастровая палата.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 20.09.2013 приняты обеспечительные меры в виде наложения ареста на спорный земельный участок, запрета любым лицам распоряжаться, совершать любые сделки в отношении спорного земельного участка, запрета Управлению Росреестра осуществлять государственную регистрацию прав, перехода прав, ограничений и обременений на спорный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.02.2014 (судья Гуляева Е.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано; обеспечительные меры, принятые определением от 20.09.2013, отменены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 (судьи Панькова Г.Л., Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Управление Росимущества обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять судебный акт об удовлетворении исковых требований. Заявитель полагает, что судами первой и апелляционной инстанций нарушены ст. 1, 35 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ), ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам спора и имеющимся доказательствам. Заявитель считает, что суды неправомерно отказали в удовлетворении исковых требований, поскольку спорный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 59:10:0000000:0001, общей площадью 692 324 кв. м, на который 24.01.2005 зарегистрировано право федеральной собственности. Поскольку спорный земельный участок находится в полосе отвода железной дороги, постольку он в силу прямого указания закона является федеральной собственностью и регистрация права муниципальной собственности на него произведена с нарушением действующего законодательства. Управление Росимущества указывает, что судами необоснованно не приняты во внимание обстоятельства, установленные судебными актами по делам N А50-20199/2006 и N А50-7445/2006.
В отзыве на кассационную жалобу Муниципальное образование просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что постановлением Администрации Пермской области от 17.03.1997 N 80 из государственной собственности Пермской области в собственность Соликамского района передано государственное предприятие "Агропромхимия". Согласно перечню предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность Соликамского района, утвержденного постановлением от 24.10.1996 N 392, в составе предприятия в собственность Соликамского муниципального района передано имущество остаточной стоимостью на 01.01.1996 11 339 734 тыс. руб.
Из выписки из реестра муниципальной (казенной) собственности Соликамского района от 08.10.2001 N 133 следует, что в состав указанного имущества предприятия "Агропромхимия" вошли: кирпичный склад, стоянки тракторов, железнодорожный тупик.
Право собственности Муниципального образования "Соликамский муниципальный район Пермского края" зарегистрировано в установленном законом порядке на нежилое кирпичное здание склада площадью 1 982,5 кв. м, 1-этажное кирпичное нежилое здание стоянки тракторов общей площадью 157 кв. м, железнодорожный тупик протяженностью 120 м, расположенных по адресу: г. Соликамск, ул. Железнодорожная, д. 43, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 03.10.2011 серии 59-БГ N 119481, от 03.10.2011 серии 59-БГ N 119482, от 18.10.2004 серии 59 АК N 675288.
Постановлением Главы местного самоуправления города Соликамска Пермской области от 06.10.2004 N 1922 утвержден проект границ земельного участка, расположенного на землях поселений, по ул. Железнодорожной д. 43, площадью 16 513 кв. м, необходимого для эксплуатации вышеуказанного комплекса муниципального недвижимого имущества. Данный земельный участок (кадастровый номер 59:10:0501002:42) учтен в государственном кадастре недвижимости 05.10.2006 с указанием категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственную территорию, что подтверждается кадастровым планом от 11.10.2006 N 10/06-03-2902 и кадастровой выпиской от 25.10.2013 N 5900/201/13-510723.
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.07.2012 внесена запись о государственной регистрации права собственности Муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 59:10:0501002:42 площадью 16 513 кв. м, имеющий адресные ориентиры: г. Соликамск, ул. Железнодорожная, 43.
Также в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.01.2005 внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 59:10:0000000:0001 под полосу отвода железной дороги и западную площадку ст. "Соликамск-2" (земли поселений) общей площадью 692 324 кв. м, расположенный по адресу: Пермская область, г. Соликамск, южная, юго-восточная часть.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.10.2013, кадастровой выписки от 25.10.2013 N 5900/201/13-510688 следует, что площадь земельного участка с кадастровым номером 59:10:0000000:0001 составляет 637 767 кв. м, а не 692 324 кв. м, как это было на момент регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок.
Доказательства на основании чего площадь земельного участка с кадастровым номером 59:10:0000000:0001 уменьшилась на 54 557 кв. м, и произошло ли это за счет незаконного выдела спорного земельного участка, в материалы дела не представлены.
Ссылаясь на то, что государственная регистрация права муниципальной собственности на спорный земельный участок произведена незаконно, поскольку земельный участок образован из земель являющихся федеральной собственностью, ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования под нужды транспорта, Управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что спорный земельный участок сформирован в целях эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности Муниципальному образованию, доказательств выделения спорного земельного участка из ранее сформированного земельного участка с кадастровым номером 59:10:0000000:0001 и нахождения спорного земельного участка в полосе отвода железной дороги истцом не представлено.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществление защиты гражданских прав возможно лишь способами, предусмотренными законом, при этом избранный способ защиты в случае удовлетворения исковых требований должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Как разъяснено в п. 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. При этом признание права собственности на имущество, которое не находится в непосредственном владении истца, возможно исключительно путем предъявления иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения. При рассмотрении виндикационного иска обеспечивается возможность установления добросовестности приобретения имущества и его надлежащего собственника, соединение права и фактического владения, а также защита владельца правилами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов, а также стабильность гражданского оборота.
Согласно разъяснениям, данным в п. 59 названного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание постановление главы местного самоуправления города Соликамска Пермской области от 06.10.2004 N 1922, материалы землеустроительного дела по межеванию спорного земельного участка от 28.09.2006 N 2120/06, кадастровую выписку на спорный земельный участок от 25.10.2013 суды установили, что спорный земельный участок сформирован для эксплуатации комплекса муниципального недвижимого имущества, учтен в государственном кадастре недвижимости 05.10.2006 с указанием категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственную территорию, является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером 59:10:0000000:0001. Доказательств наличия права федеральной собственности на спорный земельный участок, так же как и его нахождение в полосе отвода железной дороги Управлением Росимущества не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, учитывая, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности, у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для удовлетворения рассматриваемых исковых требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, и судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства настоящего дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством с учетом предмета заявленных требований, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 3, 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 06.02.2014 по делу N А50-17564/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Э.РЯБОВА
Судьи
З.Г.СЕМЕНОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)