Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.05.2014 N 05АП-3907/2014 ПО ДЕЛУ N А51-34883/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2014 г. N 05АП-3907/2014

Дело N А51-34883/2013

Резолютивная часть постановления оглашена 05 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Гаражно-строительного кооператива "Локомотив"
апелляционное производство N 05АП-3907/2014
на решение от 05.02.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-34883/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению гаражно-строительного кооператива "Локомотив" (ИНН 2543016575, ОГРН 1122543020885, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.11.2012)
к Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третьи лица: муниципальное казенное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке", Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
- об оспаривании решения;
- при участии:
- от администрации города Владивостока: представитель Грачева А.Ю. по доверенности от 30.12.2013 N 1-3/4679, сроком по 31.12.2014, удостоверение N 3777;
- от Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока: представитель Грачева А.Ю. по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4178, сроком до 31.12.2014, удостоверение N 3777;
- от муниципального казенного учреждения "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке": представитель Грачева А.Ю. по доверенности от 31.12.2013, сроком по 31.12.2014, удостоверение N 3777;
- от Гаражно-строительного кооператива "Локомотив": представитель Ерохов С.С. по доверенности от 01.11.2013, сроком на один год, паспорт;
- Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом

установил:

Гаражно-строительного кооператив "Локомотив" обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Владивостока, изложенного в письме от 05.07.2013 N 18328/20У в утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка, расположенного в районе ул. Лермонтова, 68А в г. Владивостоке, площадью 1451 кв. м, для размещения гаражей и обязании Администрации Владивостока в течение месяца с момента вступления решения в законную силу утвердить и выдать схему расположения земельного участка, расположенного в районе ул. Лермонтова, 68А в г. Владивостоке, площадью 1451 кв. м для размещения капитальных гаражей (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда от 05.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Гаражно-строительный кооператив "Локомотив" обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что заявление и вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка соответствовали требованиям пункта 2.8 Административного регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации города Владивостока от 27.12.2010 N 1596, в связи с чем у администрации г. Владивостока отсутствовали основания, предусмотренные Административным регламентом, для отказа ГСК "Локомотив" в утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Полагает также, что оснований для отнесения спорного земельного участка к землям муниципальной собственности, предусмотренных статьей 19 ЗК РФ и статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ, не установлено.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что 28 января 2013 года гаражно-строительный кооператив "Локомотив" обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Лермонтова, 68а, площадью 1451 кв. м на котором расположены гаражи.
08.05.2013 гаражно-строительный кооператив "Локомотив" представил уточнения к ранее поданному заявлению и просил предоставить в аренду сроком на 10 лет земельный участок, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Лермонтова, 68а, площадью 1451 кв. м для размещения гаражно-строительного кооператива "Локомотив".
29.05.2013 гаражно-строительный кооператив "Локомотив" уточнил требования и просил предоставить в аренду сроком на 10 лет земельный участок, площадью 1451 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Лермонтова, 68а с предварительным согласованием места размещения ГСК "Локомотив".
Письмом от 13.06.2013 N 20/03/02-12/12310 Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края направил главе города Владивостока обращение ГСК "Локомотив" о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1451 кв. м, расположенного в районе ул. Лермонтова, 68а, для строительства с предварительным согласованием места размещения капитальных гаражей для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка.
Администрация города Владивостока письмом от 05.07.2013 N 18328/20У отказала заявителю в обеспечении выбора земельного участка и утверждении и выдачи схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте территории, сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок предоставлен муниципальному учреждению "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" в постоянное (бессрочное) пользование постановлением администрации города Владивостока от 23.01.2007 N 590 под площадку отдыха жителей города.
Кооператив, не согласившись с данным решением, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, оспорил его в арбитражном суде.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь статьей 34 ЗК РФ, регламентирующей порядок предоставления земельных участков, для целей, не связанных для строительством, пришел к выводу о законности оспариваемого решения Управления, поскольку испрашиваемый земельный участок обременен правами третьих лиц.
Вместе с тем, как установлено апелляционным судом, и подтверждается материалами дела, кооператив с учетом уточнения заявления от 29.05.2013, обратился в Департамент за предоставлением в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 1451 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Лермонтова, 68 "А" в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 ЗК РФ, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (часть 1 статьи 31 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (часть 2 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 ЗК РФ).
Отказывая в выборе земельного участка, администрация г. Владивостока сослалась на то, что испрашиваемый земельный участок предоставлен муниципальному учреждению "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" в постоянное (бессрочное) пользование постановлением администрации города Владивостока от 23.01.2007 N 590 под площадку для отдыха жителей города.
Материалами дела подтверждается, что постановлением администрации г. Владивостока от 23.01.2007 N 590 МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 4002 кв. м в районе ул. Путятинская, 135 в г. Владивостоке под площадку для отдыха жителей города.
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 25:25:050001:525. 28.11.2007 на нег зарегистрировано право собственности муниципального образования.
Согласно кадастровому паспорту от 15.01.2009 N 2802/09-416 земельный участок с кадастровым номером 25:25:050001:525 сформирован под площадку для отдыха жителей города.
Свидетельством о государственной регистрации права 25-АБ 471777 от 09.11.2010 подтверждается право постоянного (бессрочного) пользования Учреждения земельным участком с кадастровым номером 25:25:050001:525.
Согласно представленной в материалы дела обзорной схемы взаимного расположения земельных участков, испрашиваемый заявителем земельный участок налагается на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050001:525. Указанный факт заявителем не оспаривается.
Из системного толкования статей 30, 31, 32 ЗК РФ следует, что земельный участок, который за интересованное лицо просит выбрать ему для строительства какого-либо объекта должен быть свободен от прав третьих лиц. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность публичного собственника осуществить в целях предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта раздел земельного участка, сформированного для иных целей и предоставленного в пользование иному лицу.
Следовательно, возможность выбора земельного участка и утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории, у Управления отсутствовала.
Исходя из смысла статей 1, 10, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации применение избранного заявителем способа защиты гражданских прав не должно влечь нарушения прав и интересов третьих лиц.
Между тем формирование земельного участка заявителю повлечет нарушение прав Учреждения, которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Коллегия принимает во внимание, что по правилам статьи 31 ЗК РФ определение вариантов возможного размещения объекта строительства отнесено к компетенции администрации.
Однако, из имеющегося в материалах дела ситуационного плана усматривается невозможность формирования земельного участка по заявлению Общества в указанном им районе. Доказательств обратного Обществом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ представлено не было.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отказа в обеспечении выбора земельного участка, и как следствие, об обоснованности вынесенного администрацией г. Владивостока решения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания решения администрации г. Владивостока, изложенного в письме от 05.07.2013 N 18328/20У незаконным, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
С учетом того, что кооперативом земельный участок испрашивается для строительства, судебная коллегия находит необоснованным применение судом первой инстанции к спорным правоотношениям положений ст. 34 Земельного кодекса РФ, регламентирующей порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством.
При принятии постановления суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных статьей 269 АПК РФ.

Поскольку выводы суда первой инстанции не привели к принятию неправильного по существу решения, апелляционная коллегия, руководствуясь пунктом 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", по смыслу которого указание на изменение мотивировочной части решения суда в резолютивной части постановления является в данном случае правом суда, считает возможным оставить решение суда первой инстанции без изменения, не указывая на изменение мотивировочной части решения.
Решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения с учетом мотивировочной части, изложенной в настоящем постановлении.
Нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.02.2014 по делу N А51-34883/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА

Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)