Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 07.05.2015 N Ф06-22664/2013 ПО ДЕЛУ N А55-17623/2014

Требование: О признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации договора аренды лесного участка, об обязании устранить допущенные нарушения путем государственной регистрации договора аренды.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием регистрации права федеральной собственности на спорный участок, а также аннулированием сведений об участке в государственном кадастре недвижимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2015 г. N Ф06-22664/2013

Дело N А55-17623/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.10.2014 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Захарова Е.И.)
по делу N А55-17623/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Проектподшипник", г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, при участии в деле в качестве третьего лица - Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,

установил:

открытое акционерное общество "Проектподшипник" (далее - ОАО "Проектподшипник", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 15.04.2008 N 67/12, выраженного в сообщении от 27.06.2014 N 01/508/2014-518. Заявлено также требование об обязании Управления Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения интересов заявителя путем государственной регистрации договора аренды лесного участка.
Суд первой инстанции привлек Управление Росреестра по Самарской области к участию в деле в качестве заинтересованного лица. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне заявителя привлечено Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.10.2014 по делу N А55-17623/2014 заявление удовлетворено. Отказ Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 15.04.2008 N 67/12, выраженный в сообщении от 27.06.204 N 01/508/2014-518 признан незаконным. На Управление Росреестра по Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Проектподшипник" путем государственной регистрации договора аренды лесного участка.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Росреестра по Самарской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит отменить состоявшиеся судебные акты с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований ОАО "Проектподшипник". Считает, что суды не применили подлежащий применению пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому распоряжение лесными участками, право государственной собственности на которые разграничено, осуществляется после государственной регистрации права собственности на такие участки, при этом право собственности Российской Федерации на лесной участок, являющийся предметом договора аренды, не зарегистрировано. Кроме этого, по мнению Управления Росреестра по Самарской области, суды неправильно применили пункт 3 статьи 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ), согласно которому государственная регистрация договоров аренды лесных участков осуществляется без представления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков, но при условии, если государственный кадастровый учет таких лесных участков не осуществлялся. В данном случае кадастровый учет лесного участка был осуществлен с присвоением кадастрового номера 63:01:0601001:203, однако сведения об учете данного лесного участка были аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
ОАО "Проектподшипник" в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении. Считает выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, поскольку в целях государственной регистрации договора аренды лесного участка были представлены все предусмотренные Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним документы, и законные основания для отказа в совершении регистрационных действий отсутствуют.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в отзыве на кассационную жалобу также просит отказать в ее удовлетворении. Считает законным и обоснованным вывод судов об отсутствии необходимости государственной регистрации права федеральной собственности на участок лесного фонда, являющийся предметом договора аренды, поскольку все земли лесного фонда в силу статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ относятся к федеральной собственности, а распоряжение участками лесного фонда осуществляет Министерство как уполномоченный орган Самарской области в силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом Закон о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации допускает до 01.01.2015 распоряжение участками лесного фонда и государственную регистрацию прав на такие участки по условному номеру без осуществления кадастрового учета при наличии плана лесного участка.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, и извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не явились.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов заинтересованных лиц, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалованных судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение.
Как установлено судом первой инстанции, по результатам торгов между Самарским лесхозом Комитета природных ресурсов по Самарской области и ОАО "Проектподшипник" 01.06.2001 был заключен договор аренды участка лесного фонда N 67 для осуществления культурно-оздоровительных целей, что являлось разрешенным видом лесопользования. Предметом договора являлся участок лесного фонда в квартале 44 Пригородного лесничества Самарского лесхоза.
Во исполнение статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ договор аренды от 01.06.2001 был приведен в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 путем заключения нового договора аренды лесного участка от 15.04.2008 N 67/12, согласно которому обществу предоставлен до 01.06.2050 в аренду лесной участок из земель лесного фонда с кадастровым номером 63:01:0601001:203 площадью 1,5 га, расположенный в Самарском лесничестве, квартал 44, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка.
ОАО "Проектподшипник" 15.05.2014 обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 15.04.2008, представив так же, как установил суд первой инстанции, схему расположения и границы лесного участка с точным указанием координат, места расположения, площади, конфигурации, характеристик участка и насаждений, цели использования.
Управление Росреестра по Самарской области сообщением от 27.06.2014 N 01-508/2014-518 отказало в государственной регистрации договора аренды. Мотивами отказа послужило отсутствие регистрации права федеральной собственности арендованного земельного участка, а также аннулирование сведений о ранее сформированном земельном участке с кадастровым номером 63:01:0601001:203 в государственном кадастре недвижимости.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на арендованный обществом земельный участок не является препятствием для государственной регистрации договора аренды, поскольку в силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации все лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Право распоряжения лесными участками в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, таким уполномоченным органом в Самарской области является Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Возражая против доводов ОАО "Проектподшипник", Управление Росреестра по Самарской области заявило в суде первой и апелляционной инстанций, что проведенное статьей 8 Лесного Кодекса Российской Федерации разграничение права государственной собственности на землю путем отнесения лесных участков лесного фонда к федеральной собственности не освобождает уполномоченный государственный орган от государственной регистрации права федеральной собственности на участки лесного фонда в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Суды не дали надлежащей оценки данным доводам Управления Росреестра по Самарской области.
Право собственности Российской Федерации на лесной фонд, то есть все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), было закреплено статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, вступившего в силу 03.02.1997. Данный Закон разграничил государственную собственность на землю путем отнесения земельный участков, занятых лесным фондом, к федеральной собственности (не исключая возможности дальнейшей передачи таких участков в собственность субъектов Федерации и муниципальных образований).
Соответственно, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на возникновение права собственности Российской Федерации в отношении всех земельных участков лесного фонда в силу закона.
Право федеральной собственности на такие земельные участки является ранее возникшим правом в понятии статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступившего в силу с 29.01.1998. Данное право является юридически действительным вне зависимости от его государственной регистрации и проводится по желанию правообладателя, однако в силу пункта 2 статьи 6 данного Закона государственная регистрация права федеральной собственности на земельные участки лесного фонда требуется при совершении сделки с земельным участком как объектом недвижимости. То же требование о государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участки, государственная собственность на которые была разграничена в том числе на основании федерального закона, до распоряжения земельными участками, закреплено в действовавшем до 01.03.2015 пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ не содержат исключений из данного правила. Отказывая в совершении регистрационных действий, Управление Росреестра по Самарской области руководствовалось в том числе и разъяснениями, содержащимися в пункте 4 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ним, утвержденных Приказом Росрегистрации от 19.11.2007 N 255. О необходимости государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки, государственная собственность на которые была разграничена, в целях совершения сделки с таким участком, указал и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 18.05.2010 N 437/10.
Вместе с тем суд не установил факт наличия либо отсутствия государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки лесного фонда, в которые входит квартал 44 Самарского лесничества. Если право собственности Российской Федерации на такие более крупные земельные участки лесного фонда, в которое входит и лесной участок, являющийся предметом договора аренды, зарегистрировано, законных оснований для отказа в совершении регистрационных действий не имелось. Если же такое право федеральной собственности не зарегистрировано, отказ в совершении регистрационных действий соответствует статье 6 и пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и не может быть признан незаконным в силу статьи 201 АПК РФ.
Соответственно, решение принято в отсутствие установленных судом существенных обстоятельств дела, судебные акты подлежат отмене в силу статьи 288 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду необходимо установить наличие либо отсутствие факта государственной регистрации права федеральной собственности на более крупные лесные участки Самарского лесничества, в которые входит и спорный лесной участок, с привлечением, при необходимости, к участию в деле Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Самарской области либо с предоставлением соответствующей информации от данного Федерального органа.
Что касается доводов Управления Росреестра по Самарской области о наличии препятствий для государственной регистрации договора аренды в связи с исключением из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке 63:01:0601001:203, то суды правомерно признали данное основание для отказа в совершении регистрационных действий незаконным, поскольку отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о сформированном участке лесного фонда не препятствует государственной регистрации договора аренды лесного участка на основании документов лесоустройства - плана лесного участка, как это предусмотрено статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ, в этом случае лесной участок ограничивается в обороте на основании статьи 5 того же Закона до осуществления (восстановления) кадастрового учета земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 13.10.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу N А55-17623/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
А.Л.ПЕТРОВ

Судьи
В.А.КАРПОВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)