Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 20.06.2014 ПО ДЕЛУ N А40-48844/14

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2014 г. по делу N А40-48844/14


Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 20 июня 2014 года.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
судьи Л.В. Ласкина (шифр 146-149)
при ведении протокола судебного заседания помощником А.О. Харламовым
при участии:
заявителя: Данилова К.С. По доверенности от 27.05.13 г. N 251
от административного органа: Бейдун А.И. по доверенности от 18.12.13 г. N 03
рассмотрев дело в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" к Управлению Россельхознадзора по городу Москве, Московской и Тульской областям о признании незаконными и отмене постановлений по делам об административных правонарушений

установил:

Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - корпорация, заявитель,) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановлений N 09-36з/2014, N 09-35з/2014 и 09-30з/2014 г. от 19 марта 2014 г. о привлечении к заявителя к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере по 45 000 руб. по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование заявления общество ссылается на то, что отсутствуют события административных правонарушений.
Возражая на предъявленное заявление, административный орган в представленном отзыве указывает, что факт совершения правонарушения подтвержден материалами дела, в том числе и протоколами по делу об административном правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Выслушав объяснения представителя заявителя, поддержавшего доводы и требования заявления, и представителя административного органа, возражавшего против удовлетворения заявления, изучив материалы дела и представленные доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции считает заявление подлежащим удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в адрес Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям поступило обращение Первого заместителя руководителя администрации Егорьевского муниципального района Московской области Журавлева Ю.В. с материалами плановой проверки муниципального земельного контроля администрацией Егорьевского муниципального района Московской области земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050230:63.
Согласно свидетельству о государственной регистрации прав 50НД N 543820 от 23.12.2009 г. земельный участок с кадастровым номером 50:30:0050230:63, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для производства сельхозпродукции, площадь 884786 кв. м. Земельный участок с кадастровым номером 50:30:0050230:63 на праве собственности принадлежит Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов.
Проверка проводилась с участием и в присутствии представителя по доверенности Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" Ганна Александра Владимировича.
По результатам проверки Администрацией Егорьевского муниципального района составлен Акт проверки N 32 от 27.09.2013. Замечаний, заявлений в ходе проведения проверки от представителя юридического лица не поступало.
В ходе проведения проверки специалистами администрации Егорьевского муниципального района Московской области выявлено что, земельный участок с кадастровым номером 50:30:0050230:63 не используется по целевому назначению. Согласно научной системы земледелия 1985 г. земельный участок принадлежал бывшему совхозу "Россия", имеют статус "земли сельскохозяйственного назначения" пашни и сенокосы, на пашне не проводятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработки почвы, сенокосы не косятся, зарастают плотной дикорастущей травянистой растительностью: пырей, одуванчик и др.
На основании полученных данных от Администрации Егорьевского муниципального района Московской области, 19 февраля 2014 г. Управлением возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования N 09-36з/2014 в отношении Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".
06 марта 2014 г. старшим государственным инспектором Коломенского межрайонного отдела Буряк Светланой Михайловной в присутствии представителя юридического лица действующего на основании доверенности Ганна Александра Владимировича, представителя администрации Егорьевского муниципального района Светлова Игоря Евгеньевича, представителя администрации сельского поселения Раменское Егорьевского муниципального района Каменевой Ларисы Валентиновны и двух понятых проведен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначении с кадастровым номером 50:30:0050230:63.
Осмотр проводился в светлое время суток, при ясной погоде, с использованием фотооборудования. Осмотр и фотосъемка проводились с координатных точек 55°12'23" СШ, 39°16'47" ВД; 55°12'23" СШ 39°16'50" ВД, находящихся на земельном участке в направлении глубины участка. Межевые знаки на земельном участке не выявлены.
При осмотре установлены и подтверждены факты, зарастания и неиспользования земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050230:63, отраженные в обращении Администрации Егорьевского муниципального района Московской области.
Земельный участок покрыт снежным покровом глубиной 3 - 5 см. Из под снежного покрова на всей площади выявлено зарастание участка сорной древесно-кустарниковой, многолетней растительностью высотой от 0,5 до 1-ого метра.
Земельный участок сельскохозяйственного назначения покрыт плотной травяной растительностью естественного происхождения с остатками травостоя прошлых лет (высохшая трава) с преимущественным видовым составом трав: пырей ползучий, пижма, и др., являющихся многолетними и злостными сорными растениями. Земельный участок зарос сорной древесно-кустарниковой растительностью, сорняками и длительное время не обрабатывается, древесно-кустарниковая растительность с видовым составом сосна, береза, ива, ольха и др., высотой от 0,5 до 5 м, исходя из методики определения возраста сосны по мутовкам, входящей с состав древесно-кустарниковой растительности произрастающей на участке, возраст древесной растительности составляет от 3 по 10 лет. Признаков агротехнической обработки почвы на участке не выявлено.
Выявленное зарастание и наличие сорной древесно-кустарниковой растительности свидетельствует о не проведении в течение продолжительного времени от 3 до 10 лет обязательных мероприятий по обработке почвы для возделывания сельскохозяйственных культур и непринятии мер к воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, выражающееся в не сохранении и непринятии мер к повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозийных, и иных, предусмотренных законодательством мероприятий, о чем свидетельствует зарастание земельного участка сорной древесно-кустарниковой растительностью. Древесно-кустарниковая и сорная растительность способствует распространению болезней и вредителей, при зарастании земельного участка не происходит воспроизводство плодородия земель.
Следов агротехнической обработки почв, проведения иных агротехнических мероприятий, следов сенокоса и выпаса животных, на земельном участке с кадастровым номером 50:30:0050230:63 не выявлено.
Зарастание сельскохозяйственных угодий древесно-кустарниковой растительностью вызывает излишнюю антропогенную нагрузку на почву и свидетельствует о нарушении порядка пользования землями. Распространение сорных растений негативно сказывается на фитосанитарном состоянии земельных участков, освоение которых невозможно без применения значительного количества пестицидов, что вызывает излишнюю антропогенную нагрузку на почву, являющуюся неотъемлемой частью экологической системы.
Документы, подтверждающие выполнение Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" обязательных мероприятий по освоению земельного участка и его использованию для сельскохозяйственного производства за весь период собственности не представлены.
На земельном участке с кадастровом номером 50:30:0050230:63 выявлены признаки не использования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства и осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности.
По выявленным нарушениям 14 марта 2014 г. в присутствии защитника Ганна А.В. составлен протокол N 09-36з/2014 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Постановлением от 19 марта 2014 г. N 09-36з/2014 корпорация привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7, с наложением административного штрафа в размере 45 000 рублей.
В адрес Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям поступило также обращение Первого заместителя руководителя администрации Егорьевского муниципального района Московской области Журавлева Ю.В. с материалами плановой проверки муниципального земельного контроля администрацией Егорьевского муниципального района Московской области земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050227:191.
Указанный земельный участок также принадлежит корпорации.
По результатам проверки Администрацией Егорьевского муниципального района составлен Акт проверки N 32 от 27.09.2013.
В ходе проведения проверки специалистами администрации Егорьевского муниципального района Московской области выявлено что, земельный участок с кадастровым номером 50:30:0050227:191 также не используется по целевому назначению.
На основании полученных данных от Администрации Егорьевского муниципального района Московской области, 19 февраля 2014 г. Управлением возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования N 09-35з/2014 в отношении Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".
06 марта 2014 г. старшим государственным инспектором Коломенского межрайонного отдела Буряк Светланой Михайловной в присутствии представителя юридического лица действующего на основании доверенности Ганна Александра Владимировича, представителя администрации Егорьевского муниципального района Светлова Игоря Евгеньевича, представителя администрации сельского поселения Раменское Егорьевского муниципального района Каменевой Ларисы Валентиновны и двух понятых проведен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначении с кадастровым номером 50:30:0050227:191.
В ходе осмотра и проверки выявлены такие же нарушения как по земельному участку с кадастровым номером 50:30:0050230:63.
По выявленным нарушениям 14 марта 2014 г. в присутствии защитника Ганна А.В. составлен протокол N 09-35з/2014 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Постановлением от 19 марта 2014 г. N 09-35з/2014 заявитель также привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7, с наложением административного штрафа в размере 45 000 рублей.
В адрес Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям поступило также обращение Первого заместителя руководителя администрации Егорьевского муниципального района Московской области Журавлева Ю.В. с материалами плановой проверки муниципального земельного контроля администрацией Егорьевского муниципального района Московской области земельного участка с кадастровым номером 50:30:0050222:250.
Указанный земельный участок также принадлежит корпорации.
По результатам проверки Администрацией Егорьевского муниципального района составлен Акт проверки N 32 от 27.09.2013.
В ходе проведения проверки специалистами администрации Егорьевского муниципального района Московской области выявлено что, земельный участок с кадастровым номером 50:30:0050222:250 также не используется по целевому назначению.
На основании полученных данных от Администрации Егорьевского муниципального района Московской области, 19 февраля 2014 г. Управлением возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования N 09-30з/2014 в отношении Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".
06 марта 2014 г. старшим государственным инспектором Коломенского межрайонного отдела Буряк Светланой Михайловной в присутствии представителя юридического лица действующего на основании доверенности Ганна Александра Владимировича, представителя администрации Егорьевского муниципального района Светлова Игоря Евгеньевича, представителя администрации сельского поселения Раменское Егорьевского муниципального района Каменевой Ларисы Валентиновны и двух понятых проведен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначении с кадастровым номером 50:30:0050222:250.
В ходе осмотра и проверки выявлены такие же нарушения как по земельным участкам с кадастровым номером 50:30:0050230:63 и 50:30:0050227:191.
По выявленным нарушениям 14 марта 2014 г. в присутствии защитника Ганна А.В. составлен протокол N 09-30з/2014 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Постановлением от 19 марта 2014 г. N 09-30з/2014 заявитель также привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7, с наложением административного штрафа в размере 45 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Указанные постановление о привлечении к административной ответственности не соответствуют закону и нарушают права и интересы корпорации в сфере предпринимательской деятельности, поэтому в силу ст. ст. 210, 211 АПК РФ суд считает заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Диспозиция данной статьи сформулирована таким образом, что необходимым и обязательным условием для привлечения к административной ответственности по данной части статьи необходимо доказать в том числе ухудшение качественного состояния земель, поскольку формулировка "ухудшающих качественное состояние земель" относится ко всем перечисленным в диспозиции нарушениям.
Таким образом, для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, административному органу необходимо доказать наличие совокупности следующих обстоятельств: невыполнение заявителем установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду; а также факт наступления неблагоприятных последствий в виде ухудшения качественного состояния земельных участков в результате неправомерного бездействия заявителя.
В силу требований главы 26 КоАП РФ сбор доказательств входит в обязанности контролирующего органа и завершается до момента вынесения постановления по административному делу.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Заявитель ссылается на то, что предпринимал все возможные действия, направленные на выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, посредством использования земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Между тем ни постановления, ни протоколы об административном правонарушении от 14.03.2014 г., не содержат каких-либо указаний на факт наступления неблагоприятных последствий в виде ухудшения качественного состояния земельных участков в результате бездействия заявителя. Административным органом не представлены и иные доказательства, подтверждающие факт ухудшения качественного состояния почвы земельных участков в результате невыполнения заявителем определенных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.
Административный орган не проводил отборов почвенных образцов и последующих анализов (экспертиз) в целях установления факта ухудшения качественного состояния земельных участков.
Судебная практика исходит из того, что отбор почвенных образцов и наличие экспертного заключения является необходимым условием для привлечения к административной ответственности. В частности, наличие экспертного заключения об ухудшении качественного состояния земель послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании постановления по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ по арбитражному делу А40-141906/12-2-725, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2013 г., постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 апреля 2013 г. и определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 мая 2013 г. N ВАС-5974/13.
В ходе судебного заседания представитель административного органа сослался на то, что отсутствует необходимость в доказывании ухудшения качественного состояния земель, так как достаточно установления иных нарушений, указанных диспозиции.
Между тем данный вывод основан на неправильном применении норм материального права.
Данные осмотра земельных участков не могут быть положены в основу вывода об ухудшении качества земель, так как сам по себе факт обнаружения сорной растительности не может свидетельствовать об ухудшении качества почвы.
Представленные административным органом фотоматериалы не являются надлежащими доказательствами, поскольку на них невозможно определить, какой непосредственно земельный участок из трех проверенных земельных участков запечатлен на конкретной фотографии, поскольку информация о географических координатах места, где был сделан снимок, на фотографиях не указана.
Арбитражный суд считает, что визуального осмотра недостаточно для подтверждения ухудшения качества земель и, соответственно, наступления события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции приходит к выводу, не доказан факт ухудшения качественного состояния земель на земельных участках, следовательно, отсутствует объективная сторона вмененного заявителю административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Вместе с тем состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ является материальным, что подтверждается диспозицией указанной статьи.
Отсутствие состава административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем оспариваемые постановления следует признать незаконными и отменить.
Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение административным органом порядка привлечения к ответственности.
В соответствии с п. 4 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Протокол составлен и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами в пределах их полномочий.
Административный орган является уполномоченным органом, его должностные лица вправе в соответствии со ст. 23.15 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Следовательно, проверка проведена, протокол составлен и постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах его компетенции.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом не нарушен.
Протоколы об административном правонарушении и административные дела рассмотрены в присутствии защитника при надлежащем извещении законного представителя корпорации.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом изложенного, постановления о привлечении корпорации к административной ответственности нельзя признать законными, в связи с чем подлежат признанию незаконным и отмене.
Настоящее заявление предъявлено в суд 02 апреля 2014 г., то есть с соблюдением установленного срока.
В соответствии с п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, ст. ст. 1.5, 4.5, 8.7, 22.1, 24.1, 24.5, 25.1, 25.4, 26.1 - 26.3, 28.2, 28.3, 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции

решил:

Признать незаконными и отменить постановления Управления Россельхознадзора по городу Москве, Московской и Тульской областям N 09-36з/2014, N 09-35з/2014 и 09-30з/2014 г. от 19 марта 2014 г.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционной суд через Арбитражный суд города Москвы.

Судья
Л.В.ЛАСКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)