Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, Р.Р. Илюшина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от КФХ Ловкис В.Г.: Букина Н.П., паспорт, по доверенности от 21.10.2014 N 3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.07.2015 по делу N А32-45728/2014,
принятое судьей Левченко О.С.
по заявлению главы КФХ Ловкис Владимира Григорьевича
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконными действий (бездействия), об обязании устранить допущенные нарушения,
при участии третьих лиц: Администрация муниципального образования Гулькевичский район, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Якимчик И.И.,
глава КФХ Ловкис Владимир Григорьевич (далее - предприниматель Ловкис В.Г.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - ДИО) о признании незаконным изложенного в письме от 23.09.2014 N 52-14371/14-32.20 "Об отказе в предоставлении государственной услуги" отказа в предоставлении в собственность предпринимателю земельного участка сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:06:1201008:3, площадью 176487 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: переулок автодороги ФАД "Кавказ" и автодороги "Отрадо-Кубанское-Чаплыгин", участок находится примерно в 2000 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с/п Отрадо-Кубанское, вне населенных пунктов, перекресток автодороги ФАД "Кавказ" и автодороги "Отрадо-Кубанское - Чаплыгин", об обязании департамента в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда принять решение о предоставлении в собственность предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 23:06:1201008:3, площадью 176487 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир перекресток автодороги ФАД "Кавказ" и автодороги "Отрадо-Кубанское - Чаплыгин", участок находится примерно в 2000 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с/п Отрадо-Кубанское, вне населенных пунктов, перекресток автодороги ФАД "Кавказ" и автодороги "Отрадо-Кубанское - Чаплыгин" и направить предпринимателю проект договора купли-продажи данного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Гулькевичский район (далее - администрация) и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Якимчик И.И.
Решением суда от 02.07.2015 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что у департамента отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что заявителем не подтверждено надлежащее использование земельного участка; заявителем не представлено нотариально удостоверенное согласие супруги на приобретение земельного участка; земельный участок примыкает к федеральной автодороге "Кавказ"; в границах земельного участка находится недвижимое имущество (кабель связи), принадлежащий третьему лицу.
В судебное заседание не явились представители заинтересованного и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От главы КФХ Ловкис В.Г. и уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае в суд поступили отзывы на жалобу, в которых указано на законность и обоснованность решения суда.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие заинтересованного и третьих лиц.
Представитель главы КФХ в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 20 мин. 15.10.2015. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя предпринимателя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, постановлением главы муниципального образования Гулькевичский район Краснодарского края от 21.02.2008 N 289 главе КФХ Ловкис В.Г. сроком на 10 лет предоставлен в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:06:1201008:0003, площадью 176487 кв. м, расположенный примерно в 2000 м по направлению на юго-восток от ориентира - перекресток автодороги ФАД "Кавказ" и автодороги с. Отрадо-Кубанское - х. Чаплыгин, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Отрадо-Кубанское сельское поселение, Гулькевичского района, Краснодарского края для сельскохозяйственного использования.
04 марта 2008 года на основании указанного постановления администрация (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор N 8806000016 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:06:1201008:0003, площадью 176487 кв. м, расположенный примерно в 2000 м по направлению на юго-восток от ориентира - перекресток автодороги ФАД "Кавказ" и автодороги с. Отрадо-Кубанское - х. Чаплыгин, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Отрадо-Кубанское сельское поселение, Гулькевичского района, Краснодарского края для сельскохозяйственного использования.
Согласно пункту 7.2 договора он действует в течение 10 лет - до 21.02.2018.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 07.05.2008.
26 августа 2014 года предприниматель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:06:1201008:0003, площадью 176487 кв. м, расположенного примерно в 2000 м по направлению на юго-восток от ориентира - перекресток автодороги ФАД "Кавказ" и автодороги с. Отрадо-Кубанское - х. Чаплыгин, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Отрадо-Кубанское сельское поселение, Гулькевичского района, Краснодарского края для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения).
Письмом от 23.09.2014 N 52-14371/14-32.20 Департамент отказал предпринимателю в предоставлении спорного земельного участка в собственность. Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте, поскольку северо-восточная граница участка примыкает к придорожной полосе федеральной автомобильной дороги "Кавказ". Кроме того, по спорному участку проходит кабель связи.
Считая незаконным отказ в предоставлении в собственность земельного участка, предприниматель Ловкис В.Г. оспорил его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие данных условий незаконности решения Департамента имущественных отношений подтверждено материалами дела.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Вместе с тем правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные частью 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ).
Статьей 21 Закон N 532-КЗ предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель.
Из части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден.
Согласно "Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
Таким образом, в силу Закона N 101-ФЗ обязательными условиями, при наличии которых допускается возможность приватизации арендуемого земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, является использование арендатором указанного земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок используется непрерывно предпринимателем с 2006 года.
В качестве доказательств надлежащего использования земельного участка по целевому назначению в течение трех лет заявителем в материалы дела представлены копии актов обследования от 13.10.2010 N 134, от 11.04.2011 N 73, от 05.10.2011 N 201, от 05.05.2012 N 53, от 06.11.2012 N 201, от 04.09.2014 N 262, составленные специалистами ГКУ КК "Кубаньземконтроль".
Указанными актами подтверждено осуществление на земельном участке сельскохозяйственной деятельности, в том числе соответствующей обработки земли (дискование, посев сельхозкультур и др.). В актах также указаны сведения об урожайности.
Кроме того, в материалы дела представлена справка Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (Гулькевичский отдел государственной статистики) от 23.03.2015 N 11, содержащая сведения о результатах сельскохозяйственной деятельности КФХ Ловкис В.Г. за период 2006-2014 гг.
Таким образом, материалами дела подтверждено надлежащее использование по назначению в течение трех лет испрашиваемого земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Материалами дела также не подтверждено ограничение испрашиваемого земельного участка в обороте.
Отказ Департамента в предоставлении земельного участка мотивирован тем, что земельный участок примыкает к федеральной автодороге "Кавказ" и в границах земельного участка находится недвижимое имущество (кабель связи), принадлежащий третьему лицу.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 3.1 части 3 статьи 90 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном названным Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 3 ФЗ "Об автомобильных дорогах" придорожными полосами автомобильной дороги являются территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков.
Пунктом 1 статьи 26 данного Закона установлено, что для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы.
Согласно пункту 3 статьи 26 Закона об автомобильных дорогах решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Пунктом 6 статьи 26 Закона об автомобильных дорогах установлено, что орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в месячный срок со дня поступления копии решения об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги обязаны уведомить собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги, об особом режиме использования этих земельных участков.
Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения, осуществляют хозяйственную деятельность на таких земельных участках, включая возведение объектов, при условии соблюдения требований и условий, установленных настоящим Порядком (пункт 21 указанных Правил).
Как правильно указано судом первой инстанции, Департамент не представил доказательств того, что испрашиваемый земельный участок предоставлен для нужд организаций транспорта и расположен в границах полосы отвода автомобильной дороги.
Примыкание к придорожной полосе в силу закона не является обстоятельством, исключающим возможность предоставления земельного участка предпринимателю.
При этом в материалы дела также не предоставлено доказательств установления границ придорожных полос в установленном порядке (пункт 6 статьи 26 Закона об автомобильных дорогах).
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О связи" предусмотрено, что в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи.
В материалах дела отсутствуют доказательства предоставления компании "Ростелеком" спорного земельного участка (его части), по которому проходит кабель связи.
Таким образом, в дело не представлено доказательств ограниченности земельного участка в обороте, исключающей его предоставление в собственность предпринимателю в целях сельскохозяйственного производства.
В соответствии с данными государственного кадастрового учета категория арендуемого земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы Департамента о том, что заявителем не представлено нотариально удостоверенное согласие супруги на приобретение земельного участка.
Приказом Департамента от 04.06.2012 N 767 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края (далее - административный регламент).
В пункте 2.6.1 раздела 2.6 административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги:
- - заявление;
- - копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом;
- - копия документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица (в случае обращения доверенного лица);
- - копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица (в случае обращения доверенного лица);
- - нотариально удостоверенное согласие супруга на совершение сделки, для заявителей, являющихся физическими лицами.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные после 16.06.2003, дополнительно предоставляют соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно разделу 2.8. регламента департамент отказывает в предоставлении государственной услуги только в случаях:
- - с заявлением обратилось лицо, не обладающее правом на получение государственной услуги и (или) не уполномоченное на обращение с таким заявлением;
- - к заявлению приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям действующего законодательства и настоящего административного регламента;
- - имеются противоречия между заявленными и оформленными в установленном порядке правами;
- - департамент не обладает полномочиями по распоряжению земельным участком;
- - при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
Департаментом не представлено нормативного обоснования в виде ссылок на положения закона, предусматривающие отказ в предоставлении в собственность земельного участка вследствие непредставления главой КФХ нотариально удостоверенного заявления супруги.
В оспариваемом отказе Департамент также не указывал непредставление заявления супруги в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка.
Ловкис В.Г. обратился в Департамент не в качестве физического лица, а как глава крестьянского (фермерского) хозяйства.
При этом, оценивая правильность решение суда в части обязания Департамента предоставить земельный участок предпринимателю, суд апелляционной инстанции учитывает, что в материалы дела представлена копия нотариально заверенного согласия супруги Ловкис В.Г. (л.д. 75).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявления главы КФХ Ловкис В.Г.
Таким образом, решение суда от 02.07.2015 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02 июля 2015 года по делу А32-45728/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2015 N 15АП-14748/2015 ПО ДЕЛУ N А32-45728/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2015 г. N 15АП-14748/2015
Дело N А32-45728/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, Р.Р. Илюшина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от КФХ Ловкис В.Г.: Букина Н.П., паспорт, по доверенности от 21.10.2014 N 3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.07.2015 по делу N А32-45728/2014,
принятое судьей Левченко О.С.
по заявлению главы КФХ Ловкис Владимира Григорьевича
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконными действий (бездействия), об обязании устранить допущенные нарушения,
при участии третьих лиц: Администрация муниципального образования Гулькевичский район, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Якимчик И.И.,
установил:
глава КФХ Ловкис Владимир Григорьевич (далее - предприниматель Ловкис В.Г.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - ДИО) о признании незаконным изложенного в письме от 23.09.2014 N 52-14371/14-32.20 "Об отказе в предоставлении государственной услуги" отказа в предоставлении в собственность предпринимателю земельного участка сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:06:1201008:3, площадью 176487 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: переулок автодороги ФАД "Кавказ" и автодороги "Отрадо-Кубанское-Чаплыгин", участок находится примерно в 2000 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с/п Отрадо-Кубанское, вне населенных пунктов, перекресток автодороги ФАД "Кавказ" и автодороги "Отрадо-Кубанское - Чаплыгин", об обязании департамента в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда принять решение о предоставлении в собственность предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 23:06:1201008:3, площадью 176487 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир перекресток автодороги ФАД "Кавказ" и автодороги "Отрадо-Кубанское - Чаплыгин", участок находится примерно в 2000 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с/п Отрадо-Кубанское, вне населенных пунктов, перекресток автодороги ФАД "Кавказ" и автодороги "Отрадо-Кубанское - Чаплыгин" и направить предпринимателю проект договора купли-продажи данного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Гулькевичский район (далее - администрация) и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Якимчик И.И.
Решением суда от 02.07.2015 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что у департамента отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что заявителем не подтверждено надлежащее использование земельного участка; заявителем не представлено нотариально удостоверенное согласие супруги на приобретение земельного участка; земельный участок примыкает к федеральной автодороге "Кавказ"; в границах земельного участка находится недвижимое имущество (кабель связи), принадлежащий третьему лицу.
В судебное заседание не явились представители заинтересованного и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От главы КФХ Ловкис В.Г. и уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае в суд поступили отзывы на жалобу, в которых указано на законность и обоснованность решения суда.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие заинтересованного и третьих лиц.
Представитель главы КФХ в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 20 мин. 15.10.2015. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя предпринимателя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, постановлением главы муниципального образования Гулькевичский район Краснодарского края от 21.02.2008 N 289 главе КФХ Ловкис В.Г. сроком на 10 лет предоставлен в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:06:1201008:0003, площадью 176487 кв. м, расположенный примерно в 2000 м по направлению на юго-восток от ориентира - перекресток автодороги ФАД "Кавказ" и автодороги с. Отрадо-Кубанское - х. Чаплыгин, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Отрадо-Кубанское сельское поселение, Гулькевичского района, Краснодарского края для сельскохозяйственного использования.
04 марта 2008 года на основании указанного постановления администрация (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор N 8806000016 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:06:1201008:0003, площадью 176487 кв. м, расположенный примерно в 2000 м по направлению на юго-восток от ориентира - перекресток автодороги ФАД "Кавказ" и автодороги с. Отрадо-Кубанское - х. Чаплыгин, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Отрадо-Кубанское сельское поселение, Гулькевичского района, Краснодарского края для сельскохозяйственного использования.
Согласно пункту 7.2 договора он действует в течение 10 лет - до 21.02.2018.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 07.05.2008.
26 августа 2014 года предприниматель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:06:1201008:0003, площадью 176487 кв. м, расположенного примерно в 2000 м по направлению на юго-восток от ориентира - перекресток автодороги ФАД "Кавказ" и автодороги с. Отрадо-Кубанское - х. Чаплыгин, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Отрадо-Кубанское сельское поселение, Гулькевичского района, Краснодарского края для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения).
Письмом от 23.09.2014 N 52-14371/14-32.20 Департамент отказал предпринимателю в предоставлении спорного земельного участка в собственность. Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте, поскольку северо-восточная граница участка примыкает к придорожной полосе федеральной автомобильной дороги "Кавказ". Кроме того, по спорному участку проходит кабель связи.
Считая незаконным отказ в предоставлении в собственность земельного участка, предприниматель Ловкис В.Г. оспорил его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие данных условий незаконности решения Департамента имущественных отношений подтверждено материалами дела.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Вместе с тем правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные частью 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ).
Статьей 21 Закон N 532-КЗ предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель.
Из части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден.
Согласно "Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
Таким образом, в силу Закона N 101-ФЗ обязательными условиями, при наличии которых допускается возможность приватизации арендуемого земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, является использование арендатором указанного земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок используется непрерывно предпринимателем с 2006 года.
В качестве доказательств надлежащего использования земельного участка по целевому назначению в течение трех лет заявителем в материалы дела представлены копии актов обследования от 13.10.2010 N 134, от 11.04.2011 N 73, от 05.10.2011 N 201, от 05.05.2012 N 53, от 06.11.2012 N 201, от 04.09.2014 N 262, составленные специалистами ГКУ КК "Кубаньземконтроль".
Указанными актами подтверждено осуществление на земельном участке сельскохозяйственной деятельности, в том числе соответствующей обработки земли (дискование, посев сельхозкультур и др.). В актах также указаны сведения об урожайности.
Кроме того, в материалы дела представлена справка Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (Гулькевичский отдел государственной статистики) от 23.03.2015 N 11, содержащая сведения о результатах сельскохозяйственной деятельности КФХ Ловкис В.Г. за период 2006-2014 гг.
Таким образом, материалами дела подтверждено надлежащее использование по назначению в течение трех лет испрашиваемого земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Материалами дела также не подтверждено ограничение испрашиваемого земельного участка в обороте.
Отказ Департамента в предоставлении земельного участка мотивирован тем, что земельный участок примыкает к федеральной автодороге "Кавказ" и в границах земельного участка находится недвижимое имущество (кабель связи), принадлежащий третьему лицу.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 3.1 части 3 статьи 90 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном названным Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 3 ФЗ "Об автомобильных дорогах" придорожными полосами автомобильной дороги являются территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков.
Пунктом 1 статьи 26 данного Закона установлено, что для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы.
Согласно пункту 3 статьи 26 Закона об автомобильных дорогах решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Пунктом 6 статьи 26 Закона об автомобильных дорогах установлено, что орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в месячный срок со дня поступления копии решения об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги обязаны уведомить собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги, об особом режиме использования этих земельных участков.
Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения, осуществляют хозяйственную деятельность на таких земельных участках, включая возведение объектов, при условии соблюдения требований и условий, установленных настоящим Порядком (пункт 21 указанных Правил).
Как правильно указано судом первой инстанции, Департамент не представил доказательств того, что испрашиваемый земельный участок предоставлен для нужд организаций транспорта и расположен в границах полосы отвода автомобильной дороги.
Примыкание к придорожной полосе в силу закона не является обстоятельством, исключающим возможность предоставления земельного участка предпринимателю.
При этом в материалы дела также не предоставлено доказательств установления границ придорожных полос в установленном порядке (пункт 6 статьи 26 Закона об автомобильных дорогах).
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О связи" предусмотрено, что в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи.
В материалах дела отсутствуют доказательства предоставления компании "Ростелеком" спорного земельного участка (его части), по которому проходит кабель связи.
Таким образом, в дело не представлено доказательств ограниченности земельного участка в обороте, исключающей его предоставление в собственность предпринимателю в целях сельскохозяйственного производства.
В соответствии с данными государственного кадастрового учета категория арендуемого земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы Департамента о том, что заявителем не представлено нотариально удостоверенное согласие супруги на приобретение земельного участка.
Приказом Департамента от 04.06.2012 N 767 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края (далее - административный регламент).
В пункте 2.6.1 раздела 2.6 административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги:
- - заявление;
- - копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом;
- - копия документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица (в случае обращения доверенного лица);
- - копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица (в случае обращения доверенного лица);
- - нотариально удостоверенное согласие супруга на совершение сделки, для заявителей, являющихся физическими лицами.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные после 16.06.2003, дополнительно предоставляют соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно разделу 2.8. регламента департамент отказывает в предоставлении государственной услуги только в случаях:
- - с заявлением обратилось лицо, не обладающее правом на получение государственной услуги и (или) не уполномоченное на обращение с таким заявлением;
- - к заявлению приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям действующего законодательства и настоящего административного регламента;
- - имеются противоречия между заявленными и оформленными в установленном порядке правами;
- - департамент не обладает полномочиями по распоряжению земельным участком;
- - при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
Департаментом не представлено нормативного обоснования в виде ссылок на положения закона, предусматривающие отказ в предоставлении в собственность земельного участка вследствие непредставления главой КФХ нотариально удостоверенного заявления супруги.
В оспариваемом отказе Департамент также не указывал непредставление заявления супруги в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка.
Ловкис В.Г. обратился в Департамент не в качестве физического лица, а как глава крестьянского (фермерского) хозяйства.
При этом, оценивая правильность решение суда в части обязания Департамента предоставить земельный участок предпринимателю, суд апелляционной инстанции учитывает, что в материалы дела представлена копия нотариально заверенного согласия супруги Ловкис В.Г. (л.д. 75).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявления главы КФХ Ловкис В.Г.
Таким образом, решение суда от 02.07.2015 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02 июля 2015 года по делу А32-45728/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
Р.Р.ИЛЮШИН
О.Ю.ЕФИМОВА
Р.Р.ИЛЮШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)