Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2015 N 04АП-3569/2015 ПО ДЕЛУ N А58-1100/2015

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2015 г. по делу N А58-1100/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Ячменев Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2015 года по делу N А58-1100/2015 (суд первой инстанции - Устинова А.Н.),

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Емельянова Александра Гаврильевна (ИНН 143504511706, ОГРНИП 309143501600019, далее - истец, Емельянова А.Г.) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435134280, ОГРН 1031402045905, далее - ответчик, департамент) о признании незаконным отказа Департамента, выраженного в письме от 06.03.2015 N 94-АЗО/15, в предоставлении в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 14:35:114001:152, расположенного относительно адресного ориентира: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, урочище Нелегер, озеро Сатагай, площадью 9, 9271 га и обязании Департамента в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении Главе хозяйства в собственность за плату указанного земельного участка и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка; взыскании судебных расходов в сумме 50 300.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2015 года по делу N А58-1100/2015 заявленные требования удовлетворены частично.
Отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, выраженный в письме от 06.03.2015 N 94-АЗО/15, в предоставлении в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 14:35:114001:152, расположенного относительно адресного ориентира: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, урочище Нелегер, озеро Сатагай, площадью 9, 9271 га, признан незаконным. На Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Емельяновой Александре Гаврильевне в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 14:35:114001:152, расположенного относительно адресного ориентира: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, урочище Нелегер, озеро Сатагай, площадью 9, 9271 га и направить проект договора купли-продажи указанного земельного участка. Взысканы с Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска в пользу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Емельяновой Александры Гаврильевны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя отказано.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта.
ИП Емельянова А.Г. в отзыве с доводами жалобы не согласилась.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 01.07.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) от 06.12.2010 N Р-1719 "О предоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства Емельяновой Александре Гаврильевне права аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности" Главе хозяйства предоставлено право аренды сроком до 01.12.2015 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 14:35:114001:152, расположенный относительно адресного ориентира: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, урочище Нелегер, озеро Сатагай, общей площадью 9, 9271 га с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, с фактическим использованием для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 20.10.2010 N 1435/10-2-00240.
08.12.2010 между Министерством и Главой хозяйства заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N 45, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 14:35:114001:152, расположенный относительно адресного ориентира: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, урочище Нелегер, озеро Сатагай, площадью 9, 9271 га с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, с фактическим использованием для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, срок действия договора установлен с 01.12.2010 по 01.12.2015. В соответствии с актом приема-передачи земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 08.12.2010 вышеуказанный земельный участок передан на праве аренды в соответствии с распоряжением Министерства от 06.12.2010 N Р-1719.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.11.2013 N 01/006/2013-452 договор аренды земельного участка от 08.12.2010 N 45 прошел государственную регистрацию 17.12.2010.
03.12.2013 Глава хозяйства обратилась в МКУ "Агентство земельных отношений" ГО "город Якутск" с заявлением о приватизации по истечении 3 лет аренды земельного участка сельхозназначения с кадастровым номером 14:35:114001:152, расположенного относительно адресного ориентира: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, урочище Нелегер, озеро Сатагай, площадью 9, 9271 га с приложением договора аренды, кадастрового паспорта, госрегистрации, копий квитанций оплаты, выписки ЕГРИП, выписки ЕГРП, копии паспорта, свидетельства ЕГРИП, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе с уведомлением, письма-справки о количестве членов.
Департамент письмом от 06.02.2014 N 90-АЗ0/14 в связи с отсутствием в представленных документах доказательств, подтверждающих надлежащее использование запрашиваемого в собственность земельного участка, со ссылкой на п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (в редакции от 29.06.2012) отказал Главе хозяйства в принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность. Кроме того, в указанном письме имеется ссылка на заключение от 24.12.2013 N Сз 44528 МКУ "Управление сельского хозяйства" городского округа "город Якутск", которым отказано в согласовании предоставления в собственность земельного участка.
Глава хозяйства, не согласившись с указанным письмом, обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05.05.2014 по делу N А58-862/2014 в удовлетворении заявленного требования было отказано, решение арбитражного суда вступило в законную силу. Как следует из решения суда, Главой хозяйства с заявлением не было представлено ни одного доказательства в подтверждение соответствия использования арендуемого земельного участка его назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, т.е. на момент обращения с заявлением о приватизации арендуемого земельного участка заявителем не соблюдено одно из предусмотренных п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ условий приобретения такого участка без проведения торгов, а именно - условие о целевом использовании земельного участка, представленные заявителем в материалы дела доказательства надлежащего использования этого земельного участка, а именно для нужд сельского хозяйства не были приняты судом в качестве таковых, т.к. указанные документы датированы после даты оспариваемого отказа, выраженного в письме Департамента от 06.02.2014, при этом суд указал, что Глава хозяйства вправе повторно обратиться с заявлением о приватизации спорного земельного участка с приложением представленных в суд доказательств надлежащего использования этого земельного участка, а именно для нужд сельского хозяйства.
07.05.2014 Глава хозяйства повторно обратилась с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с приложением распоряжения, договора аренды, кадастрового паспорта, копий квитанций оплаты арендной платы, выписки ЕГРИП, копии паспорта, свидетельства ЕГРИП, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе с уведомлением, письма-справки о количестве членов, статистического отчета - сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 2013 год, справок о сдаче молока, информации о производственной деятельности КФХ за 2013 год по форме УСХ г. Якутска, справки Администрации наслега Хатассы о наличии скота.
Департамент письмом от 28.07.2014 N 813-A30/14 сообщил об отказе в рассмотрении заявления от 07.05.2014 N 1155-АЗО/14 о предоставлении земельного участка по причине судебного производства по данному делу.
Глава хозяйства обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента, выразившееся в непринятии решения о передаче в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в ответ на заявление от 07.05.2014 и в порядке устранения допущенных нарушений прав обязании принять решение о предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02.12.2014 по делу N А58-5977/2014 признано незаконным бездействие Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, выразившееся в отказе в рассмотрении заявления Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Емельяновой Александры Гаврильевны от 07.05.2014 N 1155-АЗО/14 о предоставлении в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 14:35:114001:152, расположенного относительно адресного ориентира: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, урочище Нелегер, озеро Сатагай, площадью 9, 2971 га и в порядке устранения нарушенных прав суд обязал Департамент рассмотреть заявление Главы хозяйства от 07.05.2014 N 1155-АЗО/14 о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка в установленном порядке, решение арбитражного суда вступило в законную силу.
15.01.2015 Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) выдан исполнительный лист, возбуждено исполнительное производство.
В рамках исполнительного производства Департаментом рассмотрено заявление Главы хозяйства от 07.05.2014 N 1155-АЗО/14 о предоставлении в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 14:35:114001:152, расположенного относительно адресного ориентира: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, урочище Нелегер, озеро Сатагай, площадью 9, 2971 га и принято решение об отказе, выраженное в письме от 06.03.2015 N 94-АЗО/15, в предоставлении в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 14:35:114001:152, расположенного относительно адресного ориентира: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, урочище Нелегер, озеро Сатагай, площадью 9, 9271 га в связи с не согласованием МКУ "Управление сельского хозяйства" ГО "город Якутск" предоставления в собственность указанного земельного участка по причине того, что данный участок не освоен.
Глава хозяйства, не согласившись с указанным отказом, обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до разграничения государственной собственности на землю, государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Следовательно, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск" определяются в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений относятся управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 12 статьи 12 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) (в редакции Закона РС (Я) от 08.06.2012 1082-З N 1049-IV) к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в области земельных отношений относится предоставление на территории городского округа "Город Якутск" земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в собственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска Департамент осуществляет функции в сфере управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в ГО "город Якутск", в рамках осуществления органами местного самоуправления ГО "город Якутск" полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
Таким образом, оспариваемый отказ принят Департаментом в пределах полномочий, определенных действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с этим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (пункт 1).
Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются данным Кодексом, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации (пункт 4).
По общему правилу не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28 ЗК РФ).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (пункт 6 статьи 27 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", по общему правилу, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Исключения из данного правила предусмотрены пунктом 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В частности, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель (абзац 2 пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Из анализа положений пункта 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ следует, что для приобретения в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов необходимо соблюдение двух условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее 3 лет, и данный участок используется в соответствии с его целевым назначением.
По смыслу положений пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден. Вместе с тем данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемых им земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, от исполнения названной выше обязанности.
Как следует из оспариваемого отказа, Департамент отказал в предоставлении в собственность земельного участка со ссылкой на то, что МКУ "Управление сельского хозяйства" ГО "город Якутск" не согласовал предоставление земельного участка в собственность в связи с тем, что данный участок не освоен. Департаментом представлена копия письма МКУ "Управление сельского хозяйства" ГО "город Якутск" от 24.02.2015 N СЗ8587, из содержания которого следует, что данный земельный участок не осваивается, кроме того МКУ указало о том, что у данного крестьянского (фермерского) хозяйства поголовье КРС составляет 6 голов, ежегодно заготавливается 12 тонн сена, у Емельяновой А.Г. имеются в собственности иные земельные участки (4 земельных участка), а также в аренде один земельный участок.
Материалами дела подтверждается, что Главой хозяйства вместе с заявлением от 07.05.2014 были представлены надлежащие доказательства в подтверждение соответствия использования арендуемого земельного участка его назначению, а именно для нужд сельского хозяйства - сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 2013 год, справка от 10.02.2014 о сдаче молока за 2013 год ИП Турик Е.П., договор на закуп сырого коровьего молока на 2013 год, справка от 15.02.2014 о сдаче молока за 2013 год ИП Сорову В.М., справка от 16.02.2014 о сдаче молока за 2011-2012 годы ООО "Агрофирма Хатас", справка от 18.02.2014 о наличии у Емельяновой А.Г. коровы - 4 головы, телок - 2 головы, телят - 2 головы, кобылы - 1 голова, информация о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств за 2013 год, информация о наличии ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах за 2013 год, соглашения от 01.05.2011, от 01.05.2012, от 01.05.2013, заключенные между Соровым В.М. и Главой хозяйства о выпасе КРС.
Кроме того, Главой хозяйства представлена в материалы дела копия письма Управления муниципального контроля Окружной администрации г. Якутска от 02.06.2014 N СЗ 24468, из содержания которого следует, что Управление согласовывает предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность, указанный земельный участок не относится к водоохранной зоне водного объекта и соответствует для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Факт не использования спорного земельного участка в соответствии с его целевым назначением Департаментом в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказан и не следует из материалов дела, не опровергнут допустимыми и относимыми доказательствами.
Поскольку ненадлежащее использование арендуемого земельного участка не подтверждено, отказ в выкупе земельного участка не может быть признан правомерным. Доказательства изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, установления запрета на приватизацию, а также доказательства их резервирования для государственных, муниципальных нужд, Департаментом также не представлены.
То обстоятельство, что земельный участок не освоен, не имеет правового значения при установлении факта использования земельного участка по целевому назначению, поскольку земельный участок используется Главой хозяйства под пастбище, для выпаса крупного рогатого скота. Кроме того, Законом N 101-ФЗ не предусмотрено ограничение количества земельных участков, которые могут быть предоставлены в собственность исходя из каких-либо показателей, в том числе количества КРС или наличия в собственности или в аренде иных земельных участков, необходимо только соблюдение двух условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды с момента заключения которого прошло не менее 3 лет и данный участок используется в соответствии с его целевым назначением.
При таких установленных обстоятельствах суд первой инстанции правильно исходил из того, что у Главы хозяйства возникло право выкупа спорного земельного участка, предусмотренное пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Соответственно, оспариваемый отказ Департамента на основании статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует признать недействительным, как несоответствующий положениям Земельного кодекса РФ и Закона N 101-ФЗ и нарушающий права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, требование о признании незаконным отказа Департамента, выраженного в письме от 06.03.2015 N 94-АЗО/15, в предоставлении в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 14:35:114001:152, расположенного относительно адресного ориентира: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, урочище Нелегер, озеро Сатагай, площадью 9, 9271 га подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департамент обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Главы хозяйства в месячный срок со дня вступления решения в законную силу путем принятия решения о предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка и направления проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
Также ИП Емельяновой А.Г. заявлено требование о взыскании с Департамента судебных расходов в размере 50 000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Удовлетворяя указанные требования частично, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 101, 106, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2005 года N 99, пунктом 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82, пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121, пришел к выводу о том, что размер заявленных расходов, понесенных Главой хозяйства при рассмотрении дела в суде первой инстанции, в сумме 50 000 рублей является чрезмерным, не соответствует принципу разумности расходов по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, представитель Главы хозяйства Иванов А.А. принимал участие в двух судебных заседаниях, подготовил только одно заявление.
Из расценок, представленных Департаментом, в обоснование чрезмерности размера заявленных судебных расходов, следует, что составление исковых заявлений оценивается от 1 000 до 3 000 рублей, представительство в суде первой инстанции - от 5 000 рублей до 10 000 рублей (ООО Консультационно-финансовая компания "Профит+"); подготовка исковых заявлений - от 750 рублей до 2 000 рублей, осуществление представительства в деле в арбитражном суде - от 12 500 рублей (по делам средней сложности) до 16 500 рублей (по особо сложным делам) (ООО Агентство "ЮТэКО").
Кроме того, судом учтено то обстоятельство, что с участием представителя Главы хозяйства Иванова А.А. в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) было рассмотрено аналогичное дело по заявлению Главы хозяйства к Департаменту о признании незаконным отказа Департамента в предоставлении в собственность иного земельного участка по аналогичным основаниям; ранее в Арбитражном суде Республике Саха (Якутия) также были рассмотрены ряд дел о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, таким образом, в настоящее время имеется устойчивая положительная судебная практика для заявителей по данной категории дел.
С учетом изложенного суд первой инстанции счел разумным размер судебных расходов, понесенных Главой хозяйства при рассмотрении настоящего дела в арбитражном суде первой инстанции, в сумме 15 000 рублей.
Указанные выводы суда первой инстанции заявитель жалобы под сомнение не ставит, несмотря на обжалование решения суда в полном объеме. Суд апелляционной инстанции оснований для признания таких выводов первой инстанции необоснованными не усматривает.
При таких установленных обстоятельствах суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования по существу спора и частичного удовлетворения требования о взыскании судебных расходов.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 мая 2015 года по делу N А58-1100/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ

Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)