Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Городской водоканал г. Волгограда"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2014 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи Дубровина О.А., Жаткина С.А.)
по делу N А12-8128/2013
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Городской водоканал г. Волгограда" (ИНН 3446002106, ОГРН 1033400546156) к закрытому акционерному обществу "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" (ИНН 3442050780, ОГРН 1023402633132) о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Городской водоканал г. Волгограда" (далее - МУП "Горводоканал г. Волгограда", Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" (далее - ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь", Общество, ответчик) о взыскании задолженности в сумме 5 247 523,57 руб., образовавшейся по договору на отпуск воды и прием сточных вод от 01.06.2009 N 003663 за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 62 532,99 руб., а также судебных издержек в размере 28,50 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.05.2013 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2014 решение суда первой инстанции от 30.05.2013 изменено: с ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" в пользу МУП "Горводоканал г. Волгограда" взысканы задолженность в размере 555 293,50 руб., образовавшаяся по договору на отпуск воды и прием сточных вод от 01.06.2009 N 003663 за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 6617,24 руб., а также судебные издержки в размере 28,50 руб.; в удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе МУП "Горводоканал г. Волгограда" просит отменить названное постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его исковых требований в полном объеме, считая, что судами неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв до 13 часов 30 минут 22.04.2014.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 01.06.2009 между МУП "Горводоканал г. Волгограда" (Предприятие) и ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" (Абонент) заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод N 003663, по условиям которого Предприятие обязалось обеспечивать Абонента питьевой (технической) водой в соответствии с имеющимися производственными мощностями Предприятия; принимать от Абонента сточные воды в соответствии с расчетом водохозяйственного баланса, техническими условиями; а Абонент обязался своевременно производить оплату истцу за полученную воду, сброшенные сточные воды и сброс загрязняющих веществ в систему канализации.
На основании пункта 2.1.3 договора Предприятие обязано контролировать соблюдение Абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод путем выполнения анализов проб сточных вод, отбираемых в контрольных канализационных колодцах в любое время без предварительного уведомления Абонента, но не реже 1 раза в 3 месяца. Абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод. Факт отбора проб удостоверяется актом, который подписывается представителями Предприятия и Абонента. В случае невыделения Абонентом представителя или отказа от подписания акта отбора сточных вод проба считается действительной в одностороннем порядке до следующего отбора. При отборе представителем Предприятия контрольной пробы Абонент может одновременно, в присутствии представителя Предприятия, отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.
Согласно пункту 4.1 договора за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ (устанавливаются "Условиями приема" на основе Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 и постановления главы администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606) в систему канализации с Абонента взимается повышенная плата. Сумма платы определяется исходя из объема общего водоотведения и фактических концентраций загрязняющих веществ, количества превышений (кратности), определяемых путем выполнения анализов проб сточных вод.
В соответствии с постановлением администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606 "Об утверждении порядка приема сточных вод и взимания с предприятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области" сумма платы за превышение лимита сброса сточных вод определяется повышением в 2-х кратном размере тарифа за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод (пункт 4.3 договора).
16.10.2012 Предприятием в присутствии представителя Общества Мирошниковой Г.С. произведен отбор проб сточной воды в контрольно-канализационных колодцах Общества, что подтверждается актами от 16.10.2012 N 561 (выпуски 1, 2) и N 562 (выпуски 4, 5, 6, 9).
Правом отбора параллельных проб сточных вод и проведения ее анализа в аттестованной (аккредитованной) организации на содержание допустимых концентраций загрязняющих веществ ответчик не воспользовался.
По результатам отбора проведен количественный химический анализ сточных вод, в результате которого обнаружено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ, что подтверждается протоколами количественного химического анализа сточных вод от 25.10.2012 N 491, 492, 493.
08.11.2012 ответчик уведомлен телефонограммами N 352, 353 о результатах контрольной проверки сточных вод.
Согласно расчетам от 22.01.2013 N 23 и N 24 плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.10.2012 по 31.12.2012 составила 5 247 523,57 руб., в связи с чем 04.02.2013 истцом в адрес ответчика был направлен счет от 23.01.2013 N 3.13.01.23.0040 с требованием его оплаты в 7-дневный срок (получен ответчиком 05.02.2013).
Поскольку в установленные сроки Общество не произвело оплату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства.
По общему правилу к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
На основании пункта 11 Правил N 167 отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Нормативы водоотведения или нормативы сброса - это установленные органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование (пункт 1 Правил N 167).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 61 Правил N 167).
В пункте 88 Правил N 167 определено, что абонент (заказчик) обязан, в частности, обеспечивать выполнение условий договора и требований данных Правил; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о результатах такого контроля; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 этих Правил; своевременно производить оплату организации водопроводно-канализационного хозяйства за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества.
В соответствии с пунктами 64 и 65 Правил N 167 абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно-канализационных колодцах.
Согласно пунктам 66, 67 Правил N 167 абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
В пункте 70 Правил N 167 установлено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606 утвержден Порядок приема сточных вод и взимания с предприятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области (далее - Порядок N 606).
Во исполнение постановления Администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606 Администрацией Волгограда принято постановление от 24.10.2011 N 3229 "Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Волгограда", согласно которому признано утратившим силу постановление Администрации Волгограда от 26.02.2002 N 141 "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Волгограда" и утверждены новые Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Волгограда (в разделе 3 данных Условий установлен перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в системы канализации Волгограда).
Удовлетворяя исковые требования Предприятия, суд первой инстанции посчитал, что размер платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ произведен истцом исходя из условий пунктов 4.1, 4.3 договора, Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310, постановления Администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606, постановления Администрации Волгограда от 24.10.2011 N 3229; ответчик не представил доказательств, подтверждающих факт оплаты задолженности, образовавшейся по договору от 01.06.2009 N 003663 за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
Апелляционный суд, принимая обжалуемый судебный акт, правомерно указал, что в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано определять порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с учетом освоения абонентами средств на проведение мероприятий по уменьшению указанного сброса.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 606 условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, утверждаются органами местного самоуправления.
В пункте 2 постановления Администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606 администрациям городов и районов Волгоградской области рекомендовано возложить функции сбора платежей за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий (организаций) на предприятия водопроводно-канализационного хозяйства; создать комиссии по корректировке размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ при организациях водопроводно-канализационного хозяйства.
В этой связи суд апелляционной инстанции обоснованно сделал вывод о том, что принятие истцом приказа от 28.10.2011 N 745л-11 "Об утверждении компенсационного коэффициента" и применение им при расчете платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ компенсационного коэффициента Кк=9,45 не соответствует названным нормам права.
Между тем при перерасчете размера платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ апелляционный суд исключил компенсационный коэффициент 9,45 из общей суммы основного долга в размере 5 247 523,57 руб. без учета того, что, как следует из имеющихся в материалах дела расчетов платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ от 22.01.2013 N 23 и N 24, вышеуказанный компенсационный коэффициент применен не ко всей сумме платы за превышение утвержденных нормативов сброса загрязняющих веществ, а только к части, по которым введены базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты.
Данные обстоятельства не являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего спора, в связи с чем постановление от 10.01.2014 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При повторном рассмотрении дела суду надлежит устранить отмеченные выше недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, всесторонне, полно и объективно исследовать доказательства по делу в их совокупности и взаимной связи с учетом всех доводов и возражений сторон, принять судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2014 по делу N А12-8128/2013 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
И.В.АРУКАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.04.2014 ПО ДЕЛУ N А12-8128/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. по делу N А12-8128/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Арукаевой И.В.,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Городской водоканал г. Волгограда"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2014 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи Дубровина О.А., Жаткина С.А.)
по делу N А12-8128/2013
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Городской водоканал г. Волгограда" (ИНН 3446002106, ОГРН 1033400546156) к закрытому акционерному обществу "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" (ИНН 3442050780, ОГРН 1023402633132) о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Городской водоканал г. Волгограда" (далее - МУП "Горводоканал г. Волгограда", Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" (далее - ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь", Общество, ответчик) о взыскании задолженности в сумме 5 247 523,57 руб., образовавшейся по договору на отпуск воды и прием сточных вод от 01.06.2009 N 003663 за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 62 532,99 руб., а также судебных издержек в размере 28,50 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.05.2013 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2014 решение суда первой инстанции от 30.05.2013 изменено: с ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" в пользу МУП "Горводоканал г. Волгограда" взысканы задолженность в размере 555 293,50 руб., образовавшаяся по договору на отпуск воды и прием сточных вод от 01.06.2009 N 003663 за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 6617,24 руб., а также судебные издержки в размере 28,50 руб.; в удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе МУП "Горводоканал г. Волгограда" просит отменить названное постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его исковых требований в полном объеме, считая, что судами неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв до 13 часов 30 минут 22.04.2014.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 01.06.2009 между МУП "Горводоканал г. Волгограда" (Предприятие) и ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" (Абонент) заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод N 003663, по условиям которого Предприятие обязалось обеспечивать Абонента питьевой (технической) водой в соответствии с имеющимися производственными мощностями Предприятия; принимать от Абонента сточные воды в соответствии с расчетом водохозяйственного баланса, техническими условиями; а Абонент обязался своевременно производить оплату истцу за полученную воду, сброшенные сточные воды и сброс загрязняющих веществ в систему канализации.
На основании пункта 2.1.3 договора Предприятие обязано контролировать соблюдение Абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод путем выполнения анализов проб сточных вод, отбираемых в контрольных канализационных колодцах в любое время без предварительного уведомления Абонента, но не реже 1 раза в 3 месяца. Абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод. Факт отбора проб удостоверяется актом, который подписывается представителями Предприятия и Абонента. В случае невыделения Абонентом представителя или отказа от подписания акта отбора сточных вод проба считается действительной в одностороннем порядке до следующего отбора. При отборе представителем Предприятия контрольной пробы Абонент может одновременно, в присутствии представителя Предприятия, отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.
Согласно пункту 4.1 договора за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ (устанавливаются "Условиями приема" на основе Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 и постановления главы администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606) в систему канализации с Абонента взимается повышенная плата. Сумма платы определяется исходя из объема общего водоотведения и фактических концентраций загрязняющих веществ, количества превышений (кратности), определяемых путем выполнения анализов проб сточных вод.
В соответствии с постановлением администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606 "Об утверждении порядка приема сточных вод и взимания с предприятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области" сумма платы за превышение лимита сброса сточных вод определяется повышением в 2-х кратном размере тарифа за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод (пункт 4.3 договора).
16.10.2012 Предприятием в присутствии представителя Общества Мирошниковой Г.С. произведен отбор проб сточной воды в контрольно-канализационных колодцах Общества, что подтверждается актами от 16.10.2012 N 561 (выпуски 1, 2) и N 562 (выпуски 4, 5, 6, 9).
Правом отбора параллельных проб сточных вод и проведения ее анализа в аттестованной (аккредитованной) организации на содержание допустимых концентраций загрязняющих веществ ответчик не воспользовался.
По результатам отбора проведен количественный химический анализ сточных вод, в результате которого обнаружено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ, что подтверждается протоколами количественного химического анализа сточных вод от 25.10.2012 N 491, 492, 493.
08.11.2012 ответчик уведомлен телефонограммами N 352, 353 о результатах контрольной проверки сточных вод.
Согласно расчетам от 22.01.2013 N 23 и N 24 плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.10.2012 по 31.12.2012 составила 5 247 523,57 руб., в связи с чем 04.02.2013 истцом в адрес ответчика был направлен счет от 23.01.2013 N 3.13.01.23.0040 с требованием его оплаты в 7-дневный срок (получен ответчиком 05.02.2013).
Поскольку в установленные сроки Общество не произвело оплату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства.
По общему правилу к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
На основании пункта 11 Правил N 167 отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Нормативы водоотведения или нормативы сброса - это установленные органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование (пункт 1 Правил N 167).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 61 Правил N 167).
В пункте 88 Правил N 167 определено, что абонент (заказчик) обязан, в частности, обеспечивать выполнение условий договора и требований данных Правил; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о результатах такого контроля; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 этих Правил; своевременно производить оплату организации водопроводно-канализационного хозяйства за полученную питьевую воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества.
В соответствии с пунктами 64 и 65 Правил N 167 абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно-канализационных колодцах.
Согласно пунктам 66, 67 Правил N 167 абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
В пункте 70 Правил N 167 установлено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606 утвержден Порядок приема сточных вод и взимания с предприятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области (далее - Порядок N 606).
Во исполнение постановления Администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606 Администрацией Волгограда принято постановление от 24.10.2011 N 3229 "Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Волгограда", согласно которому признано утратившим силу постановление Администрации Волгограда от 26.02.2002 N 141 "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Волгограда" и утверждены новые Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Волгограда (в разделе 3 данных Условий установлен перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в системы канализации Волгограда).
Удовлетворяя исковые требования Предприятия, суд первой инстанции посчитал, что размер платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ произведен истцом исходя из условий пунктов 4.1, 4.3 договора, Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310, постановления Администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606, постановления Администрации Волгограда от 24.10.2011 N 3229; ответчик не представил доказательств, подтверждающих факт оплаты задолженности, образовавшейся по договору от 01.06.2009 N 003663 за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
Апелляционный суд, принимая обжалуемый судебный акт, правомерно указал, что в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано определять порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с учетом освоения абонентами средств на проведение мероприятий по уменьшению указанного сброса.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 606 условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации населенных пунктов, утверждаются органами местного самоуправления.
В пункте 2 постановления Администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606 администрациям городов и районов Волгоградской области рекомендовано возложить функции сбора платежей за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий (организаций) на предприятия водопроводно-канализационного хозяйства; создать комиссии по корректировке размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ при организациях водопроводно-канализационного хозяйства.
В этой связи суд апелляционной инстанции обоснованно сделал вывод о том, что принятие истцом приказа от 28.10.2011 N 745л-11 "Об утверждении компенсационного коэффициента" и применение им при расчете платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ компенсационного коэффициента Кк=9,45 не соответствует названным нормам права.
Между тем при перерасчете размера платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ апелляционный суд исключил компенсационный коэффициент 9,45 из общей суммы основного долга в размере 5 247 523,57 руб. без учета того, что, как следует из имеющихся в материалах дела расчетов платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ от 22.01.2013 N 23 и N 24, вышеуказанный компенсационный коэффициент применен не ко всей сумме платы за превышение утвержденных нормативов сброса загрязняющих веществ, а только к части, по которым введены базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты.
Данные обстоятельства не являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего спора, в связи с чем постановление от 10.01.2014 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При повторном рассмотрении дела суду надлежит устранить отмеченные выше недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, всесторонне, полно и объективно исследовать доказательства по делу в их совокупности и взаимной связи с учетом всех доводов и возражений сторон, принять судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2014 по делу N А12-8128/2013 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА
Судьи
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
И.В.АРУКАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)