Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-9122

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 октября 2014 г. по делу N 33-9122


Судья Синицына Т.А.

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Горбуновой О.А. судей Елецких О.Б., Овчинниковой Н.А. при секретаре С.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 15 октября 2014 г. дело по апелляционной жалобе администрации Оверятского городского поселения на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 7 июля 2014 г., которым постановлено:
заявление администрации Оверятского городского поселения о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю за N 5900/301/14-62719 от 24.04.2014 г. об отказе в проведении процедуры государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером <...> с разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на разрешенный вид использования "коллективное садоводство и дачное строительство" оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., объяснения представителя администрации Оверятского городского поселения Б., представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" С.Л., проверив дело, судебная коллегия

установила:

Администрация Оверятского городского поселения обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю об отказе во внесении в ГКН сведений об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...> с вида использования "для сельскохозяйственного производства" на разрешенный вид использования коллективное садоводство и дачное строительство". Мотивировала требования тем, что в порядке информационного взаимодействия в ФГБУ "ФКП Росреестра" была предоставлена информация о решении администрации Оверятского городского поселения, принятого на основании постановления от 25.02.2014 г. N 31 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка". Данное постановление содержит нормы, позволяющие изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с вида использования "для сельскохозяйственного производства" на "коллективное садоводство и дачное строительство".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Оверятского городского поселения просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела, представленным доказательствам судом дана неправильная оценка.
В возражениях относительно апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю просит оставить решение без изменения.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 10000 кв. м расположенный в районе <...> принадлежит на праве общей долевой собственности (по 1/2 доле) Д. и П. По данным кадастрового учета, земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. 15.10.2013 г. собственники земельного участка обратились в администрацию Оверятского городского поселения с заявлением о внесении изменений в генплан участка в части вида разрешенного использования - с разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на "садоводство и дачное строительство".
30.01.2014 г. Думой Оверятского городского поселения принято решение "Об утверждении внесения изменений в Генеральный план Оверятского городского поселения", пунктом 1.3 которого изменен правовой режим некоторых земельных участков, в том числе - с кадастровым номером <...> - "Зона садоводства и дачного строительства".
Постановлением администрации Оверятского городского поселения от 25.02.2014 г. N 31 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" земельному участку, принадлежащему на праве общей долевой собственности Д. и П., с кадастровым номером <...> с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, находящийся по адресу: <...>, изменен вид разрешенного использования на "коллективное садоводство и дачное строительство".
23.04.14. администрацией Оверятского городского поселения в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю в порядке информационного взаимодействия направлено указанное выше постановление администрации Оверятского городского поселения от 25.02.2014 г. N 31 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка".
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю от 24.04.14. отказано во внесении кадастровых сведений в ГКН по тем мотивам, что изменение вида разрешенного использования земельного участка для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, не может быть произведено без перевода этих земель в другую категорию. В отношении земельного участка с кадастровым номером <...> процедура перевода из одной категории в другую не осуществлялась, в связи с чем у органов местного самоуправления, отсутствуют полномочия на принятие решения об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка.
Оценивая решение органа кадастрового учета от 24.04.14., суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы земельного и градостроительного законодательства и пришел к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого отказа в государственном кадастровом учете изменений земельного участка.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, вооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения - имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции правильно руководствовался вышеприведенными нормами земельного законодательства, а также нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37). Градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (ч. 6 ст. 36). Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (ч. 5 ст. 37).
Установив, что земельный участок, в отношении которого оспаривается решение органа кадастрового учета, входит в состав земель, в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, суд обоснованно пришел к выводу о том, что изменение существующего вида разрешенного использования спорного земельного участка на другой вид использования, в частности, для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, посредством внесения органом местного самоуправления изменений в градостроительный регламент недопустимо, в связи с чем у органа кадастрового учета отсутствовали правовые основания для проведения соответствующих учетных действий по представленным документам.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)