Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой И.Л., Ракчеевой М.А., при участии от Администрации Муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области Боровской А.А. (доверенность от 09.01.2014), от общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Мир Мебели" Хаусовой Л.Ю. (доверенность от 01.09.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-78852/2013
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Мир Мебели" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Администрации Муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация) от 10.12.2013 N 1048-р "Об аннулировании градостроительного плана земельного участка" и обязании Администрации выдать разрешение на строительство объекта - городского многофункционального центра и реконструкции привокзальной площади, расположенной по адресу: Ленинградская обл., г. Кириши, пр. Победы.
Решением арбитражного суда от 28.03.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 22.07.2014 решение отменено, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Администрация, полагая, что выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права, просит постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения обжалуемый судебный акт, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Распоряжением Администрации от 21.11.2007 N 1856-р утвержден проект границ земельного участка под строительство городского многофункционального центра и реконструкцию привокзальной площади по адресу: Ленинградская обл., г. Кириши, пр. Победы, сформировано межевое дело. 22.01.2008 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера 47:27:07-02-003:0007.
Распоряжением Администрации от 20.03.2009 N 637-р принято решение о проведении конкурса на право заключения договора аренды земельного участка под строительство городского многофункционального центра и реконструкцию привокзальной площади по адресу: Ленинградская обл., г. Кириши, пр. Победы. На основании итогового протокола конкурса от 05.11.2009 с Обществом заключен договор аренды земельного участка N 1061/09 от 09.11.2009.
На основании распоряжения Администрации N 1220-р от 02.12.2010 утвержден градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) N RU47508102-33/10-ГП.
Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 02.12.2013 о выдаче разрешения на строительство.
Уведомлением от 11.12.2013 N 01-17/7182 Администрация отказала Обществу в выдаче разрешения на строительство, сославшись на то, что распоряжением Администрации от 10.12.2013 N 1048-р (далее - Распоряжение N 1048-р) аннулирован градостроительный план земельного участка NRU47508102-33/10-ГП.
Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями, ссылаясь на то, что Распоряжение N 1048-р является недействительным, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции сослался на то, что участок, предоставленный под строительство многофункционального центра, расположен в зоне Т-1, на территории которой невозможно возведение планируемого к строительству Обществом объекта капитального строительства. При этом участок включен в зону Т-1 в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета депутатов Муниципального образования Киришское городское поселение от 27.03.2007 N 23/141 (далее - ПЗЗ). Поскольку распоряжение Администрации N 1220-р от 02.12.2010 об утверждении градостроительного плана земельного участка было принято в нарушение ПЗЗ оно Распоряжением N 1048-р было правомерно признано утратившим силу.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что зона Т-1 в соответствии с ППЗ относится к зоне инженерной и транспортной инфраструктур, разрешенными видами использования для которой являются в числе прочего сооружения транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, остановочные пункты общественного транспорта.
Согласно пункту 8 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами автомобильного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения в соответствии с градостроительным регламентом. Статьей 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что развитие систем транспортной инфраструктуры определяется градостроительной документацией и разрабатываемыми на ее основе специальными схемами и проектами.
Зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного транспорта, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов (часть 8 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" определено, что объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ) - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские, торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Исходя из совокупности указанных правовых норм, апелляционный суд признал, что многофункциональный центр, который планирует строить Общество, относится к объектам транспортной инфраструктуры, поскольку включает в числе прочего автовокзал, кассы и зал ожидания, крытую посадочную галерею для автобусов пригородных, городских и международных сообщений, площадки для разгрузки и парковки с разделением транспортных и пешеходных потоков, площадки для остановки городских автобусов и маршрутных такси, площадки для временного хранения автотранспорта.
Между тем из имеющейся в материалах дела проектной документации, следует, что помещения, предназначенные для обслуживания пассажиров, занимают лишь не значительную часть многофункционального центра, подавляющее большинство помещений имеет торгово-развлекательное назначение. При таких обстоятельствах, данный объект не может быть отнесен к объектам транспортной инфраструктуры. Соответственно строительство данного объекта противоречит градостроительному регламенту.
Кроме того, кассационная инстанция не может согласиться с постановлением апелляционного суда в части обязания Администрации выдать Обществу разрешения на строительство.
Заявителем оспаривается Распоряжение N 1048-р, которым аннулирован градостроительный план земельного участка. Данным распоряжением не разрешался вопрос о выдаче разрешения на строительство. Отказ в выдаче Обществу разрешения на строительство оформлен уведомлением от 11.12.2013 N 01.17/7182 (т. 1, л.д. 20), которое является самостоятельным ненормативным правовым актом.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела Администрация не может быть понуждена к выдаче Обществу разрешения на строительство, поскольку это противоречит пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по делу N А56-78852/2013 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2014.
Председательствующий
А.В.КАДУЛИН
Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
М.А.РАКЧЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 27.10.2014 ПО ДЕЛУ N А56-78852/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2014 г. по делу N А56-78852/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой И.Л., Ракчеевой М.А., при участии от Администрации Муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области Боровской А.А. (доверенность от 09.01.2014), от общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Мир Мебели" Хаусовой Л.Ю. (доверенность от 01.09.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-78852/2013
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Мир Мебели" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Администрации Муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация) от 10.12.2013 N 1048-р "Об аннулировании градостроительного плана земельного участка" и обязании Администрации выдать разрешение на строительство объекта - городского многофункционального центра и реконструкции привокзальной площади, расположенной по адресу: Ленинградская обл., г. Кириши, пр. Победы.
Решением арбитражного суда от 28.03.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 22.07.2014 решение отменено, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Администрация, полагая, что выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права, просит постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения обжалуемый судебный акт, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Распоряжением Администрации от 21.11.2007 N 1856-р утвержден проект границ земельного участка под строительство городского многофункционального центра и реконструкцию привокзальной площади по адресу: Ленинградская обл., г. Кириши, пр. Победы, сформировано межевое дело. 22.01.2008 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера 47:27:07-02-003:0007.
Распоряжением Администрации от 20.03.2009 N 637-р принято решение о проведении конкурса на право заключения договора аренды земельного участка под строительство городского многофункционального центра и реконструкцию привокзальной площади по адресу: Ленинградская обл., г. Кириши, пр. Победы. На основании итогового протокола конкурса от 05.11.2009 с Обществом заключен договор аренды земельного участка N 1061/09 от 09.11.2009.
На основании распоряжения Администрации N 1220-р от 02.12.2010 утвержден градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) N RU47508102-33/10-ГП.
Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 02.12.2013 о выдаче разрешения на строительство.
Уведомлением от 11.12.2013 N 01-17/7182 Администрация отказала Обществу в выдаче разрешения на строительство, сославшись на то, что распоряжением Администрации от 10.12.2013 N 1048-р (далее - Распоряжение N 1048-р) аннулирован градостроительный план земельного участка NRU47508102-33/10-ГП.
Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями, ссылаясь на то, что Распоряжение N 1048-р является недействительным, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции сослался на то, что участок, предоставленный под строительство многофункционального центра, расположен в зоне Т-1, на территории которой невозможно возведение планируемого к строительству Обществом объекта капитального строительства. При этом участок включен в зону Т-1 в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета депутатов Муниципального образования Киришское городское поселение от 27.03.2007 N 23/141 (далее - ПЗЗ). Поскольку распоряжение Администрации N 1220-р от 02.12.2010 об утверждении градостроительного плана земельного участка было принято в нарушение ПЗЗ оно Распоряжением N 1048-р было правомерно признано утратившим силу.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что зона Т-1 в соответствии с ППЗ относится к зоне инженерной и транспортной инфраструктур, разрешенными видами использования для которой являются в числе прочего сооружения транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, остановочные пункты общественного транспорта.
Согласно пункту 8 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами автомобильного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения в соответствии с градостроительным регламентом. Статьей 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что развитие систем транспортной инфраструктуры определяется градостроительной документацией и разрабатываемыми на ее основе специальными схемами и проектами.
Зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного транспорта, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов (часть 8 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" определено, что объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ) - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские, торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Исходя из совокупности указанных правовых норм, апелляционный суд признал, что многофункциональный центр, который планирует строить Общество, относится к объектам транспортной инфраструктуры, поскольку включает в числе прочего автовокзал, кассы и зал ожидания, крытую посадочную галерею для автобусов пригородных, городских и международных сообщений, площадки для разгрузки и парковки с разделением транспортных и пешеходных потоков, площадки для остановки городских автобусов и маршрутных такси, площадки для временного хранения автотранспорта.
Между тем из имеющейся в материалах дела проектной документации, следует, что помещения, предназначенные для обслуживания пассажиров, занимают лишь не значительную часть многофункционального центра, подавляющее большинство помещений имеет торгово-развлекательное назначение. При таких обстоятельствах, данный объект не может быть отнесен к объектам транспортной инфраструктуры. Соответственно строительство данного объекта противоречит градостроительному регламенту.
Кроме того, кассационная инстанция не может согласиться с постановлением апелляционного суда в части обязания Администрации выдать Обществу разрешения на строительство.
Заявителем оспаривается Распоряжение N 1048-р, которым аннулирован градостроительный план земельного участка. Данным распоряжением не разрешался вопрос о выдаче разрешения на строительство. Отказ в выдаче Обществу разрешения на строительство оформлен уведомлением от 11.12.2013 N 01.17/7182 (т. 1, л.д. 20), которое является самостоятельным ненормативным правовым актом.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела Администрация не может быть понуждена к выдаче Обществу разрешения на строительство, поскольку это противоречит пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по делу N А56-78852/2013 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2014.
Председательствующий
А.В.КАДУЛИН
Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
М.А.РАКЧЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)