Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 29 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-3707/2014
на решение от 13.02.2014
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-34763/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РИМ" (ИНН 2543031911, ОГРН 1132543016066, дата государственной регистрации: 22.08.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
о признании незаконным решения, обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка,
при участии в заседании:
- от заявителя: генеральный директор А.А. Талько; представитель В.М. Пак (доверенность от 18.10.2013);
- от УГА администрации г. Владивостока: представитель О.А. Агапова (доверенность от 17.12.2013 N 27/1-1-4176);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РИМ" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - управление, УГА), выраженного в письме от 16.10.2013 N 26408/20у, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и об обязании УГА утвердить и выдать схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 1001 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Снеговая, 77, для целей, не связанных со строительством, - размещения склада открытого хранения в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.02.2014 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенного права заявителя суд обязал УГА в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать обществу схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка ориентировочной площадью 1001 кв. м, расположенного в г. Владивосток в районе ул. Снеговая, 77, для целей, не связанных со строительством, - размещения склада открытого хранения.
Обжалуя в апелляционном порядке указанное решение, управление настаивает на отсутствии правовых оснований для формирования земельного участка в связи с грубым нарушением обществом требований к содержанию заявления и порядку его подачи. Пояснило, что дополнительно представленные обществом документы не соответствовали первоначально поданному заявлению и приложенным к нему документам по площади, конфигурации и местонахождению испрашиваемого земельного участка, в связи с чем УГА считает, что волеизъявление общества на получение земельного участка площадью 1001 кв. м отсутствовало. Кроме того, заявитель жалобы полагает необоснованным установление двухнедельного срока для утверждения схемы расположения земельного участка.
Общество в письменном отзыве, поддержанном представителями в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразило. Считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
04.09.2013 заявитель обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка ориентировочной площадью 3000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Снеговая, 77, для целей, не связанных со строительством, - размещения склада открытого хранения.
Указанное заявление с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока.
09.10.2013 заявителем в УГА представлены дополнительные документы, в том числе проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и топографическая съемка.
Письмом от 16.10.2013 N 26408/20у управление отказало заявителю в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, сославшись на наличие в его границах зеленых насаждений, а также на нахождение части земельного участка в охранной зоне инженерных коммуникаций.
Не согласившись с решением УГА, посчитав его необоснованным и нарушающим права и законные интересы, общество оспорило указанное решение в судебном порядке.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ, Кодекс) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела, обращаясь в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, - размещения склада открытого хранения, заявитель указал его примерную площадь - 3000 кв. м и местоположение - г. Владивосток, в районе ул. Снеговая, 77.
Оценив заявление общества, коллегия находит его соответствующим пункту 3 статьи 34 ЗК РФ. Каких-либо нарушений требований к содержанию заявления и порядку его подачи, в том числе и грубых, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Материалами дела подтверждается, что 09.10.2013 заявитель представил в УГА дополнительные документы, в том числе проект схемы расположения испрашиваемого им земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которому площадь испрашиваемого земельного участка была уменьшена до 1001 кв. м.
Поскольку дополнительные документы были представлены обществом в управление до рассмотрения вопроса о формировании земельного участка по существу, проект схемы расположения коллегия рассматривает как уточнение волеизъявления лица относительно площади испрашиваемого им земельного участка. Запретов на уточнение сведений об испрашиваемом земельном участке Кодексом не установлено.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок по заявлению общества УГА не формировался. Проект схемы расположения спорного земельного участка был представлен обществом, в связи с чем УГА оценивало возможность формирования земельного участка с конкретным местоположением и границами.
Отказывая заявителю в формировании земельного участка, управление сослалось на нахождение в его границах зеленых насаждений и охранных зон инженерных коммуникаций.
Между тем наличие на земельном участке зеленых насаждений не может являться безусловным основанием для отказа в его формировании.
Так, согласно статье 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к зеленому фонду городских поселений относятся территории, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территориях в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Приказом Госстроя России от 15.12.1999 N 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
По смыслу данных норм, ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах территории зеленого фонда г. Владивостока, в пределах которого запрещается хозяйственная и иная деятельность.
С учетом изложенного доводы заявителя о том, что наличие на спорном земельном участке зеленых насаждений не препятствует утверждению схемы его расположения на кадастровом плане территории, являются обоснованными.
Из представленных в материалы дела топографических материалов коллегией установлено, что границы испрашиваемого земельного участка налагаются на границы технических зон инженерных коммуникаций, а именно воздушной кабельной линии ВЛ 0,4 кВ, принадлежащей МУПВ ВПЭС, и охранной зоны водопровода.
В силу подпункта "б" пункта 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, складирование или размещение хранилищ любых, в том числе горюче-смазочных, материалов запрещено только в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт.
Поскольку воздушная кабельная линия МУПВ ВПЭС, расположенная в границах земельного участка, имеет напряжение менее 1000 вольт, запрет на размещение склада открытого хранения в границах ее охранной зоны не распространяется.
Не предусмотрено действующим законодательством и запретов на размещение таких объектов в границах охранных зон водопровода.
Приказом Минэкономразвития России от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований" предусмотрена возможность установления органами местного самоуправления охранно-эксплуатационных зон магистральных сетей и инженерных коммуникаций и ограничений в их использовании, однако указанные рекомендации касаются только размещения объектов благоустройства, к которым объект заявителя не относится.
Иных оснований для отказа в утверждении схемы расположения УГА ни в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, ни в апелляционной инстанции не приведено.
Принимая во внимание, что оспариваемое решение управления об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения спорного земельного участка противоречит требованиям ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ признал его незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Принимая во внимание, что решение УГА является незаконным, земельный участок, испрашиваемый обществом, спланирован на свободной площади, не налагается на границы какого-либо другого земельного участка, и препятствий для его формирования заявителю не установлено, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно обязал управление утвердить и выдать заявителю схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.
Примененный судом первой инстанции способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
Коллегия считает достаточным установленный судом первой инстанции двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения указанной обязанности. Доказательства объективной невозможности исполнения решения суда в течение установленного срока УГА не представлено, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в данной части коллегией отклоняются.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.02.2014 по делу N А51-34763/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.04.2014 N 05АП-3707/2014 ПО ДЕЛУ N А51-34763/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2014 г. N 05АП-3707/2014
Дело N А51-34763/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 29 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-3707/2014
на решение от 13.02.2014
судьи Т.Е. Мангер
по делу N А51-34763/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РИМ" (ИНН 2543031911, ОГРН 1132543016066, дата государственной регистрации: 22.08.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
о признании незаконным решения, обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка,
при участии в заседании:
- от заявителя: генеральный директор А.А. Талько; представитель В.М. Пак (доверенность от 18.10.2013);
- от УГА администрации г. Владивостока: представитель О.А. Агапова (доверенность от 17.12.2013 N 27/1-1-4176);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РИМ" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - управление, УГА), выраженного в письме от 16.10.2013 N 26408/20у, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и об обязании УГА утвердить и выдать схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 1001 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Снеговая, 77, для целей, не связанных со строительством, - размещения склада открытого хранения в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.02.2014 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенного права заявителя суд обязал УГА в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать обществу схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка ориентировочной площадью 1001 кв. м, расположенного в г. Владивосток в районе ул. Снеговая, 77, для целей, не связанных со строительством, - размещения склада открытого хранения.
Обжалуя в апелляционном порядке указанное решение, управление настаивает на отсутствии правовых оснований для формирования земельного участка в связи с грубым нарушением обществом требований к содержанию заявления и порядку его подачи. Пояснило, что дополнительно представленные обществом документы не соответствовали первоначально поданному заявлению и приложенным к нему документам по площади, конфигурации и местонахождению испрашиваемого земельного участка, в связи с чем УГА считает, что волеизъявление общества на получение земельного участка площадью 1001 кв. м отсутствовало. Кроме того, заявитель жалобы полагает необоснованным установление двухнедельного срока для утверждения схемы расположения земельного участка.
Общество в письменном отзыве, поддержанном представителями в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразило. Считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
04.09.2013 заявитель обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка ориентировочной площадью 3000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Снеговая, 77, для целей, не связанных со строительством, - размещения склада открытого хранения.
Указанное заявление с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока.
09.10.2013 заявителем в УГА представлены дополнительные документы, в том числе проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и топографическая съемка.
Письмом от 16.10.2013 N 26408/20у управление отказало заявителю в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, сославшись на наличие в его границах зеленых насаждений, а также на нахождение части земельного участка в охранной зоне инженерных коммуникаций.
Не согласившись с решением УГА, посчитав его необоснованным и нарушающим права и законные интересы, общество оспорило указанное решение в судебном порядке.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ, Кодекс) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 ЗК РФ.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела, обращаясь в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, - размещения склада открытого хранения, заявитель указал его примерную площадь - 3000 кв. м и местоположение - г. Владивосток, в районе ул. Снеговая, 77.
Оценив заявление общества, коллегия находит его соответствующим пункту 3 статьи 34 ЗК РФ. Каких-либо нарушений требований к содержанию заявления и порядку его подачи, в том числе и грубых, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Материалами дела подтверждается, что 09.10.2013 заявитель представил в УГА дополнительные документы, в том числе проект схемы расположения испрашиваемого им земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которому площадь испрашиваемого земельного участка была уменьшена до 1001 кв. м.
Поскольку дополнительные документы были представлены обществом в управление до рассмотрения вопроса о формировании земельного участка по существу, проект схемы расположения коллегия рассматривает как уточнение волеизъявления лица относительно площади испрашиваемого им земельного участка. Запретов на уточнение сведений об испрашиваемом земельном участке Кодексом не установлено.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок по заявлению общества УГА не формировался. Проект схемы расположения спорного земельного участка был представлен обществом, в связи с чем УГА оценивало возможность формирования земельного участка с конкретным местоположением и границами.
Отказывая заявителю в формировании земельного участка, управление сослалось на нахождение в его границах зеленых насаждений и охранных зон инженерных коммуникаций.
Между тем наличие на земельном участке зеленых насаждений не может являться безусловным основанием для отказа в его формировании.
Так, согласно статье 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к зеленому фонду городских поселений относятся территории, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территориях в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Приказом Госстроя России от 15.12.1999 N 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
По смыслу данных норм, ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах территории зеленого фонда г. Владивостока, в пределах которого запрещается хозяйственная и иная деятельность.
С учетом изложенного доводы заявителя о том, что наличие на спорном земельном участке зеленых насаждений не препятствует утверждению схемы его расположения на кадастровом плане территории, являются обоснованными.
Из представленных в материалы дела топографических материалов коллегией установлено, что границы испрашиваемого земельного участка налагаются на границы технических зон инженерных коммуникаций, а именно воздушной кабельной линии ВЛ 0,4 кВ, принадлежащей МУПВ ВПЭС, и охранной зоны водопровода.
В силу подпункта "б" пункта 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, складирование или размещение хранилищ любых, в том числе горюче-смазочных, материалов запрещено только в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт.
Поскольку воздушная кабельная линия МУПВ ВПЭС, расположенная в границах земельного участка, имеет напряжение менее 1000 вольт, запрет на размещение склада открытого хранения в границах ее охранной зоны не распространяется.
Не предусмотрено действующим законодательством и запретов на размещение таких объектов в границах охранных зон водопровода.
Приказом Минэкономразвития России от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований" предусмотрена возможность установления органами местного самоуправления охранно-эксплуатационных зон магистральных сетей и инженерных коммуникаций и ограничений в их использовании, однако указанные рекомендации касаются только размещения объектов благоустройства, к которым объект заявителя не относится.
Иных оснований для отказа в утверждении схемы расположения УГА ни в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, ни в апелляционной инстанции не приведено.
Принимая во внимание, что оспариваемое решение управления об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения спорного земельного участка противоречит требованиям ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ признал его незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Принимая во внимание, что решение УГА является незаконным, земельный участок, испрашиваемый обществом, спланирован на свободной площади, не налагается на границы какого-либо другого земельного участка, и препятствий для его формирования заявителю не установлено, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно обязал управление утвердить и выдать заявителю схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.
Примененный судом первой инстанции способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
Коллегия считает достаточным установленный судом первой инстанции двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения указанной обязанности. Доказательства объективной невозможности исполнения решения суда в течение установленного срока УГА не представлено, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в данной части коллегией отклоняются.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.02.2014 по делу N А51-34763/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)