Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.05.2014 N 04АП-944/2014 ПО ДЕЛУ N А78-7616/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2014 г. по делу N А78-7616/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Николаева Сергея Владимировича Авдеевой О.А. (доверенность от 05.05.2014 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Николаева Сергея Владимировича на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 6 февраля 2014 года по делу N А78-7616/2013 (суд первой инстанции - Клишина Ю.Ю..),

установил:

индивидуальный предприниматель Николаев Сергей Владимирович (ОГРН 304752435700019, ИНН 752400099493, далее - ИП Николаев С.В.) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации муниципального района "Читинский район" (ИНН 7524000811, ОГРН 1027500847934, далее - администрация) о признании незаконным отказа о предоставлении в аренду земельного участка площадью 175,0 га, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, расположенного на землях бывшего КП "Александровское" юго-западная часть хозяйства в устье р. Половинная в 250 м на северо-западе реки Оленгуй, выраженного в письме N 2-11/105 от 27.06.2013; о признании незаконным решения об опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков: земельного участка 14,0 га, расположенного по адресу: Читинский район п. "Зубовка"; земельного участка 18,0 га, расположенного по адресу: Читинский район п. "Зубовка"; земельного участка 8,50 га расположенного по адресу: Читинский район п. "Зубовка" (вдоль реки Оленгуй); земельного участка 1,50 га расположенного по адресу: Читинский район п. "Зубовка" (вдоль дороги), выраженного в письме N 2-11/352 от 23.08.2013; об обязании Администрации муниципального района "Читинский район" изготовить и утвердить проект границ земельного участка площадью 175,0 га, расположенного по адресу: Забайкальский край. Читинский район, расположенного на землях бывшего КП "Александровское" юго-западная часть хозяйства в устье р. Половинная в 250 м на северо-западе реки Оленгуй; об обязании администрации муниципального района "Читинский район" в течение семи дней после предоставления Николаевым СВ. кадастрового плана на земельный участка площадью 175,0 га, расположенного по адресу: Забайкальский край. Читинский район, расположенного на землях бывшего КП "Александровское" юго-западная часть хозяйства в устье р. Половинная в 250 м на северо-западе реки Оленгуй - заключить договор аренды; об обязании администрации муниципального района "Читинский район" изготовить и утвердить проект границ земельного участка 14,0 га, расположенного по адресу: Читинский район п. "Зубовка"; об обязании администрации муниципального района "Читинский район" изготовить и утвердить проект границ земельного участка земельного участка 18,0 га, расположенного по адресу: Читинский район п. "Зубовка"; об обязании администрации муниципального района "Читинский район" изготовить и утвердить проект границ земельного участка земельного участка 8,50 га, расположенного по адресу: Читинский район п. "Зубовка" (вдоль реки Оленгуй); об обязании администрации муниципального района "Читинский район" изготовить и утвердить проект границ земельного участка земельного участка 1,50 га, расположенного по адресу: Читинский район п. "Зубовка" (вдоль дороги); об обязании администрации муниципального района "Читинский район" в течение семи дней после предоставления Николаевым СВ. кадастровых планов на земельные участки: площадью 14,0 га, расположенного по адресу: Читинский район п. "Зубовка"; площадью 18,0 га, расположенного по адресу: Читинский район п. "Зубовка", площадью 8,50 га расположенного по адресу: Читинский район п. "Зубовка" (вдоль реки Оленгуй); площадью 1,50 га расположенного по адресу: Читинский район п. "Зубовка" (вдоль дороги), заключить договора аренды на вышеуказанные участки.
Определением суда от 03.10.2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Читинского района.
Определением суда от 26.11.2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ИП Ульданов Юрий Александрович.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 6 февраля 2014 года по делу N А78-7616/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Николаев С.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
Лица, участвующие в деле, отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 02.04.2014 года. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
В судебном заседании 05.05.2014 объявлен перерыв до 09 час. 15 мин. 12.05.2014, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети "Интернет".
Администрация, прокуратура Читинского района Забайкальского края, ИП Ульданов Ю.А. явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя апелляционной жалобы в судебном заседании, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности заявленных в апелляционной жалобе доводов, поскольку судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, общим собранием N 1 от 18.03.2006 года членов КФХ "Оленгуйское" было принято решение об избрании главой фермерского хозяйства "Оленгуйское" Николаева С.В. 28.03.2006 года Николаев СВ. был поставлен на учет в качестве главы КФХ "Оленгуйское" (ОГРНИП N 305752435700019).
29.04.2013 года в Администрацию муниципального района "Читинский район" поступило заявление от Главы КФХ Николаева С.В. о предоставлении земельного участка площадью 219 га в аренду сроком на 49 лет, для осуществления деятельности КФХ Николаев СВ., расположение земельного участка было определено заявителем в пади Зубковка с. Александровка. Данное заявление было зарегистрировано за N 996-Н от 29.04.2013 года.
В письме N 2-11/105 от 27.06.2013 года Администрация указала заявителю, что указанный земельный участок не может быть представлен в аренду в связи с тем, что по требованию прокуратуры Читинского района инспекторами Администрации проведена внеплановая проверка соблюдения земельного законодательства, по результатам которой выявлено нарушение ст. 7.1 КоАП РФ. Также сообщалось, что 20.06.2013 акты проверки соблюдения земельного законодательства направлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю для рассмотрения и принятия правового решения. После рассмотрения материалов Управлением Администрация будет обращаться в суд об освобождении земельных участков незаконно используемых заявителем.
В письме N 2-11/352 от 23.08.2013 года Администрация сообщила Николаеву СВ. о том, что в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ принято решение об опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, о чем будет опубликована информация в периодическом издании Забайкальского края.
Заявитель полагая, что отказ о предоставлении земельных участков в аренду, содержащийся в письме от 27.06.2013 года и решение Администрации об опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, нарушают его права и законные интересы заявителя в сфере экономических отношений, обратился в арбитражный суд с заявлением, который в удовлетворении заявленных требований отказал.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно частям 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким законом является Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Как следует из пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Названная норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 12 Закона о крестьянском хозяйстве устанавливает особый порядок предоставления участка сельскохозяйственного назначения для таких субъектов как крестьянские (фермерские) хозяйства, закрепляет за ними преимущественное право предоставления земельного участка и не предусматривает проведения торгов.
Вместе с тем, по смыслу указанной нормы и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (крестьянских (фермерских) хозяйств).
Как следует из материалов дела заявления от 29.04.2013 (том 1 л.д. 101) о предоставлении земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, обратился глава КФХ Николаев С.В..
Также 29.04.2013 в Администрацию обратился Ульданов Ю.А. с заявлением о предоставлении указанных земельных участков в аренду, который также является главой крестьянского фермерского хозяйства и зарегистрирован 13.04.2009.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
По смыслу приведенных норм при конкуренции двух или более заявлений глав крестьянских (фермерских) хозяйств в отношении испрашиваемого земельного участка орган местного самоуправления не вправе отдавать предпочтение тому или иному землепользователю, поэтому такой участок должен предоставляться по результатам торгов в порядке, предусмотренном статьей 10 Закона N 101-ФЗ.
Поскольку в настоящем деле оба претендента являются крестьянским (фермерским) хозяйством, постольку получение спорного земельного участка в особом порядке является неправомерным и требуется проведение торгов.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции не усматривает оснований и для применения правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2013 N 7865/13.
Судом обоснованно отклонены доводы заявителя о том, что на момент рассмотрения заявления Николаева С.В. о предоставлении земельного участка в аренду от 13.03.2013 в Администрацию было представлено только одно заявление, в связи с чем у заинтересованного лицо не было правовых оснований для отказа заявителю, в силу следующего.
На заявление Главы КФХ Николаева С.В. о предоставлении земельного участка в аренду от 13.03.2013 Администрацией представлен отказ, содержащийся в письме от 12.04.2013 N 2-10/1466, который не является предметом рассмотрения настоящего дела.
С учетом обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дела в порядке главы 24 АПК РФ, суд первой инстанции правильно исходил из того, что основания отказа, изложенные в письме на заявление Николаева С.В. от 13.03.2013, не имеют для суда правового значения.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Иных доказательств, свидетельствующих о незаконности оспариваемых действий Администрации, заявителем не представлено.
Довод апеллянта о том, что суд первой инстанции не учел того обстоятельства, что ранее заявителю спорные участки были переданы в аренду апелляционным судом отклоняются, поскольку договор аренды, на который ссылается апеллянт, в установленном законом порядке зарегистрирован не был. Следовательно, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в силу статьи 308 ГК РФ права, предоставленные лицу, пользующемуся имуществом по договору аренды, не прошедшему государственную регистрацию, не могут быть противопоставлены им третьим лицам. В частности, такое лицо не имеет преимущественного права на заключение договора на новый срок (пункт 1 статьи 621 ГК РФ), а к отношениям пользователя и третьего лица, приобретшего на основании договора переданную в пользование недвижимую вещь, не применяется пункт 1 статьи 617 ГК РФ.
В отсутствие нарушения оспариваемыми действиями прав заявителя арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о недоказанности совокупности двух условий, необходимых для удовлетворения требований Главы КФХ Николаева С.В., заявленных в порядке главы 24 АПК РФ, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
При оценке судом всех доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, доводы заявителя апелляционной жалобы, оспаривающие приведенные выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства и получивших надлежащую правовую оценку, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 6 февраля 2014 года по делу N А78-7616/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ

Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
В.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)