Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.12.2014 N 18АП-14277/2014 ПО ДЕЛУ N А07-6739/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2014 г. N 18АП-14277/2014

Дело N А07-6739/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Карпачевой М.И., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан "Лесцентр" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.10.2014 по делу N А07-6739/2014 (судья Кручинина Н.Е.).
В заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний СУ-10" - Газизова А.Р. (доверенность от 09.06.2014).

Государственного унитарное предприятие Республики Башкортостан "Лесцентр" (далее - ГУП "Лесцентр", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", заинтересованное лицо) с заявлением о признании записи о присвоении земельным участкам с кадастровыми номерами 02:55:010715:681, 02:55:010715:682, 02:55:010715:683, расположенным по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д. 152, копр. 1, категории земель - земли населенных пунктов незаконной (т. 1, л.д. 5-7).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 03.06.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - Администрация, МЗИО, Минлесхоз, ТУ ФАУГИ, третьи лица, т. 1, л.д. 70-72).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 26.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний СУ-10" (далее - ООО "Группа компаний СУ-10", третье лицо, т. 1. л.д. 118-120).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 07.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан "Уфимское лесничество" (далее - ГБУ "Уфимское лесничество", третье лицо, т. 1, л.д. 136-138).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.10.2014 (резолютивная часть объявлена 02.10.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 1, л.д. 197-207).
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ГУП "Лесцентр" (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований (т. 2, л.д. 4-6).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права. Так, податель жалобы отмечает, что материалами дела подтверждено, что земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010715:681, 02:55:010715:682, 02:55:010715:683 входят в границы земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Податель жалобы также указывает, что нахождение лесных участков на землях населенных пунктов само по себе не изменяет правового статуса лесных участков, а является основанием для проведения процедуры перевода лесных участков в нелесные земли и изъятия их из земель лесного фонда в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую". В настоящем случае подобное решение уполномоченный орган не принимал.
До начала судебного заседания ООО "Группа компаний СУ-10" представило в арбитражный суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта. Третье лицо в отзыве отметило, что спорные земельные участки в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" должны относиться к собственности Республики Башкортостан, так как на земельных участках находятся объекты недвижимости, относящиеся к собственности Республики Башкортостан. Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 23.08.2005 N 762-р не было оспорено в установленном порядке. Из данных кадастрового учета не усматривается, что спорные земельные участки образовались из земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494. Считает, что заявитель избрал неверный способ защиты прав.
ФГБУ "ФКП Росреестра", Администрация, МЗИО, Минлесхоз, ТУ ФАУГИ, ГБУ "Уфимское лесничество" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители заявителя, заинтересованного лица и третьих лиц (за исключением ООО "Группа компаний СУ-10") не явились. С учетом мнения представителя ООО "Группа компаний СУ-10" и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя, заинтересованного лица и иных третьих лиц.
В судебном заседании представитель ООО "Группа компаний СУ-10" против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указал на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Также заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: сведений с сайта ФГБУ "ФКП Росреестра" от 08.12.2014 по спорных земельным участкам и участку с кадастровым номером 02:55:000000:27494.
В порядке абзаца 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные документы приобщены к материалам дела арбитражным судом апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве хозяйственного ведения принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: административное здание, назначение: нежилое, 2-этажный (подземных этажей - 1, общей площадью 876,2 кв. м, литеры Аа; профилакторий, назначение: нежилое, 2-этажный, общей площадью 146,6 кв. м, литеры Р, р, р1; баня, сауна, назначение: нежилое, общей площадью 44,1 кв. м, литеры Т, Т1, т1, адрес объектов: г. Уфа, ул. Менделеева, д. 152, копр. 1, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 28.04.2011 серии 04 АГ N 151621, от 11.05.2012 серии 04 АГ N 752502, от 11.05.2012 серии 04 АГ N 752501 (т. 1, л.д. 36-38).
По заявлению ГУП "Лесцентр" были образованы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010715:681, 02:55:010715:682, 02:55:010715:683, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева, 152/1, на которых расположены указанные объекты недвижимости.
Согласно кадастровым паспортам от 24.01.2013 на данные земельные участки категория земель не установлена, разрешенное использование не указано (т. 1, л.д. 11-13).
Согласно кадастровым паспортам от 29.03.2014 на данные земельные участки категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование не указано (т. 1, л.д. 14-21, 29-32).
Земельные участки имеют статус "временные". Предыдущие кадастровые номера не указаны.
В письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 29.05.2014 N 05818 указано, что земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010715:681, 02:55:010715:682, 02:55:010715:683 находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494, категория которого по решению об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях от 16.05.2014 N Ф/14-53-0072 изменена с категории "земли лесного фонда" на "земли населенных пунктов" (т. 1, л.д. 83).
В решении об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях от 16.05.2014 N Ф/14-53-0072, на которое сослалось ФГБУ "ФКП Росреестра" в названном письме, указано на исправление технической ошибки в части указания категории земельных участков, в том числе, участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494, а также иных участков, среди которых спорные земельные участки не поименованы. Данным решением изменена категория участков с "иных видов категорий земель" на "земли населенных пунктов" (т. 1, л.д. 84).
Также в письме Минлесхоза от 11.06.2014 N 02/04979 указано, что земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010715:681, 02:55:010715:682, 02:55:010715:683 находятся внутри земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494. Данные земельные участки входят в состав кварталов 23, 24 Уфимского участкового лесничества ГБУ "Уфимское лесничество", на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации (т. 1, л.д. 85).
Право собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 02:55:000000:27494 общей площадью 23 га подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 23.09.2009 серии 04 АВ N 2010907 (т. 1, л.д. 24).
Из сведений с сайта ФГБУ "ФКП Росреестра", представленных в материалы дела заявителем (т. 1, л.д. 27), следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:27494 является многоконтурным, относится к категории земель - земли лесного фонда.
Из сведений с сайта ФГБУ "ФКП Росреестра", представленных третьим лицом при рассмотрении апелляционной жалобы, следует, что указанный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - ведение лесного хозяйства. Данные сведения содержат перечни последующих участков, среди которых спорные земельные участки отсутствуют.
Полагая, что изменение ФГБУ "ФКП Росреестра" категории земель в отношении спорных земельных участков, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя как правообладателя объектов недвижимости, расположенных на участках, заявитель обратился в суд с указанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки, расположенные под объектами недвижимого имущества, находящимися в хозяйственном ведении ГУП "Лесцентр", могут относиться только к государственной собственности Республики Башкортостан и не могут относиться к землям лесного фонда, правом на которые может обладать исключительно Российская Федерация. Также суд отметил, что площадь лесного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494 определена декларативно, точные границы с определением координат характерных точек не установлены. Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 23.08.2005 N 762-р, которым земли лесного фонда, в том числе кварталы 23, 24 Уфимского лесничества, исключены из данных государственного учета лесного фонда и отнесены к категории земель поселений, не оспорено в установленном порядке. Кроме того, из материалов дела не усматривается, что исходным участком по отношению к спорным земельным участкам является лесной участок с кадастровым номером 02:55:000000:27494. Также суд указал, что имеет место спор о праве, который не может быть разрешен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 198 названного Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа изложенных норм статей 198, 200 названного Кодекса следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность оспариваемого действия (решения) и нарушение данным действием (решением) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, поскольку в соответствии со статьей 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым действием (решением) прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 указанной статьи).
В силу части 5 статьи 4 указанного Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 13 части 2 статьи 7 указанного Закона в государственный кадастр недвижимости вносится среди прочих дополнительных сведений об объекте недвижимости категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
ГУП "Лесцентр" оспаривает совершенные заинтересованным лицом в государственной кадастре недвижимости записи о категории спорных земельных участков как земли населенных пунктов, в то время как, по мнению заявителя, данные земельные участки входят в состав лесного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 68 названного Кодекса обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии с частями 1, 2, 4, 5 статьи 71 названного Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, считает, что заявитель не представил достаточную совокупность доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование заявленных требований.
Для оценки обоснованности заявленных ГУП "Лесцентр" требований необходимым является установление факта отнесения (вхождения) спорных земельных участков в состав земель лесного фонда, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Из изложенного ранее следует, что определение индивидуальных характеристик того или иного земельного участка, определение его местонахождения по отношению к иным земельным участкам возможно посредством сравнения и оценки данных кадастрового учета.
Заявителем не представлены допустимые доказательства в их необходимой совокупности того, что спорные земельные участки входят в состав (являются частью) земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 02:55:000000:27494, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Так, из представленных в материалы дела карты-схемы лесного участка, сведений с сайта ФГБУ "ФКП Росреестра" о земельном участке лесного фонда с кадастровым номером 02:55:000000:27494, выписки из государственного лесного реестра от 31.12.2013 N 190 (т. 1, л.д. 26-28), а также кадастровых паспортов спорных земельных участков указанное обстоятельство однозначно не следует.
Как верно отметил арбитражный суд первой инстанции, площадь лесного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494 определена декларативно, точные границы с определением координат характерных точек не установлены.
Из данных кадастрового учета не усматривается, что спорные земельные участки образовались из земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494.
В сведениях с сайта ФГБУ "ФКП Росреестра" по лесному участку с кадастровым номером 02:55:000000:27494, представленных третьим лицом при рассмотрении апелляционной жалобы, содержится перечень последующих участков по отношению к указанному, среди которых спорные земельные участки отсутствуют.
При отсутствии доказательств непосредственно из государственного кадастра недвижимости того, что спорные земельные участки входят в состав (являются частью) земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494, только лишь письма ФГБУ "ФКП Росреестра" от 29.05.2014 N 05818 и Минлесхоза от 11.06.2014 N 02/04979 при изложенном указанное обстоятельство также однозначно не доказывают.
Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что в письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 29.05.2014 N 05818 указано, что категория земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494 по решению об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях от 16.05.2014 N Ф/14-53-0072 изменена с категории "земли лесного фонда" на "земли населенных пунктов". Заинтересованным лицом представлена копия названного решения (т. 1, л.д. 83, 84).
При этом если из сведений с сайта ФГБУ "ФКП Росреестра", представленных в материалы дела заявителем (т. 1, л.д. 27), следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:27494 относится к категории земель - земли лесного фонда, то из сведений с сайта ФГБУ "ФКП Росреестра" более поздней даты, представленных третьим лицом при рассмотрении апелляционной жалобы, следует, что указанный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - ведение лесного хозяйства, что соответствует указанной информации, представленной ФГБУ "ФКП Росреестра" при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции.
Кроме того, арбитражный суд первой инстанции верно указал, что в настоящем случае имеет место спор о праве, который не может быть разрешен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
С ГУП "Лесцентр" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.10.2014 по делу N А07-6739/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан "Лесцентр" - без удовлетворения.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан "Лесцентр" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА

Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
А.А.РУМЯНЦЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)