Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2015 N 10АП-18101/2014 ПО ДЕЛУ N А41-21940/14

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2015 г. по делу N А41-21940/14


Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коновалова С.А., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Потенциал": Назарова Н.С. по доверенности от 22.07.2014,
от ФГБУ "ФКП Росреестра": не явился, извещен,
от администрации Ногинского муниципального района: Болмосова А.В. по доверенности от 26.11.2014,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ногинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2014 года по делу N А41-21940/14, принятое судьей Л.В. Федуловой, по исковому заявлению ООО "Потенциал" (ИНН 5018053838, ОГРН 1025002047762) к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757),
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055; ИНН 7725131814), администрация Щелковского муниципального района Московской области, администрация Ногинского муниципального района Московской области, администрация Егорьевского муниципального района Московской области, администрация Талдомского муниципального района Московской области, администрация Мытищинского муниципального района Московской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Потенциал" (далее - истец, общество, ООО "Потенциал") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата, ответчик) со следующими требованиями (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ):
- признать кадастровую стоимость земельных участков, установленную по состоянию на 01.01.2013, равной их рыночной стоимости, а именно:
1) стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:12:0020307:18 в размере 6 219 000 руб. 00 коп.,
2) стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:14:030123:0099 в размере 6 814 720 руб. 00 коп.,
3) стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:16:0601084:6 в размере 10 885 000 руб. 00 коп.,
4) стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:30:0010907:69 в размере 1 015 000 руб. 00 коп.,
5) стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010207:2 в размере 613 770 руб. 00 коп.;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости вышеперечисленных земельных участков.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, администрация Щелковского муниципального района Московской области, администрация Ногинского муниципального района Московской области, администрация Егорьевского муниципального района Московской области, администрация Талдомского муниципального района Московской области, администрация Мытищинского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2014 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, администрация Ногинского муниципального района обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Потенциал" на праве собственности принадлежат следующие земельный участки:
- - с кадастровым номером 50:12:0020307:18, площадью 3000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленно-производственной застройки в населенном пункте, по адресу: Московская область, Мытищинский район, Сухаревский с.о., с. Троице-Сельцы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.10.2013 (т. 1, л.д. 10);
- - с кадастровым номером 50:14:030123:0099, площадью 4840 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство автозаправочной станции, по адресу: Московская область, Щелковский район, Трубинский с.о., дер. Назимиха, 9-й км шоссе Щелково-Фряново, что подтверждается свидетельство о государственной регистрации права от 04.09.2009 (т. 1, л.д. 8);
- - с кадастровым номером 50:16:0601084:6, площадью 5000 кв. м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под размещение автозаправочного комплекса, по адресу: Московская область, Ногинский район, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.03.2011 (т. 1, л.д. 9).
Между Комитетом по управлению имуществом Талдомского муниципального района (арендодатель) и ООО "Потенциал" (арендатор) заключен договор аренды от 03.04.2009 N 157, согласно условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:01:0010207:2, площадью 4990 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, в границах указанных в кадастровом паспорте, местоположение: Московская область, Талдомский район, северо-западнее д. Семенки, для строительства автозаправочной станции (т. 1, л.д. 11 - 14).
На основании договора аренды от 01.07.2009 N 129/09 и договора уступки прав и обязанностей по договору аренды от 14.01.2014 N 2, ООО "Потенциал" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:30:0010907:69, площадью 3500 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, по адресу: Московская область, Егорьевский район, р-н транспортной развязки автодороги Москва-Касимов, у д. Селиваниха (т. 1, л.д. 16 - 22).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" утверждена новая кадастровая стоимость спорных земельных участков.
Считая, что информация о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0020307:18, 50:14:030123:0099, 50:16:0601084:6, 50:30:0010907:69, 50:01:0010207:2, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, не соответствует рыночной стоимости, истец обратился в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что согласно экспертному заключению, представленному ООО Экспертно-Юридический центр "Фемида", рыночная стоимость спорных земельных участков не соответствует стоимости, указанной в государственном кадастре недвижимости, что является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Рыночная стоимость проверена судом и признана обоснованной.
Обжалуя решение суда первой инстанции, администрация ссылается на то, что истцом в нарушение статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не представлено доказательств обращения в комиссию до обращения в арбитражный суд.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации Ногинского муниципального района поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ООО "Потенциал" возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно Постановлениям Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11, споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, регулирующие Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Согласно пункту 9 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено в пункте 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Распоряжением Минэкологии Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ утверждены Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01.03.2011 N 275-О-О указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности". Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Согласно статье 12 указанного Закона, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном Постановлении от 25.06.2013 N 10761, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
При этом согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, однако не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. То есть рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, но применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимость в ГКН (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка), соответствующие изменения в ГКН вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу).
Согласно статье 24.20 Закона N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Определением Арбитражного суда Московской области от 25 сентября 2014 года по настоящему делу назначена землеустроительная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью Экспертно-Юридический центр "Фемеда".
От экспертной организации в материалы дела поступило заключение эксперта, согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2013:
- стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:12:0020307:18 равна 6 219 000 руб. 00 коп.,
- стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:14:030123:0099 равна 6 814 720 руб. 00 коп.,
- стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:16:0601084:6 равна 10 885 000 руб. 00 коп.,
- стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:30:0010907:69 равна 1 015 000 руб. 00 коп.,
- стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010207:2 равна 613 770 руб. 00 коп.
Суд первой инстанции, исследовав представленное заключение эксперта с позиции статьи 71 АПК РФ установил, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Апелляционным судом не может быть принят довод администрации о том, что внесение сведений о рыночной стоимости спорных земельных участков в государственный кадастр недвижимости невозможно ранее момента вступления судебного акта в законную силу.
Определяя период, на который суд считает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка равную его рыночной стоимости, надлежит руководствоваться действовавшим на момент обращения в суд законодательством, которое не регулировало вопросы, связанные с периодом либо датой, с которой судом устанавливается такая стоимость. В связи с чем у суда отсутствуют основания для однозначного вывода о невозможности установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление.
При этом указанный подход не противоречит позиции как изложенной в названных выше Постановлениях Президиума ВАС РФ, так и правовому подходу, в последующем нашедшему свое закрепление в статье 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ.
Довод администрации о нарушении положений статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок, не может быть принят апелляционным судом.
Как подтверждается штемпелем суда на исковом заявлении, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области 15.04.2014.
На момент обращения в арбитражный суд, результаты определения кадастровой стоимости регулировались статьей 24.19 указанного Закона, согласно которой результаты определения кадастровой стоимости могли быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Кроме того, апелляционный суд считает необходимым отметить, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2014 года по делу N А41-21940/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Н.А.ОГУРЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)