Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5666/2015

Требование: О признании измененными категории и вида разрешенного использования земельных участков.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Собственник участков полагал, что ввиду изменения границ городского округа спорные участки должны быть переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" в категорию земель населенного пункта с видом использования "для застройки индивидуальными жилыми домами".
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 апреля 2015 г. по делу N 33-5666/2015


Судья Осипова Н.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Суханкина А.Н.
судей Мехонцевой Е.М., Ольковой А.А.
при секретаре Фоминой А.С. рассмотрела в открытом судебном заседании 21.04.2015 гражданское дело по иску Н. к Администрации муниципального образования "город Нижний Тагил" о признании измененными категории земельных участков и вида их разрешенного использования по апелляционной жалобе истца Н. на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 29.12.2014.
Заслушав доклад судьи Мехонцевой Е.М., объяснения представителя истца Д., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Н. обратился в суд с иском к Администрации МО "город Нижний Тагил" о признании измененной категории земельных участков с кадастровым номером N, площадью <...> кв. м, и с кадастровым номером N, площадью <...> кв. м, расположенных в <...> с категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (полевые участки) на категорию земель населенного пункта с видом разрешенного использования: для застройки индивидуальными жилыми домами.
В обоснование иска указано, что с августа 2010 года истец является собственником вышеуказанных земельных участков. В связи с принятием Генерального плана городского округа Нижний Тагил, утвержденного Решением Нижнетагильской городской Думой N 67 от 25.11.2010, и Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, утвержденных Решением Нижнетагильской городской Думой N 61 от 27.12.2012, ст. 21 Раздела 2 Градостроительного регламента г. Н. Тагила, внесены изменения в генеральный план городского округа. В выписках от <...> МКУ "Геоинформационная система" из Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, утвержденных решением Нижнетагильской городской думы N 61 от 27.12.2012, расшифровано местоположение участков в зоне Ж-1 и Ж-3 в границах населенного пункта город Нижний Тагил.
Кроме того, истец считает, что изменение границ городского округа является изменением границ населенных пунктов, и соответственно вышеуказанные земельные участки истца должны быть переведены в категорию земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования для застройки индивидуальными жилыми домами. Поскольку муниципальное образование "город Нижний Тагил" является городским округом, то соответственно все земли расположенные на его территории (в т.ч. и спорные земельные участки) относятся к категории земель населенного пункта.
К участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Н. Тагила и МКУ "Геоинформационная система".
В судебном заседании представитель истца Д. заявленные требования поддержал по заявленным основаниям.
Представители третьих лиц Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Нижнего Тагила Б. и МКУ "Геоинформационная система" Р. против удовлетворения требований возражали, указав, что они основаны на ошибочных сведениях о проекте зонирования территории города Нижний Тагил до 2030 года. Утверждали, что спорные земельные участки находятся за пределами населенного пункта Нижний Тагил, в территориальной зоне СХ-1 (земли сельскохозяйственного назначения).
Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 29.12.2014 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с постановленным судом решением, полагая его незаконным и необоснованным, истец подал апелляционную жалобу, в которой указал, что выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, судом неправильно применены нормы материального права. В обоснование жалобы указал, что имеются основания для признания категории спорных участков - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования для застройки индивидуальными жилыми домами.
В возражении на жалобу представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Нижнего Тагила указывал на законность решения.
В заседании судебной коллегии представитель истца Д. поддержал доводы жалобы.
В судебное заседание ответчик Администрация муниципального образования "город Нижний Тагил", третьи лица Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Нижнего Тагила и МКУ "Геоинформационная система" своих представителей не направили, извещены о вызове в суд направлением уведомлений по почте 26.03.2015. С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав явившегося представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив в их пределах обжалуемое решение, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В силу ч 1.1. ст. 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 31 декабря 2012 года может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
Внесение изменений в генеральный план городского округа - муниципального образования может являться изменением границ населенного пункта, включением земельного участка в черту населенного пункта, что влечет изменение категории спорного земельного участка с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенного пункта.
Как установлено судом на основании исследованных материалов дела, истец Н. является собственником земельных участков с кадастровым номером N, площадью <...> кв. м и с кадастровым номером N, площадью <...> кв. м, расположенных в <...>, которые относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (полевые участки).
Указанные участки в соответствии с Генеральным планом городского округа Нижний Тагил применительно к населенному пункту город Нижний Тагил на период до 2030 года, утвержденным решением Нижнетагильской городской Думы от 25.11.2010 N 67 (с изменениями на от 28.06.2013), а также Правилами землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, утвержденных решением Нижнетагильской городской Думы от 27.12.2012 N 61 (с изменениями от 28.06.2013), выписками из Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил за <...> от <...>, выпиской из геоинформационной системы градостроительной деятельности "Ингео" с указанием границ населенного пункта город Нижний Тагил, городского округа Нижний Тагил и местоположения спорных земельных участков, входят в границы муниципального образования городской округ Нижний Тагил, но находятся за пределами границы населенного пункта город Нижний Тагил и относятся к зоне сельскохозяйственного использования СХ-1.
В данном случае ответчиком доказано нахождение земельного участка за пределами населенного пункта города Нижний Тагил. Доводы заявителя жалобы об обратном опровергаются предоставленными материалами дела.
Имеющиеся сведения о проектировании внесения изменений в генеральный план городского округа Нижний Тагил и включении в черту населенного пункта города Нижний Тагил спорных участков не указывают, что такие изменения состоялись.
Судебной коллегией отклоняются доводы заявителя жалобы о том, что он руководствовался выписками <...> от <...> МКУ "Геоинформационная система" из Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, утвержденных решением Нижнетагильской городской думы N 61 от 27.12.2012, в которых расшифровано местоположение участков в зоне Ж-1 и Ж-3.
Указанные выписки были уточнены письмом МКУ "Геоинформационная система" от <...> N, заявителю разъяснено, что при изготовлении указанных выписок ошибочно использована проектируемая карта градостроительного зонирования территории г. Нижнего Тагила на перспективу до 2030, вместо действующей карты градостроительного зонирования территории городского округа Нижний Тагил. Заявителю направлены актуальные выписки из Правил землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил взамен ранее выданных и сообщено, что земельные участки истца расположены в территориальной зоне СХ-1 (земли сельскохозяйственного использования) за пределами населенного пункта город Нижний Тагил (л. д. 71 - 73).
Судебной коллегией не принимаются во внимание доводы истца о том, что наделение муниципального образования город Нижний Тагил статусом городского округа п. 2 ст. 2 Устава позволяет отнести все расположенные в пределах городского округа земельные участки к землям населенных пунктов на основании следующего.
Положения Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", пп. 1 п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации связывают изменение категории земель с установлением или изменением границ населенных пунктов, а не границ муниципальных образований и городских округов.
Согласно ст. 3 Устава города Нижний Тагил, в границах городского округа Нижний Тагил находятся 24 населенных пункта, в том числе населенный пункт город Нижний Тагил.
Довод заявителя жалобы о том, что спорные земельные участки находятся в пределах городского округа Нижний Тагил, не указывает на включение их в состав земель населенного пункта город Нижний Тагил и не позволяет отнести к категории земель населенных пунктов, отклоняются судебной коллегией.
Статья 81 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Изменение вида разрешенного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке ч. ч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Таким образом, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 29.12.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Н. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Н.СУХАНКИН

Судьи
Е.М.МЕХОНЦЕВА
А.А.ОЛЬКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)