Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок. Экспертным заключением подтверждается соответствие отчета об оценке рыночной стоимости требованиям законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Ф.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению К. ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
К. обратился в Самарский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N площадью 3639 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - склад, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 1 857 319, 44 руб.
Свои требования заявитель обосновал тем, что является арендатором вышеуказанного земельного участка. На основании приложения N 2 к постановлению Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 года и в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222, кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 5 788 084,23 руб. по состоянию на 25.11.2013 года. Согласно отчета об оценке, выполненного в соответствии с нормами действующего законодательства, рыночная стоимость названного земельного участка на ту же дату составляет 1 857 319,44 руб. На основании изложенного, считает, что в соответствии со статьей 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель К. - Г. заявленные требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении, уточнив, что не возражает против размера рыночной стоимости, установленной в результате судебной экспертизы.
Представители ФГБУ "ФКП" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Правительства Самарской области, мэрии г.о. Тольятти, Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом. В письменных отзывах на имя суда просят в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению с учетом заключения эксперта, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости" (ФСО N 4), утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508, определено понятие кадастровой стоимости.
Согласно пункту 3 ФСО N 4 под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.
Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Из материалов дела усматривается, что К. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3639 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - склад, расположенного по адресу: <адрес> и собственником расположенного на данном участке нежилого помещения.
Кадастровая стоимость названного земельного участка рассчитана органом кадастрового учета на основании приложения N 2 к постановлению Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 года "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" и в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222, актом определения кадастровой стоимости от 25.11.2013 года в размере 5 788 084,23 руб. по состоянию на 25.11.2013 года. Что подтверждается материалами кадастрового дела, представленного по запросу суда (л.д. 213).
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Данной нормой также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
В силу статьи 12 отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В силу статьи 3 названного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.
Заявителем в обоснование своих требований представлен отчет об оценке N 55-04/14 от 16.05.2014 года, выполненный ООО "Городская служба Оценки" из которого усматривается, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 3639 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - склад, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2013 года составляет 1 857 319,44 рублей.
В связи с доводами сторон, которые ставили под сомнение отчет, представленный заявителем в обоснование своих требований, а также, учитывая, что рыночная стоимость земельного участка определена в отчете на 01.01.2013 года, тогда как дата определения кадастровой стоимости - 25.11.2013 года, судом по делу была назначена судебная экспертиза по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка на дату определения его кадастровой стоимости - на 25.11.2013 года.
Согласно заключения экспертизы, проведенной на основании определения суда экспертом ООО "Федеральная лаборатория судебной экспертизы", от 07.04.2015 года за N 2015/188, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 3639 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - склад, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 25.11.2013 года составляет 2 216 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя об установлении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка равной его рыночной стоимости, установленной в результате судебной экспертизы.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям статей 79, 84 - 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сторонами под сомнение не ставилась. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Кроме того, экспертом определена рыночная стоимость земельного участка как того требует действующее законодательство, на которое указано выше, на дату определения актуальной кадастровой стоимости.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 246 ГПК РФ, суд
решил:
Требования К. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 3639 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - склад, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2 216 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Копия верна:
Судья
Е.И.ШАБАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.04.2015 N 3-92/2015
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок. Экспертным заключением подтверждается соответствие отчета об оценке рыночной стоимости требованиям законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 апреля 2015 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Ф.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению К. ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
К. обратился в Самарский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N площадью 3639 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - склад, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 1 857 319, 44 руб.
Свои требования заявитель обосновал тем, что является арендатором вышеуказанного земельного участка. На основании приложения N 2 к постановлению Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 года и в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222, кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 5 788 084,23 руб. по состоянию на 25.11.2013 года. Согласно отчета об оценке, выполненного в соответствии с нормами действующего законодательства, рыночная стоимость названного земельного участка на ту же дату составляет 1 857 319,44 руб. На основании изложенного, считает, что в соответствии со статьей 24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель К. - Г. заявленные требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении, уточнив, что не возражает против размера рыночной стоимости, установленной в результате судебной экспертизы.
Представители ФГБУ "ФКП" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Правительства Самарской области, мэрии г.о. Тольятти, Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом. В письменных отзывах на имя суда просят в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению с учетом заключения эксперта, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости" (ФСО N 4), утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508, определено понятие кадастровой стоимости.
Согласно пункту 3 ФСО N 4 под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.
Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Из материалов дела усматривается, что К. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3639 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - склад, расположенного по адресу: <адрес> и собственником расположенного на данном участке нежилого помещения.
Кадастровая стоимость названного земельного участка рассчитана органом кадастрового учета на основании приложения N 2 к постановлению Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 года "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" и в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222, актом определения кадастровой стоимости от 25.11.2013 года в размере 5 788 084,23 руб. по состоянию на 25.11.2013 года. Что подтверждается материалами кадастрового дела, представленного по запросу суда (л.д. 213).
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Данной нормой также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
В силу статьи 12 отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В силу статьи 3 названного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.
Заявителем в обоснование своих требований представлен отчет об оценке N 55-04/14 от 16.05.2014 года, выполненный ООО "Городская служба Оценки" из которого усматривается, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 3639 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - склад, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2013 года составляет 1 857 319,44 рублей.
В связи с доводами сторон, которые ставили под сомнение отчет, представленный заявителем в обоснование своих требований, а также, учитывая, что рыночная стоимость земельного участка определена в отчете на 01.01.2013 года, тогда как дата определения кадастровой стоимости - 25.11.2013 года, судом по делу была назначена судебная экспертиза по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка на дату определения его кадастровой стоимости - на 25.11.2013 года.
Согласно заключения экспертизы, проведенной на основании определения суда экспертом ООО "Федеральная лаборатория судебной экспертизы", от 07.04.2015 года за N 2015/188, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 3639 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - склад, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 25.11.2013 года составляет 2 216 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя об установлении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка равной его рыночной стоимости, установленной в результате судебной экспертизы.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям статей 79, 84 - 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сторонами под сомнение не ставилась. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Кроме того, экспертом определена рыночная стоимость земельного участка как того требует действующее законодательство, на которое указано выше, на дату определения актуальной кадастровой стоимости.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 246 ГПК РФ, суд
решил:
Требования К. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 3639 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - склад, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2 216 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.
Копия верна:
Судья
Е.И.ШАБАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)