Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 08.12.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Федина К.А., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батуровой И.В., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Старожиловские пески" (Рязанская область, р.п. Старожилово; ОГРН 1096214000244, ИНН 6221003219) - Сергиенко А.В. (доверенность от 17.06.2014), от заинтересованного лица - управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (г. Рязань; ОГРН 1086229000318, ИНН 6229060674) - Леонтьева А.В. (доверенность от 09.01.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, апелляционную жалобу управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям на решение Арбитражного суда Рязанской области от 09.10.2014 по делу N А54-2421/2014 (судья Ушакова И.А.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Старожиловские пески" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям о признании незаконным и отмене постановления N 84/з от 29.04.2014 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 09.10.2014 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление, ссылаясь на то, что решение вынесено с нарушением норма материального права, просило его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ подтвержден материалами дела. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей заявителя и административного органа, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, земельный участок 62:21:0020241:27 с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, был передан ООО "Старожиловские пески" по договору аренды от 21.06.2010 N ЮЛ-2010-3, заключенному с администрацией муниципального образования Старожиловский муниципальный район Рязанской области (запись в ЕГРП N 62-62-18/009/2010-233 от 24.06.2010).
17.03.2014 общество обратилось в Правительство Рязанской области с ходатайством о переводе земельного участка в категорию земель промышленности и распоряжением Правительства Рязанской области от 31.07.2014 N 326-р земельный участок 62:21:0020241:27 переведен в категорию земель промышленности для разработки месторождения строительных песков.
На основании приказа заместителя руководителя управления от 21.08.2013 N 407/п старшим государственным инспектором и специалистом-экспертом управления была проведена плановая проверка ООО "Старожиловские пески" в области земельного надзора, по результатам которой составлен акт проверки от 22.10.2013 N 407/п, нарушений не выявлено.
На основании приказа управления от 11.12.2013 N 649 была проведена служебная в отношении гражданских служащих: старшего государственного инспектора отдела земельного надзора управления и специалиста-эксперта, проводивших проверку общества, по факту несоответствия результатов плановой проверки.
По результатам служебной проверки составлено заключение от 10.01.2014, согласно которому при проведении проверки 22.10.2013 был составлен протокол осмотра принадлежащих обществу земельных участков, установлено, что карьеры разрабатываются в пределах земель промышленности 62:21:0020241:28, 62:21:0020241:23 в существующих границах горного отвода, а земельные участки сельскохозяйственного назначения 62:21:0020241:27, 62:21:0020241:29, 62:21:0020241:30 и 62:21:0020241:31, непосредственно прилегающие к карьеру, возделываются.
В ходе служебной проверки установлено, что согласно информации, размещенной на геопортале Россельхознадзора - ГИС "Деметра", на земельных участках сельскохозяйственного назначения, принадлежащих обществу "Старожиловские пески", осуществляется добыча полезных ископаемых. По снимкам земной поверхности, наложенных на кадастровую схему расположения земельных участков, установлено существенное распространение карьера на прилегающие земельные участки сельскохозяйственного назначения. По состоянию древесной, кустарниковой и травяной растительности сделан вывод о летнем периоде производства снимков, представленных в ГИС "Деметра".
Старший государственный инспектор отдела земельного надзора управления рассмотрев материалы, непосредственно установил достаточность данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, возбудил административное производство в форме проведения административного расследования с привлечением экспертов (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении экспертизы от 19.02.2014 было возбуждено административное расследование по признакам невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ).
Данным определением на 27.02.2014 назначено проведение процессуальных действий на земельном участке с кадастровым номером 62:21:0020241:27 общей площадью 6,17 га, категория земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенном в Рязанской области, Старожиловском районе, вблизи д. Залипяжье.
В ходе визуального осмотра территории, в присутствии понятых и представителя собственника земельного участка, установлено, что восточная часть участка 62:21:0020241:27 площадью 1,1 га занята карьером глубиной до 18 м, плодородный слой почвы на этой площади отсутствует. На площади 4,0 га складированы вскрышные породы, представляющие собой глинистые и суглинистые отложения. Мощность складируемых на участке вскрышных пород различна и варьируется от 0,5 до 5 метров. Земельный участок под пашню или сенокос не используется, посевы отсутствуют, для пастьбы и выгона скота не используется, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности не используется более 3-х лет. Северная часть участка заросла сорной растительностью (пижма обыкновенная, пырей ползучий, полынь горькая и др.) Площадь, не занятая карьером и вскрышными породами, заросла на 100%. Агротехнические и агрохимические мероприятия на земельном участке не проводятся.
По результатам осмотра составлен протокол осмотра от 27.02.2014, который подписан участвующими лицами и осуществлен отбор почвенных образцов для анализа. Представитель общества в протоколе указал на отсутствие у него права подписи. В протоколе указано на использование навигаторов, дальномера.
Определением заместителя руководителя управления от 14.03.2014 срок административного расследования продлен на 1 месяц.
15.04.2014 в присутствии законного представителя генерального директора общества составлен протокол об административном правонарушении N 4274 от 15.04.2014, с протоколом руководитель общества не согласился.
29.04.2014 в присутствии генерального директора общества, вынесено постановление N 84/з, согласно ООО "Старожиловские пески" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ и назначен штраф в сумме 200 000 рублей.
Не согласившись с оспариваемым постановлением ООО "Старожиловские пески" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из отсутствия доказательств неиспользования обществом спорного земельного участка по его целевому назначению, а также недоказанности административным органом в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Повторно исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее двухсот тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Объективная сторона выражается в неиспользовании земельного участка в течение срока, установленного указанным Федеральным законом.
По смыслу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ все сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны быть истолкованы в пользу последнего.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. В статье 26.1 КоАП РФ указано, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, его вина. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию в порядке определенном главой 26 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется дело, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Вместе с тем, составной частью доказывания события правонарушения является установление факта неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закона N 101-ФЗ) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона N 101-ФЗ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
По смыслу вышеуказанных положений Закона срок неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, по истечении которого наступает административная ответственность, предусмотренная частью 1.1 статьей 8.8 КоАП РФ, составляет три года.
Поэтому для привлечения к административной ответственности следует принимать во внимание срок, предоставленный законодателем для освоения земельного участка - три года.
Между тем, административный орган не указал момент начала течения трехлетнего срока, а также какие доказательства он принял как надлежащие и подтверждающие неиспользование земельного участка в течение трех лет на момент проведения проверки.
Доказательствами, подтверждающими факт неиспользования земельных участков, управление представлены протокол осмотра от 27.02.2014, сведения, изложенные в котором, не соответствуют выводам, изложенным в акте проверки от 22.10.2013 N 407/п и протокол об административном правонарушении N 4274 от 15.04.2014. Однако, составной частью доказывания события правонарушения является установление факта неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного федеральным законом.
С учетом того, что заявителем жалобы в суд были представлены материалы проверки, проведенной однократно, имеются противоречия в представленных документах, оформленных по результатам плановой проверки и по результатам административного расследования суд апелляционной инстанции полагает, недоказанным событие правонарушения (неиспользование), которое в соответствии с нормами законодательства об обороне земель сельскохозяйственного назначения, должно совершаться на протяжении нескольких лет. Иных доказательств в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия полагает, что указанных документов недостаточно для фиксации события правонарушения, иных доказательств в материалы дела не представлено.
Также считает правомерным вывод суда первой инстанции, о том, что сделать бесспорный, однозначный вывод о том, что при проверке объективно установлено место расположение именно земельного участка 62:21:0020241:27 исходя из протокола от 27.02.2014, не представляется возможным.
Относительно довода апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции при отмене постановления не указал основания освобождения заявителя от административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ предусмотрено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Вменяемое обществу бездействие содержит составы административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ и частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Вместе с тем в мотивировочной части решения суд первой инстанции не указал основания освобождения от административной ответственности по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
Данные обстоятельства являются нарушением установленных требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и прямого предписания закона, обязывающего арбитражный суд установить конкретные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом не исследованы и не установлены указанные обстоятельства, представленным доказательствам не дана оценка.
Выводы суда первой инстанций по данным обстоятельствам вопреки требованиям части 4 статьи 170 и части 6 статьи 210 АПК РФ в судебном акте отсутствуют.
Изложенные в судебном акте арбитражного суда первой инстанций выводы по данному делу сделаны по неполно установленным обстоятельствам дела, исследование и проверка которых являются необходимыми для принятия законного и обоснованного решения.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Однако, так как объективно установить место расположения именно земельного участка 62:21:0020241:27 исходя из протокола от 27.02.2014 не представляется возможным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Таким образом, в данном случае ошибочность выводов суда первой инстанции, с которыми не согласился суд апелляционной инстанции, не привела к принятию неправильного решения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о незаконности оспариваемого постановления от N 84/з от 29.04.2014, не находит оснований для удовлетворения жалобы управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 09.10.2014 по делу N А54-2421/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
К.А.ФЕДИН
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Е.В.МОРДАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.12.2014 N 20АП-6819/2014 ПО ДЕЛУ N А54-2421/2014
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2014 г. по делу N А54-2421/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 08.12.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Федина К.А., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батуровой И.В., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Старожиловские пески" (Рязанская область, р.п. Старожилово; ОГРН 1096214000244, ИНН 6221003219) - Сергиенко А.В. (доверенность от 17.06.2014), от заинтересованного лица - управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (г. Рязань; ОГРН 1086229000318, ИНН 6229060674) - Леонтьева А.В. (доверенность от 09.01.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, апелляционную жалобу управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям на решение Арбитражного суда Рязанской области от 09.10.2014 по делу N А54-2421/2014 (судья Ушакова И.А.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Старожиловские пески" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям о признании незаконным и отмене постановления N 84/з от 29.04.2014 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 09.10.2014 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление, ссылаясь на то, что решение вынесено с нарушением норма материального права, просило его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ подтвержден материалами дела. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей заявителя и административного органа, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, земельный участок 62:21:0020241:27 с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, был передан ООО "Старожиловские пески" по договору аренды от 21.06.2010 N ЮЛ-2010-3, заключенному с администрацией муниципального образования Старожиловский муниципальный район Рязанской области (запись в ЕГРП N 62-62-18/009/2010-233 от 24.06.2010).
17.03.2014 общество обратилось в Правительство Рязанской области с ходатайством о переводе земельного участка в категорию земель промышленности и распоряжением Правительства Рязанской области от 31.07.2014 N 326-р земельный участок 62:21:0020241:27 переведен в категорию земель промышленности для разработки месторождения строительных песков.
На основании приказа заместителя руководителя управления от 21.08.2013 N 407/п старшим государственным инспектором и специалистом-экспертом управления была проведена плановая проверка ООО "Старожиловские пески" в области земельного надзора, по результатам которой составлен акт проверки от 22.10.2013 N 407/п, нарушений не выявлено.
На основании приказа управления от 11.12.2013 N 649 была проведена служебная в отношении гражданских служащих: старшего государственного инспектора отдела земельного надзора управления и специалиста-эксперта, проводивших проверку общества, по факту несоответствия результатов плановой проверки.
По результатам служебной проверки составлено заключение от 10.01.2014, согласно которому при проведении проверки 22.10.2013 был составлен протокол осмотра принадлежащих обществу земельных участков, установлено, что карьеры разрабатываются в пределах земель промышленности 62:21:0020241:28, 62:21:0020241:23 в существующих границах горного отвода, а земельные участки сельскохозяйственного назначения 62:21:0020241:27, 62:21:0020241:29, 62:21:0020241:30 и 62:21:0020241:31, непосредственно прилегающие к карьеру, возделываются.
В ходе служебной проверки установлено, что согласно информации, размещенной на геопортале Россельхознадзора - ГИС "Деметра", на земельных участках сельскохозяйственного назначения, принадлежащих обществу "Старожиловские пески", осуществляется добыча полезных ископаемых. По снимкам земной поверхности, наложенных на кадастровую схему расположения земельных участков, установлено существенное распространение карьера на прилегающие земельные участки сельскохозяйственного назначения. По состоянию древесной, кустарниковой и травяной растительности сделан вывод о летнем периоде производства снимков, представленных в ГИС "Деметра".
Старший государственный инспектор отдела земельного надзора управления рассмотрев материалы, непосредственно установил достаточность данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, возбудил административное производство в форме проведения административного расследования с привлечением экспертов (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении экспертизы от 19.02.2014 было возбуждено административное расследование по признакам невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ).
Данным определением на 27.02.2014 назначено проведение процессуальных действий на земельном участке с кадастровым номером 62:21:0020241:27 общей площадью 6,17 га, категория земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенном в Рязанской области, Старожиловском районе, вблизи д. Залипяжье.
В ходе визуального осмотра территории, в присутствии понятых и представителя собственника земельного участка, установлено, что восточная часть участка 62:21:0020241:27 площадью 1,1 га занята карьером глубиной до 18 м, плодородный слой почвы на этой площади отсутствует. На площади 4,0 га складированы вскрышные породы, представляющие собой глинистые и суглинистые отложения. Мощность складируемых на участке вскрышных пород различна и варьируется от 0,5 до 5 метров. Земельный участок под пашню или сенокос не используется, посевы отсутствуют, для пастьбы и выгона скота не используется, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности не используется более 3-х лет. Северная часть участка заросла сорной растительностью (пижма обыкновенная, пырей ползучий, полынь горькая и др.) Площадь, не занятая карьером и вскрышными породами, заросла на 100%. Агротехнические и агрохимические мероприятия на земельном участке не проводятся.
По результатам осмотра составлен протокол осмотра от 27.02.2014, который подписан участвующими лицами и осуществлен отбор почвенных образцов для анализа. Представитель общества в протоколе указал на отсутствие у него права подписи. В протоколе указано на использование навигаторов, дальномера.
Определением заместителя руководителя управления от 14.03.2014 срок административного расследования продлен на 1 месяц.
15.04.2014 в присутствии законного представителя генерального директора общества составлен протокол об административном правонарушении N 4274 от 15.04.2014, с протоколом руководитель общества не согласился.
29.04.2014 в присутствии генерального директора общества, вынесено постановление N 84/з, согласно ООО "Старожиловские пески" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ и назначен штраф в сумме 200 000 рублей.
Не согласившись с оспариваемым постановлением ООО "Старожиловские пески" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из отсутствия доказательств неиспользования обществом спорного земельного участка по его целевому назначению, а также недоказанности административным органом в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Повторно исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее двухсот тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Объективная сторона выражается в неиспользовании земельного участка в течение срока, установленного указанным Федеральным законом.
По смыслу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ все сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны быть истолкованы в пользу последнего.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. В статье 26.1 КоАП РФ указано, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо его совершившее, его вина. Указанные обстоятельства подлежат доказыванию в порядке определенном главой 26 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется дело, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Вместе с тем, составной частью доказывания события правонарушения является установление факта неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закона N 101-ФЗ) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона N 101-ФЗ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
По смыслу вышеуказанных положений Закона срок неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, по истечении которого наступает административная ответственность, предусмотренная частью 1.1 статьей 8.8 КоАП РФ, составляет три года.
Поэтому для привлечения к административной ответственности следует принимать во внимание срок, предоставленный законодателем для освоения земельного участка - три года.
Между тем, административный орган не указал момент начала течения трехлетнего срока, а также какие доказательства он принял как надлежащие и подтверждающие неиспользование земельного участка в течение трех лет на момент проведения проверки.
Доказательствами, подтверждающими факт неиспользования земельных участков, управление представлены протокол осмотра от 27.02.2014, сведения, изложенные в котором, не соответствуют выводам, изложенным в акте проверки от 22.10.2013 N 407/п и протокол об административном правонарушении N 4274 от 15.04.2014. Однако, составной частью доказывания события правонарушения является установление факта неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного федеральным законом.
С учетом того, что заявителем жалобы в суд были представлены материалы проверки, проведенной однократно, имеются противоречия в представленных документах, оформленных по результатам плановой проверки и по результатам административного расследования суд апелляционной инстанции полагает, недоказанным событие правонарушения (неиспользование), которое в соответствии с нормами законодательства об обороне земель сельскохозяйственного назначения, должно совершаться на протяжении нескольких лет. Иных доказательств в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия полагает, что указанных документов недостаточно для фиксации события правонарушения, иных доказательств в материалы дела не представлено.
Также считает правомерным вывод суда первой инстанции, о том, что сделать бесспорный, однозначный вывод о том, что при проверке объективно установлено место расположение именно земельного участка 62:21:0020241:27 исходя из протокола от 27.02.2014, не представляется возможным.
Относительно довода апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции при отмене постановления не указал основания освобождения заявителя от административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ предусмотрено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Вменяемое обществу бездействие содержит составы административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ и частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Вместе с тем в мотивировочной части решения суд первой инстанции не указал основания освобождения от административной ответственности по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
Данные обстоятельства являются нарушением установленных требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и прямого предписания закона, обязывающего арбитражный суд установить конкретные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом не исследованы и не установлены указанные обстоятельства, представленным доказательствам не дана оценка.
Выводы суда первой инстанций по данным обстоятельствам вопреки требованиям части 4 статьи 170 и части 6 статьи 210 АПК РФ в судебном акте отсутствуют.
Изложенные в судебном акте арбитражного суда первой инстанций выводы по данному делу сделаны по неполно установленным обстоятельствам дела, исследование и проверка которых являются необходимыми для принятия законного и обоснованного решения.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Однако, так как объективно установить место расположения именно земельного участка 62:21:0020241:27 исходя из протокола от 27.02.2014 не представляется возможным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Таким образом, в данном случае ошибочность выводов суда первой инстанции, с которыми не согласился суд апелляционной инстанции, не привела к принятию неправильного решения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о незаконности оспариваемого постановления от N 84/з от 29.04.2014, не находит оснований для удовлетворения жалобы управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 09.10.2014 по делу N А54-2421/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
К.А.ФЕДИН
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Е.В.МОРДАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)