Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 23.03.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Волковой Ю.А. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., при участии представителей истца - администрации муниципального образования Белевский район (г. Белев Тульской области, ОГРН 1027103270666, ИНН 7122000145) - Корецкой С.С. (доверенность от 12.01.2015) и ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Кварц" (г. Киреевск Тульской области, ОГРН 1077152000397, ИНН 7122025781) - Подольского И.В. (доверенность от 01.10.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Белевский район на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.01.2015 по делу N А68-10970/2014 (судья Андреева Е.В.),
установил:
следующее.
Администрация муниципального образования Белевский район (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд тульской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кварц" (далее - ответчик, общество) о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 321 681 рубля 03 копеек, пени в сумме 2354 рублей 54 копеек, а всего 324 035 рублей 57 копеек, а также об обязании ответчика подписать и направить в адрес истца дополнительное соглашение от 23.06.2014 N 3 к договорам от 25.08.2008 N 69-08 и от 25.08.2008 N 70-08 об увеличении арендной платы на земельные участка с кадастровыми номерами 71:30:040201:225 и 71:03:040201:226 в течение месяца после вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.01.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Дело рассмотрено после перерыва, объявленного 18.03.2015.
После перерыва обществом заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью представителя в другом судебном процессе.
Рассматривая заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
По смыслу части 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием отложения судебного разбирательства является неявка в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
При этом отложение дела в любом случае является правом, а не обязанностью суда.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
В силу части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Вместе с тем представления дополнительных доказательств по делу от общества не требуется, а его позиция усматривается из всех имеющихся в деле материалов.
Кроме того, в силу частей 4, 6 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлять интересы ответчика в суде могло и иное лицо помимо указанного заявителем.
Таким образом, по результатам рассмотрения ходатайства апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что необходимости в отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя общества в судебное заседание не имеется, в связи с этим указанное ходатайство удовлетворению не подлежит.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков от 25.08.2008 N 69-08 и от 25.08.2008 N 70-08.
Согласно пункту 1.1 договора N 69-08 арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок для производства сельскохозяйственной продукции из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 71:03:040201:225, площадью 243310 кв. м, находящийся в 100 метрах по направлению на северо-запад от ориентира д. Черногрязка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Белевский район.
В соответствии с пунктом 1.1 договора N 70-08 арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок для производства сельскохозяйственной продукции из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 71:03:040201:226, площадью 186690 кв. м, находящийся в 800 метрах по направлению на юго-запад от ориентира д. Песковатое, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Белевский район.
Данные договоры зарегистрированы в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области 30.09.2008.
Согласно пунктам 2.1 договоров срок аренды устанавливается до 25.08.2018.
Пунктом 3.1 договоров арендная плата за земельный участок по договору N 69-08 установлена в размере 443 рублей 63 копеек в месяц, по договору N 70-08 в размере 340 рублей 39 копеек в месяц.
В силу пункта 3.4 договоров настоящая цена определена на основании результатов оценки рыночной величины арендной платы за пользование земельным участком и действует до изменения порядка расчета в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъекта и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3.5 договоров размер арендной платы пересматривается в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В связи с переводом земельного участка с кадастровым номером 71:03:040201:225 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения между сторонами 14.09.2012 заключено дополнительное соглашение N 1 к договору от 25.08.2008 N 69-08, которым ранее установленный размер арендной платы был пересмотрен, рассчитывался исходя из кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента вида разрешенного использования земельного участка, и с 07.09.2012 составил 109 854 рубля 47 копеек в год или 9154 рубля 54 копейки в месяц.
В связи с переводом земельного участка с кадастровым номером 71:03:040201:226 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения между сторонами 14.09.2012 заключено дополнительное соглашение N 1 к договору от 25.08.2008 N 70-08, в соответствии с которым ранее установленный размер арендной платы был пересмотрен, рассчитывался исходя из кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента вида разрешенного использования земельного участка, и с 07.09.2012 составил 70 008 рублей 75 копеек в год или 5834 рубля 06 копеек в месяц.
Впоследствии, 30.04.2013, между сторонами заключено дополнительное соглашение N 2 к договору от 25.08.2008 N 69-08 в связи с установлением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 71:03:040201:225: для добычи строительных песков, которым ранее установленный размер арендной платы был пересмотрен и с 18.03.2013 составил 56 934 рубля 54 копейки в год или 4744 рубля 55 копеек в месяц.
Кроме того 30.04.2013 между сторонами заключено дополнительное соглашение N 2 к договору N 70-08 от 25.08.2008 в связи с установлением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 71:03:040201:226 для добычи строительных песков, которым ранее установленный размер арендной платы был пересмотрен и с 18.03.2013 составил 43 685 рублей 46 копеек в год или 3640 рублей 46 копеек в месяц.
Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 N 740 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области (за исключением земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы)" утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области, вступившие в силу 01.01.2014.
В связи со значительным увеличением кадастровой стоимости арендуемых обществом земельных участков и, соответственно, увеличением арендной платы за данные земельные участки, администрацией было принято решение о расчете суммы арендной платы за земельные участки для разработки полезных ископаемых методом рыночной оценки.
На основании отчета от 11.06.2014 N 298/14 рыночной величины арендной платы за пользование земельными участками с кадастровыми номерами 71:03:040201:225, 71:03:040201:226 администрацией была установлена величина арендной платы с 01.07.2014 по договору от 25.08.2008 N 69-08 в размере 842 196 рублей в год или 70 183 рубля в месяц; по договору от 25.08.2008 N 70-08 в размере 646 212 рублей в год или 53 851 рубль в месяц.
В связи с изменением арендной платы за пользование земельными участками с кадастровыми номерами 71:03:040201:225, 71:03:040201:226 администрация 24.06.2014 направила обществу уведомление об изменении арендной платы и дополнительные соглашения от 23.06.2014 N 3 к договорам от 25.08.2008 N 69-08 и N 70-08 для подписания.
Поскольку ответчик отказался от подписания дополнительных соглашений N 3 к договорам, по состоянию на 11.09.2014 у него образовалась задолженность по арендной плате в сумме 321 681 рубля 03 копеек, а также начислены пени в сумме 2354 рублей 54 копеек, всего 324 035 рублей 57 копеек.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд с иском.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия администрации по пересчету арендной платы исходя из рыночной стоимости не правомерны.
Суд апелляционной инстанции согласен с таким мнением суда в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с частью 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Частью 1 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
С 01.01.2012 порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области установлен на основании Закона Тульской области от 29.06.2011 N 1586-ЗТО "О порядке определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Тульской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Закон N 1586-ЗТО).
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 1586-ЗТО (в редакции, действующей в спорный период) если иное не установлено законодательством, размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых и используемых на праве аренды (далее - размер арендной платы), определяется одним из следующих способов:
1) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);
2) на основании кадастровой стоимости земельных участков.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством области право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в собственности области, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, приобретается на торгах (конкурсах, аукционах), то размер арендной платы, если иное не предусмотрено законодательством, определяется по результатам торгов (конкурсов, аукционов). Начальный годовой размер арендной платы определяется на основании отчета о размере рыночной стоимости арендной платы, составленного в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (часть 2).
В случаях, не указанных в части 2 настоящей статьи, и если иное не предусмотрено статьей 2 настоящего Закона, годовой размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка по формуле:
Аг = КС x Ки,
где
- Аг - годовой размер арендной платы, в рублях;
- КС - кадастровая стоимость земельного участка, в рублях;
- Ки - коэффициент вида разрешенного использования земельного участка в процентах (часть 3).
Как усматривается из материалов дела, между администрацией и обществом заключены договоры аренды земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции из земель сельскохозяйственного назначения от 25.08.2008 N 69-08 и от 25.08.2008 N 70-08.
В силу пункта 3.4 договоров размер арендной платы определялся на основании результатов оценки рыночной величины арендной платы за пользование земельным участком и действовал до изменения порядка расчета в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъекта и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3.5 договоров размер арендной платы пересматривается в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В связи с переводом земельных участков с кадастровыми номерами 71:03:040201:225 и 71:03:040201:226 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения 14.09.2012 между сторонами были заключены дополнительные соглашения N 1 к договорам от 25.08.2008 N 69-08 и N 70-08.
В приложении к дополнительным соглашениям от 14.09.2012 N 1 сторонами в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 1586-ЗТО был пересмотрен порядок расчета арендной платы, в соответствии с которым годовой размер арендной платы (Аг) исчислялся по формуле: Аг = КС х Ки, где: КС - кадастровая стоимость земельного участка, Ки - коэффициент вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с постановлениями администрации от 20.02.2013 N 176, N 177 вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 71:03:040201:225, 71:03:040201:226 изменен с "для сельскохозяйственного производства" на "для добычи строительных песков", в связи с чем 30.04.2013 сторонами заключены дополнительные соглашения N 2 к договорам о пересчете арендной платы с 18.03.2013.
Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 N 740 утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области, вступившие в силу 01.01.2014.
Однако при исчислении размера арендной платы по договорам аренды от 25.08.2008 N 69-08, N 70-08 с 01.07.2014 администрация руководствовалась не установленной в Государственной кадастре недвижимости кадастровой стоимостью земельных участков, а рыночной стоимостью данных участков, установленной на основании отчета оценщика, ссылаясь на значительное увеличение кадастровой стоимости арендуемых обществом земельных участков.
Между тем установление кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости осуществляется только по законодательно предусмотренной процедуре и не может определяться администрацией в одностороннем порядке с нарушением положений Закона Тульской области от 29.06.2011 N 1586-ЗТО.
Кроме того, администрацией не было учтено следующее.
Постановлением правительства Тульской области от 16.10.2013 N 543 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тульской области" (далее - постановление N 543) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тульской области: кадастровую стоимость земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2013 года.
Таким образом, спорные земельные участки относятся к 4 группе видов разрешенного использования, установленных постановлением N 543.
В соответствии с пунктом 2.3.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель промышленности и иного специального назначения его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения группы, соответствующей измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Согласно приложению N 2 к постановлению N 543 кадастровая стоимость земель, относящихся к 4 группе, в Белевском муниципальном районе Тульской области по состоянию на 1 января 2013 составляет 1,85 рублей за квадратный метр.
Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 71:03:040201:225, площадью 243 310 кв. м составит 450 123 рубля 50 копеек, земельного участка с кадастровым номером 71:03:040201:226, площадью 186 690 кв. м составит 345 376 рублей 50 копеек.
Однако в кадастровых справках от 29.10.2014 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 71:03:040201:225, 71:03:040201:226 по состоянию на 01.01.2014 указана в размере 44 170 497 рублей 40 копеек и 34 087 727 рублей 10 копеек соответственно.
Таким образом, при определении кадастровой стоимости спорных земельных участков органом кадастрового учета не было принято во внимание изменение вида разрешенного использования данных земельных участков.
В связи с этим общество обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Тульской области с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 71:03:040201:225, 71:03:040201:226, т. к. при определении кадастровой стоимости данных земельных участков использованы недостоверные сведения об объектах недвижимости.
Согласно кадастровым справкам от 04.12.2014 земельный участок с кадастровым номером 71:03:040201:225, площадью 243 310 кв. м, имеет кадастровую стоимость в размере 450 123 рубля 50 копеек, земельный участок с кадастровым номером 71:03:040201:226, площадью 186 690 кв. м, имеет кадастровую стоимость в размере 345 376 рублей 50 копеек.
Таким образом, с 18.03.2013 размер арендной платы по договорам от 25.08.2008 N 69-08 и N 70-08 подлежал определению исходя из кадастровой стоимости для земельных участков, относящихся к 4 группе видов разрешенного использования, установленных постановлением N 543.
Следовательно, при определении администрацией размера арендной платы исходя из кадастровой стоимости для земельных участков, относящихся к 4 группе видов разрешенного использования, у ответчика не возникло бы значительное увеличение кадастровой стоимости арендуемых им земельных участков.
Указанное также свидетельствует о том, что у истца отсутствовали правовые основания для изменения и исчисления арендной платы по договорам аренды земельных участков от 25.08.2008 N 69-08 и N 70-08 исходя из их рыночной стоимости, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Исходя из изложенного оснований для отмены обжалуемого решения по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 27.01.2015 по делу N А68-10970/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Л.А.КАПУСТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.03.2015 N 20АП-1220/2015 ПО ДЕЛУ N А68-10970/2014
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2015 г. по делу N А68-10970/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 23.03.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Волковой Ю.А. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., при участии представителей истца - администрации муниципального образования Белевский район (г. Белев Тульской области, ОГРН 1027103270666, ИНН 7122000145) - Корецкой С.С. (доверенность от 12.01.2015) и ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Кварц" (г. Киреевск Тульской области, ОГРН 1077152000397, ИНН 7122025781) - Подольского И.В. (доверенность от 01.10.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Белевский район на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.01.2015 по делу N А68-10970/2014 (судья Андреева Е.В.),
установил:
следующее.
Администрация муниципального образования Белевский район (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд тульской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кварц" (далее - ответчик, общество) о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 321 681 рубля 03 копеек, пени в сумме 2354 рублей 54 копеек, а всего 324 035 рублей 57 копеек, а также об обязании ответчика подписать и направить в адрес истца дополнительное соглашение от 23.06.2014 N 3 к договорам от 25.08.2008 N 69-08 и от 25.08.2008 N 70-08 об увеличении арендной платы на земельные участка с кадастровыми номерами 71:30:040201:225 и 71:03:040201:226 в течение месяца после вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.01.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Дело рассмотрено после перерыва, объявленного 18.03.2015.
После перерыва обществом заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью представителя в другом судебном процессе.
Рассматривая заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
По смыслу части 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием отложения судебного разбирательства является неявка в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
При этом отложение дела в любом случае является правом, а не обязанностью суда.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
В силу части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
Вместе с тем представления дополнительных доказательств по делу от общества не требуется, а его позиция усматривается из всех имеющихся в деле материалов.
Кроме того, в силу частей 4, 6 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлять интересы ответчика в суде могло и иное лицо помимо указанного заявителем.
Таким образом, по результатам рассмотрения ходатайства апелляционная инстанция пришла к выводу о том, что необходимости в отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя общества в судебное заседание не имеется, в связи с этим указанное ходатайство удовлетворению не подлежит.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков от 25.08.2008 N 69-08 и от 25.08.2008 N 70-08.
Согласно пункту 1.1 договора N 69-08 арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок для производства сельскохозяйственной продукции из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 71:03:040201:225, площадью 243310 кв. м, находящийся в 100 метрах по направлению на северо-запад от ориентира д. Черногрязка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Белевский район.
В соответствии с пунктом 1.1 договора N 70-08 арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок для производства сельскохозяйственной продукции из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 71:03:040201:226, площадью 186690 кв. м, находящийся в 800 метрах по направлению на юго-запад от ориентира д. Песковатое, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Белевский район.
Данные договоры зарегистрированы в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области 30.09.2008.
Согласно пунктам 2.1 договоров срок аренды устанавливается до 25.08.2018.
Пунктом 3.1 договоров арендная плата за земельный участок по договору N 69-08 установлена в размере 443 рублей 63 копеек в месяц, по договору N 70-08 в размере 340 рублей 39 копеек в месяц.
В силу пункта 3.4 договоров настоящая цена определена на основании результатов оценки рыночной величины арендной платы за пользование земельным участком и действует до изменения порядка расчета в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъекта и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3.5 договоров размер арендной платы пересматривается в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В связи с переводом земельного участка с кадастровым номером 71:03:040201:225 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения между сторонами 14.09.2012 заключено дополнительное соглашение N 1 к договору от 25.08.2008 N 69-08, которым ранее установленный размер арендной платы был пересмотрен, рассчитывался исходя из кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента вида разрешенного использования земельного участка, и с 07.09.2012 составил 109 854 рубля 47 копеек в год или 9154 рубля 54 копейки в месяц.
В связи с переводом земельного участка с кадастровым номером 71:03:040201:226 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения между сторонами 14.09.2012 заключено дополнительное соглашение N 1 к договору от 25.08.2008 N 70-08, в соответствии с которым ранее установленный размер арендной платы был пересмотрен, рассчитывался исходя из кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента вида разрешенного использования земельного участка, и с 07.09.2012 составил 70 008 рублей 75 копеек в год или 5834 рубля 06 копеек в месяц.
Впоследствии, 30.04.2013, между сторонами заключено дополнительное соглашение N 2 к договору от 25.08.2008 N 69-08 в связи с установлением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 71:03:040201:225: для добычи строительных песков, которым ранее установленный размер арендной платы был пересмотрен и с 18.03.2013 составил 56 934 рубля 54 копейки в год или 4744 рубля 55 копеек в месяц.
Кроме того 30.04.2013 между сторонами заключено дополнительное соглашение N 2 к договору N 70-08 от 25.08.2008 в связи с установлением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 71:03:040201:226 для добычи строительных песков, которым ранее установленный размер арендной платы был пересмотрен и с 18.03.2013 составил 43 685 рублей 46 копеек в год или 3640 рублей 46 копеек в месяц.
Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 N 740 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области (за исключением земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы)" утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области, вступившие в силу 01.01.2014.
В связи со значительным увеличением кадастровой стоимости арендуемых обществом земельных участков и, соответственно, увеличением арендной платы за данные земельные участки, администрацией было принято решение о расчете суммы арендной платы за земельные участки для разработки полезных ископаемых методом рыночной оценки.
На основании отчета от 11.06.2014 N 298/14 рыночной величины арендной платы за пользование земельными участками с кадастровыми номерами 71:03:040201:225, 71:03:040201:226 администрацией была установлена величина арендной платы с 01.07.2014 по договору от 25.08.2008 N 69-08 в размере 842 196 рублей в год или 70 183 рубля в месяц; по договору от 25.08.2008 N 70-08 в размере 646 212 рублей в год или 53 851 рубль в месяц.
В связи с изменением арендной платы за пользование земельными участками с кадастровыми номерами 71:03:040201:225, 71:03:040201:226 администрация 24.06.2014 направила обществу уведомление об изменении арендной платы и дополнительные соглашения от 23.06.2014 N 3 к договорам от 25.08.2008 N 69-08 и N 70-08 для подписания.
Поскольку ответчик отказался от подписания дополнительных соглашений N 3 к договорам, по состоянию на 11.09.2014 у него образовалась задолженность по арендной плате в сумме 321 681 рубля 03 копеек, а также начислены пени в сумме 2354 рублей 54 копеек, всего 324 035 рублей 57 копеек.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд с иском.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия администрации по пересчету арендной платы исходя из рыночной стоимости не правомерны.
Суд апелляционной инстанции согласен с таким мнением суда в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с частью 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Частью 1 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
С 01.01.2012 порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области установлен на основании Закона Тульской области от 29.06.2011 N 1586-ЗТО "О порядке определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Тульской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Закон N 1586-ЗТО).
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 1586-ЗТО (в редакции, действующей в спорный период) если иное не установлено законодательством, размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемых и используемых на праве аренды (далее - размер арендной платы), определяется одним из следующих способов:
1) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);
2) на основании кадастровой стоимости земельных участков.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством области право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в собственности области, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, приобретается на торгах (конкурсах, аукционах), то размер арендной платы, если иное не предусмотрено законодательством, определяется по результатам торгов (конкурсов, аукционов). Начальный годовой размер арендной платы определяется на основании отчета о размере рыночной стоимости арендной платы, составленного в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (часть 2).
В случаях, не указанных в части 2 настоящей статьи, и если иное не предусмотрено статьей 2 настоящего Закона, годовой размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка по формуле:
Аг = КС x Ки,
где
- Аг - годовой размер арендной платы, в рублях;
- КС - кадастровая стоимость земельного участка, в рублях;
- Ки - коэффициент вида разрешенного использования земельного участка в процентах (часть 3).
Как усматривается из материалов дела, между администрацией и обществом заключены договоры аренды земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции из земель сельскохозяйственного назначения от 25.08.2008 N 69-08 и от 25.08.2008 N 70-08.
В силу пункта 3.4 договоров размер арендной платы определялся на основании результатов оценки рыночной величины арендной платы за пользование земельным участком и действовал до изменения порядка расчета в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъекта и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3.5 договоров размер арендной платы пересматривается в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В связи с переводом земельных участков с кадастровыми номерами 71:03:040201:225 и 71:03:040201:226 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения 14.09.2012 между сторонами были заключены дополнительные соглашения N 1 к договорам от 25.08.2008 N 69-08 и N 70-08.
В приложении к дополнительным соглашениям от 14.09.2012 N 1 сторонами в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 1586-ЗТО был пересмотрен порядок расчета арендной платы, в соответствии с которым годовой размер арендной платы (Аг) исчислялся по формуле: Аг = КС х Ки, где: КС - кадастровая стоимость земельного участка, Ки - коэффициент вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с постановлениями администрации от 20.02.2013 N 176, N 177 вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 71:03:040201:225, 71:03:040201:226 изменен с "для сельскохозяйственного производства" на "для добычи строительных песков", в связи с чем 30.04.2013 сторонами заключены дополнительные соглашения N 2 к договорам о пересчете арендной платы с 18.03.2013.
Постановлением правительства Тульской области от 09.12.2013 N 740 утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области, вступившие в силу 01.01.2014.
Однако при исчислении размера арендной платы по договорам аренды от 25.08.2008 N 69-08, N 70-08 с 01.07.2014 администрация руководствовалась не установленной в Государственной кадастре недвижимости кадастровой стоимостью земельных участков, а рыночной стоимостью данных участков, установленной на основании отчета оценщика, ссылаясь на значительное увеличение кадастровой стоимости арендуемых обществом земельных участков.
Между тем установление кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости осуществляется только по законодательно предусмотренной процедуре и не может определяться администрацией в одностороннем порядке с нарушением положений Закона Тульской области от 29.06.2011 N 1586-ЗТО.
Кроме того, администрацией не было учтено следующее.
Постановлением правительства Тульской области от 16.10.2013 N 543 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тульской области" (далее - постановление N 543) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тульской области: кадастровую стоимость земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2013 года.
Таким образом, спорные земельные участки относятся к 4 группе видов разрешенного использования, установленных постановлением N 543.
В соответствии с пунктом 2.3.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель промышленности и иного специального назначения его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения группы, соответствующей измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Согласно приложению N 2 к постановлению N 543 кадастровая стоимость земель, относящихся к 4 группе, в Белевском муниципальном районе Тульской области по состоянию на 1 января 2013 составляет 1,85 рублей за квадратный метр.
Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 71:03:040201:225, площадью 243 310 кв. м составит 450 123 рубля 50 копеек, земельного участка с кадастровым номером 71:03:040201:226, площадью 186 690 кв. м составит 345 376 рублей 50 копеек.
Однако в кадастровых справках от 29.10.2014 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 71:03:040201:225, 71:03:040201:226 по состоянию на 01.01.2014 указана в размере 44 170 497 рублей 40 копеек и 34 087 727 рублей 10 копеек соответственно.
Таким образом, при определении кадастровой стоимости спорных земельных участков органом кадастрового учета не было принято во внимание изменение вида разрешенного использования данных земельных участков.
В связи с этим общество обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Тульской области с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 71:03:040201:225, 71:03:040201:226, т. к. при определении кадастровой стоимости данных земельных участков использованы недостоверные сведения об объектах недвижимости.
Согласно кадастровым справкам от 04.12.2014 земельный участок с кадастровым номером 71:03:040201:225, площадью 243 310 кв. м, имеет кадастровую стоимость в размере 450 123 рубля 50 копеек, земельный участок с кадастровым номером 71:03:040201:226, площадью 186 690 кв. м, имеет кадастровую стоимость в размере 345 376 рублей 50 копеек.
Таким образом, с 18.03.2013 размер арендной платы по договорам от 25.08.2008 N 69-08 и N 70-08 подлежал определению исходя из кадастровой стоимости для земельных участков, относящихся к 4 группе видов разрешенного использования, установленных постановлением N 543.
Следовательно, при определении администрацией размера арендной платы исходя из кадастровой стоимости для земельных участков, относящихся к 4 группе видов разрешенного использования, у ответчика не возникло бы значительное увеличение кадастровой стоимости арендуемых им земельных участков.
Указанное также свидетельствует о том, что у истца отсутствовали правовые основания для изменения и исчисления арендной платы по договорам аренды земельных участков от 25.08.2008 N 69-08 и N 70-08 исходя из их рыночной стоимости, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Исходя из изложенного оснований для отмены обжалуемого решения по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 27.01.2015 по делу N А68-10970/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Л.А.КАПУСТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)