Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.11.2013 ПО ДЕЛУ N А55-10985/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2013 г. по делу N А55-10985/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Безгиной А.Е.,
с участием:
- от заявителя - извещен, не явился;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2013 г.
по делу N А55-10985/2013 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "Техник Сервис" (ОГРН 1036301025463), г. Тольятти, Самарская обл.,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью фирма "Техник Сервис" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ) о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Теруправление) от 12 июля 2013 г. N 8194 в предоставлении ООО фирма "Техник Сервис" в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 3 065 кв. м, с кадастровым номером 63:09:0102155:544, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, дом 30 "б", для дальнейшей эксплуатации недвижимого имущества, расположенного по тому же адресу, в порядке переоформления права бессрочного пользования.
Кроме того, заявитель просил обязать ответчика принять решение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет испрашиваемого земельного участка и направить проект договора аренды земельного участка по вступлении в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Теруправление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что согласно п. 8 Перечня, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. N 475, необходимым для принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка является сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, в отношении которых поданы заявления о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Однако указанный документ с указанием их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров, ООО "Техник Сервис" так и не был представлен.
Таким образом, заявитель представил неполный пакет документов.
Судебные акты арбитражных судов, в силу норм ст. 2 АПК РФ о задачах судопроизводства, не могут подменять собой решения исполнительных органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом возложена обязанность принятия соответствующих решений.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 63:09:0102155:544, площадью 3 065 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, дом 30Б.
Указанный участок находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у заявителя. Данное право также зарегистрировано в ЕГРП.
Заявитель является собственником объекта недвижимого имущества - Автозаправочная станция (сооружение), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 8, 44).
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102155:544, площадью 3 065 кв. м, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, 30 "б".
21 декабря 2012 г. ООО фирма "Техник Сервис" обратилось в Теруправление с заявлением N 376 (л.д. 6) о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, Южное шоссе, дом 30 "б", для дальнейшей эксплуатации недвижимого имущества в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
Письмом от 12 июля 2013 г. N 8194 в предоставлении земельного участка заявителю отказано (л.д. 23-25, 33-35).
В обоснование отказа Теруправление указало, что заявителем до настоящего времени не представлен документ, предусмотренный п. 8 Перечня, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. N 475.
Кроме того, Теруправление указало, что отсутствие земельного участка в реестре федерального имущества препятствует совершению сделки с земельным участком.
Полагая отказ Теруправления незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 г. в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (ст. 29 ЗК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. N 475.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 4 Постановления от 24 марта 2005 г. N 11 указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Судом первой инстанции правомерно признан несостоятельным довод Теруправления о непредставлении Обществом документов, предусмотренных п. 8 Перечня, поскольку в материалы дела заявителем представлено письмо в адрес Теруправления от 13 марта 2013 г., в соответствии с которым Обществом был представлен Перечень объектов и зданий. В судебном заседании суда первой инстанции представитель Теруправления подтвердил наличие данного перечня у государственного органа.
В оспариваемом отказе Теруправление указывает на отсутствие сведений об испрашиваемом земельном участке в реестре федерального имущества.
Между тем согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, факт внесения либо невнесения сведений об объекте права в реестр федерального имущества (при регистрации права собственности Российской Федерации в ЕГРП - л.д. 43) не может служить законным основанием для отказа Обществу в реализации его исключительного права.
Кроме того, выписка из реестра федерального имущества отсутствует в Перечне документов, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. N 475.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество, обратившись в Теруправление с заявлением, приложило к нему все необходимые документы, предусмотренные Перечнем, следовательно, у уполномоченного органа отсутствовали правовые основания для непринятия решения о предоставлении Обществу в аренду испрашиваемого земельного участка.
Оспариваемым отказом Теруправление нарушает права и законные интересы заявителя на приобретение в аренду спорного земельного участка.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные Обществом требования.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
С учетом действующей редакции п. 6 ст. 36 ЗК РФ, исходя из положений п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11, суд первой инстанции обоснованно обязал Теруправление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении Обществу в аренду испрашиваемого земельного участка и направления в его адрес проекта договора аренды испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2013 г. по делу N А55-10985/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА

Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)