Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Князева В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 февраля 2014 года апелляционную жалобу Ц.Е. на решение Дмитровского городского суда Московской области от 12 сентября 2013 года по делу по заявлению Ц.Е. о признании незаконными отказов Департамента городского имущества города Москвы в предварительном согласовании места размещения объектов строительства, утверждении актов о выборе земельных участков и схем расположения земельных участков, обязании утвердить акты выбора земельных участков для строительства и схемы расположения земельных участков,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя Ц.Е. - Ц.И., представителя Департамента городского имущества города Москвы - Н.,
Ц.Е. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными отказов Департамента городского имущества города Москвы в предварительном согласовании места размещения объектов строительства, утверждении актов о выборе земельных участков и схем расположения земельных участков, обязании утвердить акты выбора земельных участков для строительства и схемы расположения земельных участков.
Свои требования заявитель мотивировала тем, что в соответствии со ст. 31 ЗК РФ, п. п. 5, 5.2, 5.5., 5.9 "Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-П, она, как лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, 25.06.2013 обратилась в уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы - Департамент городского имущества города Москвы, с пакетом документов, состоящим из 29-ти надлежащих заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, с приложением к каждому заявлению акта о выборе земельного участка для строительства объекта и схемы расположения объекта. Заявителем были указаны 29 территорий под земельный участок для осуществления гарантированной возможности строительства.
В заявлениях, актах о выборе и схемах расположения земельных участков заявитель указала назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право.
С учетом положений ст. 31 ЗК РФ заявитель просила (по каждой территории): обеспечить выбор земельных участков посредством определения вариантов размещения объектов и проведения процедур согласования, предусмотренных федеральными законами; направить запросы в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, муниципальные организации о предоставлении информации о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; проинформировать население о возможном предоставлении земельных участков для строительства; оформить акты о выборе земельных участков для строительства, к данным актам приложить утвержденные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; принять решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, утверждающие акты о выборе земельных участков в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка; предоставить земельные участки для строительства в аренду сроком на 49 лет в порядке п. 5 ст. 30 и ст. 32 ЗК РФ.
Решением Департамента городского имущества города Москвы от 24.07.2013 в удовлетворении заявлений Ц.Е. было отказано по тем основаниям, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах особо охраняемых территорий г. Москвы, и строительство объектов капитального строительства спортивно-досугового назначения не соответствует режиму использования особо охраняемой зеленой территории г. Москвы; в полномочия Департамента городского имущества города Москвы не входит обеспечение выбора земельных участков и разработка актов о выборе участков для строительства; запрашиваемые плоскостные сооружения не могут рассматриваться как объекты капитального строительства, для размещения (строительства) которых применяется процедура предварительного согласования мест размещения объектов; законодательством не предусмотрено строительство проездов и проходов не общего пользования, в связи с чем, предусмотрен иной порядок предоставления земельных участков в аренду и сроком не более одного года.
По мнению заявителя, данный отказ является незаконным, препятствует в осуществлении ее прав в отношении испрашиваемых земельных участков.
Исходя из изложенного, с учетом уточнения требований (л.д. 244 - 245) заявитель просила признать незаконными (неправомерными) действия Департамента городского имущества города Москвы - отказ от 25.06.2013 в предварительном согласовании мест размещения испрашиваемых ею объектов строительства в отношении территорий относительно ориентиров:
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемым Схемам расположения);
- признать незаконными (неправомерными) действия Департамента городского имущества города Москвы - отказ от 25.06.2013 в утверждении актов о выборе земельных участков для строительства объектов в отношении вышеуказанных территорий;
- признать незаконными (неправомерными) действия Департамента городского имущества города Москвы - отказ от 25.06.2013 в утверждении схем расположения земельных участков в отношении вышеуказанных территорий;
- устранить препятствия - обязать Департамент городского имущества города Москвы утвердить акты о выборе земельных участков для строительства от 25.06.2013 посредством принятия решений о предварительном согласовании мест размещения объектов;
- устранить препятствия - обязать Департамент городского имущества города Москвы утвердить схемы расположения земельных участков от 25.06.2013.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Ц.И. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы Е. с заявлением не согласился, пояснив, что оспариваемое решение не нарушает прав заявителя, так как Законом г. Москвы "О землепользовании в г. Москве" предусмотрен иной порядок предоставления земельного участка для строительства, при котором отсутствует процедура предварительного согласования места размещения объекта.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 12 сентября 2013 года в удовлетворении заявления Ц.Е. отказано.
В апелляционной жалобе Ц.Е. просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Ц.Е. не явилась, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 25.06.2013 Ц.Е. обратилась в уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы - Департамент городского имущества города Москвы, с пакетом документов, состоящим из 29-ти заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, с приложением к каждому заявлению акта о выборе земельного участка для строительства объекта и схемы расположения объекта. Заявителем были указаны 29 территорий под земельный участок для осуществления гарантированной возможности строительства, в том числе территории относительно ориентиров:
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
В заявлениях, актах о выборе и схемах расположения земельных участков заявитель привела обоснование примерного размера земельного участка; указала предполагаемое место размещения объекта, испрашиваемое право, назначение объекта - для капитального строительства плоскостных сооружений: двух спортивно-досуговых площадок площадью застройки каждой <данные изъяты> кв. м на заглубленном железобетонном фундаменте из сплошной монолитной железобетонной плиты и линейных сооружений - велосипедных дорожек, проездов и проходов не общего пользования протяженностью <данные изъяты> метров на заглубленном железобетонном фундаменте из сплошной монолитной железобетонной плиты, с зонами отдыха, рекреации, благоустройства, озеленения, прогулочной зоной, с ограждением территории архитектурно выразительным металлическим забором на столбчатом заглубленном железобетонном фундаменте (с калитками и воротами для прохода и проезда).
С учетом положений ст. 31 Земельного кодекса РФ заявитель просила (по каждой территории): обеспечить выбор земельных участков посредством определения вариантов размещения объектов и проведения процедур согласования, предусмотренных федеральными законами; направить запросы в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, муниципальные организации о предоставлении информации о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; проинформировать население о возможном предоставлении земельных участков для строительства; оформить акты о выборе земельных участков для строительства, к данным актам приложить утвержденные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; принять решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, утверждающие акты о выборе земельных участков в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка; предоставить земельные участки для строительства в аренду сроком на 49 лет в порядке п. 5 ст. 30 и ст. 32 ЗК РФ.
Решением Департамента городского имущества города Москвы от 24.07.2013 в удовлетворении заявлений Ц.Е. было отказано по тем основаниям, что запрашиваемые земельные участки расположены в границах особо охраняемых территорий г. Москвы, и строительство объектов капитального строительства спортивно-досугового назначения не соответствует режиму использования особо охраняемой зеленой территории г. Москвы; в полномочия Департамента городского имущества города Москвы не входит обеспечение выбора земельных участков и разработка актов о выборе участков для строительства; запрашиваемые плоскостные сооружения не могут рассматриваться как объекты капитального строительства, для размещения (строительства) которых применяется процедура предварительного согласования мест размещения объектов; законодательством не предусмотрено строительство проездов и проходов не общего пользования, в связи с чем, предусмотрен иной порядок предоставления земельных участков в аренду и сроком не более одного года.
Разрешая спор, суд исходил из следующего.
Статьей 2 Земельного кодекса РФ установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Статьей 31 ЗК РФ регламентирована процедура выбора земельных участков для строительства.
По смыслу указанной нормы принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ. Решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления. Выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте о выборе земельного участка. Наличие таких оснований может быть выявлено и оформлено надлежащим образом в результате проведения процедуры выбора земельного участка, в том числе должно быть установлено, обременен ли испрашиваемый земельный участок правами третьих лиц. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка.
В силу п. 1.1 ст. 30 ЗК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В развитие указанной нормы статьей 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" установлено, что земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти г. Москвы, могут быть представлены в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременений и ограничений по использованию этих участков.
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов):
1) собственникам расположенных на них объектов капитального строительства. Площадь и границы земельных участков устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы;
2) арендаторам объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности города Москвы. Площадь и границы земельных участков устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы;
3) для целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти Российской Федерации, города Москвы и Московской области, а также с выполнением городом Москвой функций столицы Российской Федерации;
4) по соглашению с арендатором земельного участка взамен изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
5) в иных случаях, установленных федеральным законодательством.
В случаях, не предусмотренных частью 3 настоящей статьи, договор аренды земельного участка заключается с победителем торгов (конкурсов, аукционов) в соответствии с условиями торгов (ч. 4 ст. 8).
Поскольку рассматриваемый случай не предусмотрен ч. 3 ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48, испрашиваемые Ц.Е. земельные участки могут быть предоставлены ей только после проведения торгов (п. 4 ст. 30 ЗК РФ), следовательно, положения закона, регламентирующие порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 5 ст. 30, ст. 31, ст. 32 ЗК РФ), к возникшим правоотношениям не применимы.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Ц.Е. требований в полном объеме.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы Ц.Е. не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену, поскольку направлены на иное, нежели у суда, толкование норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Дмитровского городского суда Московской области от 12 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ц.Е. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1625/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 февраля 2014 г. по делу N 33-1625/2014
Судья Князева В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 февраля 2014 года апелляционную жалобу Ц.Е. на решение Дмитровского городского суда Московской области от 12 сентября 2013 года по делу по заявлению Ц.Е. о признании незаконными отказов Департамента городского имущества города Москвы в предварительном согласовании места размещения объектов строительства, утверждении актов о выборе земельных участков и схем расположения земельных участков, обязании утвердить акты выбора земельных участков для строительства и схемы расположения земельных участков,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя Ц.Е. - Ц.И., представителя Департамента городского имущества города Москвы - Н.,
установила:
Ц.Е. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными отказов Департамента городского имущества города Москвы в предварительном согласовании места размещения объектов строительства, утверждении актов о выборе земельных участков и схем расположения земельных участков, обязании утвердить акты выбора земельных участков для строительства и схемы расположения земельных участков.
Свои требования заявитель мотивировала тем, что в соответствии со ст. 31 ЗК РФ, п. п. 5, 5.2, 5.5., 5.9 "Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-П, она, как лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, 25.06.2013 обратилась в уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы - Департамент городского имущества города Москвы, с пакетом документов, состоящим из 29-ти надлежащих заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, с приложением к каждому заявлению акта о выборе земельного участка для строительства объекта и схемы расположения объекта. Заявителем были указаны 29 территорий под земельный участок для осуществления гарантированной возможности строительства.
В заявлениях, актах о выборе и схемах расположения земельных участков заявитель указала назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право.
С учетом положений ст. 31 ЗК РФ заявитель просила (по каждой территории): обеспечить выбор земельных участков посредством определения вариантов размещения объектов и проведения процедур согласования, предусмотренных федеральными законами; направить запросы в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, муниципальные организации о предоставлении информации о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; проинформировать население о возможном предоставлении земельных участков для строительства; оформить акты о выборе земельных участков для строительства, к данным актам приложить утвержденные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; принять решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, утверждающие акты о выборе земельных участков в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка; предоставить земельные участки для строительства в аренду сроком на 49 лет в порядке п. 5 ст. 30 и ст. 32 ЗК РФ.
Решением Департамента городского имущества города Москвы от 24.07.2013 в удовлетворении заявлений Ц.Е. было отказано по тем основаниям, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах особо охраняемых территорий г. Москвы, и строительство объектов капитального строительства спортивно-досугового назначения не соответствует режиму использования особо охраняемой зеленой территории г. Москвы; в полномочия Департамента городского имущества города Москвы не входит обеспечение выбора земельных участков и разработка актов о выборе участков для строительства; запрашиваемые плоскостные сооружения не могут рассматриваться как объекты капитального строительства, для размещения (строительства) которых применяется процедура предварительного согласования мест размещения объектов; законодательством не предусмотрено строительство проездов и проходов не общего пользования, в связи с чем, предусмотрен иной порядок предоставления земельных участков в аренду и сроком не более одного года.
По мнению заявителя, данный отказ является незаконным, препятствует в осуществлении ее прав в отношении испрашиваемых земельных участков.
Исходя из изложенного, с учетом уточнения требований (л.д. 244 - 245) заявитель просила признать незаконными (неправомерными) действия Департамента городского имущества города Москвы - отказ от 25.06.2013 в предварительном согласовании мест размещения испрашиваемых ею объектов строительства в отношении территорий относительно ориентиров:
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты> (согласно прилагаемым Схемам расположения);
- признать незаконными (неправомерными) действия Департамента городского имущества города Москвы - отказ от 25.06.2013 в утверждении актов о выборе земельных участков для строительства объектов в отношении вышеуказанных территорий;
- признать незаконными (неправомерными) действия Департамента городского имущества города Москвы - отказ от 25.06.2013 в утверждении схем расположения земельных участков в отношении вышеуказанных территорий;
- устранить препятствия - обязать Департамент городского имущества города Москвы утвердить акты о выборе земельных участков для строительства от 25.06.2013 посредством принятия решений о предварительном согласовании мест размещения объектов;
- устранить препятствия - обязать Департамент городского имущества города Москвы утвердить схемы расположения земельных участков от 25.06.2013.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Ц.И. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы Е. с заявлением не согласился, пояснив, что оспариваемое решение не нарушает прав заявителя, так как Законом г. Москвы "О землепользовании в г. Москве" предусмотрен иной порядок предоставления земельного участка для строительства, при котором отсутствует процедура предварительного согласования места размещения объекта.
Решением Дмитровского городского суда Московской области от 12 сентября 2013 года в удовлетворении заявления Ц.Е. отказано.
В апелляционной жалобе Ц.Е. просит об отмене данного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Ц.Е. не явилась, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 25.06.2013 Ц.Е. обратилась в уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы - Департамент городского имущества города Москвы, с пакетом документов, состоящим из 29-ти заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, с приложением к каждому заявлению акта о выборе земельного участка для строительства объекта и схемы расположения объекта. Заявителем были указаны 29 территорий под земельный участок для осуществления гарантированной возможности строительства, в том числе территории относительно ориентиров:
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>;
- - г. Москва, вблизи участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
В заявлениях, актах о выборе и схемах расположения земельных участков заявитель привела обоснование примерного размера земельного участка; указала предполагаемое место размещения объекта, испрашиваемое право, назначение объекта - для капитального строительства плоскостных сооружений: двух спортивно-досуговых площадок площадью застройки каждой <данные изъяты> кв. м на заглубленном железобетонном фундаменте из сплошной монолитной железобетонной плиты и линейных сооружений - велосипедных дорожек, проездов и проходов не общего пользования протяженностью <данные изъяты> метров на заглубленном железобетонном фундаменте из сплошной монолитной железобетонной плиты, с зонами отдыха, рекреации, благоустройства, озеленения, прогулочной зоной, с ограждением территории архитектурно выразительным металлическим забором на столбчатом заглубленном железобетонном фундаменте (с калитками и воротами для прохода и проезда).
С учетом положений ст. 31 Земельного кодекса РФ заявитель просила (по каждой территории): обеспечить выбор земельных участков посредством определения вариантов размещения объектов и проведения процедур согласования, предусмотренных федеральными законами; направить запросы в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, муниципальные организации о предоставлении информации о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; проинформировать население о возможном предоставлении земельных участков для строительства; оформить акты о выборе земельных участков для строительства, к данным актам приложить утвержденные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; принять решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, утверждающие акты о выборе земельных участков в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка; предоставить земельные участки для строительства в аренду сроком на 49 лет в порядке п. 5 ст. 30 и ст. 32 ЗК РФ.
Решением Департамента городского имущества города Москвы от 24.07.2013 в удовлетворении заявлений Ц.Е. было отказано по тем основаниям, что запрашиваемые земельные участки расположены в границах особо охраняемых территорий г. Москвы, и строительство объектов капитального строительства спортивно-досугового назначения не соответствует режиму использования особо охраняемой зеленой территории г. Москвы; в полномочия Департамента городского имущества города Москвы не входит обеспечение выбора земельных участков и разработка актов о выборе участков для строительства; запрашиваемые плоскостные сооружения не могут рассматриваться как объекты капитального строительства, для размещения (строительства) которых применяется процедура предварительного согласования мест размещения объектов; законодательством не предусмотрено строительство проездов и проходов не общего пользования, в связи с чем, предусмотрен иной порядок предоставления земельных участков в аренду и сроком не более одного года.
Разрешая спор, суд исходил из следующего.
Статьей 2 Земельного кодекса РФ установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Статьей 31 ЗК РФ регламентирована процедура выбора земельных участков для строительства.
По смыслу указанной нормы принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ. Решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления. Выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте о выборе земельного участка. Наличие таких оснований может быть выявлено и оформлено надлежащим образом в результате проведения процедуры выбора земельного участка, в том числе должно быть установлено, обременен ли испрашиваемый земельный участок правами третьих лиц. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка.
В силу п. 1.1 ст. 30 ЗК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В развитие указанной нормы статьей 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" установлено, что земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти г. Москвы, могут быть представлены в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременений и ограничений по использованию этих участков.
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов):
1) собственникам расположенных на них объектов капитального строительства. Площадь и границы земельных участков устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы;
2) арендаторам объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности города Москвы. Площадь и границы земельных участков устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы;
3) для целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти Российской Федерации, города Москвы и Московской области, а также с выполнением городом Москвой функций столицы Российской Федерации;
4) по соглашению с арендатором земельного участка взамен изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
5) в иных случаях, установленных федеральным законодательством.
В случаях, не предусмотренных частью 3 настоящей статьи, договор аренды земельного участка заключается с победителем торгов (конкурсов, аукционов) в соответствии с условиями торгов (ч. 4 ст. 8).
Поскольку рассматриваемый случай не предусмотрен ч. 3 ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48, испрашиваемые Ц.Е. земельные участки могут быть предоставлены ей только после проведения торгов (п. 4 ст. 30 ЗК РФ), следовательно, положения закона, регламентирующие порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 5 ст. 30, ст. 31, ст. 32 ЗК РФ), к возникшим правоотношениям не применимы.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Ц.Е. требований в полном объеме.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы Ц.Е. не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену, поскольку направлены на иное, нежели у суда, толкование норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дмитровского городского суда Московской области от 12 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ц.Е. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)