Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.06.2014 ПО ДЕЛУ N А55-18083/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2014 г. по делу N А55-18083/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заявителя - Мураховской В.П. (по доверенности от 01.11.2013 N 372/14)
в отсутствие:
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-18083/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания", (ОГРН 1026303117994) Самарская область, г. Новокуйбышевск, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность и действий по возврату представленного комплекта документов,

установил:

закрытое акционерное общество "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, изложенного в письме от 06.05.2013 N ПП-10/19943 об отказе в предоставлении в собственность Общества земельного участка площадью 51 394 кв. м с кадастровым номером 63:04:0302001:7, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 66-а, о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по возврату представленного комплекта документов по обращению Общества от 01.03.2012, изложенных в письме Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Росимущество) от 27.05.2013 N 5918 и обязании Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 51 394 кв. м с кадастровым номером 63:04:0302001:7, расположенного по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 66-а и направления в адрес Общества проекта договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Росимущество просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, указывая, что на испрашиваемом земельном участке расположены принадлежащие на праве собственности Обществу железнодорожные пути и трубопровод, что в свою очередь ограничивает указанные земельные участки в обороте.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Обществу принадлежат на праве собственности объекты недвижимости: Т-1008 - товарно-сырьевой парк продуктов в составе цеха N 11, здание бытовое Т-1008, здание насосной - Т-1008 в составе цеха N 11, административное здание Т-1008, центральная газофракционирующая установка-3 (ЦГФУ-3), железнодорожные пути по земляному полотну с балластным слоем.
Право собственности на указанные объекты недвижимого имущества в установленном законом порядке зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, что подтверждается выписками из ЕГРП от 10.04.2012 N 04/002/2012-297, от 10.04.2012 N 04/002/2012-280, от 10.04.2012 N 04/002/2012-295, от 10.04.2012 N 04/002/2012-296, от 22.05.2012 N 04/004/2012-298.
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:04:0302001:7 площадью 51 394 кв. м по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Промышленная, д. 66-а, с разрешенным использованием: под Т-1008 товарно-сырьевой парк продуктов в составе цеха N 11.
Земельный участок с кадастровым номером 63:04:0302001:7 находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 17.04.2012 N 04/04/2012-212.
Общество 01.03.2012 обратилось в Росимущество с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровыми номерами 63:04:0302001:7.
Письмом от 06.05.2013 N ПП-10/19943 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом отказало в принятии решения о предоставлении Обществу в собственность указанного земельного участка, поскольку на данном участке расположены железнодорожные пути и трубопровод, а одним из видов деятельности Общества является деятельность промышленного железнодорожного транспорта и транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки. Испрашиваемый земельный участок, предоставленный для нужд организаций транспорта, согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ограничен в обороте и не подлежит предоставлению в собственность в силу пункта 2 статьи 27 ЗК РФ.
Росимущество письмом от 27.05.2013 N 5918 направило Обществу результаты рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка, указав на невозможность их приватизации в связи с ограничением в обороте, и возвратило заявителю представленный им пакет документов.
Не согласившись с принятым решением об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и действиями Росимущества по возврату представленных документов, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из несоответствия оспариваемого отказа, действий государственного органа действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов Общества.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Судами установлено, что Обществом представлены все необходимые документы, подтверждающие исключительное право на приватизацию спорного земельного участка.
Единственным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность явился вывод государственного органа об отнесении испрашиваемого участка к землям, предоставленным для обеспечения деятельности и (или) эксплуатации объектов железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.
Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта. Согласно части 2 статьи 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Как следует из кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, данный объект отнесен к "землям населенных пунктов".
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что объект недвижимого имущества, находящийся в собственности у заявителя, приобретен Обществом в порядке приватизации имущества Новокуйбышевского нефтехимического комбината. Трубопроводы входят в состав установок, товарных парков, принадлежащих Обществу на праве собственности, расположенных на земельном участке (Т-1008, ЦГФУ-3). Данные установки и товарные парки являются сложными вещами, права на которые зарегистрированы как на единые объекты недвижимости. Трубопроводы не являются самостоятельными объектами недвижимости, так как представляют из себя элементы указанных сложных вещей, участвуют в замкнутом цикле производства на конкретной установке: в наименованиях объектов недвижимости, указанных в ЕГРП, фигурируют в качестве "цеховых и обвязочных" либо "внутренних технологических обвязочных". Таким образом, они не используются и не предназначены для транспортировки на какие-либо значимые расстояния.
Железнодорожные пути являются внутренними объектами для нужд предприятия, используются для погрузо-разгрузочной деятельности исключительно для собственных нужд предприятия, железнодорожные пути соединяют отдельные подразделения, которые территориально удалены друг от друга. Железнодорожные пути относятся к путям необщего пользования.
Порядок использования указанных объектов внутри предприятия регламентирован Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования Общества, примыкающего к станции "Жигули". Как следует из Инструкции и публичной кадастровой карты, земельный участок расположен в маневровом районе N 2 соединяет товарно-сырьевой парк продуктов Т-1008, принадлежащий заявителю, с территорией завода и путями общего пользования. При транспортировке по железнодорожным путям используются локомотивы, принадлежащие также заявителю.
Согласно части 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Судебные инстанции правильно указали на то, что испрашиваемый земельный участок, отнесенный к "землям населенных пунктов", не отвечает критериям статьи 90 ЗК РФ, установленным для земель транспорта, поэтому не ограничен в обороте и может находиться в собственности лица, обладающего титулом собственника объекта недвижимости, расположенного на нем.
Каких-либо иных оснований и доказательств ограничения оборота испрашиваемого земельного участка суду не представлено.
Кроме того, постановка на кадастровый учет спорных участков, их отнесение к землям населенных пунктов не оспорены в установленном порядке.
Не установив препятствий для приватизации земельных участков, исходя из оснований для отказа в их предоставлении со стороны публичного собственника, суды сочли заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций по настоящему делу соответствуют сложившейся судебно - арбитражной практике (постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2013 по делу N А55-22899/2012, от 28.06.2013 по делу N А55-28746/2012, от 27.11.2013 по делу N А55-2920/2013, от 10.12.2013 по делу N А55-2921/2013).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела, при правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу N А55-18083/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА

Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)