Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5891/2013

Требование: Об обязании сформировать земельный участок под жилищное строительство.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: По мнению истицы, данным ответом о невозможности формирования земельного участка ввиду отсутствия его на топографических планах нарушены ее конституционные права, официальный отказ в формировании земельного участка ей не выдан.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 октября 2013 г. по делу N 33-5891/2013


Председательствующий Небольсин Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Чукреевой Н.В.
судей Пшиготского А.И., Магденко И.Ю.
при секретаре Р.О.В.
рассмотрела в судебном заседании 02 октября 2013 года
дело по апелляционной жалобе Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска на решение Ленинского районного суда г. Омска от 25 июня 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования П.ой И.А. удовлетворить частично.
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска сформировать земельный участок по адресу <...> под жилищное строительство.
В остальных требованиях отказать".
Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия

установила:

П.И.А. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска о возложении обязанности сформировать земельный участок под жилищное строительство, указав, что 05 июня 2012 года она обратилась в ГУ по земельным ресурсам Омской области с заявлением о формировании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <...> для жилищного строительства. 09 июня 2012 года получила уведомление о направлении ее письма в Департамент архитектуры г. Омска. 08 августа 2012 года Департамент дал ответ о невозможности сформирования земельного участка ввиду отсутствия его на топографических планах. Данный ответ свидетельствует о бездействии ответчика, чем нарушаются ее конституционные права.
В судебном заседании П.И.А. и ее представитель П.В.П. заявленные требования поддержали.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска Л.Е.А. иск не признала, указав на невозможность формирования земельного участка, поскольку на нем находится жилой дом, собственник которого неизвестен.
Представитель Департамента имущественных отношений администрации г. Омска в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска Л.Е.А. просит решение суда отменить, поскольку в нем не дана оценка доводам заявителя о невозможности формирования пакета документов для предоставления истребуемого истцом участка в связи с отсутствием на единых топографических планах города Омска съемки масштаба 1: 500 на данную территорию. Специалисты выезжали на место для осмотра и фотофиксации спорного участка и обнаружили на нем строение, в связи с чем возможно, что данный участок уже находится в собственности, что повлечет за собой отказ в его постановке на кадастровый учет. Суд не дал надлежащей оценки порядку предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не учел, что формирование земельного участка включает в себя работы, которые не входят в обязанности Департамента архитектуры.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска Л.Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Истец П.И.А., ее представитель П.В.П. с решением суда согласились, просили оставить его без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия находит принятое судом решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в частности, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное применение норм материального права.
Такие нарушения судом первой инстанции в ходе рассмотрения настоящего дела допущены.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что 05 июня 2012 года П.И.А. обратилась в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении в аренду находящегося в государственной собственности земельного участка вблизи строения по адресу: <...> для строительства индивидуального жилого дома.
Данное заявление Главным управлением по земельным ресурсам Омской области было направлено в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска для формирования земельного участка, о чем 09 июня 2012 года сообщено П.И.А.
09 июля 2013 года Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска сообщил Главному управлению по земельным ресурсам Омской области о невозможности формирования документов для предоставления испрашиваемого земельного участка по статье 30.1 Земельного кодекса РФ в связи с наличием на нем строения и отсутствием на единых топографических планах города Омска съемки масштаба 1:500 на данную территории в геофонде департамента.
08 августа 2012 года Главное управление по земельным ресурсам Омской области направило копию вышеуказанного ответа П.И.А.
П.И.А. обратилась в суд с исковым заявлением, полагая, что ее заявление не было надлежащим образом рассмотрено ответчиками, ей не был выдан официальный отказ в формировании земельного участка, а представленный ответ не имеет под собой правовых оснований, что свидетельствует о бездействии уполномоченных органов, в связи с чем просила обязать ответчиков рассмотреть ее требование, изложенное в заявлении от 05 июня 2012 года с предоставлением письменного ответа и сформировать земельный участок под жилищное строительство.
Удовлетворяя в части исковые требования и возлагая на Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска обязанность сформировать по заявлению П.И.А. земельный участок по адресу: <...> под жилищное строительство, суд первой инстанции исходил из того, что требования истца ничьих прав не нарушают, а на ответчике в силу действующего законодательства лежит обязанность по формированию земельных участков для последующего их распределения с учетом процедуры торгов.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку они противоречат нормам материального права, основаны на неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Мотивировочная часть решения суда в нарушение положений статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ не содержит правовых оснований, в соответствии с которыми истцу отказано в удовлетворении исковых требований к Департаменту имущественных отношений и обязанность по формированию земельного участка возложена исключительно на Департамент архитектуры и градостроительства, несмотря на то, что истцом требования были предъявлены к обоим структурным подразделениям администрации г. Омска.
В решении суда не нашли отражение пояснения представителя Департамента архитектуры и градостроительства о невозможности проведения работ по формированию земельного участка в связи с нахождением на нем строения, правовая оценка указанным обстоятельства судом не дана.
Вышеуказанное повлекло постановление судом необоснованного решения.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 68 Земельного кодекса РФ землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 69 Земельного кодекса РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Как следует из положений пункта 1 статьи 28 Кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
По правилам статьи 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На момент обращения П.И.А. с заявлением о предоставлении земельного участка специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками, являлось Главное управление по земельным ресурсам Омской области на основании указа Губернатора Омской области от 16 июня 2006 года N 95.
В дальнейшем в соответствии с постановлением Администрации г. Омска от 06 февраля 2013 года N 120-п полномочия по осуществлению мероприятий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Омска, с 11 февраля 2013 года переданы Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска и Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится, в частности, в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.
Порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 30.1 Земельного кодекса РФ.
Так согласно пункту 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
На момент рассмотрению дела судом первой инстанции на территории города Омска действовал Порядок подготовки материалов при предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для строительства без предварительной согласования мест размещения объектов и для целей, не связанных со строительством, утвержденный постановлением Мэра г. Омска от 24 июня 2004 года N 246-п (в редакции постановления от 07 февраля 2006 года N 30-п).
Вышеуказанный Порядок регламентировал деятельность структурных подразделений Администрации города Омска по подготовке материалов при предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для строительства и для целей, не связанных со строительством, на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно указанному Порядку Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в целях подготовки материалов для проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов направлял в Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска:
1) проекты границ земельных участков, предполагаемых к предоставлению под строительство, утвержденные в установленном порядке до 1 ноября 2008 года, схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах территории;
2) заключение о разрешенном использовании земельного участка, в том числе о наличии ограничений, обременений, публичных сервитутов, градостроительное обоснование с технико-экономическими показателями предполагаемых объектов строительства;
3) протоколы заседаний постоянно действующей комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска;
4) технические условия подключения объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, информацию о размере платы за подключение к ним;
5) заключения (материалы согласования) государственных надзорных органов (пункт 2).
Департамент имущественных отношений совместно с Департаментом архитектуры и градостроительства в пределах своих полномочий организовывал проведение работ по формированию земельных участков, предоставляемых для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов (пункт 5).
Приведенный выше порядок признан утратившим силу в связи с изданием постановления администрации г. Омска от 19 августа 2013 года N 903-п.
В соответствии с Положением, утвержденным решением Омского городского совета от 11 апреля 2012 года N 3, Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска в сфере земельных отношений осуществляет следующие функции:
- - разрабатывает и утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов;
- - запрашивает и получает сведения государственного кадастра недвижимости, Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок ним в целях подготовки схем расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории для строительства, градостроительных планов земельных участков, извещения смежных землепользователей;
- - определяет разрешенное использование земельных участков, предоставляемых для строительства;
- - получает технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и согласования надзорных служб;
- - разрабатывает и утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства;
- - информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства (подпункты 2, 4 - 8 пункта 19).
Департамент имущественных отношений администрации г. Омска в свою очередь согласно Положению, утвержденному решением Омского городского совета от 26 октября 201 года N 452, в сфере земельных отношений выполняет следующие функции:
- - организует землеустроительные и кадастровые работы в отношении объектов землеустройства и объектов земельных отношений на территории города Омска;
- - принимает решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством;
- - определяет или уточняет сведения об уникальных характеристиках и дополнительные сведения о земельных участках;
- - согласовывает и утверждает в установленных законодательством Российской Федерации случаях документацию, подготовленную при проведении землеустроительных и кадастровых работ на территории города Омска;
- - обращается в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, подведомственные ему государственные учреждения с заявлениями о государственном кадастровом учете земельных участков (их частей), находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также земельных участков (их частей), государственная собственность на которые не разграничена (подпункты 10, 11, 13 - 15 пункта 20).
Таким образом, мероприятия, которые проводятся в рамках процедуры формирования земельного участка в порядке пункта 4 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ на территории г. Омска должны осуществляться как Департаментом архитектуры и градостроительства, так и Департаментом имущественных отношений.
В то же время в рассматриваемой ситуации П.А.А. указанными структурными подразделениями администрации г. Омска было обоснованно отказано в формировании земельного участка в связи со следующим.
Как установлено специалистами Департамента архитектуры и градостроительства на земельном участке, в отношении которого П.И.А. подано заявление, находится строение - жилой дом, участок частично обнесен забором.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными топографической съемкой территории масштаба 1:500, фотографиями и не оспаривались П.И.А.
Из материалов дела, имеющихся в распоряжении суда первой инстанции и дополнительно затребованных судом апелляционной инстанции, следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <...>, отсутствуют; по сведениям Омского центра технической инвентаризации и землеустройства право собственности в отношении указанного жилого дома не оформлено, данный объект недвижимости был выявлен в 2000 году при плановом обходе, его инвентаризация не проводилась; Исторический архив Омской области выявленными сведениями об указанном земельном участке и жилом доме, его владельцах не располагает.
Исходя из системного толкования норм земельного и гражданского законодательства, предоставление земельных участков в собственность или в аренду для индивидуального жилищного строительства возможно только в отношении земельных участков, свободных от прав и притязаний третьих лиц (статьи 30 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При установлении вышеуказанных норм права законодатель исходил из обязанности органов местного самоуправления при решении вопросов предоставления земельных участков действовать добросовестно (в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), во избежание возможных гражданских споров о фактическом пользовании земельными участками со стороны владельцев расположенных на нем строений или же о создании такими строениями препятствий гражданам, юридическим лицам в реализации намерения получить участок в порядке, предусмотренном статьями 30 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Наличие на земельном участке возведенного строения (даже при установлении признаков самовольной постройки) может свидетельствовать о притязании на него третьих лиц, что препятствует собственнику земельного участка в лице органа местного самоуправления принимать решение о продаже, передаче в аренду спорного земельного участка в порядке, предусмотренном законодательством.
Приобретение права на земельный участок, на котором имеется строение, в порядке статьи 30.1 Земельного кодекса РФ исключается и потому, что указанная норма регламентирует предоставление земли для индивидуального жилищного строительства, а не в целях легализации самовольной постройки.
Строение, имеющееся на земельном участке по адресу: <...>, собственник которого в настоящее время неизвестен, может быть признано бесхозяйным по правилам статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
10 апреля 2013 года Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска направил в Департамент имущественных отношений администрации г. Омска имеющиеся документы на объект недвижимости по адресу: <...> для проведения мероприятий по признанию объекта бесхозяйным, а 29 апреля 2013 года Департаментом имущественных отношений администрации г. Омска сообщено, что указанная информация принята к сведению, будут проведены работы по технической инвентаризации бесхозяйного недвижимого имущества и постановке его на учет, а дальнейшем, по признанию права муниципальной собственности города Омска на указанное имущество.
В случае признания права муниципальной собственности на указанное строение, орган местного самоуправления сможет распорядиться им по своему усмотрению, таким образом, будут устранены препятствия и в распоряжении земельным участком.
Исходя из вышеуказанного, в данный момент предоставление земельного участка, испрашиваемого П.И.А., в порядке статьи 30.1 Земельного кодекса РФ невозможно, поэтому оснований для начала процедуры его предоставления - проведение работ по формированию не имеется, доводы П.И.А. об обратном основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и потому во внимание быть приняты не могут; решение суда первой инстанции надлежит отменить, постановить новое решение и в удовлетворении исковых требований истцу отказать.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Омска от 25 июня 2013 года отменить, принять новое решение.
П.И.А. в удовлетворении исковых требований о возложении на Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска и Департамент имущественных отношений администрации г. Омска обязанности по рассмотрению заявления от 05 июня 2012 года и формированию земельного участка по адресу: <...> отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)