Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.02.2015 N 11АП-441/2015 ПО ДЕЛУ N А55-15492/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2015 г. по делу N А55-15492/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загнедкиной Н.Н.,
с участием:
от заявителя - представителя общества с ограниченной ответственностью "Реконструкция плюс" Гусяковой Э.А. (доверенность от 15.01.2015),
от заинтересованного лица - представитель Мэрии городского округа Тольятти - не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11.02.2015 в помещении суда апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 декабря 2014 года по делу N А55-15492/2014 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реконструкция плюс" (ОГРН 1046301050190; ИНН 6323077756), Самарская область, г. Тольятти,
к Мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, Тольятти,
о признании незаконным отказа и обязании,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Реконструкция плюс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Мэрии городского округа Тольятти (далее - заинтересованное лицо), выраженного в письме от 02.04.2014 года N 2699/5 в формировании для целей не связанных со строительством земельного участка, для размещения элементов благоустройства, площадью 1143 кв. м, местоположение земельного участка: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, юго-западнее здания имеющего адрес: Комсомольское шоссе, 68, стр. 63 и обязании Мэрии городского округа Тольятти, утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка для размещения элементов благоустройства, площадью 1143 кв. м, местоположение земельного участка: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, юго-западнее здания имеющего адрес: Комсомольское шоссе, 68, стр. 63 на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (т. 1, л.д. 5-6).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2014 заявление удовлетворено (т. 1, л.д. 45-50).
Не согласившись с выводами суда, Мэрия городского округа Тольятти обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 04.12.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт (т. 1, л.д. 55-58).
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда от 04.12.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя заинтересованного лица, которое было надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыве на апелляционную жалобу, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, Мэрией г.о. Тольятти опубликовано информационное сообщение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Тольятти, Центральный район, юго-западнее здания имеющего адрес: Комсомольское шоссе, 68, стр. 63 для размещения элементов благоустройства, площадью 1143 кв. м.
Информационное сообщение опубликовано в газете "Городские ведомости" N 67 от 06 сентября 2013 года. В данном информационном сообщении указано, что Мэрия г.о. Тольятти в лице Департамента градостроительной деятельности сообщает о намерении предоставить, в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ, земельные участки для целей не связанных со строительством (л.д. 9).
В этой связи заявитель обратился с заявлением N 67 от 27 сентября 2013 года о предоставлении указанного выше земельного участка.
Письмом от 02.04.2014 N 2699/5 Мэрия г.о. Тольятти отказала заявителю в формировании указанного земельного участка (л.д. 17).
Отказ заинтересованного лица мотивирован тем, что Управление архитектуры и градостроительства Мэрии г.о. Тольятти, являющееся ее структурным подразделением, предоставило отрицательное заключение, указав, что градостроительный регламент территориальной зоны Р-3, установленный Правилами землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденными решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 N 1059, не предусматривает в качестве разрешенного использования земельных участков - цели не связанные со строительством.
Посчитав отказ заинтересованного лица незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, правильно применил нормы материального права и при этом обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Тольятти, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти от 19.06.2013 N 1236, земельный участок по адресу: Самарская область г. Тольятти, Центральный район, юго-западнее имеющего адрес: Комсомольское шоссе, 68 стр. 63, расположен в территориальной зоне Р-3 Зоне отдыха.
В отзыве на заявление Мэрия г.о. Тольятти указывает, что согласно Положению о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством на территории г.о Тольятти, утвержденному постановлением Мэра городского округа Тольятти от 21.09.2007 N 2835-1/п, цели под которые предоставляются земельные участки, должны соответствовать разрешенным (допустимым) в соответствии с градостроительным зонированием видам разрешенного использования и ограничениям в использовании земельного участка (п. 4).
Основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства данной территориальной зоны не предусмотрено предоставление земельных участков для целей не связанных со строительством (в рассматриваемом случае - для размещения элементов благоустройства).
Указанный довод правомерно признан судом первой инстанции необоснованным.
Как установлено ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Мэрией г.о. Тольятти принято Положение о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти.
Указанное положение регламентирует порядок и процедуру предоставления земельных участков, утвержденных постановлением Мэра г.о. Тольятти от 21 сентября 2007 года N 2835-1/п.
Правилами землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденными решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 N 1059 не предусмотрено предоставление земельных участков для целей не связанных со строительством в градостроительных зонах.
Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что определение "для целей не связанных со строительством" не является видом разрешенного использования земельного участка.
Более того, вышеуказанное обстоятельство - определение возможности использования земельного участка исключительно для целей не связанных со строительством не может противоречить ст. 34 Земельного кодекса РФ.
В данном случае, следует руководствоваться п. 6 Положения о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти, согласно которому земельный участок может быть предоставлен для размещения элементов благоустройства, что и нашло отражение в публикации.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского округа Тольятти, Мэрией городского округа Тольятти 26 февраля 2013 года принято постановление N 543-п/1 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Тольятти".
Согласно указанному постановлению - благоустройство территории - комплекс, предусмотренных правилами благоустройства территории городского округа мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Прилегающая территория - часть территории общего пользования, в той или иной степени обеспечивающая жизнедеятельность (деятельность) субъектов отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка, непосредственно примыкающая по периметру к границам строений, сооружений, земельным участкам или иным объектам, находящимся у них в собственности или на ином праве, закрепленная на основании договора с органом местного самоуправления в целях поддержания чистоты и порядка, в соответствии с установленными настоящими Правилами, муниципальными правовыми актами требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что применение вида разрешенного использования - для размещения элементов благоустройства, в данном случае не противоречит Положению о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством на территории городского округа Тольятти, утвержденному постановлением Мэра городского округа Тольятти от 21.09.2007 года N 2835-1/п.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый заявителем отказ Мэрии городского округа Тольятти, выраженный в письме от 02.04.2014 N 2699/5, не соответствует положениям Земельного кодекса РФ, Положению о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством на территории городского округа Тольятти, утвержденному постановлением Мэра городского округа Тольятти от 21.09.2007 N 2835-1/п, постановлению от 26.02.2013 N 543-п/1 "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Тольятти" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако не могут быть приняты, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заявителем жалобы не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 04.12.2014 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы, однако взысканию не подлежат в связи с освобождением заявителя жалобы от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 декабря 2014 года по делу N А55-15492/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА

Судьи
А.А.ЮДКИН
В.С.СЕМУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)