Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.01.2014 ПО ДЕЛУ N А55-5966/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2014 г. по делу N А55-5966/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Хариным Р.С.
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи, присутствующим в Арбитражном суде Самарской области представителем Министерства - Сидоренко С.В., доверенность от 09.04.2013,
при участии представителя ООО "Самарский пассаж" - Панов Д.А., доверенность N 2 от 27.12.2013
в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства строительства Самарской области и Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Рогалева Е.М., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-5966/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарский пассаж", г. Самара (ОГРН 1046300556037) к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, третьи лица: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, администрация городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Самарский пассаж" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ) к Министерству строительства Самарской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка (кадастровый номер 63:01:0614001:302), расположенного по ул. Ново-Садовой в Октябрьском районе города Самары, обязании принять решение о предоставлении земельного участка (кадастровый номер 63:01:0614001:302), площадью 5 986 кв. м, расположенного по ул. Ново-Садовой в Октябрьском районе города Самары, для строительства многофункционального комплекса в соответствии с решением о предварительном согласовании места размещения объекта в аренду сроком на шесть лет согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.01.2011 N 15-п.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013, заявленные требования удовлетворены частично. Действия министерства, выразившиеся в отказе в предоставлении заявителю спорного земельного участка (кадастровый номер 63:01:0614001:302), признаны незаконными. На министерство возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении спорного земельного участка для строительства многофункционального комплекса в аренду в соответствии с решением о предварительном согласовании места размещения объекта согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.01.2011 N 15-п. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Министерство строительства Самарской области и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить указанные судебные акты, отказать ООО "Самарский пассаж" в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявители жалоб полагают, что со стороны министерства отсутствовали нарушения норм действующего законодательства.
В судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи с помощью Арбитражного суда Самарской области представитель Министерства строительства Самарской области поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а также доводы кассационной жалобы Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара.
Представитель ООО "Самарский пассаж" поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу. Просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, ООО "Самарский пассаж" обратилось к Министерству строительства Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду для строительства многофункционального комплекса земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая. К данному заявлению были приложены все необходимые документы.
В соответствии с действующим регламентом Администрацией городского округа Самара была проведена работа по выбору земельного участка, постановлением от 07.10.2010 N 1293 была утверждена схема расположения земельного участка площадью 5 986 кв. м по улице Ново-Садовой в Октябрьском районе города Самары, относящегося к землям населенных пунктов, для строительства многофункционального комплекса и подготовлен акт о выборе указанного земельного участка для строительства.
Приказом министерства от 27.01.2011 N 15-п указанный акт о выборе земельного участка был утвержден и заявителю предварительно согласовано место размещения многофункционального комплекса.
Испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденными решением Думы городского округа Самара от 15.07.2010 N 951, располагается в территориальной зоне "Ц-2", в соответствии с которой основными видами разрешенного использования недвижимого имущества являются в том числе: офисы различных организаций, бизнес-центры; многоквартирные жилые дома с встроенными и встроенно-пристроенными нежилыми помещениями (офисами, объектами культурного и обслуживающего назначения); технопарки; объекты общественного питания; объекты бытового обслуживания: спортивные, спортивно-оздоровительные комплексы; гостиницы, центры обслуживания туристов; объекты торговли.
На испрашиваемом земельном участке заявитель планировал строительство многофункционального комплекса в составе бизнес-центра, гостиницы, торгового центра и подземного паркинга, что полностью соответствует градостроительной документации.
В целях дальнейшего оформления документации заявитель произвел действия по постановке на государственный кадастровый учет выбранного земельного участка, которому был присвоен кадастровый номер 63:01:0614001:302.
После чего, в соответствии с действующим регламентом заявитель обратился в министерство с заявлением о предоставлении в аренду выбранного земельного участка для строительства.
19.02.2013 заявитель подал заинтересованному лицу заявление, в котором сообщил о том, что объекты спортивно-оздоровительного назначения в многофункциональном комплексе размещаться не будут.
Письмом от 27.02.2013 N 3/1313 министерство отказало заявителю в предоставлении в аренду земельного участка для строительства по основаниям, изложенным в письме от 16.09.2011 N 3/6971, а также указало, что судебной коллегией по гражданским делам Самарского областного суда от 05.05.2011 Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные решением Думы городского округа Самара от 15.07.2010 N 951, признаны недействующими. В настоящее время в городском округе Самара действуют Правила землепользования и застройки, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, согласно которым вид разрешенного использования недвижимости "спортивные комплексы" отнесен к видам использования, требующим специального согласования. Учитывая, что в оформленной документации по выбору земельного участка указан данный вид разрешенного использования и он в настоящее время не является основным, то для принятия решения о предоставлении выбранного земельного участка требуется предоставление специального согласования, которое заявитель не представил.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заявителем в министерство представлены все необходимые и достаточные для получения земельного участка в аренду документы, предусмотренные ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). В части указания срока предоставления земельного участка в аренду суд первой инстанции посчитал требования заявителя не подлежащими удовлетворению, поскольку в решении органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении в аренду конкретного земельного участка, выступающему лишь основанием для заключения по гражданско-правовым правилам договора аренды данного участка, не могут определяться условия этого договора, в том числе и срок его действия.
Суд апелляционной инстанции согласился с доводами суда первой инстанции.
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 5 ст. 31 ЗК РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
В силу п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно п. 1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Пунктом 2 ст. 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Аналогичные правовые положения содержатся в разделе 3 Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара".
Судами по результатам исследования и оценки в порядке ст. 71 АПК РФ представленных в материалы дела доказательств установлено, что процедура предоставления испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта была проведена в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. В частности, выбор земельного участка осуществлен органом местного самоуправления в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, размещение многофункционального комплекса было согласовано министерством строительства Самарской области.
Заинтересованным лицом был издан приказ от 27.01.2011 N 15-п об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения многофункционального комплекса. В отношении испрашиваемого земельного участка были выполнены кадастровые работы и осуществлена его постановка на государственный кадастровый учет. Заявителем в министерство предоставлены все необходимые документы для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В данном случае, заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 01.02.2013, то есть в пределах срока действия приказа от 27.01.2011 N 15-п об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения многофункционального комплекса. Данный приказ является действующим, в установленном порядке не признан недействительным и не отменен уполномоченным органом.
Как установлено судами и сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, на испрашиваемом земельном участке заявитель планировал строительство многофункционального комплекса в составе бизнес-центра, гостиницы, торгового центра и подземного паркинга. Строительство объектов спортивно-оздоровительного назначения на этом участке заявитель не планировал.
Более того, 19.02.2013 заявитель подал заинтересованному лицу заявление, в котором сообщил о том, что объекты спортивно-оздоровительного назначения в многофункциональном комплексе размещаться не будут.
В связи с чем суды пришли к выводу, что необходимость получения специального согласования на использование спорного земельного участка для строительства спортивных и развлекательных центров у заявителя отсутствует.
Отражение указанных видов разрешенного использования (спортивные и спортивно-оздоровительные комплексы) в постановлении Администрации городского округа Самара и приказе министерства от 27.01.2011 N 15-п произведено указанными органами самостоятельно без соответствующей просьбы заявителя.
Указанные органы вправе самостоятельно внести необходимые изменения в данные ненормативные правовые акты в части видов разрешенного использования земельного участка, исключив из них указание на спортивные и спортивно-оздоровительные комплексы.
Суды приняли во внимание тот факт, что заявитель уже обращался в министерство с письмом от 24.09.2012 N 01/09-12, в котором просил внести соответствующие изменения в приказ от 27.01.2011 N 15-п и исключить из него слова "спортивные и спортивно-оздоровительные комплексы".
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок располагается на озелененной территории общего пользования, являлся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции.
Как установлено судами со ссылкой на действующие в настоящее время Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (Ц-2), в связи с чем планируемое заявителем строительство объекта соответствует видам разрешенного использования, установленным для указанной зоны Ц-2.
Согласно данным Правилам, к озелененным территориям общего пользования отнесены парки, скверы, бульвары, а также дороги, проезды и иные пешеходно-транспортные коммуникации.
Доказательств отнесения спорного земельного участка к таким территориям Министерством суду не представлено. Не содержит таких доказательств и кассационная жалоба.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что законных оснований, препятствующих принятию решения о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду для строительства, у заинтересованного лица не имелось и обязали Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства многофункционального комплекса.
Доводы заявителей об обратном, изложенные в кассационных жалобах, были изложены ими ранее в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, и по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем решение Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 следует оставить в силе, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 по делу N А55-5966/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)