Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.03.2014 ПО ДЕЛУ N А13-3035/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2014 г. по делу N А13-3035/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 марта 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Облтехавто" представителя Пестерева И.В. по доверенности от 01.01.2014, от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области представителя Воробьева С.В. по доверенности от 28.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Облтехавто" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 января 2014 года по делу N А13-3035/2013 (судья Свиридовская М.Б.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Облтехавто" (ОГРН 1043500062418; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области (ОГРН 1023500873802; далее - Учреждение) об установлении с 01.01.2012 по 21.08.2013 в соответствии с отчетом оценщика Рогулиной Л.А. от 27.06.2013 N 13/13 кадастровой стоимости:
- - земельного участка, кадастровым номером 35:24:0403001:32, в размере рыночной стоимости, равной 117 624 000 руб.;
- - земельного участка, кадастровым номером 35:24:0403001:28, в размере рыночной стоимости, равной 22 351 090 руб.;
- - земельного участка, кадастровым номером 35:24:0403001:22, в размере рыночной стоимости, равной 102 228 749 руб.;
- - земельного участка, кадастровым номером 35:24:0403001:48, в размере рыночной стоимости, равной 25 827 000 руб.;
- - земельного участка, кадастровым номером 35:24:0403001:47, в размере рыночной стоимости, равной 44 798 344 руб. (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменения иска и уточнения перечня ответчиков и третьих лиц).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление).
Решением суда от 16.01.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение отменить, иск удовлетворить.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что представленные истцом в суд исследования подтверждают тот факт, что на протяжении всего периода, пока Общество было собственником спорных земельных участков, их кадастровая стоимость была чрезмерной, что приводило к обязанности уплачивать завышенные суммы налогов. следующему. Общество, не являясь собственником указанных земельных участков, не могло подать исковое заявление ранее 01.01.2012, чтобы установленная через суд кадастровая стоимость применялась с нового налогового периода, то есть действовала в 2012 году. Лишь удовлетворение исковых требований истца и установление кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной ретроспективно, т.е. начиная с 01.01.2012, смогло бы восстановить нарушенные права истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку лишь в этом случае Общество смогло бы произвести зачет суммы излишне уплаченного налога на будущее время. Завышение кадастровой стоимости по сравнению с рыночной нарушает конституционное право истца на равенство и справедливость при определении налоговой базы. Восстановление нарушенного права Общества способом, отличным от того, который предложен истцом, в частности путем оспаривания нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости земельных участков, не представляется возможным.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копий отчета от 13.02.2014 N 13/54 по оценке рыночной стоимости земельных участков, положительного заключения от 14.03.2014 N 229/03/14, а также об отказе от части иска, ссылаясь на названные документы, просил:
установить с 01.01.2012 по 01.06.2012 (включительно) кадастровую стоимость земельных участков кадастровыми номерами:
- - 35:24:0403001:32 в размере рыночной стоимости, равной 101 251 000 руб.;
- - 35:24:0403001:28 в размере рыночной стоимости, равной 17 946 390 руб.;
- - 35:24:0403001:22 в размере рыночной стоимости, равной 87 096 110 руб. 20 коп.;
- - 35:24:0403001:48 в размере рыночной стоимости, равной 20 250 200 руб.;
- - 35:24:0403001:47 в размере рыночной стоимости, равной 36 211 407 руб. 64 коп.;
- - установить с 02.06.2012 по 21.08.2013 включительно (дату, предшествовавшую дню принятия решения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении) кадастровую стоимость земельных участков, кадастровыми номерами:
- - 35:24:0403001:32 в размере рыночной стоимости, равной 117 624 000 руб.;
- - 35:24:0403001:28 в размере рыночной стоимости, равной 22 351 090 руб.;
- - 35:24:0403001:22 в размере рыночной стоимости, равной 102 228 749 руб.;
- - 35:24:0403001:48 в размере рыночной стоимости, равной 25 827 000 руб.;
- - 35:24:0403001:47 в размере рыночной стоимости, равной 44 798 344 руб.
Апелляционный суд, выслушав заявления представителя Общества, мнение представителя Кадастровой палаты, рассмотрев данные заявления, отказал в их удовлетворении на основании статьи 49, части 2 статьи 268 АПК РФ.
Заявленные истцом документы не были представлены в суд первой инстанции, не были предметом исследования судом, изготовлены после обжалуемого решения. Оснований для принятия отказа от иска также не усматривается, поскольку истец фактически заявил не отказ от части требований, что допустимо на стадии апелляционного пересмотра в силу статьи 266 АПК РФ, а изменение ранее заявленных в суде первой инстанции требований.
В соответствии с частью 3 статьи 266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, указанное в жалобе требование удовлетворить.
Представитель Кадастровой палаты в судебном заседании апелляционной инстанции возразил против доводов и требований жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило. В связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителей Общества и Кадастровой палаты, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 35:24:0403001, с кадастровыми номерами:
- - 35:24:0403001:32, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоэтажные жилые дома, общая площадь - 100 000 кв. м, адрес объекта - участок находится примерно в 230 м по направлению на северо-восток от ориентира - здание зональной насосной станции, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Ильюшина, 32;
- - 35:24:0403001:28, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоэтажные жилые дома, общая площадь - 17 000 кв. м, адрес объекта - участок находится примерно в 410 м по направлению на запад от ориентира - жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Ильюшина 10;
- - 35:24:0403001:22, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоэтажные жилые дома, общая площадь - 86 020 кв. м, адрес объекта - участок находится примерно в 90 м по направлению на запад от ориентира - жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: город Вологда, Окружное шоссе, 3;
- - 35:24:0403001:48, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоэтажные жилые дома, общая площадь - 20 000 кв. м, адрес объекта: Вологодская область, город Вологда, улица Ильюшина;
- - 35:24:0403001:47, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоэтажные жилые дома, общая площадь - 35 764 кв. м, адрес объекта - Вологодская область, город Вологда, улица Ильюшина.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01.01.2011.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость вышеперечисленных земельных участков составила:
- - кадастровым номером 35:24:0403001:32-342 681 000 руб.;
- - кадастровым номером 35:24:0403001:28-58 255 770 руб.;
- - кадастровым номером 35:24:0403001:22-294 774 196 руб. 20 коп.;
- - кадастровым номером 35:24:0403001:48-68 536 200 руб.;
- - кадастровым номером 35:24:0403001:47-122 556 432 руб. 84 коп.
Постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области".
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован в газете "Красный Север" 18.01.2013), утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
Как следует из информации Управления от 09.02.2013, кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, определена по состоянию на 02.06.2012.
Кадастровая стоимость вышеперечисленных земельных участков составила:
- - кадастровым номером 35:24:0403001:32-1 111 867 000 руб.;
- - кадастровым номером 35:24:0403001:28-189 017 390 руб.;
- - кадастровым номером 35:24:0403001:22-981 280 031 руб. 60 коп.;
- - кадастровым номером 35:24:0403001:48-222 373 400 руб.;
- - кадастровым номером 35:24:0403001:47-397 648 113 руб. 88 коп.
Результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 11.02.2013.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельных участков от 20.01.2013 N 80-01/2012 закрытого акционерного общества "Вологодский центр правовой информатизации" от 20.01.2013 N 80-01/2012, представленному в суд первой инстанции истцом, рыночная стоимость по состоянию на 01.12.2012 земельных участков составляла, кадастровыми номерами:
- - 35:24:0403001:32-122 721 000 руб.;
- - 35:24:0403001:28-20 862 600 руб.;
- - 35:24:0403001:22-105 564 600 руб.;
- - 35:24:0403001:48-24 544 200 руб.;
- - 35:24:0403001:47 43 889 900 руб.
По мнению истца, исходя из данного отчета необходимо установить с 01.01.2012 кадастровую стоимость названных земельных участков в размере их рыночной стоимости, указанной в отчете от 20.01.2013.
Истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении.
Согласно решению комиссии от 22.08.2013, удовлетворены требования Общества, установлена кадастровая стоимость земельных участков, в размере рыночной стоимости, кадастровыми номерами:
- - 35:24:0403001:32-117 624 000 руб.;
- - 35:24:0403001:28-22 351 090 руб.;
- - 35:24:0403001:22-102 228 749 руб.;
- - 35:24:0403001:48 25 827 000 руб.;
- - 35:24:0403001:47-44 798 344 руб.
Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
Истец в суде первой инстанции уточнил исковые требования, представил отчет оценщика Рогулиной Л.А. от 27.06.2013 N 13/13 по состоянию на дату оценки 02.06.2012.
По мнению истца, с учетом отчета оценщика Рогулиной Л.А. от 27.06.2013 N 13/13, необходимо установить с 01.01.2012 по 21.08.2013 кадастровую стоимость земельных участков, кадастровыми номерами:
- - 35:24:0403001:32 в размере рыночной стоимости, равной 117 624 000 руб.;
- - 35:24:0403001:28 в размере рыночной стоимости, равной 22 351 090 руб.;
- - 35:24:0403001:22 в размере рыночной стоимости, равной 102 228 749 руб.;
- - 35:24:0403001:48 в размере рыночной стоимости, равной 25 827 000 руб.;
- - 35:24:0403001:47 в размере рыночной стоимости, равной 44 798 344 руб.
Полагая, что внесенная в кадастр в период с 01.01.2012 по 21.08.2013 кадастровая стоимость земельных участков нарушает права истца в связи с завышением налоговой базы в 2012 - 2013, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их необоснованными по праву и отказал в иске.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в государственный кадастр недвижимости (далее - Кадастр).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правилам названного пункта установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.
Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Данные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11.
Принимая во внимание, что Приказом N 206 утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области по состоянию на 02.06.2012, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на ту же дату, но в период с 01.01.2012 по 21.08.2013, не может повлечь изменение сведений, внесенных в Кадастр, и восстановление нарушенных прав истца.
Кроме того, данные о том, что внесенные в кадастр сведения о кадастровой стоимости земельных участком не соответствуют их рыночной стоимости в период до 02.06.2012 (с учетом требования истца за период с 01.01.2012), в деле отсутствуют.
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, вывод суда первой инстанции о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков не может быть определена на прошлое время, является обоснованным.
Как обоснованно указал суд, достоверность определения самой кадастровой стоимости спорных земельных участков, как и нормативный акт о ее первоначальном и последующем утверждении, предметом настоящего спора не являются.
Оснований для иной оценки обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, равно как и для изменения или отмены судебного акта, у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы были предметом подробного исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированная оценка, правовых оснований не согласиться с которой у апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 января 2014 года по делу N А13-3035/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Облтехавто" - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА

Судьи
А.В.РОМАНОВА
А.Н.ШАДРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)