Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12634/2014) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2014 по делу N А46-3092/2014 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Юнона" к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
при участии в деле в качестве третьего лица Департамента имущественных отношений Администрации города Омска,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Гега Наталья Викторовна по доверенности N 56 от 13.11.2014 сроком действия 1 год, личность установлена на основании служебного удостоверения;
- от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Юнона" - Елизарьев Максим Николаевич по доверенности от 13.03.2014 сроком действия 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска- не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Юнона" (далее - заявитель, общество, ООО "ТД "Юнона") обратилось в Арбитражный суд Омской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент архитектуры и градостроительства), в котором просило:
- - признать незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка с предполагаемым размером в 12 000-13 000 кв. м с пятном застройки 2 500-3 000 кв. м, расположенный в 30 метрах юго-восточнее относительно здания рынка, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, проспект Космический, д. 52, с видом разрешенного использования "крытые физкультурно-оздоровительные сооружения (спортивные залы, катки, плавательные бассейны, боулинг-центры и др.)" в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и непринятии по результатам выбора одного из решений: о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающем акт о выборе земельного участка, либо решения об отказе в размещении объекта;
- - обязать Департамент архитектуры и градостроительства в течение 30 рабочих дней с момента вступления в силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения дела, совершить действия по выбору земельного участка с видом разрешенного использования "крытые физкультурно-оздоровительные сооружения (спортивные залы, катки, плавательные бассейны, боулинг-центры и др.)" для строительства объекта - крытого физкультурно-оздоровительного сооружения на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению общества, и принять по результатам выбора решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающем акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора испрашиваемого земельного участка, либо решение об отказе в размещении объекта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент имущественных отношений).
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.09.2014 по делу N А46-3092/2014 заявленные ООО "ТД "Юнона" требования удовлетворены в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих рассмотрение Департаментом архитектуры и градостроительства заявления ООО "ТД "Юнона" от 30.05.2013 о выборе испрашиваемого земельного участка в установленные законом сроки и порядке, несмотря на выполнение ООО "ТД "Юнона" процедуры, предшествующей предоставлению испрашиваемого земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта - крытого физкультурно-оздоровительного сооружения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент архитектуры и градостроительства обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что предварительного согласование места размещения объекта не представляется возможным в связи с наличием ограничений, установленных муниципальным правовым актом - Решением Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - Решение N 131). В соответствии с Постановлением Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - Постановление N 655) со дня вступления в силу Решения N 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением N 131 перечень. Согласно пункту 15 статьи 2 Решения N 131 спортивно-зрелищные сооружения с трибунами крытые и открытого типа, физкультурно-оздоровительные сооружения крытые и открытого типа включены в вышеуказанный перечень.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Торговый дом "Юнона" возразил на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент имущественных отношений, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об его отложении не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
30.05.2013 ООО "ТД "Юнона" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства с заявлением о выборе земельного участка, находящегося в ведении муниципального образования город Омск, с видом разрешенного использования "крытые физкультурно-оздоровительные сооружения (спортивные залы, катки, плавательные бассейны, боулинг-центры и др.)", и предварительном согласовании места размещения объекта в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. В заявлении ООО "ТД "Юнона" просило предоставить в пользование на правах аренды земельный участок с предполагаемым размером в 12 000-13 000 кв. м с пятном застройки 2500-3000 кв. м, расположенный в 30 метрах юго-восточнее относительно здания рынка, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, проспект Космический, д. 52. В качестве приложения к заявлению была предоставлена схема испрашиваемого земельного участка, уставные документы ООО "ТД "Юнона", технико-экономическое обоснование проекта строительства объекта.
21.06.2013 Департамент архитектуры и градостроительства направил в ООО "ТД "Юнона" информационное письмо N 06/6694 о том, что в результате рассмотрения обращения ООО "ТД "Юнона" комиссией по градостроительству и землепользованию на территории г. Омска 07.06.2013 был положительно разрешен вопрос о предоставлении земельного участка и что Департаментом обеспечивается процедура выбора земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
10.12.2013 Департаментом архитектуры и градостроительства вынесено Распоряжение N 3354-р и была утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
ООО "ТД "Юнона" в самостоятельном порядке провело работу по получению необходимых для оформления акта выбора земельного участка документов, а именно: направлены запросы в ОАО "Омский аэропорт", ОАО "Омскэлектро", ОАО "Омскводоканал", Омский центр ОВД филиала "Аэронавигация Западной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" о предоставлении технических условий, сведений о возможности эксплуатации и подключения объекта к инженерным сетям.
В результате проведенных мероприятий ООО "ТД "Юнона" были получены:
- - технические условия (проект) на электроснабжение N ТУ-ОЭ/А-10199/13 от 25.07.2013 (ОАО "Омскэлектро");
- - технические условия и информация о плате за подключение к системе теплоснабжения от тепловых источников ОАО "ТГК-11" (исх.N 41-22т/545 от 19.08.2013);
- - ответ ОАО "Омскводоканал" от 16.08.2013 N 05-06/2519/13;
- - протокол б/н от 10.12.2013 (ОАО "Омский аэропорт").
Указанные документы также были дополнительно представлены ООО "ТД "Юнона" в Департамент архитектуры и градостроительства для оформления акта выбора земельного участка.
Информация о возможном предоставлении земельного участка для строительства крытого физкультурно-оздоровительного сооружения (спортивные залы, катки, плавательные бассейны, боулинг-центры и др.) размещена департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в газете "Третья столица" N 36 (774) от 25.07.2013.
20.12.2013 в адрес ООО "ТД "Юнона" поступило информационное письмо от Департамента архитектуры и градостроительства N 09/15374, в котором сообщалось о том, что решением Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 установлен перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах и что в соответствии с пунктом 15 статьи 2 указанного Решения строительство крытых физкультурно-оздоровительных сооружений (спортивные залы, катки, плавательные бассейны, боулинг-центры и др.) включено в данный перечень.
Полагая, что Департамент архитектуры и градостроительства, как орган местного самоуправления, вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в силу прямого указания федерального закона, а его бездействие является незаконным и нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности, ООО "ТД "Юнона" обратилось в Арбитражный суд Омской области с указанными выше требованиями.
30.09.2014 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие). При этом обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулирован статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом для предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения закон содержит четкое правило о его предоставлении исключительно на торгах в порядке статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Применительно к первой же процедуре пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает следующий порядок:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктами 2, 5, 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Далее исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет и на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок (пункт 2 статьи 32 Кодекса).
Таким образом, предоставление земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов включает в себя подачу заявления заинтересованным лицом, передачу данного заявления уполномоченным органом в Администрацию города Омска, выбор земельного участка согласно пожеланиям лица на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории и принятие решения об утверждении акта выбора. Указанный этап должен закончиться принятием решения уполномоченного органа в месячный срок после получения заявления.
Положением о Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденным решением Омского городского Совета от 11.04.2013 N 3, определено, что Департамент в сфере земельных отношений выполняет следующие функции (пункт 19):
- - обеспечивает выбор земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, результаты которого оформляются актами о выборе земельных участков для строительства;
- - разрабатывает и утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства;
- - в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена:
- принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта.
Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства, регулируются Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Омской области N 731-ОЗ орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения.
Поскольку иной срок для обеспечения процедуры выбора земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории города Омска не установлен, является обоснованным применение положений Закона Омской области N 731-ОЗ в отношении спорного земельного участка.
Возможность непринятия какого-либо решения по результатам рассмотрения заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта действующим законодательством не предусмотрена.
Вместе с тем, в нарушение порядка, установленного указанными выше правовыми нормами, орган местного самоуправления не выполнил обязательства, предусмотренные названными нормами, не обеспечил выбор испрашиваемого земельного участка на основании заявления ООО "ТД "Юнона" от 30.05.2013.
При этом любое обстоятельство, с учетом соответствующего нормативного регулирования, препятствующее принятию положительного решения, следует рассматривать как обстоятельство, свидетельствующее о наличии оснований для принятия отрицательного решения по заявлению, то есть, решения об отказе.
В рассматриваемом случае Департамент архитектуры и градостроительства по результатам рассмотрения заявления Общества о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, не принял ни одного из возможных решений в порядке пункта 3 статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" и статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, факт бездействия Департамента архитектуры и градостроительства является установленным.
Доводы Департамента архитектуры и градостроительства о том, что в связи с принятием Омским городским Советом решения N 131 от 19.06.2013 предоставление заявителю земельного участка без процедуры проведения торгов не представляется возможным, несостоятельны, поскольку статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации четко регламентирована процедура выбора земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Прекращение указанной процедуры до принятия решения, предусмотренного пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, законодательством не предусмотрено.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы со ссылкой на Постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
Действительно в соответствии с Постановлением N 655 со дня вступления в силу Решения N 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением N 131 перечень.
Согласно этому же Постановлению, Решение N 131 (в первоначальной редакции) вступило в силу 29.06.2013.
С заявлением о выборе земельного участка, находящегося в ведении муниципального образования город Омск, с видом разрешенного использования "крытые физкультурно-оздоровительные сооружения (спортивные залы, катки, плавательные бассейны, боулинг-центры и др.)", и предварительном согласовании места размещения объекта в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации ООО "ТД "Юнона" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства 30.05.2013.
Основанием возникновения правоотношений по выбору земельного участка является действие - подача Обществом заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта до вступления в силу Решения N 131.
Заинтересованное лицо, ссылаясь на постановление N 655,в соответствии с которым решение N 131 имеет обратную силу, не учел правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, о недопустимости придания обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2014 по делу N А46-12475/2013.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в решении от 02.06.2014 по делу N А46-1716/2014, оставленному без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.08.2014, которым положения Постановления N 655 признаны соответствующими взаимосвязанным положениям статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1 и 55 (часть 2 и 3); подпункту "к" пункта 1 статьи 72, подпункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации; статье 1 и пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 2 и пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам 1, 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 9 статьи 7 Устава города Омска, принятого решением Омского Городского Совета от 20.09.1995 N 92, арбитражный суд также отметил, что с момента подачи соответствующего заявления у заявителя появляется право на своевременное его рассмотрение и принятие по нему соответствующего положительного либо отрицательного решения в установленный законом срок.
Таким образом, соблюдая разумные сроки, Департамент архитектуры и градостроительства должен был принять соответствующее решение до вступления в силу вышеназванных ограничений. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, Департамент архитектуры и градостроительства не обеспечил в установленный законом срок выбор земельного участка для строительства производственно-складского комплекса с указанием предполагаемого местоположения земельного участка, тем самым допустив неправомерное бездействие.
При таких обстоятельствах, поскольку в установленный законом срок выбор земельного участка не был обеспечен уполномоченным органом, бездействие, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка под строительство объекта - крытого физкультурно-оздоровительного сооружения на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению Общества, обоснованно было признано судом первой незаконным.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента архитектуры и градостроительства в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Департаментом архитектуры и градостроительства, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2014 по делу N А46-3092/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
О.Ю.РЫЖИКОВ
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2014 N 08АП-12634/2014 ПО ДЕЛУ N А46-3092/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2014 г. N 08АП-12634/2014
Дело N А46-3092/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12634/2014) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2014 по делу N А46-3092/2014 (судья Голобородько Н.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Юнона" к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
при участии в деле в качестве третьего лица Департамента имущественных отношений Администрации города Омска,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Гега Наталья Викторовна по доверенности N 56 от 13.11.2014 сроком действия 1 год, личность установлена на основании служебного удостоверения;
- от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Юнона" - Елизарьев Максим Николаевич по доверенности от 13.03.2014 сроком действия 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска- не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Юнона" (далее - заявитель, общество, ООО "ТД "Юнона") обратилось в Арбитражный суд Омской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент архитектуры и градостроительства), в котором просило:
- - признать незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка с предполагаемым размером в 12 000-13 000 кв. м с пятном застройки 2 500-3 000 кв. м, расположенный в 30 метрах юго-восточнее относительно здания рынка, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, проспект Космический, д. 52, с видом разрешенного использования "крытые физкультурно-оздоровительные сооружения (спортивные залы, катки, плавательные бассейны, боулинг-центры и др.)" в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и непринятии по результатам выбора одного из решений: о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающем акт о выборе земельного участка, либо решения об отказе в размещении объекта;
- - обязать Департамент архитектуры и градостроительства в течение 30 рабочих дней с момента вступления в силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения дела, совершить действия по выбору земельного участка с видом разрешенного использования "крытые физкультурно-оздоровительные сооружения (спортивные залы, катки, плавательные бассейны, боулинг-центры и др.)" для строительства объекта - крытого физкультурно-оздоровительного сооружения на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению общества, и принять по результатам выбора решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающем акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора испрашиваемого земельного участка, либо решение об отказе в размещении объекта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент имущественных отношений).
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.09.2014 по делу N А46-3092/2014 заявленные ООО "ТД "Юнона" требования удовлетворены в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих рассмотрение Департаментом архитектуры и градостроительства заявления ООО "ТД "Юнона" от 30.05.2013 о выборе испрашиваемого земельного участка в установленные законом сроки и порядке, несмотря на выполнение ООО "ТД "Юнона" процедуры, предшествующей предоставлению испрашиваемого земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта - крытого физкультурно-оздоровительного сооружения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент архитектуры и градостроительства обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что предварительного согласование места размещения объекта не представляется возможным в связи с наличием ограничений, установленных муниципальным правовым актом - Решением Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - Решение N 131). В соответствии с Постановлением Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - Постановление N 655) со дня вступления в силу Решения N 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением N 131 перечень. Согласно пункту 15 статьи 2 Решения N 131 спортивно-зрелищные сооружения с трибунами крытые и открытого типа, физкультурно-оздоровительные сооружения крытые и открытого типа включены в вышеуказанный перечень.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Торговый дом "Юнона" возразил на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент имущественных отношений, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об его отложении не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
30.05.2013 ООО "ТД "Юнона" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства с заявлением о выборе земельного участка, находящегося в ведении муниципального образования город Омск, с видом разрешенного использования "крытые физкультурно-оздоровительные сооружения (спортивные залы, катки, плавательные бассейны, боулинг-центры и др.)", и предварительном согласовании места размещения объекта в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. В заявлении ООО "ТД "Юнона" просило предоставить в пользование на правах аренды земельный участок с предполагаемым размером в 12 000-13 000 кв. м с пятном застройки 2500-3000 кв. м, расположенный в 30 метрах юго-восточнее относительно здания рынка, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, проспект Космический, д. 52. В качестве приложения к заявлению была предоставлена схема испрашиваемого земельного участка, уставные документы ООО "ТД "Юнона", технико-экономическое обоснование проекта строительства объекта.
21.06.2013 Департамент архитектуры и градостроительства направил в ООО "ТД "Юнона" информационное письмо N 06/6694 о том, что в результате рассмотрения обращения ООО "ТД "Юнона" комиссией по градостроительству и землепользованию на территории г. Омска 07.06.2013 был положительно разрешен вопрос о предоставлении земельного участка и что Департаментом обеспечивается процедура выбора земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
10.12.2013 Департаментом архитектуры и градостроительства вынесено Распоряжение N 3354-р и была утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
ООО "ТД "Юнона" в самостоятельном порядке провело работу по получению необходимых для оформления акта выбора земельного участка документов, а именно: направлены запросы в ОАО "Омский аэропорт", ОАО "Омскэлектро", ОАО "Омскводоканал", Омский центр ОВД филиала "Аэронавигация Западной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" о предоставлении технических условий, сведений о возможности эксплуатации и подключения объекта к инженерным сетям.
В результате проведенных мероприятий ООО "ТД "Юнона" были получены:
- - технические условия (проект) на электроснабжение N ТУ-ОЭ/А-10199/13 от 25.07.2013 (ОАО "Омскэлектро");
- - технические условия и информация о плате за подключение к системе теплоснабжения от тепловых источников ОАО "ТГК-11" (исх.N 41-22т/545 от 19.08.2013);
- - ответ ОАО "Омскводоканал" от 16.08.2013 N 05-06/2519/13;
- - протокол б/н от 10.12.2013 (ОАО "Омский аэропорт").
Указанные документы также были дополнительно представлены ООО "ТД "Юнона" в Департамент архитектуры и градостроительства для оформления акта выбора земельного участка.
Информация о возможном предоставлении земельного участка для строительства крытого физкультурно-оздоровительного сооружения (спортивные залы, катки, плавательные бассейны, боулинг-центры и др.) размещена департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в газете "Третья столица" N 36 (774) от 25.07.2013.
20.12.2013 в адрес ООО "ТД "Юнона" поступило информационное письмо от Департамента архитектуры и градостроительства N 09/15374, в котором сообщалось о том, что решением Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 установлен перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах и что в соответствии с пунктом 15 статьи 2 указанного Решения строительство крытых физкультурно-оздоровительных сооружений (спортивные залы, катки, плавательные бассейны, боулинг-центры и др.) включено в данный перечень.
Полагая, что Департамент архитектуры и градостроительства, как орган местного самоуправления, вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в силу прямого указания федерального закона, а его бездействие является незаконным и нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности, ООО "ТД "Юнона" обратилось в Арбитражный суд Омской области с указанными выше требованиями.
30.09.2014 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие). При этом обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулирован статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой предоставление земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом для предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения закон содержит четкое правило о его предоставлении исключительно на торгах в порядке статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Применительно к первой же процедуре пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает следующий порядок:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктами 2, 5, 6, 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Далее исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Согласно пункту 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет и на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок (пункт 2 статьи 32 Кодекса).
Таким образом, предоставление земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов включает в себя подачу заявления заинтересованным лицом, передачу данного заявления уполномоченным органом в Администрацию города Омска, выбор земельного участка согласно пожеланиям лица на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории и принятие решения об утверждении акта выбора. Указанный этап должен закончиться принятием решения уполномоченного органа в месячный срок после получения заявления.
Положением о Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденным решением Омского городского Совета от 11.04.2013 N 3, определено, что Департамент в сфере земельных отношений выполняет следующие функции (пункт 19):
- - обеспечивает выбор земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, результаты которого оформляются актами о выборе земельных участков для строительства;
- - разрабатывает и утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства;
- - в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена:
- принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта.
Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства, регулируются Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Омской области N 731-ОЗ орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения.
Поскольку иной срок для обеспечения процедуры выбора земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории города Омска не установлен, является обоснованным применение положений Закона Омской области N 731-ОЗ в отношении спорного земельного участка.
Возможность непринятия какого-либо решения по результатам рассмотрения заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта действующим законодательством не предусмотрена.
Вместе с тем, в нарушение порядка, установленного указанными выше правовыми нормами, орган местного самоуправления не выполнил обязательства, предусмотренные названными нормами, не обеспечил выбор испрашиваемого земельного участка на основании заявления ООО "ТД "Юнона" от 30.05.2013.
При этом любое обстоятельство, с учетом соответствующего нормативного регулирования, препятствующее принятию положительного решения, следует рассматривать как обстоятельство, свидетельствующее о наличии оснований для принятия отрицательного решения по заявлению, то есть, решения об отказе.
В рассматриваемом случае Департамент архитектуры и градостроительства по результатам рассмотрения заявления Общества о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, не принял ни одного из возможных решений в порядке пункта 3 статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" и статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, факт бездействия Департамента архитектуры и градостроительства является установленным.
Доводы Департамента архитектуры и градостроительства о том, что в связи с принятием Омским городским Советом решения N 131 от 19.06.2013 предоставление заявителю земельного участка без процедуры проведения торгов не представляется возможным, несостоятельны, поскольку статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации четко регламентирована процедура выбора земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Прекращение указанной процедуры до принятия решения, предусмотренного пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, законодательством не предусмотрено.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы со ссылкой на Постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
Действительно в соответствии с Постановлением N 655 со дня вступления в силу Решения N 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением N 131 перечень.
Согласно этому же Постановлению, Решение N 131 (в первоначальной редакции) вступило в силу 29.06.2013.
С заявлением о выборе земельного участка, находящегося в ведении муниципального образования город Омск, с видом разрешенного использования "крытые физкультурно-оздоровительные сооружения (спортивные залы, катки, плавательные бассейны, боулинг-центры и др.)", и предварительном согласовании места размещения объекта в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации ООО "ТД "Юнона" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства 30.05.2013.
Основанием возникновения правоотношений по выбору земельного участка является действие - подача Обществом заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта до вступления в силу Решения N 131.
Заинтересованное лицо, ссылаясь на постановление N 655,в соответствии с которым решение N 131 имеет обратную силу, не учел правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, о недопустимости придания обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2014 по делу N А46-12475/2013.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в решении от 02.06.2014 по делу N А46-1716/2014, оставленному без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.08.2014, которым положения Постановления N 655 признаны соответствующими взаимосвязанным положениям статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1 и 55 (часть 2 и 3); подпункту "к" пункта 1 статьи 72, подпункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации; статье 1 и пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 2 и пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам 1, 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 9 статьи 7 Устава города Омска, принятого решением Омского Городского Совета от 20.09.1995 N 92, арбитражный суд также отметил, что с момента подачи соответствующего заявления у заявителя появляется право на своевременное его рассмотрение и принятие по нему соответствующего положительного либо отрицательного решения в установленный законом срок.
Таким образом, соблюдая разумные сроки, Департамент архитектуры и градостроительства должен был принять соответствующее решение до вступления в силу вышеназванных ограничений. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, Департамент архитектуры и градостроительства не обеспечил в установленный законом срок выбор земельного участка для строительства производственно-складского комплекса с указанием предполагаемого местоположения земельного участка, тем самым допустив неправомерное бездействие.
При таких обстоятельствах, поскольку в установленный законом срок выбор земельного участка не был обеспечен уполномоченным органом, бездействие, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка под строительство объекта - крытого физкультурно-оздоровительного сооружения на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению Общества, обоснованно было признано судом первой незаконным.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента архитектуры и градостроительства в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Департаментом архитектуры и градостроительства, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2014 по делу N А46-3092/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
О.Ю.РЫЖИКОВ
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)