Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 01.09.2015 N Ф01-3097/2015 ПО ДЕЛУ N А82-3448/2014

Требование: О признании недействительным договора аренды земельного участка.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Договор заключен с нарушением требований действующего законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2015 г. по делу N А82-3448/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2015.
Полный текст постановления изготовлен 01.09.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Камановой М.Н., Чернышова Д.В.,
при участии представителей
от истца: Морозовой Е.Ю. (генерального директора, протокол общего
собрания учредителей от 01.03.2015),
Андреановой С.С. (доверенность от 01.07.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
закрытого акционерного общества "Дертники"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.02.2015,
принятое судьей Украинцевой Е.П., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015,
принятое судьями Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
по делу N А82-3448/2014,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Недра"

к Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области
(ИНН: 7609003843, ОГРН: 1027601074401),
к закрытому акционерному обществу "Дертники"
(ИНН: 7609013030, ОГРН: 1027601066130),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Ярославской области

о признании недействительным договора аренды земельного участка в части и применении последствий недействительности ничтожной сделки, о признании недействительной записи в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об аннулировании регистрации договора (права) аренды,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, -
Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Территориальное управление Росимущества в Ярославской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области, общество с ограниченной ответственностью "Любилки", общество с ограниченной ответственностью "Гео Марк", общество с ограниченной ответственностью "Сильницы Неруд",
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Недра" (далее - ООО "Недра") обратилось с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК), в Арбитражный суд Ярославской области к Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация), закрытому акционерному обществу "Дертники" (далее - ЗАО "Дертники") и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - Управление) о признании недействительным договора аренды земельного участка от 28.03.2011 N 37/11 (далее - договор), заключенного Администрацией (в лице Управления муниципального имущества администрации Ростовского муниципального района Ярославской области) и ЗАО "Дертники" в части участков лесного фонда в количестве 16 860 000 квадратных метров, расположенных по адресу: Ярославская область, Ростовский район, Любилковский сельский округ, в части участка недр в квартале 4 выдел 31, 32, 33, 39, 57, 58 площадью 6 гектаров, расположенного на землях лесного фонда; о признании недействительной записи в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права аренды, основанного на договоре аренды от 28.03.2011 N 37/11 земельного участка, номер регистрации 76-76-07/009/2011-411.
Требования основаны на статьях 6, 7, 67, 82 и 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), статьях 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы несоответствием заключенного договора требования действующего законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в соответствии со статьей 51 АПК РФ, привлечены Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее - Департамент), Территориальное управление Росимущества в Ярославской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области, общество с ограниченной ответственностью "Любилки", общество с ограниченной ответственностью "Гео Марк", общество с ограниченной ответственностью "Сильницы Неруд".
Арбитражный суд Ярославской области решением от 24.02.2015, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015, исковые требования удовлетворил частично: признал спорный договор недействительным, в части требований о применении последствий недействительности ничтожной сделки и об обязании Управления аннулировать запись о регистрации договора прекратил производство по делу; отказал в удовлетворении остальной части предъявленных требований.
Руководствуясь статьями 7, 27, 77, 78 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 8, 82, 83 ЛК РФ, статьей 168 ГК РФ, суд пришел к выводу о недействительности договора ввиду его заключения неуполномоченным лицом, поскольку спорный участок представляет собой земли лесного фонда, относится к федеральной собственности, право распоряжения которой принадлежит Департаменту.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ЗАО "Дертники" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Заявитель считает, что суд необоснованно признал договор недействительным и пришел к ошибочному выводу о принадлежности спорного участка к землям лесного фонда, полномочиями по распоряжению которыми наделен в силу закона Департамент.
ЗАО "Дертники" полагает, что суд неправильно оценил представленные в материалы дела доказательства, в частности приложение N 2 к постановлению главы объединенной администрации города Ростов и Ростовского района от 23.01.1996 N 45 "Отчет о наличии земель Ростовского района" от 23.01.1996", материалы лесоустройства, проведенные Федеральным государственным унитарным предприятием "Западное государственное лесоустроительное предприятие" в 2002 году (таксационное описание, проектные ведомости, итоги таблиц классов возраста"), и акт натурального обследования спорного земельного участка от 08.10.2014 и сделал неверный вывод о наличии лесных насаждений на земельном участке. По мнению заявителя, спорный участок относится к землям сельхозназначения.
Суд кассационной инстанции рассмотрел и отклонил ходатайство заявителя о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства (приказа Департамента от 16.07.2015 N 524 "Об изменении категории земель лесного (земельного) участка), поскольку в силу статьи 286 АПК РФ у суда округа отсутствуют соответствующие полномочия.
В судебном заседании представители ООО "Недра" возражали против доводов кассационной жалобы и попросили оставить ее без удовлетворения.
При надлежащем извещении участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства заявитель, ответчики и третьи лица не обеспечили явку представителей в кассационную инстанцию.
В соответствии со статьей 286 АПК РФ суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанции норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы. Оспариваемые судебные акты проверены судом округа в части требования о признании спорного договора недействительным.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав представителей ООО "Недра", окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, за ТОО "Дертники" на праве коллективно-долевой собственности закреплено 2 420 гектаров земель, в том числе 2 090 га сельскохозяйственных угодий и 330 га прочих угодий (постановление Главы Администрации от 30.11.1992 N 630 "О выдаче свидетельства о праве собственности на землю") и выдано свидетельство о праве собственности на землю, владения, пользования землей от 19.01.1993 N 93.
По состоянию на 01.01.1996 глава объединенной администрации города Ростов и Ростовского района постановлением от 23.01.1996 N 45 "Об утверждении отчетов о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям и пользователям по состоянию на 01.01.1996" утвердил отчеты о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям и пользователям. Из постановления (приложение N 2) следует, что на территории данного района значится 43 172 гектара земель лесного фонда, в том числе 276 гектаров сельскохозяйственных угодий.
За ЗАО "Дертники" закреплен на основании постановления главы Ростовского муниципального района от 19.08.2002 N 1155 "О внесении изменений и дополнений в постановление главы объединенной администрации города Ростов и Ростовского района от 23.01.1996 N 45" земельный участок общей площадью 4 477 гектара, в том числе 309 гектаров в собственность, 2 128 гектаров в постоянное (бессрочное) пользование, 2 040 гектаров в общую долевую собственность граждан - собственников земельных долей (паев).
Впоследствии Глава Ростовского муниципального округа постановлением от 05.06.2003 N 743 "О внесении изменения в постановление главы муниципального округа от 19.08.2002 N 1155" закрепил за ЗАО "Дертники" земельный участок общей площадью 4 477 гектара, в том числе 1 533 гектара в собственность, 2 128 гектара в постоянное (бессрочное) пользование, 816 гектаров в общую долевую собственность граждан - собственников земельных долей (паев).
Право постоянного (бессрочного) пользования ЗАО "Дертники" на земельный участок для сельскохозяйственного использования, общей площадью 21 280 000 квадратных метров с кадастровым номером 76:13:000000:0023, расположенный по адресу: Ярославская область, Ростовский район, Любилковский сельский округ зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.06.2003 (свидетельство о государственной регистрации права от 26.06.2003 серии 76 N 76329182).
Администрация постановлением от 24.03.2011 N 505 "О предоставлении земельного участка ЗАО "Дертники" в аренду" прекратила право постоянного (бессрочного) пользования ЗАО "Дертники" на земельный участок с кадастровым номером 76:13:000000:23, площадью 21 280 000 квадратных метров, расположенный по адресу: Ярославская область, Ростовский район, Любилковский сельский округ, предоставленный для сельскохозяйственного использования.
Земельный участок с кадастровым номером 76:13:000000:23 площадью 19 603 квадратных метров, расположенный по адресу: Ярославская область, Ростовский район, Любилковский сельский округ предоставлен ЗАО "Дертники" в аренду сроком на 49 лет для сельскохозяйственного.
Администрация в лице Управления муниципального имущества администрации Ростовского муниципального района Ярославской области (арендодатель) и ЗАО "Дертники" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 28.03.2011 N 37/11, согласно которому арендодатель обязался предоставить земельный участок площадью 19 603 614 квадратных метров с кадастровым номером 76:13:000000:23, расположенный по адресу: Ярославская область, Ростовский район, Любилковский сельский округ, арендатор обязался принять указанный земельный участок, использовать его в соответствии с целевым назначением, указанным в пункте 1.1 договора (для сельскохозяйственного использования), принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также своевременно и в соответствии с условиями договора производить платежи за пользование. Участок передан арендатору, по акту приема-передачи от 28.03.2011. Стороны установили срок действия договора с 24.03.2011 по 23.03.2060.
Государственная регистрация сделки произведена 13.04.2011.
Часть земельного участка от общего земельного участка площадью 17 061 793 квадратных метров, с кадастровым номером 76:13:000000:23, расположенного по адресу: Ярославская область, Ростовский район, Любилковский сельский округ, ЗАО "Дертники" передало в субаренду обществу с ограниченной ответственностью "Сильницы Неруд", обществу с ограниченной ответственностью "Любилки", обществу с ограниченной ответственностью "Гео Марк".
Посчитав заключенный договор недействительной сделкой, ЗАО "Дертники" обратилось в суд с настоящим иском.
Земли в Российской Федерации по своему целевому назначению подразделяются на категории. Земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения являются самостоятельными категориями земель (статья 7 ЗК РФ).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством (статья 101 ЗК РФ).
Подобное определение земель лесного фонда содержало и ранее действовавшее законодательство статья 94 ЗК РСФСР, действовавшего с 30.05.1991 до вступления в силу ЗК РФ (30.10.2001), и статья 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, действовавших с 01.01.1994 до вступления в силу ЛК РФ (04.02.1997).
Согласно статье 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесной фонд находился во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находился лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
В законодательном регулировании колхозные леса указаны в статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, согласно которой все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит из: а) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; б) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
Земли лесного фонда и лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 3 Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2006 N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статья 8 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, то есть могут предоставляться в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а также полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование (статьи 82 и 83 ЛК РФ, введенные в действие с 01.01.2007).
Департамент лесного хозяйства Ярославской области осуществляет права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Ярославской области (Положение о Департаменте лесного хозяйства Ярославской области, утвержденное постановлением Администрации от 18.01.2007 N 9).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению участками лесного фонда, находящимися в федеральной собственности.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (статья 77 ЗК РФ).
В силу статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Аналогичное понятие земель сельскохозяйственного назначения содержалось в статье 56 ЗК РСФСР.
В состав земель сельскохозяйственного назначения могут входить лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Такие защитные лесные насаждения создаются на оврагах, балках, песках, берегах рек, по границам сельскохозяйственных земель при проведении агролесомелиоративных мероприятий с целью обеспечения коренного улучшения земель и предотвращения деградации земель пастбищ посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.
В силу пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2002 N 101 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101).
Согласно пункту 7 статьи 10 Закона N 101 приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Аналогичное положение содержится в пункте 3 статьи 6<1> Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области" (с изменениями и дополнениями).
С учетом приведенных правовых норм для определения порядка переоформления прав на земельный участок необходимо определить его категорию и компетентный орган, полномочный им распоряжаться.
Из представленных в материалы дела правоустанавливающих документов видно, что в коллективно-долевую собственность ТОО "Дертники" передано 2 420 гектаров, из них 2090 гектаров сельскохозяйственных угодий, 1713 гектаров пашни, 127 гектаров сенокосы, 250 гектаров пастбища и 330 гектаров прочих угодий, которые в дальнейшем переданы ЗАО "Дертники".
В отношении спорного земельного участка имеется проект организации и ведения лесного хозяйства Ростовского сельского лесхоза, План лесонасаждений, составленный ФГУП "Западное государственное лесоустроительное предприятие" в 2002 году, согласно которому в квартале N 4 расположены эксплуатируемые леса и защитные леса (защитные полосы вдоль дорог).
Общая площадь лесов заявителя по данным земельного баланса составили 1 686 гектаров (аналогичные данные отражены в материалах лесоустройства: таксационное описание, проектные ведомости, итоги таблиц классов возраста, учет лесного фонда).
Согласно акту натурального технического обследования участка лесного фонда от 05.10.2007 испрашиваемая заявителем для добычи песчано-гравийного материала часть земельного участка с кадастровым номером 76:13:000000:23 находится в лесах I и II групп Ростовского сельского лесхоза, в квартале N 4.
Суд первой инстанции определением от 06.08.2014 обязал стороны выехать совместно на спорный земельный участок в целях определения его фактического использования с составлением акта и приложением фотоматериалов, а также привлечением специалиста при необходимости.
Из акта от 08.10.2014, составленного сторонами усматривается, большая часть земельного участка покрыта лесом, за исключением одной поляны. Сельскохозяйственная деятельность на участке, покрытом лесом, не ведется. На поляне, не покрытой лесом, имеются признаки повреждения дерна. На участке, покрытом лесом, произрастают породы деревьев согласно таксационному описанию (к акту приложены 6 фотографий).
Оценив имеющуюся в материалах дела доказательственную базу в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии на спорном участке лесных насаждений и принадлежности его к землям лесного фонда.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 ЛК РФ).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 ГК РФ).
Спорный договор заключен Администрацией и ЗАО "Дертники". Суд установил, что земельный участок, являющийся предметом договора, относится к землям лесного фонда, которые являются в силу закона федеральной собственностью. Полномочия по распоряжению земельными участками лесного фонда принадлежат Департаменту, а не органу местного самоуправления в лице Администрации. В связи с указанным, суд первой инстанции обоснованно признал спорную сделку недействительной и правомерно удовлетворил иск в данной части.
Доводы заявителя об обратном суд кассационной инстанции отклонил, как несостоятельные.
Суд округа не принял во внимание ссылку заявителя на неправильную оценку судом приложения N 2 к постановлению главы объединенной администрации города Ростов и Ростовского района от 23.01.1996 N 45 "Отчет о наличии земель Ростовского района" от 23.01.1996", материалов лесоустройства, проведенных ФГУП "Западное государственное лесоустроительное предприятие" в 2002 году (таксационное описание, проектные ведомости, итоги таблиц классов возраста"), и акта натурального обследования спорного земельного участка от 08.10.2014, поскольку в силу статьи 286 АПК РФ переоценка доказательственной базы не входит в компетенцию суда третьей инстанции.
Ссылку заявителя на принадлежность спорного участка к землям сельхозназначения суд кассационной инстанции отклонил, поскольку в нарушение статьи 65 АПК РФ соответствующие доказательства в материалы дела не представлены.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.02.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 по делу N А82-3448/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Дертники" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Н.ГОЛУБЕВА
Судьи
М.Н.КАМАНОВА
Д.В.ЧЕРНЫШОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)