Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.07.2014 ПО ДЕЛУ N А41-38060/13

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2014 г. по делу N А41-38060/13


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Тучковский": Сорокин Б.В. по доверенности б/н от 06.08.13;
- от открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания": Семигин А.В. по нотариально удостоверенной доверенности N 5д-2744 от 27.12.12, выданной в порядке передоверия Паниным А.А.;
- от Комитета лесного хозяйства Московской области: Игумнова В.С. по доверенности N 30-249/Дов от 26.12.13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2014 года по делу N А41-38060/13, принятое судьей Неяскиной Е.А., по заявлению открытого акционерного общества "Тучковский" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания", Комитет лесного хозяйства Московской области,
о признании недействительным решения,

установил:

Открытое акционерное общество (ОАО) "Тучковский" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о:
- - признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области N МО-13/РКФ-335266 от 22.07.13 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях;
- - обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:19:0050619:232 в связи с изменением площади и (или) изменением описания местоположения границ земельного участка, образованием части с учетным номером 1 объекта недвижимости, исправлением кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке в соответствии с заявлением от 09.07.13, зарегистрированным за N 50-0-1-59/3001/2013-5078 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:19:0050619:232, и межевым планом, подготовленным в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050619:232 в связи с устранением кадастровой ошибки: Московская область, Рузский муниципальный район, сельское поселение Колюбакинское, д. Поречье, зарегистрированным заинтересованным лицом 09.07.13 за N 50-0-1-59/3001/2013-5078 (т. 1, л.д. 2-10).
Заявление подано в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением арбитражного суда Московской области от 08 августа 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено открытое акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" (ОАО "МОЭСК") (т. 1, л.д. 1).
Определением арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области и Комитет лесного хозяйства Московской области (т. 2, л.д. 132).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2014 года решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 22.07.13 N МО?13/РКФ-335266 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях было признано незаконным; ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области было обязано осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:19:0050619:232 в связи с изменением площади и (или) изменением описания местоположения границ земельного участка, образованием части с учетным номером 1 объекта недвижимости, исправлением кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке в соответствии с заявлением от 09.07.13 за N 50-0-159/3001/2013-5078 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:19:0050619:232 и межевым планом, подготовленным в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050619:232, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, с.п. Колюбакинское, д. Поречье (т. 4, л.д. 34-36).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что в земельный участок с кадастровым номером 50:19:0050619:232 незаконно были включены земли лесного фонда (т. 4, л.д. 57-59).
В судебном заседании апелляционного суда представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители ОАО "Тучковский" и ОАО "МОЭСК" возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области и ТУ Росимущества в Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Постановлением Главы Рузского муниципального района Московской области N 1509 от 31.05.10 ОАО "Тучковский" была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, площадью 83 361 кв. м для сельскохозяйственного производства, из земель государственной неразграниченной собственности, находящегося в д. Поречье, сельского поселения Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области, категория земель - земли населенных пунктов (т. 1, л.д. 69).
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 июля 2011 года по делу N А41-14236/11 ФГБК "ФКП Росреестра" по Московской области было обязано поставить на кадастровый учет вышеназванный земельный участок общей площадью 83 361 кв. м, в отношении которого было подано заявление N 5019/104/10?4570 от 30.12.10 и межевой план, зарегистрированный органом кадастрового учета 30.12.10 за N 5019/104/10-4570, в границах кадастрового квартала 50:19:005 06 19 (т. 1, л.д. 102-105).
Земельный участок общей площадью 83 361 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный в д. Поречье, сельского поселения Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области, был поставлен на кадастровый учет 26.12.12 с присвоением ему кадастрового номера 50:19:0050619:232.
09.07.13 ОАО "Тучковский" представило в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области заявление об учете изменений земельного участка с приложением межевого плана от 24.06.13, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050619:232 в связи с устранением кадастровой ошибки: Московская область, Рузский муниципальный район, сельское поселение Колюбакинское, д. Поречье (т. 2, л.д. 55-70).
Рассмотрев представленные документы, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области 22.07.13 приняло решение N МО-13/РКФ-335266 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 и пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости".
Органом кадастрового учета было указано, что:
- - при сопоставлении сведений предоставленного межевого плана со сведениями Государственного кадастра недвижимости (ГКН) выявлено пересечение с границей земельного участка, сведения о котором отражены в межевом плане, подготовленном в результате образования земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:65, расположенного по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, Звенигородское лесничество, Тучковское участковое лесничество, квартал 23 выдел 9, с сохранением исходного земельного участка в изменениях границах, кадастровым инженером В.В. Разумовым (квалификационный аттестат N 71-12-263);
- - представленное заключение кадастрового инженера не содержит обоснованный вывод о наличии кадастровой ошибки в определении характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050619:232, в разделе "Заключение кадастрового инженера" отсутствует обоснование уточнения местоположения границ земельного участка при использовании сведений, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона и имеются противоречия в части указания кадастровых номеров (т. 1, л.д. 53-54).
Полагая отказ в исправлении кадастровой ошибки незаконным, ОАО "Тучковский" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что отказ в государственном учете изменений сведений ГКН противоречит нормам действующего законодательства.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ОАО "Тучковский" указало, что ему незаконно было отказано в исправлении кадастровой ошибки.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в ГКН являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке. Порядок и способы направления органом кадастрового учета данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (п. 5 ст. 28 Закона "О государственном кадастре недвижимости").
Из материалов дела следует, что в период с 08.02.11 (дата отказа ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в постановке спорного земельного участка на кадастровый учет) до 26.12.12 (дата внесения в ГКН сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:19:0050619:232) на кадастровый учет были поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0050619:88, 50:19:0050619:94 и 50:19:0050619:95, границы которых пересекают границы земельного участка ОАО "Тучковский".
На земельных участках с кадастровыми номерами 50:19:0050619:88, 50:19:0050619:94 и 50:19:0050619:95 расположены здание ЗТП и опоры электросетей, принадлежащие ОАО "МОЭСК".
В целях устранения пересечения границ указанных земельных участков ОАО "Тучковский" был подготовлен межевой план, согласно которому из земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050619:232 при исправлении кадастровой ошибки была исключена его часть под ЗТП-1267 и опорами ЛЭП 35 кВ N 73,74 находящимися в собственности ОАО "МОЭСК" и сформированными под ними земельными участками с указанными кадастровыми номерами, находящимися в аренде у ОАО "МОЭСК". При этом, данная часть находится внутри спорного земельного участка. Внешние границы уточнены и исправлены не были. Фактическая площадь земельного участка ОАО "Тучковский" после уточнения составляет 83 279 кв. м.
Поскольку в результате кадастровых работ были устранены пересечения границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050619:232 с границами земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0050619:88, 50:19:0050619:94 и 50:19:0050619:95 и обеспечен доступ к данным земельным участкам путем установления внутренних границ земельного участка ОАО "Тучковский" по границам земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0050619:88, 50:19:0050619:94 и 50:19:0050619:95 в соответствии с кадастровыми сведениями о них, учитывая, что внесение изменений было вызвано образованием земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0050619:88, 50:19:0050619:94 и 50:19:0050619:95 после подготовки первичного межевого плана земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050619:232, принимая во внимание тот факт, что внешние границы земельного участка ОАО "Тучковский" изменены не были, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в ГКН кадастровой ошибки и обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исправить ее.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что земельный участок ОАО "Тучковский" накладывается на земли лесного фонда подлежит отклонению.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень земель, на которых проводится лесоустройство: на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
В соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки могут располагаться только на землях лесничеств и лесопарков.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Между тем, в сведениях Государственного кадастра недвижимости ссылок на отнесение земельного участка ОАО "Тучковский" к землям лесного фонда не имеется.
Комитет лесного хозяйства Московской области действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по кадастровому учету земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050619:232, в том числе в части указания его категории, не оспаривал.
В подтверждение наложения земельного участка ОАО "Тучковский" на земли лесного фонда Комитет лесного хозяйства Московской области ссылается на установленное ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050619:232 с земельным участком с кадастровым номером 50:19:0000000:65, расположенного по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, Звенигородское лесничество, Тучковское участковое лесничество, квартал 23 выдел 9, категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства.
Между тем, в соответствии с кадастровым планом земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:65 от 06.07.05 его площадь является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании (т. 4, л.д. 16).
Извещение о проведении собрания о согласовании границ земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:65, было опубликовано в газете "Красное Знамя" N 10 от 15.03.12.
ОАО "Тучковский", ознакомившись с межевым планом земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:65, установило, что имеются пересечения границ образуемых участков с границами земельного участка, принадлежащего ОАО "Тучковский", а также в границы формируемых участков попадают объекты недвижимого имущества, принадлежащие ОАО "Тучковский".
Так, было установлено, что граница земельного участка, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:65, пересекает муниципальную автодорогу Поречье-Васильевское, являющуюся естественной границей лесного участка, и пересекает границу земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050619:232, площадь пересечения составляет 4 329 кв. м, при этом, в границах образуемого участка оказывается объект недвижимого имущества, принадлежащий ОАО "Тучковский" - водонапорная башня (инв. N 74-15061/7, лит. 7-К).
10.04.12 были направлены возражения относительно местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:65. Возражения до настоящего времени не сняты.
Комитет лесного хозяйства Московской области в арбитражный суд с иском об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:65 и образованных из него участков не обращался.
Поскольку внешние границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050619:232 были установлены на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Московской области от 01 июля 2011 года по делу N А41-14236/11, при исправлении кадастровой ошибки внешние границы земельного участка ОАО "Тучковский" изменены не были, оснований полагать наличие наложения спорного земельного на земли лесного фонда не имеется.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 21 февраля 2014 года по делу N А41-38060/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)