Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 07.07.2014 ПО ДЕЛУ N А55-22348/2013

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2014 г. по делу N А55-22348/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королевой Н.Н.,
судей Александрова В.В., Нафиковой Р.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.12.2013 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-22348/2013
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области, г. Самара (ОГРН 1056315900134, ИНН 6315800869) к обществу с ограниченной ответственностью "Усадьба", г. Самара (ОГРН 1086316006886, ИНН 6316135492) о взыскании 12 260 376 руб. 73 коп. долга, 2 634 914 руб. 94 коп. пеней,

установил:

Министерство строительства Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Усадьба" (далее - ООО "Усадьба", ответчик) о взыскании 12 260 376 руб. 73 коп. долга, 2 634 914 руб. 94 коп. пеней.
Исковые требования заявлены в соответствии со статьями 309, 310, 314, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), условиями договора от 02.12.2008 N 451 аренды земельного участка, дополнительным соглашением от 01.10.2009 N 1 и мотивированы тем, что ответчик не исполнил обязательства по оплате арендной платы за период с 01.04.2012 по 31.08.2013. Период просрочки определен истцом с 11.04.2012 по 23.08.2013.
Решением от 27.12.2013 Арбитражный суда Самарской области исковые требования удовлетворил частично, взыскал с ООО "Усадьба" в пользу Министерства строительства Самарской области 1 917 691 руб. 33 коп. долга по арендной плате за период с 01.04.2012 по 31.08.2013, 407 546 руб. 41 коп. пеней за период с 11.04.2012 по 23.08.2013, в остальной части иска - отказал.
Постановлением от 31.03.2014 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд решение от 27.12.2013 Арбитражного суда Самарской области изменил, взыскал с ООО "Усадьба" в пользу Министерства строительства Самарской области долг по арендной плате в размере 2 543 406 руб. 20 коп. за период с 01.04.2012 по 31.08.2013, пени в размере 395 580 руб. 65 коп. за период с 11.04.2012 по 23.08.2013, в остальной части иска - отказал.
В кассационной жалобе Министерство строительства Самарской области просит судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить.
Заявитель кассационной жалобы считает, что расчет арендной платы произведен истцом в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, которое решением Самарского областного суда от 09.02.2011 признано не противоречащим федеральному закону.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Усадьба" просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.11.2008 N 455-п, между Министерством строительства Самарской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "СТ Логистикс" (арендатор) заключен договор от 02.12.2008 N 451 аренды земельного участка, на основании которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок, относящийся к категории "земли населенных пунктов", имеющий кадастровый номер 63:01:0206002:588, находящийся по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Демократическая, площадью 10 944 кв. м, для строительства клуба многоцелевого назначения.
Согласно пунктам 3.1 и 3.2 договора его условия распространяются на отношения, возникшие между сторонами с 27.11.2008, и срок действия договора истекает 27.11.2013.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, а земельный участок передан ответчику по акту приема-передачи.
По договору перемены лиц в обязательствах от 25.12.2008 права и обязанности арендатора по договору от 02.12.2008 N 451 аренды земельного участка перешли к ООО "Усадьба".
В соответствии с дополнительным соглашением от 01.10.2009 N 1 изменен размер арендной платы и размер пеней с 0,3% до 0,1%, дополнительным соглашением от 27.04.2011 N 2 изменен размер арендной платы, а также исключен претензионный порядок разрешения споров; дополнительным соглашением от 12.04.2013 N 3 также изменен размер арендной платы и размер пеней с 0,1% до 0,05%.
Пунктом 4.2 договора предусмотрено, что арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования участком в размере, определенном в соответствии с расчетом арендной платы, арендатор перечисляет арендную плату за каждый месяц не позднее десятого числа текущего месяца (пункт 4.4).
Согласно пункту 4.3 договора арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 309, 310, 614 ГК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11, установил, что земельный участок предоставлялся ответчику в аренду для строительства клуба многоцелевого назначения с предварительным согласованием места размещения объекта строительства, и рассчитал размер арендной платы в спорном периоде исходя из ставки в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
При этом суд не признал расчет арендной платы, указанный в спорном договоре, отвечающим принципу экономической обоснованности и соответствующим основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, суд первой инстанции не установил оснований для применения статьи 333 ГК РФ при взыскании пеней, предусмотренных пунктом 7.3 договора (в редакции дополнительного соглашения N 3).
Изменяя решение суда первой инстанции в части долга по арендной плате, суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 8 Правил определения арендной платы рассчитал размер арендной платы в спорный период с учетом размера уровня инфляции.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда апелляционной инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - Постановление N 582).
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно абзацу 2 подпункта "д" пункта 3 Правил определения арендной платы, утвержденных Постановлением N 582, установлено, что в случае, если земельный участок предоставлен в аренду под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, арендная ставка не должна превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 8 Правил определения арендной платы при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
С учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11, увеличение судом апелляционной инстанции размера арендной платы, подлежащей уплате в спорный период, в порядке, предусмотренном пунктом 8 Правил определения арендной платы, соответствует закону.
Довод заявителя кассационной жалобы о правомерности представленного истцом расчета арендной платы в связи с его соответствием постановлению Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, признанному не противоречащим Федеральному закону, подлежит отклонению в силу следующего.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.04.2011 N 15837/11, применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия принципам и ориентирам, сформулированным в Постановлении N 582, и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Суды обеих инстанций дали надлежащую правовую оценку расчету арендной платы, закрепленной в договоре, и признали, что данный расчет не отвечает экономической обоснованности и не соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Согласно главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка установленных по делу фактических обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 по делу N А55-22348/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Н.Н.КОРОЛЕВА

Судьи
В.В.АЛЕКСАНДРОВ
Р.А.НАФИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)