Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6147/2015) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 27.04.2015 по делу N А46-419/2015 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Вайгандта Виктора Александровича (ОГРНИП 307551522000018, ИНН 551500052244) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании незаконными действий,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Декор-Строй", Жуматаеева Сагидулла Каиргельденовича,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Глазкова Е.В. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N Исх-ДИО/19990 от 02.12.2014 сроком действия 1 год);
- от индивидуального предпринимателя Вайгандта Виктора Александровича - Шарипов Г.Б. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности N 55АА1122930 от 27.02.2015 сроком действия по 26.02.2020);
- от общества с ограниченной ответственностью "Декор-Строй" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от Жуматаеева Сагидулла Каиргельденовича - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
индивидуальный предприниматель Вайгандт Виктор Александрович (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными действий департамента имущественных отношений Администрации г. Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 09:2291 площадью 300 кв. м, расположенного в 100 м на юго-запад относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: Омская область г. Омск, Ленинский административный округ, Черлакский тракт д. 3/2, для размещения открытой площадки по продаже пиломатериалами с проведением торгов на основании публикации сообщения в газете "Третья столица" N 53 (853) от 04.12.2014. Также предприниматель просит обязать Департамент предоставить ему на условиях аренды спорный земельный участок.
Определением от 26.03.2015 к участию в настоящем деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены общество с ограниченной ответственностью "Декор-Строй" и Жуматаеев Сагидулл Каиргельденович.
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.04.2015 по делу N А46-419/2015 требования предпринимателя удовлетворены.
Суд первой инстанции признал незаконными действия департамента имущественных отношений Администрации г. Омска по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:2291 площадью 300 кв. м, расположенного в 100 метрах на юго-запад относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: Омская область г. Омск, Ленинский АО, Черлакский тракт д. 3/2, для размещения открытой площадки по продаже пиломатериалами с проведением торгов на основании публикации сообщения в газете "Третья столица" N 53 (853) от 04.12.2014.
Суд обязал департамент имущественных отношений Администрации г. Омска предоставить индивидуальному предпринимателю Вайгандту Виктору Александровичу на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:2291 площадью 300 кв. м, расположенного в 100 метрах на юго-запад относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: Омская область г. Омск, Ленинский АО, Черлакский тракт д. 3/2, для размещения открытой площадки по продаже пиломатериалами с проведением торгов на основании публикации сообщения в газете "Третья столица" N 49 (849) от 06.11.2014.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 27.04.2015 по делу N А46-419/2015, отказать предпринимателю в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы Департамент ссылается на правомерность принятого им решения об отказе в предоставлении земельного участка для размещения, поскольку в предусмотренный 2-недельный срок с момента публикации сообщения о земельном участке заявление предпринимателем не было подано.
Общество с ограниченной ответственностью "Декор-Строй" и Жуматаеев Сагидулл Каиргельденович, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие поименованных лиц.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Омской области от 27.04.2015 по делу N А46-419/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ИП Вайгандта В.А. с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
25.09.2014 предприниматель обратился в адрес Департамента с заявлением (вход. N 23867/СОО) о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 09:2291 площадью 300 кв. м, расположенного в 100 м на юго-запад относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, Черлакский тракт, д. 3/2 для размещения открытой площадки по продаже пиломатериалов.
Письмом от 06.11.2014 N Исх-18012 Департамент уведомил заявителя о том, что городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничений государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством на заседании, состоявшемся 14.10.2014, обращение предпринимателя было рассмотрено и принято решение о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка.
В тот же день, 06.11.2014 в газете "Третья столица" N 49 (849) опубликовано сообщение об испрашиваемом предпринимателем земельном участке как участке, предоставляемом для целей, не связанных со строительством. Лицам, заинтересованным в предоставлении земельного участка предлагалось обратиться в Департамент в течение двух недель со дня опубликования информации.
В течение установленного срока заявки от иных лиц, заинтересованных в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в Департамент не поступали.
Письмом от 27.11.2014 Вайгандт В.А. повторно известил заинтересованное лицо о намерении получить земельный участок с кадастровым номером 55:36:17 01 09:2291 на праве аренды, сославшись на ранее поданное обращение.
В ответ Департамент повторно публикует сообщение о земельном участке в газете "Третья столица" N 53 (853) от 04.12.2014, впоследствии уведомив предпринимателя о том, что земельный участок будет предоставлен победителю аукциона, условия и сроки проведения которого будут размещены на официальном сайте Администрации города Омска, а также опубликованы в газете (письмо от 29.12.2014 N Исх/5528-01).
Вайгандт В.А., полагая, что действия Департамента являются незаконными и нарушающими его права и интересы в сфере экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим требованием.
27.04.2015 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Решение Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления (далее - земельные участки), для целей, не связанных со строительством, и разработано в целях эффективного управления и распоряжения земельными участками.
В соответствии со статьей 4 решением Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" при принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или аренду применяются следующие критерии предоставления земельных участков:
- - удовлетворение потребностей жителей города Омска в приобретении товаров и услуг;
- - создание благоприятных условий для жизни населения города Омска, решение вопросов благоустройства территорий, озеленения;
- - создание рабочих мест;
- - соответствие целей использования земельного участка правилам землепользования и застройки территории города Омска, документации по планировке территории;
- - очередность подачи обращения (заявления, заявки);
- - соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки территории города Омска.
В соответствии с Решением Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" Администрацией города Омска принято Постановление от 08.10.2010 N 935-п "О рассмотрении обращений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством", которым утвержден Порядок рассмотрения обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска для целей, не связанных со строительством, согласно приложению к настоящему постановлению.
Указанный Порядок определяет процедуру рассмотрения обращений (заявлений, заявок) (далее - заявления) заинтересованных лиц (далее - заявители) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска, для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 5 Постановления Администрации города Омска от 08.10.2010 N 935-п для заявление о предоставлении земельного участка может быть подано заявителем в уполномоченные структурные подразделения в соответствии с их компетенцией в течение двух недель со дня опубликования информации о предлагаемых для предоставления земельных участках.
К заявлению прилагаются документы, предусмотренные действующим законодательством.
В случае поступления в уполномоченные структурные подразделения заявления о предоставлении земельного участка до осуществления опубликования информации о земельных участках, предлагаемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством, в средствах массовой информации в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, подача повторного заявления в уполномоченные структурные подразделения не требуется.
Из материалов дела усматривается, что после публикации сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:36:17 01 09:2291, состоявшейся в газете "Третья столица" от 06.11.2014 N 49 (849), заинтересованные в предоставлении этого участка лица в адрес заинтересованного лица не обращались.
Как указывает Департамент, в предусмотренный 2-недельный срок с момента публикации сообщения о земельном участке заявление предпринимателем также не было подано.
Между тем, по верному замечанию арбитражного суда, повторная подача заявки Вайгандтом В.А. не требуется, поскольку им уже однозначно была выражена воля на приобретение прав на указанный земельный участок: на заседании городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничений государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством на заседании, состоявшемся 14.10.2014, принято решение о возможности предоставления Вайгандту В.А. испрашиваемого земельного участка. Именно вследствие подачи заявки предпринимателем и были опубликованы сведения о земельном участке.
Поскольку после публикации сообщения в газете "Третья столица" от 06.11.2014 N 49 (849) заявок от иных лиц не поступало, Департамент должен был предоставить земельный участок заявителю.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование предпринимателя о признании незаконными действий Департамента по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 09:2291 площадью 300 кв. м, расположенного в 100 м на юго-запад относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: Омская область г. Омск, Ленинский административный округ, Черлакский тракт д. 3/2, для размещения открытой площадки по продаже пиломатериалами с проведением торгов на основании публикации сообщения в газете "Третья столица" N 53 (853) от 04.12.2014.
В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Поскольку указанные выше действия Департамента в являются незаконными, суд первой инстанции в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя обязал Департамент предоставить предпринимателю на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:2291 площадью 300 кв. м, расположенный в 100 м на юго-запад относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: Омская область г. Омск, Ленинский АО, Черлакский тракт д. 3/2, для размещения открытой площадки по продаже пиломатериалами с проведением торгов на основании публикации сообщения в газете "Третья столица" N 49 (849) от 06.11.2014.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Омской области от 27.04.2015 по делу N А46-419/2015 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2015 N 08АП-6147/2015 ПО ДЕЛУ N А46-419/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2015 г. N 08АП-6147/2015
Дело N А46-419/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6147/2015) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 27.04.2015 по делу N А46-419/2015 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Вайгандта Виктора Александровича (ОГРНИП 307551522000018, ИНН 551500052244) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании незаконными действий,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Декор-Строй", Жуматаеева Сагидулла Каиргельденовича,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Глазкова Е.В. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности N Исх-ДИО/19990 от 02.12.2014 сроком действия 1 год);
- от индивидуального предпринимателя Вайгандта Виктора Александровича - Шарипов Г.Б. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности N 55АА1122930 от 27.02.2015 сроком действия по 26.02.2020);
- от общества с ограниченной ответственностью "Декор-Строй" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от Жуматаеева Сагидулла Каиргельденовича - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
установил:
индивидуальный предприниматель Вайгандт Виктор Александрович (далее по тексту - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными действий департамента имущественных отношений Администрации г. Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 09:2291 площадью 300 кв. м, расположенного в 100 м на юго-запад относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: Омская область г. Омск, Ленинский административный округ, Черлакский тракт д. 3/2, для размещения открытой площадки по продаже пиломатериалами с проведением торгов на основании публикации сообщения в газете "Третья столица" N 53 (853) от 04.12.2014. Также предприниматель просит обязать Департамент предоставить ему на условиях аренды спорный земельный участок.
Определением от 26.03.2015 к участию в настоящем деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены общество с ограниченной ответственностью "Декор-Строй" и Жуматаеев Сагидулл Каиргельденович.
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.04.2015 по делу N А46-419/2015 требования предпринимателя удовлетворены.
Суд первой инстанции признал незаконными действия департамента имущественных отношений Администрации г. Омска по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 55:36:170109:2291 площадью 300 кв. м, расположенного в 100 метрах на юго-запад относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: Омская область г. Омск, Ленинский АО, Черлакский тракт д. 3/2, для размещения открытой площадки по продаже пиломатериалами с проведением торгов на основании публикации сообщения в газете "Третья столица" N 53 (853) от 04.12.2014.
Суд обязал департамент имущественных отношений Администрации г. Омска предоставить индивидуальному предпринимателю Вайгандту Виктору Александровичу на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:2291 площадью 300 кв. м, расположенного в 100 метрах на юго-запад относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: Омская область г. Омск, Ленинский АО, Черлакский тракт д. 3/2, для размещения открытой площадки по продаже пиломатериалами с проведением торгов на основании публикации сообщения в газете "Третья столица" N 49 (849) от 06.11.2014.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 27.04.2015 по делу N А46-419/2015, отказать предпринимателю в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы Департамент ссылается на правомерность принятого им решения об отказе в предоставлении земельного участка для размещения, поскольку в предусмотренный 2-недельный срок с момента публикации сообщения о земельном участке заявление предпринимателем не было подано.
Общество с ограниченной ответственностью "Декор-Строй" и Жуматаеев Сагидулл Каиргельденович, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие поименованных лиц.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Омской области от 27.04.2015 по делу N А46-419/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ИП Вайгандта В.А. с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
25.09.2014 предприниматель обратился в адрес Департамента с заявлением (вход. N 23867/СОО) о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 09:2291 площадью 300 кв. м, расположенного в 100 м на юго-запад относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, Черлакский тракт, д. 3/2 для размещения открытой площадки по продаже пиломатериалов.
Письмом от 06.11.2014 N Исх-18012 Департамент уведомил заявителя о том, что городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничений государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством на заседании, состоявшемся 14.10.2014, обращение предпринимателя было рассмотрено и принято решение о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка.
В тот же день, 06.11.2014 в газете "Третья столица" N 49 (849) опубликовано сообщение об испрашиваемом предпринимателем земельном участке как участке, предоставляемом для целей, не связанных со строительством. Лицам, заинтересованным в предоставлении земельного участка предлагалось обратиться в Департамент в течение двух недель со дня опубликования информации.
В течение установленного срока заявки от иных лиц, заинтересованных в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в Департамент не поступали.
Письмом от 27.11.2014 Вайгандт В.А. повторно известил заинтересованное лицо о намерении получить земельный участок с кадастровым номером 55:36:17 01 09:2291 на праве аренды, сославшись на ранее поданное обращение.
В ответ Департамент повторно публикует сообщение о земельном участке в газете "Третья столица" N 53 (853) от 04.12.2014, впоследствии уведомив предпринимателя о том, что земельный участок будет предоставлен победителю аукциона, условия и сроки проведения которого будут размещены на официальном сайте Администрации города Омска, а также опубликованы в газете (письмо от 29.12.2014 N Исх/5528-01).
Вайгандт В.А., полагая, что действия Департамента являются незаконными и нарушающими его права и интересы в сфере экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим требованием.
27.04.2015 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Решение Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления (далее - земельные участки), для целей, не связанных со строительством, и разработано в целях эффективного управления и распоряжения земельными участками.
В соответствии со статьей 4 решением Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" при принятии решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или аренду применяются следующие критерии предоставления земельных участков:
- - удовлетворение потребностей жителей города Омска в приобретении товаров и услуг;
- - создание благоприятных условий для жизни населения города Омска, решение вопросов благоустройства территорий, озеленения;
- - создание рабочих мест;
- - соответствие целей использования земельного участка правилам землепользования и застройки территории города Омска, документации по планировке территории;
- - очередность подачи обращения (заявления, заявки);
- - соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки территории города Омска.
В соответствии с Решением Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 "О процедурах и критериях предоставления земельных участков или их частей для целей, не связанных со строительством" Администрацией города Омска принято Постановление от 08.10.2010 N 935-п "О рассмотрении обращений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством", которым утвержден Порядок рассмотрения обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска для целей, не связанных со строительством, согласно приложению к настоящему постановлению.
Указанный Порядок определяет процедуру рассмотрения обращений (заявлений, заявок) (далее - заявления) заинтересованных лиц (далее - заявители) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска, для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 5 Постановления Администрации города Омска от 08.10.2010 N 935-п для заявление о предоставлении земельного участка может быть подано заявителем в уполномоченные структурные подразделения в соответствии с их компетенцией в течение двух недель со дня опубликования информации о предлагаемых для предоставления земельных участках.
К заявлению прилагаются документы, предусмотренные действующим законодательством.
В случае поступления в уполномоченные структурные подразделения заявления о предоставлении земельного участка до осуществления опубликования информации о земельных участках, предлагаемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством, в средствах массовой информации в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, подача повторного заявления в уполномоченные структурные подразделения не требуется.
Из материалов дела усматривается, что после публикации сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:36:17 01 09:2291, состоявшейся в газете "Третья столица" от 06.11.2014 N 49 (849), заинтересованные в предоставлении этого участка лица в адрес заинтересованного лица не обращались.
Как указывает Департамент, в предусмотренный 2-недельный срок с момента публикации сообщения о земельном участке заявление предпринимателем также не было подано.
Между тем, по верному замечанию арбитражного суда, повторная подача заявки Вайгандтом В.А. не требуется, поскольку им уже однозначно была выражена воля на приобретение прав на указанный земельный участок: на заседании городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничений государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством на заседании, состоявшемся 14.10.2014, принято решение о возможности предоставления Вайгандту В.А. испрашиваемого земельного участка. Именно вследствие подачи заявки предпринимателем и были опубликованы сведения о земельном участке.
Поскольку после публикации сообщения в газете "Третья столица" от 06.11.2014 N 49 (849) заявок от иных лиц не поступало, Департамент должен был предоставить земельный участок заявителю.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование предпринимателя о признании незаконными действий Департамента по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 09:2291 площадью 300 кв. м, расположенного в 100 м на юго-запад относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: Омская область г. Омск, Ленинский административный округ, Черлакский тракт д. 3/2, для размещения открытой площадки по продаже пиломатериалами с проведением торгов на основании публикации сообщения в газете "Третья столица" N 53 (853) от 04.12.2014.
В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Поскольку указанные выше действия Департамента в являются незаконными, суд первой инстанции в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя обязал Департамент предоставить предпринимателю на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 55:36:170109:2291 площадью 300 кв. м, расположенный в 100 м на юго-запад относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: Омская область г. Омск, Ленинский АО, Черлакский тракт д. 3/2, для размещения открытой площадки по продаже пиломатериалами с проведением торгов на основании публикации сообщения в газете "Третья столица" N 49 (849) от 06.11.2014.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 27.04.2015 по делу N А46-419/2015 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Е.П.КЛИВЕР
Н.Е.ИВАНОВА
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)