Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2008 N 06АП-А04/2008-2/2165 ПО ДЕЛУ N А04-1017/08-5/61

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2008 г. N 06АП-А04/2008-2/2165


Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Песковой Т.Д.
Судей: Карасева В.Ф., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В.
при участии в судебном заседании:
- от индивидуального предпринимателя Кирилловой Зинаиды Васильевны: Кириллова Зинаида Васильевна, паспорт <...> выдан 01.10.2001 Белогорским ГОВД Амурской области;
- от администрации Муниципального образования г. Белогорска: не явились;
- от Комитета имущественных отношений администрации г. Белогорска: не явились;
- от Главы Муниципального образования г. Белогорска А.Т. Ходунова: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кирилловой Зинаиды Васильевны
на решение от 05 мая 2008 года
по делу N А04-1017/08-5/61
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривал судья Басос М.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Кирилловой Зинаиды Васильевны
к администрации Муниципального образования г. Белогорска, Комитету имущественных отношений администрации г. Белогорска, Главе Муниципального образования г. Белогорска А.Т. Ходунову
о признании незаконным бездействия, обязании вынести решение о предоставлении земельного участка
Индивидуальный предприниматель Кириллова Зинаида Васильевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к администрации Муниципального образования г. Белогорска (далее - администрация), Комитету имущественных отношений администрации г. Белогорска (далее - комитет), Главе Муниципального образования г. Белогорска А.Т. Ходунову (далее - Глава МО г. Белогорска), с учетом уточнений, о признании незаконным бездействия, обязании вынести решение о предоставлении земельного участка
Решением суда от 05.05.2008 предпринимателю в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, предприниматель обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В заседании суда апелляционной инстанции предприниматель в полном объеме поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования.
Администрация Муниципального образования г. Белогорска, Комитет имущественных отношений администрации г. Белогорска, Глава Муниципального образования г. Белогорска А.Т. Ходунов, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения предпринимателя, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что Кириллова Зинаида Васильевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией города Белогорска 18.06.2001 за N 5348 Межрайонной ИФНС России N 3 по Амурской области, 28.12.2004 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004 за N 304280436300460.
В соответствии с постановлением Администрации г. Белогорска от 21.06.1994 N 357 гражданке Кирилловой З.В. был выделен земельный участок по ул. Садовой для строительства торговой точки.
При этом отделу архитектуры предписано подготовить необходимые документы для установки торговых павильонов. Комитету по земельным реформам заключить договоры аренды на использование земельных участков.
Белогорским городским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству с индивидуальным предпринимателем Кирилловой З.В. был заключен договор аренды земельного участка от 28.02.1995 N 35.
Постановлением от 04.04.2003 N 432 администрацией г. Белогорска Амурской области изъят для муниципальных нужд в целях застройки земельный участок с кадастровым номером 28:02:000120:0028 общей площадью 49,3 кв. м, расположенный в г. Белогорске по ул. Садовая на землях поселения, арендуемых Кирилловой З.В. под павильон-закусочную.
Предприниматель 02.04.2007 обратилась к Главе муниципального образования г. Белогорска с заявлением, в котором просила заключить с ней новый, надлежаще оформленный и долгосрочный договор аренды на земельный участок под зданием закусочной, расположенной по ул. Садовой, квартал 121 с предоставлением всей документации, необходимой для осуществления государственной регистрации договора аренды.
Письмом от 02.05.2007 за N 01-9-615, подписанным Главой муниципального образования г. Белогорска, предпринимателю сообщено о том, что испрашиваемый ею земельный участок не может быть предоставлен ей в аренду. В письме имеется ссылка на постановление главы администрации г. Белогорска от 04.04.2003 N 432 об изъятии для муниципальных нужд в целях застройки и благоустройства в соответствии с генеральным планом земельного участка с кадастровым номером 28:02:000120:0028, общей площадью 49,3 кв. м, расположенного в г. Белогорске, по ул. Садовой, законность которого подтверждена судебными актами Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1723/03-3/66.
Предприниматель 04.09.2007 обратилась к Главе муниципального образования г. Белогорска с заявлением, в котором просила в двухнедельный срок принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, направить копию решения о предоставлении участка и проект договора купли-продажи участка с предложением о заключении соответствующего договора, а также указать реквизиты учреждения, которому необходимо будет внести плату за изготовление кадастровой карты; обеспечить изготовление проекта границ земельного участка и утвердить его; изготовить кадастровую карту (план) земельного участка и утвердить его границы с учетом фактически используемой площади участка, с учетом красных линий, границ смежных участков.
Письмом от 11.09.2007 за N 2721, подписанным председателем Комитета имущественных отношений администрации г. Белогорска, предпринимателю сообщено о невозможности заключения договора купли-продажи земельного участка, поскольку к заявлению не приложено документов, подтверждающих наличие права собственности на имущество, расположенное на земельном участке. В письме имеется ссылка на решение Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-3623/03-25/38.
Предприниматель, считая, что Главой муниципального образования г. Белогорска допущено бездействие, выразившееся в отказе в принятии правового решения о предоставлении земельного участка в аренду и собственность незаконны, а также нарушают ее права и законные интересы обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации определены полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, в том числе на них возложено управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Как установлено судом из выкопировки из кадастрового плана территории муниципального образования г. Белогорска, квартал N 120, представленной администрацией, спорный земельный участок, расположенный по адресу Амурская область, город Белогорск, ул. Садовая, площадью 49,3 кв. м, кадастровый номер 28:02:000120:0028 находится в государственной собственности (право собственности не разграничено).
В пунктом 1 статьи 2 Устава муниципального образования города Белогорска, принятого Решением Белогорского городского Совета народных депутатов от 29.08.2005, определена структура органов местного самоуправления города Белогорска, которую составляют:
- - Белогорский городской Совет народных депутатов;
- - глава муниципального образования города Белогорска;
- - администрация муниципального образования города Белогорска.
В соответствии с пунктами 26, 28 статьи 47 Устава муниципального образования города Белогорска администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и действует под непосредственным руководством Главы города.
К полномочиям администрации города относятся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города, в порядке, определенном городским Советом, осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению органов местного самоуправления.
В соответствии с Положением N 1 к постановлению Главы администрации г. Белогорска от 14.08.2001 N 673 о разграничении полномочий между Государственным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Белогорска, администрацией г. Белогорска и муниципальным учреждением - Отделом имущественных прав администрации города Белогорска, администрация города Белогорска в лице Главы администрации города Белогорска осуществляет полномочия, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
Статьей 45 Устава муниципального образования города Белогорска определены полномочия Главы города Белогорска. В исключительную компетенцию Главы города Белогорска как Главы города входит представление города Белогорска в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями. Глава города без доверенности действует от имени муниципального образования, подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты городского Совета; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания городского Совета.
В компетенцию Главы города, как руководителя администрации города, входит руководство деятельностью администрации города, организация и обеспечение исполнения полномочий администрации города по решению вопросов местного значения, организация и обеспечение исполнения отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Амурской области, издание правовых актов по вопросам, отнесенным к полномочиям администрации города, а также по вопросам организации деятельности администрации города.
Положением о Комитете имущественных отношений администрации города Белогорска предусмотрены функции управления и распоряжения имуществом муниципальной собственности, в том числе земельными участками в пределах своей компетенции, в частности, выступать арендодателем, осуществлять контроль за соблюдением условий договоров аренды.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города, осуществляется администрацией муниципального образования города Белогорска.
В соответствии со статьей 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно статье 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в 2003 году предприниматель Кириллова З.В. обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации г. Белогорска от 04.04.2003 N 432 "Об изъятии земельного участка", на основании которого у нее изъят арендуемый земельный участок площадью 49,3 м 2 для муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральным планом.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 10.07.2003 по делу N А04-1723/03-3/66, оставленным без изменения постановлением Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.10.2003, в удовлетворении заявленных требований отказано полностью. Установлено, что изъятие спорного земельного участка принято в пределах компетенции администрации и необходимо для муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральным планом г. Белогорска. В решении суд пришел к выводу, что обжалуемое постановление не нарушает земельного законодательства.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 24.11.2003 по делу N А04-3623/03-25/38, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.06.2004, по иску Кирилловой З.В. к администрации города Белогорска о признании права собственности на объект недвижимости павильон-закусочную "Золушка", расположенный по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Садовая, в удовлетворении исковых требований отказано. Судом установлено, что земельный участок под строительство объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьями 28, 29 ЗК РСФСР, действовавшего в спорный период, индивидуальному предпринимателю Кирилловой З.В. не предоставлялся, разрешение на выполнение строительно-монтажных работ в порядке, предусмотренном приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03.06.1992 N 131, а также Положением о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, утвержденным постановлением Главы администрации Амурской области от 11.01.1994 N 35, предпринимателю не выдавалось. Суд пришел к выводу о том, что закусочная "Золушка" не имеет признаков объекта недвижимости, а является временным объектом, установленным на ограниченный срок из быстровозводимых конструкций.
Кроме того, судом установлено, что при предоставлении земельного участка в аренду арендатор (предприниматель Кириллова З.В.) извещалась о временном размещении спорного объекта и о том, что данный объект подпадает под снос в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 07.10.2005 по делу N А04-4121/04-17/43 по иску Комитета имущественных отношений администрации г. Белогорска к индивидуальному предпринимателю Кирилловой З.В. об изъятии земельного участка для муниципальных нужд договор аренды земельного участка от 26.06.2000 N 35 признан незаключенным, поскольку не зарегистрирован в установленном законом порядке. Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Амурской области от 09.12.2005 по делу N А04-4121/04-17/43, решение суда от 07.10.2005 отменено. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции признал обоснованным вывод суда о незаключенности договора аренды N 35, соответственно, об отсутствии каких-либо правовых оснований для владения Кирилловой З.В. спорным земельным участком.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 25.07.2006 по делу N А04-1316/06-19/80, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.01.2006, по заявлению Кирилловой З.В. к Белогорскому городскому Совету народных депутатов о признании недействующим нормативного правового акта, решение N 84 от 27.09.2001 Белогорского городского Совета народных депутатов "Об утверждении корректировки проекта детальной планировки микрорайона "Центральный" в части утверждения материалов корректировки проекта детальной планировки микрорайона "Центральный" о формировании застройки центральной части города на пересечении улиц Садовой и имени Кирова по организации торгового комплекса, включающего в себя ряд существующих зданий, реконструируемых под магазины, а также посадку на площади здания углового решения с формированием западной стороны площади, признано не соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ и недействующим.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Амурской области от 29.11.2006 по делу N А04-2037/06-2/42, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.04.2007, по иску Комитета имущественных отношений администрации г. Белогорска к Кирилловой З.В. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суд обязал Кириллову З.В. освободить земельный участок, расположенный по адресу Амурская область, город Белогорск, ул. Садовая, площадью 49,3 кв. м, кадастровый номер 28:02:000120:0028, и взыскал в пользу Комитета неосновательное обогащение за пользование земельным участком за период с 12.04.2003 по 20.04.2006 в сумме 25 987,30 рублей.
Вышеуказанные судебные акты имеют преюдициальное значение для настоящего дела, а обстоятельства, установленные данными судебными актами, в силу части 2 статьи 69 АПК РФ, не доказываются вновь при рассмотрении настоящего спора.
Судами установлено использование Кирилловой З.В. земельного участка под закусочной "Золушка" без правоустанавливающих документов, без каких-либо правовых оснований, более того, суд обязал заявителя освободить земельный участок. Кроме того, предпринимателю отказано в признании права собственности на объект недвижимости павильон-закусочную "Золушка", расположенный по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Садовая, установлено, что закусочная "Золушка" не имеет признаков объекта недвижимости.
Доказательств тому, что на момент рассмотрения дела в суде закусочная "Золушка" расположена на земельном участке на законных основаниях, заявителем не представлено. Доказательств наличия права собственности на закусочную "Золушка", как объект недвижимости, также не представлено.
Следовательно, на земельном участке, в отношении которого заявитель подала заявление на приобретение в собственность, отсутствуют принадлежащие заявителю на праве собственности здания, строения, сооружения.
Доказательств того, что спорный земельный участок находится у предпринимателя на законных основаниях, суду не представлено.
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ основаниями для отказа о предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются факты изъятия земельных участков из оборота, резервирования таких участков для государственных или муниципальных нужд.
В данном случае законность изъятия земельного участка для муниципальных нужд подтверждена судебными актами.
Следовательно, у администрации г. Белогорска имелись основания для отказа в предоставлении предпринимателю Кирилловой З.В. земельного участка в аренду либо в собственность.
На заявления предпринимателя о предоставлении земельного участка, расположенного под закусочной "Золушка", в аренду и в собственность, администрацией и Комитетом имущественных отношений даны ответы от 02.05.2007 за N 01-9-615 и от 11.09.2007 за N 2721, что не является бездействием органа местного самоуправления.
Следовательно, суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, обоснованно принял решение об отказе в удовлетворении заявленного предпринимателем требования.
Судом также обосновано отказано в заявлении предпринимателя о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления, поскольку уважительной причины пропуска срока обращения в арбитражный суд, определенного в статьей 198 АПК РФ, суду не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05 мая 2008 года по делу N А04-1017/08-5/61 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Индивидуальному предпринимателю Кирилловой Зинаиде Васильевне возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 950 руб. по квитанции от 05.06.2008 за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА

Судьи
В.Ф.КАРАСЕВ
А.И.МИХАЙЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)