Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 28 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 ноября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ",
апелляционное производство N 05АП-12894/2014
на решение от 25.08.2014
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-18606/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" (ИНН 2540195365, ОГРН 1132540008920, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.09.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
об оспаривании действий,
при участии:
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Грачева А.Ю. по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4178, сроком до 31.12.2014;
- от ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ": представитель Полетаева О.Е. по доверенности от 07.04.2014, сроком на один год;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - управление, УГА), выраженного в письме от 28.03.2014 N 31581/20у, об отказе в обеспечении выбора земельного общей площадью 4155 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 98, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта складского назначения и об обязании УГА обеспечить выбор указанного земельного участка.
Решением суда от 25.08.2014 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указал, что не согласен с выводом суда о том, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен только с видом разрешенного использования "парк - место общего пользования", поскольку в материалах дела не имеется доказательств использования испрашиваемой территории для отдыха. Указывает, что актом обследования от 08.08.2014 подтверждается отсутствие на испрашиваемом земельном участке места для отдыха и прогулок граждан. Ссылается на то, что указанный земельный участок расположен в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4), что свидетельствует о невозможности использования испрашиваемого земельного участка как парк.
Кроме того, заявитель считает необоснованным вывод суда первой инстанции о прохождении двух трасс кабельных линий 6 кВ в границах испрашиваемого земельного участка, поскольку из топографической съемки, подготовленной и представленной обществом в материалы дела, такие ограничения не следуют. При этом общество обращает внимание судебной коллегии на то, что графические материалы, представленные УГА, были подготовлены на основании архивных данных. В этой связи заявитель считает, что обстоятельства, которые суд посчитал установленными, надлежащими доказательствами не подтверждены.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель управления по доводам апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Заслушав пояснения общества и УГА, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
06.11.2013 общество обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на пятнадцать лет в порядке статьей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) земельного участка приблизительной площадью 8000 кв. м с предварительным согласованием места размещения объекта складского назначения, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Снеговая, 98. Дополнительно общество указало, что для строительства объекта складского назначения необходима территория приблизительной площадью 4800 кв. м, для обустройства подъездных путей и разворотной площадки - 1500 кв. м, для размещения парковки автомобилей - около 1700 кв. м.
Письмом 14.11.2013 N 20/03/02-12/31344 департамент направил главе города Владивостока обращение общества об обеспечении выбора испрашиваемого земельного участка.
В свою очередь заявитель обращением от 16.12.2013 дополнительно представил в управление топографическую съемку, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ситуационный план земельного участка, каталог координат вершин углов поворота границ участка, КПТ (диск) и другие документы. Одновременно общество уточнило, что просит обеспечить выбор и утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 4155 кв. м.
В ответ на указанное обращение УГА письмом от 28.03.2014 N 31581/20у сообщило заявителю о невозможности обеспечить выбор земельного участка ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен на небольшом склоне, покрыт растительностью (находится в лесном массиве, используемом для кратковременного отдыха, прогулок жителей близлежащих жилых домов), и, соответственно, размещение объекта складского назначения повлечет уничтожение этого массива, регулировки вывода грунтовых вод. Также управление указало, что на участке проходят трассы двух кабельных линий электропередач напряжением 6 кВ, находящихся на балансе и в эксплуатации филиала "Приморский" ОАО "Оборонэнерго", в то время как строительство, складирование, сброс и слив едких материалов, работа грузоподъемных механизмов, земляные работы в охранной зоне ЛЭП 6 кВ запрещены.
Не согласившись с указанным решением, полагая нарушенными свои права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Коллегия апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Порядок выдачи актов о выборе земельных участков в г. Владивостоке установлен Регламентом предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608.
Пунктом 2.8 названного Регламента N 1608 установлено, что в предоставлении муниципальной услуги отказывается в случаях:
- - наличия на испрашиваемом земельном участке следующих градостроительных ограничений - красных линий инженерных сетей и автодорог, размещение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования;
- - нарушения Земельного, Градостроительного, Водного кодексов Российской Федерации и прочих нормативных правовых актов в указанной сфере при предоставлении услуги.
Из материалов дела усматривается, что отказывая в выборе земельного участка площадью 4155 кв. м в районе ул. Снеговая, 98, управление установило, что испрашиваемый земельный участок имеет ограничения в виде наличия технических зон инженерных коммуникаций, а также покрыт растительностью, в связи с чем размещение объекта складского назначения повлечет уничтожение лесного массива и регулировки вывода грунтовых вод.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, коллегия апелляционной инстанции находит его соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Согласно пункту 2 статьи 89 ЗК РФ в целях обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ.
В силу пункта 2 Правил N 160 в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Пунктом 8 указанных Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Помимо указанных ограничений, подпунктом "б" пункта 9 этих же Правил предусмотрено, что в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт прямо запрещено, в том числе размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ.
Кроме того, пунктом 7.5.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613 (далее - Методические рекомендации N 613), муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать на территории населенного пункта технические (охранно-эксплуатационные) зоны, выделяемые линиями градостроительного регулирования: магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого и низкого напряжения, слабых токов, линий высоковольтных передач, метрополитена, в том числе мелкого заложения.
При этом в силу пункта 7.5.2 указанных рекомендаций на территории выделенных технических (охранных) зон запрещено возведение любых видов сооружений, в том числе некапитальных нестационарных, кроме технических, имеющих отношение к обслуживанию и эксплуатации проходящих в технической зоне коммуникаций.
Как установлено судебной коллегией, в рамках рассмотрения обращения департамента об обеспечении выбора земельного участка по заявлению общества управлением было получено письмо ОАО "Оборонэнерго" от 26.02.2014 N ПРМ/020/939 (л.д. 66-67), согласно которому филиал "Приморский" указанного юридического лица пояснил, что на представленной в УГА схеме расположения земельного участка площадью 4155 кв. м в районе ул. Снеговая, 98 не указаны две кабельные линии электропередачи напряжением 6 кВ.
Согласно схеме расположения земельного участка (л.д. 68), изученной ОАО "Оборонэнерго", названные кабельные линии пересекают испрашиваемый обществом земельный участок с севера на юг.
Данные ограничения также нашли свое отражение в топографической съемке, подготовленной управлением 17.07.2014 и представленной в материалы дела.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что размещение объекта складского назначения в границах технических зон инженерных коммуникаций недопустимо в силу требований Правил N 160, Методических рекомендаций N 613, в связи с чем формирование земельного участка в пределах испрашиваемой территории в спорной ситуации приведет к созданию угрозы нормального функционирования инженерных сетей, что является недопустимым.
Довод заявителя о том, что топографическая съемка, подготовленная обществом с отметками управления от 06.12.2013 (л.д. 43), не содержит каких-либо сведений об инженерных коммуникациях, коллегией отклоняется, поскольку данные обстоятельства были проверены УГА до принятия оспариваемого отказа путем запроса балансодержателя кабельных линий.
При этом сведения, указанные ОАО "Оборонэнерго", обществом по существу не опровергнуты, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания считать, что установленные судом первой инстанции обстоятельства нахождения в границах испрашиваемого земельного участка кабельных линий электропередачи, документально не подтверждены.
То обстоятельство, что графические материалы были подготовлены управлением на основании архивных топографических материалов, не свидетельствует об их неточности, а означает источник нанесения соответствующих сведений на топографическую основу, что в свою очередь соответствует пояснениям ОАО "Оборонэнерго".
В отношении вывода УГА о нахождении испрашиваемого земельного участка на небольшом склоне, покрытом растительностью (находится в лесном массиве) и используемом для кратковременного отдыха и прогулок жителей близлежащих домов, что в силу статьи 14.3 Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее - Правила N 462, правила землепользования и застройки), исключает возможность его формирования для строительства объекта складского назначения, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Действительно, статьей 14.3 указанных Правил предусмотрено, что формирование земельного участка на территории города Владивостока внутри планировочной структуры - микрорайона, в случае если испрашиваемая территория (более 70 процентов) покрыта растительностью (трава, кустарники, деревья) и используется фактически для кратковременного отдыха, прогулок, прохода неограниченного круга лиц, что подтверждается информацией от административно-территориального управления соответствующего района, а также иных органов администрации города Владивостока, осуществляется исключительно с видом разрешенного использования: "парк - место общего пользования", цель предоставления: "для организации места отдыха горожан - парк, без права размещения, возведения временных объектов и объектов капитального строительства, без права уничтожения зеленых насаждений", вне зависимости от территориальной зоны, в которой располагается испрашиваемый земельный участок. Требование к предельной минимальной (максимальной) площади земельного участка в данном случае не применяется.
Вместе с тем из имеющихся в материалах дела документов не следует, что спорная территория фактически используется для кратковременного отдыха, прогулок, прохода неограниченного круга лиц, о чем получено соответствующая информация от административно-территориального управления соответствующего района или от иных органов администрации г. Владивостока.
В этой связи названный довод управления, поддержанный судом первой инстанции, является преждевременным как не подтвержденный документально.
Ссылки управления на письмо Управления охраны окружающей среды и природопользования от 08.08.2014 N 25-1-17/279 (л.д. 74-77) апелляционной коллегией не принимаются, поскольку названным сообщением в адрес УГА поступил акт обследования спорной территории в районе ул. Снеговая, 98, из которого следует, что оборудованные места для отдыха и прогулок граждан отсутствуют.
Одновременно судебная коллегия принимает во внимание, что испрашиваемый заявителем земельный участок согласно фрагменту карты градостроительного зонирования (л.д. 71) находится в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4), к основным видам разрешенного использования которой в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 36 Правил N 462 относится размещение объектов складского назначения.
Указание заявителя жалобы на то, что Правилами землепользования и застройки (статья 37.1) в составе производственных зон предусмотрена зона городских парков, скверов производственных территорий (П-6), к которой испрашиваемый земельный участок не относится, суд апелляционной инстанции во внимание принимает. Но, вместе с тем, учитывает, что положения статьи 14.3 названных Правил допускают нахождение территории, покрытой растительностью (более 70%) и предназначенной для организации отдыха, в любой территориальной зоне.
Оценивая доводы заявителя о нарушении оспариваемым отказом прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, апелляционная коллегия отмечает, что целью обеспечения выбора земельного участка является определение возможного варианта размещения объекта капитального строительства с установлением границ земельного участка, последующее рассмотрение вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнение кадастровых работ, постановка на кадастровый учет и предоставление сформированного земельного участка заинтересованному лицу. Обеспечение выбора земельного участка в границах, в которых он не может быть использован по целевому назначению, указанному заявителем, противоречит целям процедур приобретения прав на земельный участок, установленных законодательством.
Исследуя вопрос о наличии у УГА возможности сформировать земельный участок для строительства объекта с иными параметрами, коллегия исходит из того, что испрашиваемый заявителем земельный участок ограничен пределами зоны П-4, так как с северной и южной сторон участок граничит с зоной автомобильного транспорта (Т-3) и зоной городских лесов и лесопарков (Р-1), в связи с чем обеспечение выбора спорного земельного участка с корректировкой его границ не представляется возможным.
Следовательно, возможность предложить заявителю иные варианты размещения объекта складского назначения, помимо варианта, отображенного в проекте схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, у управления отсутствовала.
В такой ситуации суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка, и, следовательно, не усматривает предусмотренной нормами главы 24 АПК РФ возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку принятое управлением решение в целом не привело к нарушению прав и законных интересов общества.
В свою очередь обществом не доказано создание оспариваемым отказом препятствий в осуществлении его предпринимательской деятельности, поскольку оно не утратило право на приобретение земельного участка для вышеуказанных целей в другом месте с соблюдением действующих норм и в установленном порядке.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания оспариваемого отказа незаконным и для восстановления нарушенного права, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы коллегия на основании статьи 110 АПК РФ относит судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.08.2014 по делу N А51-18606/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.11.2014 N 05АП-12894/2014 ПО ДЕЛУ N А51-18606/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2014 г. N 05АП-12894/2014
Дело N А51-18606/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 28 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 ноября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ",
апелляционное производство N 05АП-12894/2014
на решение от 25.08.2014
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-18606/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" (ИНН 2540195365, ОГРН 1132540008920, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.09.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
об оспаривании действий,
при участии:
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Грачева А.Ю. по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4178, сроком до 31.12.2014;
- от ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ": представитель Полетаева О.Е. по доверенности от 07.04.2014, сроком на один год;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - управление, УГА), выраженного в письме от 28.03.2014 N 31581/20у, об отказе в обеспечении выбора земельного общей площадью 4155 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Снеговая, 98, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта складского назначения и об обязании УГА обеспечить выбор указанного земельного участка.
Решением суда от 25.08.2014 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указал, что не согласен с выводом суда о том, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен только с видом разрешенного использования "парк - место общего пользования", поскольку в материалах дела не имеется доказательств использования испрашиваемой территории для отдыха. Указывает, что актом обследования от 08.08.2014 подтверждается отсутствие на испрашиваемом земельном участке места для отдыха и прогулок граждан. Ссылается на то, что указанный земельный участок расположен в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4), что свидетельствует о невозможности использования испрашиваемого земельного участка как парк.
Кроме того, заявитель считает необоснованным вывод суда первой инстанции о прохождении двух трасс кабельных линий 6 кВ в границах испрашиваемого земельного участка, поскольку из топографической съемки, подготовленной и представленной обществом в материалы дела, такие ограничения не следуют. При этом общество обращает внимание судебной коллегии на то, что графические материалы, представленные УГА, были подготовлены на основании архивных данных. В этой связи заявитель считает, что обстоятельства, которые суд посчитал установленными, надлежащими доказательствами не подтверждены.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель управления по доводам апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Заслушав пояснения общества и УГА, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
06.11.2013 общество обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на пятнадцать лет в порядке статьей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) земельного участка приблизительной площадью 8000 кв. м с предварительным согласованием места размещения объекта складского назначения, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Снеговая, 98. Дополнительно общество указало, что для строительства объекта складского назначения необходима территория приблизительной площадью 4800 кв. м, для обустройства подъездных путей и разворотной площадки - 1500 кв. м, для размещения парковки автомобилей - около 1700 кв. м.
Письмом 14.11.2013 N 20/03/02-12/31344 департамент направил главе города Владивостока обращение общества об обеспечении выбора испрашиваемого земельного участка.
В свою очередь заявитель обращением от 16.12.2013 дополнительно представил в управление топографическую съемку, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ситуационный план земельного участка, каталог координат вершин углов поворота границ участка, КПТ (диск) и другие документы. Одновременно общество уточнило, что просит обеспечить выбор и утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 4155 кв. м.
В ответ на указанное обращение УГА письмом от 28.03.2014 N 31581/20у сообщило заявителю о невозможности обеспечить выбор земельного участка ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен на небольшом склоне, покрыт растительностью (находится в лесном массиве, используемом для кратковременного отдыха, прогулок жителей близлежащих жилых домов), и, соответственно, размещение объекта складского назначения повлечет уничтожение этого массива, регулировки вывода грунтовых вод. Также управление указало, что на участке проходят трассы двух кабельных линий электропередач напряжением 6 кВ, находящихся на балансе и в эксплуатации филиала "Приморский" ОАО "Оборонэнерго", в то время как строительство, складирование, сброс и слив едких материалов, работа грузоподъемных механизмов, земляные работы в охранной зоне ЛЭП 6 кВ запрещены.
Не согласившись с указанным решением, полагая нарушенными свои права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Коллегия апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Порядок выдачи актов о выборе земельных участков в г. Владивостоке установлен Регламентом предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденным постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608.
Пунктом 2.8 названного Регламента N 1608 установлено, что в предоставлении муниципальной услуги отказывается в случаях:
- - наличия на испрашиваемом земельном участке следующих градостроительных ограничений - красных линий инженерных сетей и автодорог, размещение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования;
- - нарушения Земельного, Градостроительного, Водного кодексов Российской Федерации и прочих нормативных правовых актов в указанной сфере при предоставлении услуги.
Из материалов дела усматривается, что отказывая в выборе земельного участка площадью 4155 кв. м в районе ул. Снеговая, 98, управление установило, что испрашиваемый земельный участок имеет ограничения в виде наличия технических зон инженерных коммуникаций, а также покрыт растительностью, в связи с чем размещение объекта складского назначения повлечет уничтожение лесного массива и регулировки вывода грунтовых вод.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, коллегия апелляционной инстанции находит его соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Согласно пункту 2 статьи 89 ЗК РФ в целях обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ.
В силу пункта 2 Правил N 160 в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Пунктом 8 указанных Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Помимо указанных ограничений, подпунктом "б" пункта 9 этих же Правил предусмотрено, что в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт прямо запрещено, в том числе размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ.
Кроме того, пунктом 7.5.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613 (далее - Методические рекомендации N 613), муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать на территории населенного пункта технические (охранно-эксплуатационные) зоны, выделяемые линиями градостроительного регулирования: магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого и низкого напряжения, слабых токов, линий высоковольтных передач, метрополитена, в том числе мелкого заложения.
При этом в силу пункта 7.5.2 указанных рекомендаций на территории выделенных технических (охранных) зон запрещено возведение любых видов сооружений, в том числе некапитальных нестационарных, кроме технических, имеющих отношение к обслуживанию и эксплуатации проходящих в технической зоне коммуникаций.
Как установлено судебной коллегией, в рамках рассмотрения обращения департамента об обеспечении выбора земельного участка по заявлению общества управлением было получено письмо ОАО "Оборонэнерго" от 26.02.2014 N ПРМ/020/939 (л.д. 66-67), согласно которому филиал "Приморский" указанного юридического лица пояснил, что на представленной в УГА схеме расположения земельного участка площадью 4155 кв. м в районе ул. Снеговая, 98 не указаны две кабельные линии электропередачи напряжением 6 кВ.
Согласно схеме расположения земельного участка (л.д. 68), изученной ОАО "Оборонэнерго", названные кабельные линии пересекают испрашиваемый обществом земельный участок с севера на юг.
Данные ограничения также нашли свое отражение в топографической съемке, подготовленной управлением 17.07.2014 и представленной в материалы дела.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что размещение объекта складского назначения в границах технических зон инженерных коммуникаций недопустимо в силу требований Правил N 160, Методических рекомендаций N 613, в связи с чем формирование земельного участка в пределах испрашиваемой территории в спорной ситуации приведет к созданию угрозы нормального функционирования инженерных сетей, что является недопустимым.
Довод заявителя о том, что топографическая съемка, подготовленная обществом с отметками управления от 06.12.2013 (л.д. 43), не содержит каких-либо сведений об инженерных коммуникациях, коллегией отклоняется, поскольку данные обстоятельства были проверены УГА до принятия оспариваемого отказа путем запроса балансодержателя кабельных линий.
При этом сведения, указанные ОАО "Оборонэнерго", обществом по существу не опровергнуты, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания считать, что установленные судом первой инстанции обстоятельства нахождения в границах испрашиваемого земельного участка кабельных линий электропередачи, документально не подтверждены.
То обстоятельство, что графические материалы были подготовлены управлением на основании архивных топографических материалов, не свидетельствует об их неточности, а означает источник нанесения соответствующих сведений на топографическую основу, что в свою очередь соответствует пояснениям ОАО "Оборонэнерго".
В отношении вывода УГА о нахождении испрашиваемого земельного участка на небольшом склоне, покрытом растительностью (находится в лесном массиве) и используемом для кратковременного отдыха и прогулок жителей близлежащих домов, что в силу статьи 14.3 Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее - Правила N 462, правила землепользования и застройки), исключает возможность его формирования для строительства объекта складского назначения, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Действительно, статьей 14.3 указанных Правил предусмотрено, что формирование земельного участка на территории города Владивостока внутри планировочной структуры - микрорайона, в случае если испрашиваемая территория (более 70 процентов) покрыта растительностью (трава, кустарники, деревья) и используется фактически для кратковременного отдыха, прогулок, прохода неограниченного круга лиц, что подтверждается информацией от административно-территориального управления соответствующего района, а также иных органов администрации города Владивостока, осуществляется исключительно с видом разрешенного использования: "парк - место общего пользования", цель предоставления: "для организации места отдыха горожан - парк, без права размещения, возведения временных объектов и объектов капитального строительства, без права уничтожения зеленых насаждений", вне зависимости от территориальной зоны, в которой располагается испрашиваемый земельный участок. Требование к предельной минимальной (максимальной) площади земельного участка в данном случае не применяется.
Вместе с тем из имеющихся в материалах дела документов не следует, что спорная территория фактически используется для кратковременного отдыха, прогулок, прохода неограниченного круга лиц, о чем получено соответствующая информация от административно-территориального управления соответствующего района или от иных органов администрации г. Владивостока.
В этой связи названный довод управления, поддержанный судом первой инстанции, является преждевременным как не подтвержденный документально.
Ссылки управления на письмо Управления охраны окружающей среды и природопользования от 08.08.2014 N 25-1-17/279 (л.д. 74-77) апелляционной коллегией не принимаются, поскольку названным сообщением в адрес УГА поступил акт обследования спорной территории в районе ул. Снеговая, 98, из которого следует, что оборудованные места для отдыха и прогулок граждан отсутствуют.
Одновременно судебная коллегия принимает во внимание, что испрашиваемый заявителем земельный участок согласно фрагменту карты градостроительного зонирования (л.д. 71) находится в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4), к основным видам разрешенного использования которой в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 36 Правил N 462 относится размещение объектов складского назначения.
Указание заявителя жалобы на то, что Правилами землепользования и застройки (статья 37.1) в составе производственных зон предусмотрена зона городских парков, скверов производственных территорий (П-6), к которой испрашиваемый земельный участок не относится, суд апелляционной инстанции во внимание принимает. Но, вместе с тем, учитывает, что положения статьи 14.3 названных Правил допускают нахождение территории, покрытой растительностью (более 70%) и предназначенной для организации отдыха, в любой территориальной зоне.
Оценивая доводы заявителя о нарушении оспариваемым отказом прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, апелляционная коллегия отмечает, что целью обеспечения выбора земельного участка является определение возможного варианта размещения объекта капитального строительства с установлением границ земельного участка, последующее рассмотрение вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнение кадастровых работ, постановка на кадастровый учет и предоставление сформированного земельного участка заинтересованному лицу. Обеспечение выбора земельного участка в границах, в которых он не может быть использован по целевому назначению, указанному заявителем, противоречит целям процедур приобретения прав на земельный участок, установленных законодательством.
Исследуя вопрос о наличии у УГА возможности сформировать земельный участок для строительства объекта с иными параметрами, коллегия исходит из того, что испрашиваемый заявителем земельный участок ограничен пределами зоны П-4, так как с северной и южной сторон участок граничит с зоной автомобильного транспорта (Т-3) и зоной городских лесов и лесопарков (Р-1), в связи с чем обеспечение выбора спорного земельного участка с корректировкой его границ не представляется возможным.
Следовательно, возможность предложить заявителю иные варианты размещения объекта складского назначения, помимо варианта, отображенного в проекте схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, у управления отсутствовала.
В такой ситуации суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка, и, следовательно, не усматривает предусмотренной нормами главы 24 АПК РФ возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку принятое управлением решение в целом не привело к нарушению прав и законных интересов общества.
В свою очередь обществом не доказано создание оспариваемым отказом препятствий в осуществлении его предпринимательской деятельности, поскольку оно не утратило право на приобретение земельного участка для вышеуказанных целей в другом месте с соблюдением действующих норм и в установленном порядке.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания оспариваемого отказа незаконным и для восстановления нарушенного права, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы коллегия на основании статьи 110 АПК РФ относит судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.08.2014 по делу N А51-18606/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)