Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылается на отсутствие опубликованной информации о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства в официальных средствах массовой информации органа местного самоуправления, а также на тот факт, что спорные объекты не обладают признаками капитального строения и не могут быть отнесены к объектам недвижимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца - администрации городского округа "Щербинка" в городе Москве - Морозова И.Н. - дов. от 02.09.2014 N 384
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Фундаменталика" - Гайсина С.С. - дов. от 18.05.2015
от третьих лиц - 1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - не явился (извещен надлежаще)
2) Департамента городского имущества города Москвы - Николаев А.А. - дов. от 29.12.2014 N 33-Д-844/14
3) Правительства Москвы - Николаев А.А. - дов. от 22.01.2015 N 4-47-48/5
рассмотрев 14 июля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фундаменталика"
на решение от 24 декабря 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Денискиной Е.Г.,
на постановление от 25 марта 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Барановской Е.Н., Панкратовой Н.И., Сумароковой Т.Я.,
по делу N А40-158471/13
по иску администрации городского округа "Щербинка" в городе Москве
к обществу с ограниченной ответственностью "Фундаменталика" (ОГРН 1087746868945)
о признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве; Департамент городского имущества города Москвы; Правительство Москвы
установил:
Администрация городского округа "Щербинка" в городе Москве (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы к обществу с ограниченной ответственностью "Фундаменталика" (далее - Общество) со следующими требованиями:
- - признать недействительными договоры от 16.05.2012 N 14/2012 и N 15/2012 аренды земельных участков и договоры от 22.06.2012 N 24 и N 25 купли-продажи земельных участков;
- - признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Общества на объекты недвижимости: хозяйственные блоки гостиничного комплекса общей площадью 27 кв. м и 28 кв. м, расположенные по адресу: Московская обл., г. Щербинка, примерно в 20 метрах на юг от ориентира - нежилого здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская обл., г. Щербинка, ул. Театральная, д. 1а; земельный участок площадью 4000 кв. м с кадастровым номером 50:61:0010126:43 и земельный участок площадью 4 000 кв. м с кадастровым номером 50:61:0010126:44, относящиеся к категории земель населенных пунктов, имеющие вид разрешенного использования "под строительство и размещение гостиницы", расположенные по адресу: Московская обл., г. Щербинка, примерно в 20 метрах на юг от ориентира - нежилого здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская обл., г. Щербинка, ул. Театральная, д. 1а.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы.
Решением от 24.12.2014, оставленным без изменения постановлением от 25.03.2015, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 24.12.2014 и постановление от 25.03.2015 и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Администрации, Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации городского округа Щербинка Московской области от 24.04.2012 N 561 предварительно согласовано место размещения объекта строительства, утверждена схема расположения земельного участка и акт выбора земельного участка под строительство и размещение гостиницы проектной площади 4000 кв. м по местоположению: Московская обл., г. Щербинка, примерно в 50 м на запад от ориентира - нежилого здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская обл., г. Щербинка, ул. Театральная, д. 1а.
Постановлением администрации городского округа Щербинка Московской области от 24.04.2012 N 559 предварительно согласовано место размещения объекта строительства, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и акт выбора земельного участка под строительство и размещение гостиницы проектной площади 4000 кв. м по местоположению: Московская обл., г. Щербинка, примерно в 20 м на юг от ориентира - нежилого здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская обл., г. Щербинка, ул. Театральная, д. 1а.
Постановлениями администрации городского округа Щербинка Московской области от 16.05.2012 N 647 и N 648 Обществу предоставлены в аренду сроком на 49 лет земельные участки площадью 4000 кв. м с кадастровыми номерами 50:61:0010126:43 и 50:61:0010126:44, относящиеся к категории земель населенных пунктов, имеющие вид разрешенного использования "под строительство и размещение гостиницы", расположенные по адресу: Московская обл., г. Щербинка, примерно в 20 м на юг от ориентира - нежилого здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская обл., г. Щербинка, ул. Театральная, д. 1а.
На основании упомянутых выше постановлений, 16.05.2012 между Комитетом по управлению имуществом города Щербинки (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключены договоры от 16.05.2012 N 14/2012 и N 15/2012 аренды указанных земельных участков для строительства и размещения гостиницы сроком на 49 лет; срок строительства - с 16.05.2012 по 15.05.2015.
Как следует из материалов дела, на арендуемых земельных участках Обществом возведены хозяйственные блоки гостиничного комплекса площадью 27 кв. м и 28 кв. м, на которые Обществом зарегистрировано право собственности (свидетельства о государственной регистрации права от 22.06.2012 серии 50-АГ N 563668 и серии 50-АГ N 563669).
Постановлениями администрации городского округа Щербинка от 22.06.2012 N 928 и N 929 указанные земельные участки предоставлены Обществу в собственность под строительство и размещение гостиницы со ссылкой на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", регламентирующих приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
В исполнение указанных постановлений между муниципальным образованием Городской округ Щербинка Московской области (продавец) и Обществом (покупатель) 22.06.2012 заключены договоры N 24 и N 25 купли-продажи спорных земельных участков.
Комитет по управлению имуществом городского округа Щербинка в городе Москве, ссылаясь на отсутствие опубликованной информации о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства в официальных средствах массовой информации органа местного самоуправления, а также на тот факт, что спорные объекты не обладают признаками капитального строения и не могут быть отнесены к объектам недвижимости, обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что информация о предстоящем предоставлении спорных земельных участков для строительства в нарушение требований статьи 31 ЗК РФ опубликована не была, пришел к выводу, что договоры аренды от 16.05.2012 N 14/2012 и N 15/2012 в силу положений статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) являются ничтожными сделками, в связи с чем последующие юридические действия также являются недействительными, приняли решение об удовлетворении заявленного иска.
Кассационная инстанция считает эти выводы правильными.
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 31 названного Кодекса каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ следующие этапы: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства, в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Обязанность органа местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства предусмотрена пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Данной правовой нормой установлен порядок выбора земельного участка, результаты которого оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Впоследствии компетентный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Таким образом, требование об информировании населения относится к порядку принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, и несоблюдение этого требования влияет на оценку данного решения при оспаривании его заинтересованными лицами.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Право на заключение договора аренды земельного участка в такой ситуации подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, информация о предоставлении спорных земельных участков для строительства опубликована в средствах массовой информации не была, что нарушило процедуру выбора земельных участков для строительства, установленную статьей 31 ЗК РФ, согласно которой принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждению акта о выборе земельного участка, предшествуют обращение заинтересованного лица в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Статья 167 ГК РФ устанавливает, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
При таком положении суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о недействительности договоров аренды и купли-продажи спорных земельных участков и необходимости применения последствий недействительности договора в виде признания отсутствующим зарегистрированного права собственности ответчика.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2015 года по делу N А40-158471/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судья
С.В.КРАСНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 20.07.2015 N Ф05-8102/2015 ПО ДЕЛУ N А40-158471/13
Требование: О признании недействительными договоров аренды земельных участков и договоров купли-продажи земельных участков, признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на объекты недвижимости.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылается на отсутствие опубликованной информации о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства в официальных средствах массовой информации органа местного самоуправления, а также на тот факт, что спорные объекты не обладают признаками капитального строения и не могут быть отнесены к объектам недвижимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2015 г. по делу N А40-158471/13
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца - администрации городского округа "Щербинка" в городе Москве - Морозова И.Н. - дов. от 02.09.2014 N 384
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Фундаменталика" - Гайсина С.С. - дов. от 18.05.2015
от третьих лиц - 1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - не явился (извещен надлежаще)
2) Департамента городского имущества города Москвы - Николаев А.А. - дов. от 29.12.2014 N 33-Д-844/14
3) Правительства Москвы - Николаев А.А. - дов. от 22.01.2015 N 4-47-48/5
рассмотрев 14 июля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фундаменталика"
на решение от 24 декабря 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Денискиной Е.Г.,
на постановление от 25 марта 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Барановской Е.Н., Панкратовой Н.И., Сумароковой Т.Я.,
по делу N А40-158471/13
по иску администрации городского округа "Щербинка" в городе Москве
к обществу с ограниченной ответственностью "Фундаменталика" (ОГРН 1087746868945)
о признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве; Департамент городского имущества города Москвы; Правительство Москвы
установил:
Администрация городского округа "Щербинка" в городе Москве (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы к обществу с ограниченной ответственностью "Фундаменталика" (далее - Общество) со следующими требованиями:
- - признать недействительными договоры от 16.05.2012 N 14/2012 и N 15/2012 аренды земельных участков и договоры от 22.06.2012 N 24 и N 25 купли-продажи земельных участков;
- - признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Общества на объекты недвижимости: хозяйственные блоки гостиничного комплекса общей площадью 27 кв. м и 28 кв. м, расположенные по адресу: Московская обл., г. Щербинка, примерно в 20 метрах на юг от ориентира - нежилого здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская обл., г. Щербинка, ул. Театральная, д. 1а; земельный участок площадью 4000 кв. м с кадастровым номером 50:61:0010126:43 и земельный участок площадью 4 000 кв. м с кадастровым номером 50:61:0010126:44, относящиеся к категории земель населенных пунктов, имеющие вид разрешенного использования "под строительство и размещение гостиницы", расположенные по адресу: Московская обл., г. Щербинка, примерно в 20 метрах на юг от ориентира - нежилого здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская обл., г. Щербинка, ул. Театральная, д. 1а.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Департамент городского имущества города Москвы и Правительство Москвы.
Решением от 24.12.2014, оставленным без изменения постановлением от 25.03.2015, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 24.12.2014 и постановление от 25.03.2015 и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Администрации, Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации городского округа Щербинка Московской области от 24.04.2012 N 561 предварительно согласовано место размещения объекта строительства, утверждена схема расположения земельного участка и акт выбора земельного участка под строительство и размещение гостиницы проектной площади 4000 кв. м по местоположению: Московская обл., г. Щербинка, примерно в 50 м на запад от ориентира - нежилого здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская обл., г. Щербинка, ул. Театральная, д. 1а.
Постановлением администрации городского округа Щербинка Московской области от 24.04.2012 N 559 предварительно согласовано место размещения объекта строительства, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и акт выбора земельного участка под строительство и размещение гостиницы проектной площади 4000 кв. м по местоположению: Московская обл., г. Щербинка, примерно в 20 м на юг от ориентира - нежилого здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская обл., г. Щербинка, ул. Театральная, д. 1а.
Постановлениями администрации городского округа Щербинка Московской области от 16.05.2012 N 647 и N 648 Обществу предоставлены в аренду сроком на 49 лет земельные участки площадью 4000 кв. м с кадастровыми номерами 50:61:0010126:43 и 50:61:0010126:44, относящиеся к категории земель населенных пунктов, имеющие вид разрешенного использования "под строительство и размещение гостиницы", расположенные по адресу: Московская обл., г. Щербинка, примерно в 20 м на юг от ориентира - нежилого здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская обл., г. Щербинка, ул. Театральная, д. 1а.
На основании упомянутых выше постановлений, 16.05.2012 между Комитетом по управлению имуществом города Щербинки (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключены договоры от 16.05.2012 N 14/2012 и N 15/2012 аренды указанных земельных участков для строительства и размещения гостиницы сроком на 49 лет; срок строительства - с 16.05.2012 по 15.05.2015.
Как следует из материалов дела, на арендуемых земельных участках Обществом возведены хозяйственные блоки гостиничного комплекса площадью 27 кв. м и 28 кв. м, на которые Обществом зарегистрировано право собственности (свидетельства о государственной регистрации права от 22.06.2012 серии 50-АГ N 563668 и серии 50-АГ N 563669).
Постановлениями администрации городского округа Щербинка от 22.06.2012 N 928 и N 929 указанные земельные участки предоставлены Обществу в собственность под строительство и размещение гостиницы со ссылкой на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", регламентирующих приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
В исполнение указанных постановлений между муниципальным образованием Городской округ Щербинка Московской области (продавец) и Обществом (покупатель) 22.06.2012 заключены договоры N 24 и N 25 купли-продажи спорных земельных участков.
Комитет по управлению имуществом городского округа Щербинка в городе Москве, ссылаясь на отсутствие опубликованной информации о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства в официальных средствах массовой информации органа местного самоуправления, а также на тот факт, что спорные объекты не обладают признаками капитального строения и не могут быть отнесены к объектам недвижимости, обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что информация о предстоящем предоставлении спорных земельных участков для строительства в нарушение требований статьи 31 ЗК РФ опубликована не была, пришел к выводу, что договоры аренды от 16.05.2012 N 14/2012 и N 15/2012 в силу положений статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) являются ничтожными сделками, в связи с чем последующие юридические действия также являются недействительными, приняли решение об удовлетворении заявленного иска.
Кассационная инстанция считает эти выводы правильными.
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 31 названного Кодекса каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ следующие этапы: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства, в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Обязанность органа местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства предусмотрена пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Данной правовой нормой установлен порядок выбора земельного участка, результаты которого оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Впоследствии компетентный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Таким образом, требование об информировании населения относится к порядку принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, и несоблюдение этого требования влияет на оценку данного решения при оспаривании его заинтересованными лицами.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Право на заключение договора аренды земельного участка в такой ситуации подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, информация о предоставлении спорных земельных участков для строительства опубликована в средствах массовой информации не была, что нарушило процедуру выбора земельных участков для строительства, установленную статьей 31 ЗК РФ, согласно которой принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждению акта о выборе земельного участка, предшествуют обращение заинтересованного лица в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Статья 167 ГК РФ устанавливает, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
При таком положении суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о недействительности договоров аренды и купли-продажи спорных земельных участков и необходимости применения последствий недействительности договора в виде признания отсутствующим зарегистрированного права собственности ответчика.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2015 года по делу N А40-158471/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судья
С.В.КРАСНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)