Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.11.2014 ПО ДЕЛУ N А41-45776/13

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2014 г. по делу N А41-45776/13


Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Росимущества в Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08.08.2014, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по делу N А41-45776/13 по исковому заявлению Индивидуального предпринимателя Гриева В.А. к Комитету лесного хозяйства Московской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области об установлении границ земельного участка и встречному исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к Индивидуальному предпринимателю Гриеву В.А., Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании отсутствующим права собственности, признании недействительным ненормативного правового акта, снятии с кадастрового учета земельного участка, третьи лица: Администрация сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области, ГКУ Московской области "Мособллес", филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект",
при участии в заседании:
- от Индивидуального предпринимателя Гриева В.А. - Тарабрин А.В. по доверенности от 10.09.2014;
- от Комитета лесного хозяйства Московской области - Чепуркова Е.С. по доверенности N <...> от 26.12.2013;
- от Территориального управления Росимущества в Московской области - Хакимова Э.Д. по доверенности N <...> от 03.09.2014;
- от иных участвующих в деле лиц - не явились, извещены,

установил:

Индивидуальный предприниматель Гриев Владимир Александрович обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области с требованием:
- установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:96, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, в районе д. Жаворонки, Подолино, в границах фактического землепользования, установленных в соответствии с межевым планом на этот земельный участок, составленный кадастровым инженером Росляковой О.А.
В ходе судебного разбирательства в качестве соответчика было привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом в Московской области.
При рассмотрении дела были приняты встречные исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области к Индивидуальному предпринимателю Гриеву В.А., Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, в которых Комитет лесного хозяйства просит:
- - признать отсутствующим право собственности Гриева В.А. на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070603:96 площадью 1 307 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, в районе д. Жаворонки, Подолино;
- - признать недействительным постановление Главы Администрации Солнечногорского района Московской области N 475 от 27.02.1997 "Об утверждении границ землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства Гриева В.А. в районе деревень Жаворонки и Подолино";
- - признать недействительными сведения Государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:96 площадью 1 307 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, в районе д. Жаворонки, Подолино.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Администрация сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области, ГКУ Московской области "Мособллес", филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект".
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 августа 2014 года по делу N А41-45776/13 исковые требованиям Индивидуального предпринимателя Гриева В.А. удовлетворены, в удовлетворении встречных исковых требований Комитета лесного хозяйства Московской области отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционным жалобам Территориального управления Росимущества в Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области, в которых заявители просят решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований Индивидуального предпринимателя Гриева В.А. отказать, встречные исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области удовлетворить.
Представители Территориального управления Росимущества в Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований Индивидуального предпринимателя Гриева В.А. - отказать, встречные исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области - удовлетворить.
Представитель Индивидуального предпринимателя Гриева В.А. возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об изменении решения суд в части разрешения исковых требований Индивидуального предпринимателя Гриева В.А.
Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Солнечногорского городского Совета народных депутатов от 22.10.1990 N 463-02/21 из земель совхоза "Крюковский" в постоянное пользование семье Гориева В.А. для ведения крестьянского фермерского хозяйства предоставлен земельный участок общей площадью 137,7 га.
Гриеву В.А. 17.12.1990 выдан Государственный акт на право пользования землей, в соответствии с которым в бессрочное и бесплатное пользование за гражданами СССР - семьи тов. Гриева В.А. из 4-х человек закреплялся земельный участок общей площадью 133,3 га. К данному государственному акту прилагался План землепользования с описанием границ смежных землепользований.
На основании постановления Главы администрации Солнечногорского района Московской области от 03.06.1993 N 1654/16 уточнена площадь земельного участка, предоставленного Крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Россия" Гриева В.А. - 132,3 га, а также разрешено выкупить в собственность данный земельный участок.
Постановлением Главы администрации Солнечногорского района Московской области от 13.07.1993 N 2001/20 утвержден договор купли-продажи сельскохозяйственных угодий, заключенный между администрацией Солнечногорского района и главой Крестьянского (фермерского) хозяйства "Россия" Гриевым В.А. общей площадью 93,52 га.
В соответствии с указанным постановлением главе Крестьянского (фермерского) хозяйства "Россия" Гриеву В.А. 21.09.1993 было выдано свидетельство о том, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 132,3 га, расположенный в районе деревень Жаворонки и Подолино.
Постановлением Главы администрации Солнечногорского района Московской области от 27.02.1997 N 475, в связи с изъятием из земель Крестьянского (фермерского) хозяйства Гриева В.А. земельного участка площадью 1,6 га, утверждены границы земельного участка, предоставляемого в собственность Гориеву В.А в размере 130,7 га.
К данному постановлению прилагался План на участок земли отведенной главе Крестьянского (фермерского) хозяйства гражданину Гриеву В.А. для ведения крестьянского хозяйства в районе д. Жаворонки и д. Подолино, с описанием границ земельного участка. При этом в плане указано, что отвод произведен на основании постановления Главы администрации Солнечногорского района Московской области от 03.06.1993 N 1654/16.
На основании данного постановления Гриеву В.А. выдано свидетельство на право собственности на землю от 03.04.1997.
Факт нахождения указанного земельного участка в собственности истца подтверждается сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре прав, в том числе свидетельством о государственной регистрации права от 27.10.2011 и выпиской из Единого государственного реестра прав от 25.09.2013 N 09/049/2013-116.
Сведения о данном земельном участке были внесены в Государственный кадастр недвижимости 03.04.1997 с присвоением ему кадастрового номера 50:09:0070603:96, что подтверждается копией кадастрового дела и землеустроительного дела в отношении указанного земельного участка, имеющихся в материалах дела.
При этом в соответствии с пунктом 16 выписки из Единого государственного реестра прав граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В целях установления границ земельного участка Индивидуальный предприниматель Гриев В.А. провел работы по установлению границ земельного участка (межеванию), в результате которого был составлен межевой план земельного участка.
В целях согласования границ земельного участка Гриев В.А. обратился в Комитет лесного хозяйства и в Территориальное управление Росимущества в Московской области с заявлением о согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:96.
Из ответа филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект" от 14.11.2012 следует, что при сопоставлении границ земельного участка 50:09:0070603:96, в соответствии с подготовленным межевым планом, с планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы лесного фонда Клинского лесничества, установлено, земельный участок частично на площади 29,9 га накладывается на земли лесного фонда Клинского сельского участкового лесничества (кв. 35, выд. 42 - 50). При этом в письме сообщалось, что границы лесного фонда были определены в соответствии с работами по лесоустройству, проводимых в 2006 году.
Из положений статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки представляют собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Исходя из содержания части 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка), при этом, если в соответствии со статьей 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Изменение уникальных характеристик объекта недвижимости подлежит кадастровому учету и может быть осуществлено органом кадастрового учета по заявлению собственника объекта недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иных лиц (часть 1 статьи 16, статья 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Из части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
Из пунктов 1, 4, 5, 6 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Выбор способа защиты, в конечном счете, предопределяется спецификой охраняемого права и характером его нарушения.
В соответствии с пунктом 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Принимая во внимание, что сведения о местоположении (границах) лесного участка с условным номером 50-50-98/013/2009-234, в который входят земли лесного фонда Клинского сельского участкового лесничества в кв. N 35 выделах N 42 - 51, с которыми имеется пересечение по данным Комитета лесного хозяйства Московской области, в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют, а между сторонами существует спор о границах, не урегулированный в результате согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:96, Индивидуальным предпринимателем Гриевым В.А. избран надлежащий способ защиты своего права.
В целях установления границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:96 и определению их соответствия с описанием местоположения земельного участка, содержащегося в межевом плане, а также установление факта пересечения границ данного земельного участка с границами земель лесного фонда, судом первой инстанции по ходатайству Индивидуального предпринимателя Гриева В.А. определением от 14.04.2014 была назначена землеустроительная экспертиза.
Перед экспертами судом были поставлены следующие вопросы:
1) Имеется ли возможность определить (установить) границы земельного участка, расположенного в Солнечногорском районе Московской области, в соответствии с описанием границ, содержащимся в следующих документах:
- - Государственном акте на право пользования землей от 17.12.1990 серии А-I N 030647, решении Исполкома Солнечногорского городского Совета народных депутатов от 22.10.1990 N 463-02/21;
- - постановлении Главы администрации Солнечногорского района Московской области 03.06.1993 N 1654/16, Свидетельстве о праве собственности на землю от 21.09.1993;
- - постановлении Главы администрации Солнечногорского района Московской области от 27.02.1997 N 475 и прилагаемом к нему Плане земельного участка, Свидетельством на право собственности от 23.04.1997 серии РФ VI-50-09-12 N 920278.
2) Определить происходило ли изменение границ данного земельного участка при уменьшении его площади (с 133,3 га в 1990 году на 132,3 га в 1993 году и на 130,7 га в 1997 году) в первоначальных границах земельного участка, определенных в Государственном акте на право пользования землей от 17.12.1990 серии А-I N 030647 и решении Исполкома Солнечногорского городского Совета народных депутатов от 22.10.1990 N 463-02/21.
3) В случае, если на первые вопросы будут получены положительные ответы, то установить границы (определить координаты) земельного участка общей площадью 130,7 га, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, в районе д. Жаворонки Подолино, в соответствии с описанием границ, содержащимся в постановлении Главы администрации Солнечногорского района Московской области от 27.02.1997 N 475 и прилагаемом к нему Плане земельного участка, Свидетельством на право собственности от 23.04.1997 серии РФ VI-50-09-12 N 920278 (с приложением графического материала).
4) Установить совпадают ли границы земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:96 (в соответствии с координатами, согласно межевого плана, составленного в отношении данного земельного участка и имеющегося в материалах дела) с границами земельного участка общей площадью 130,7 га, которые установлены в рамках проведения настоящей экспертизы.
5) Определить имеется ли пересечение (наложение) земельного участка общей площадью 130,7 га, в случае совпадение его границ с границами земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:96, с границами земель государственного лесного фонда, определенных в соответствии с действующим законодательством.
6) Если имеется пересечение, то определить площадь и границы пересечения (наложения) с указанием координат и приложением графического материала.
В соответствии с заключением экспертизы получены следующие ответы на поставленные вопросы:
- - установить границы земельного участка в соответствии с описанием, содержащимся в решении Исполнительного комитета Солнечногорского городского Совета народных депутатов от 22.10.1990 N 463-02/21, Государственном акте на право пользования землей от 17.12.1990 серии А-I N 030647, постановлении Главы администрации Солнечногорского района Московской области 03.06.1993 N 1654/16, постановлении Главы администрации Солнечногорского района Московской области от 27.02.1997 N 475, возможно;
- - экспертом определены (установлены) границы земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:96;
- - установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:96 (в соответствии с координатами, согласно межевого плана, составленного в отношении данного земельного участка и имеющегося в материалах дела) совпадают с границами земельного участка общей площадью 130,7 га, которые установлены в рамках проведения настоящей экспертизы;
- - в соответствии со сведениями, представленными Комитетом лесного хозяйства пересечение с землями лесного фонда имеется, однако, границы лесного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством;
- - площадь пересечения в соответствии с Планом лесных участков Солнечногорского района Московской области составляет 29,9 га.
Исследовав и оценив представленные доказательства, судом первой инстанции дана надлежащая оценка указанному экспертному заключению в совокупности с другими доказательствами по делу.
Судом также обоснованно учтено, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070603:96 является ранее учтенным, сведения о нем внесены в Государственный кадастр недвижимости 03.04.1997.
Между тем, лесной участок с условным номером 50-50-98/013/2009-234, с которым, по мнению Комитета лесного хозяйства Московской области, в квартале 35 выделах N 42 - 51 пересекается земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070603:96, на кадастровый учет не поставлен.
Обосновывая свои доводы о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070603:96 был незаконно образован из земель лесного фонда, Комитет лесного хозяйства Московской области ссылается только на то, что данный факт подтверждается Планом лесных участков Солнечногорского района, составленным в 2006 году при проведении работ по лесоустройству.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 данного Закона в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Между тем, доказательств того, что до предоставления спорного земельного участка в пользование Индивидуальному предпринимателю Гриеву В.А. и составления Плана лесных участков Солнечногорского района Московской области (2006 год), указанная территория относилась к землям лесного фонда Комитет лесного хозяйства Московской области не представил.
Между тем, удовлетворяя требования Индивидуального предпринимателя Гриева В.А., суд первой инстанции в резолютивной части решения не указал уникальные характеристики границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:96, подлежащие внесению в кадастр недвижимости.
Резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков (раздел, выдел, недействительность в части сделки приватизации) должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости в силу пункта 1 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости: площадь и текстовое описание местоположения границ вновь образуемых в результате раздела (выдела) земельных участков, а также указание на соответствующий межевой план как неотъемлемую часть решения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11).
Из положений указанных норм применительно к обстоятельствам настоящего спора следует, что сведения (координаты), полученные при проведении кадастровых работ и межевании земельного участка как основанные на геодезических измерениях, подлежат указанию в резолютивной части судебного акта по настоящему делу.
Как установлено апелляционным судом координаты земельного участка Гриева В.А. с кадастровым номером 50:09:0070603:96 указаны в приложении N 19 (т. 3 л.д. 87) к экспертному заключению выполненному МУП Солнечногорского муниципального района "Кадастровое производство" по определению суда первой инстанции от 14.04.2014.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об изменении решения суда в части разрешения исковых требований Индивидуального предпринимателя Гриева В.А. и удовлетворении требований предпринимателя в части установления границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:96, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, в районе д. Жаворонки, Подолино, в соответствии с указанными в экспертном заключении координатами. В оставшейся части требованиям Индивидуального предпринимателя Гриева В.А. удовлетворению не подлежат.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что встречные исковое требования Комитета лесного хозяйства Московской области не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Комитет лесного хозяйства не доказал обстоятельств, на которые сослался во встречном заявлении, в том числе, что изначальное предоставление земельного участка в собственность Индивидуальному предпринимателю Гриеву В.А. не соответствовало действующему законодательству, так как предоставленный земельный участок располагался на территории лесного фонда и относился к землям лесного фонда. Доказательств того, что на момент принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность, спорный земельный участок входил в границы лесного фонда, Комитетом лесного хозяйства Московской области не представлено.
Более того, Комитет лесного хозяйства Московской области просит признать право собственности Гриева В.А. на весь земельный участок общей площадью 1 307 000 кв. м отсутствующим, между тем площадь пересечения (наложения) границ спорного земельного участка на участок, который по мнению Комитета лесного хозяйства относится к землям лесного фонда, составляет, исходя из приложенных к исковому заявлению документов, 29 900 кв. м.
В настоящем деле, Комитет лесного хозяйства Московской области, заявил требования о признании права собственности Гриева В.А. отсутствующим на весь земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070603:96 общей площадью 1 307 000 кв. м, в то время, как площадь пересечения составляет всего 29 900 кв. м.
При этом Комитет лесного хозяйства Московской области указал, что данный земельный участок частично (29 га) расположен на землях государственного лесного фонда, однако право собственности Российской Федерации на земельный участок с условным номером 50-50-98/013/2009-234 общей площадью 3 588 га зарегистрировано 30.04.2009 и до регистрации данного права границы лесного фонда на местности не определялись и не устанавливались в соответствии с законом.
Кроме того, государственный кадастровый учет лесного участка с условным номером 50-50-98/013/2009-234 не осуществлялся, границы со смежными землепользователями не согласовывались.
Доказательств, свидетельствующих о проведении лесоустройства, а также принятии уполномоченным государственным органом решения о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда, в материалах дела не имеется.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070603:96 предоставлялся истцу на основании названных выше Решения Исполнительного комитета Солнечногорского городского Совета народных депутатов, Постановлений Главы администрации Солнечногорского района Московской области из земель совхоза "Крюковский" для сельскохозяйственного использования, об этом же указанного и в выписке из Государственного кадастра недвижимости и свидетельстве о регистрации права на этот земельный участок.
Кроме того, в деле имеются Протокол отвода земельного участка от 07.12.1990, согласованный и подписанный представителями Новогорского лесопарка и Солнечногорского лесокомбината в бесспорном порядке и Протокол отвода земельного участка от 25.11.1996, также согласованный и подписанный представителями Красногорского леспаркхоза и Солнечногорского лесокомбината в бесспорном порядке. Таким образом, ни в 1990, ни в 1996 годах органы лесного хозяйства не имели притязаний на покрытые лесом земельные участки.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070603:96 внесены в ГКН 03.04.1997 г. с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьи 4 Земельного кодекса РСФСР (в редакции от 01.07.1970) вся земля в РСФСР входила в состав единого государственного земельного фонда, который в соответствии с основным целевым назначением земель состоял из: земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям для сельскохозяйственных целей; земель населенных пунктов; земель государственного лесного фонда и др. Отнесение земель к указанным категориям производилось в соответствии с основным целевым назначением земель (статьи 5 Земельного кодекса РСФСР).
Согласно части 1 статьи 42 Земельного кодекса РСФСР землями сельскохозяйственного назначения признавались все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предоставленные для этих целей. Землепользователи имели право и обязаны были пользоваться земельными участками в тех целях, для которых они им определены (часть 1 статьи 20 Земельного кодекса РСФСР).

В соответствии со статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируется гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 указанной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В силу статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяется соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства или осуществлением лесного пользования производиться в исключительных случаях исполнительным органом власти Российской Федерации (статья 37 Лесного кодекса РСФСР, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, статья 63 Лесного кодекса Российской Федерации, статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 15 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
Доказательств, что в соответствии с требованиями статьи 116 Лесного кодекса РСФСР (в редакции от 08.08.1978), спорная территория когда-либо находилась на учете государственного лесного кадастра, ответчиками не представлена, как и доказательств принятия уполномоченным государственным органом решения о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что встречные требования Комитета лесного хозяйства Московской области не подлежат удовлетворению.
В отношении требований о признании недействительным постановления Главы Администрации Солнечногорского района Московской области N 475 от 27.02.1997 "Об утверждении границ землепользования Крестьянского (фермерского) хозяйства Гриева В.А. в районе деревень Жаворонки и Подолино" Комитетом лесного хозяйства Московской области пропущен процессуальный срок для обращения в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Индивидуальный предприниматель Гриев В.А. в 2012 году неоднократно обращался в Комитет лесного хозяйства Московской области для согласования границ земельного участка в соответствии с подготовленным межевым планом. Межевой план в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:96 содержит информацию о постановлении Главы Администрации Солнечногорского района Московской области N 475 от 27.02.1997 "Об утверждении границ землепользования Крестьянского (фермерского) хозяйства Гриева В.А. в районе деревень Жаворонки и Подолино".
Из материалов дела следует, что Комитет лесного хозяйства обратился в Арбитражный суд Московской области со встречным заявлением о признании недействительным оспариваемого постановления лишь 10.12.2013, то есть с пропуском срока, предусмотренного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельства решение суда в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований является обоснованным и отменен не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 08.08.2014 по делу N А41-45776/13 изменить в части разрешения исковых требований Индивидуального предпринимателя Гриева Владимира Александровича.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070603:96, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, в районе д. Жаворонки, Подолино, в соответствии со следующими координатами:
50:09:0070603:96 (1)









































































































































































































































































50:09:0070603:96 (2)
































































В удовлетворении остальной части исковых требований Индивидуального предпринимателя Гриева Владимира Александровича отказать.
В части отказа в удовлетворении встречных исковых требований и распределения расходов по госпошлине решение Арбитражного суда Московской области от 08.08.2014 по делу N А41-45776/13 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Н.Н.КАТЬКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)