Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Голубцовой Ю.А., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ходыревой Н.В.,
при участии:
от заявителя, Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Кожевникова Е.С., паспорт, доверенность от 16.06.2014,
от заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Шистерова О.Л., доверенность N 109 от 21.12.2014,
от третьего лица, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, Бакина И.И., паспорт, доверенность от 21.01.2015,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 31 марта 2015 года,
принятое судьей Трефиловой Е.М.
по делу N А50-21115/2014
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1086671005838, ИНН 6671257260)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на недвижимое имущество,
третьи лица: Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральное кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на недвижимое имущество от 15.07.2014 N 23/207/2014-293; возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю обязанности зарегистрировать за Федеральным государственным казенным учреждением "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47071, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского.
В обоснование требования Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" указало, что им были представлены все необходимые документы, подтверждающие, что зарегистрированный за Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47071 сформирован из земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416064:5, закрепленным на праве постоянного (бессрочного) пользования "Пермская КЭЧ района", правопреемником которого является заявитель.
Определениями суда от 17.12.2014, 03.02.2015 судом в порядке ч. 1 ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Пермскому краю.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 31 марта 2015 года заявление удовлетворено, признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на недвижимое имущество, оформленный сообщением об отказе государственной регистрации от 15.07.2014 N 23/207/2014-293, на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю возложена обязанность произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47071, расположенный по улице Карпинского в г. Перми.
Заинтересованное лицо, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, с принятым решением не согласилось, обжалует его в апелляционном порядке, просит решение отменить, в удовлетворении заявления - отказать. Доводы жалобы сводятся к тому, что заявителем не предоставлены на государственную регистрацию все необходимые предусмотренные законом документы, у ФГКУ "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" не возникло право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок либо исходный участок.
В отзыве на апелляционную жалобу Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы. Считает законным и обоснованным решение суда первой инстанции. Полагает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены фактически на оспаривание права на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416064:5, а также на то, что Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" не является лицом, обладающим правом обращения в регистрирующий орган.
Министерство обороны Российской Федерации придерживается доводов, изложенных заявителем, считает доказанным факт принадлежности спорного земельного участка Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Шистерова О.Л. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение отменить.
Представитель Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Кожевникова Е.С. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю Бакина И.И. придерживалась позиции, изложенной в отзыве на апелляционную жалобу.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания третьи лица, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральное кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ данное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, считает, что не имеется оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации 06.03.2014 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47071, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского (т. 1 л.д. 70-71).
Сообщением от 15.07.2014 N 23/207/2014-293 Управление отказало заявителю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя, а именно: документы, позволяющие идентифицировать земельный участок площадью 49131 кв. м с кадастровым номером 59:01:0000000:47071, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, индустриальный район, ул. Карпинского с объектами, указанными в передаточном акте от 01.01.2010 (т. 1 л.д. 16-17).
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со ст. 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе (п. 4 ст. 16 Закона N 122-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 18 данного Закона).
Как следует из абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ, в государственной регистрации может быть отказано, в том числе в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В рассматриваемом случае причиной отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком послужило то, что заявителем на регистрацию не были представлены документы, бесспорно подтверждающие наличие у учреждения права постоянного бессрочного пользования на земельный участок (т. 1 л.д. 16-17). Как указано регистрирующим органом в оспариваемом сообщении об отказе в государственной регистрации, характеристики объекта недвижимости, заявленного на регистрацию (адрес, площадь) не позволяют их идентифицировать с объектами, указанными в представленном правоустанавливающем документе.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей до 1 марта 2015 г., в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В силу п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам (п.п. 71 п. 7 раздела II Положения о Минобороны России).
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является учреждением, учредителем которого является Министерство обороны Российской Федерации, полномочия собственника имущества осуществляет Минобороны России.
Согласно п. 3 Устава Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктом 20 Устава предусмотрено, что учреждение осуществляет действия по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил Российской Федерации.
Кроме того, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является универсальным правопреемником ФГКЭУ "Пермская КЭЧ района" в соответствии с Приказом Министерства обороны Российской Федерации N 1871 от 17.12.2010 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" и изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица 20.06.2012 (л.д. 38-43, 44).
В Единый государственный реестр юридических лиц 25.08.2011 внесена запись о прекращении деятельности ФГКЭУ "Пермская КЭЧ района" путем реорганизации в форме присоединения (л.д. 37).
Таким образом, материалами дела подтверждается и Управлением не оспаривается тот факт, что заявитель по настоящему делу является правопреемником Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района".
Как следует из материалов дела, по акту N 5540 о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 15.01.1981, составленному на основании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов N 518 от 25.09.1980, квартирно-эксплуатационной части в бессрочное пользование для строительства и дальнейшей эксплуатации был предоставлен земельный участок 162 га по ул. Карпинского Индустриального района в границах, обозначенных на прилагаемом к настоящему акту плане (т. 1, л.д. 31-34).
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 59:01:4416064:0005 и разрешенным использованием/назначением: под жилыми домами, учебными зданиями и складскими помещениями на основании решения N 518 от 25.09.1980, что подтверждается кадастровым планом земельного участка (выпиской из государственного земельного кадастра) от 25.10.2004 N 02/04-3704 (т 1 л.д. 36).
При этом КЭЧ Пермского района указана в паспорте земельного участка в качестве правообладателя, постоянное бессрочное пользование как вид права, акт N 5540 от 15.01.1981 отражен в особых отметках.
Далее, в процессе присоединения федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации 01.01.2011 между ФГКЭУ "Пермская КЭЧ района" и ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации подписан передаточный акт (л.д. 121-122), по которому правопреемнику были переданы активы, в том числе в виде основных средств (земельные участки, здания, строения, сооружения, незавершенное строительство и иные) (Приложение N 1).
В соответствии с положениями ст. 58 Гражданского кодекса РФ при реорганизации к вновь образованному юридическому лицу переходят права и обязанности правопредшественника в соответствии с передаточным актом.
Поскольку земельный участок с кадастровым N 59:01:44 1 6064:0005 в передаточном акте от 01.01.2011 отражен, суд пришел к обоснованному выводу, что к учреждению в порядке универсального правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 19.12.2013 N 5900/201/13-623899, выданного в отношении земельного участка с кадастровым N 59:01:0000000:47071, следует, что спорный земельный участок площадью 49131 кв. м по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского образован в результате раздела земельного участка с кадастровым N 59:01:44 1 6064:0005 (л.д. 72 т. 1).
Представленным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю межевым планом от 02.04.2013 также подтверждается выполнение кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым N 59:01:44 1 6064:0005 и образованию из него трех земельных участков, включая земельный участок с кадастровым N 59:01:0000000:47071 (л.д. 33-56 т. 2).
Росреестром 01.04.2014 зарегистрировано право собственности Российской Федерации за земельный участок с кадастровым N 59:01:0000000:47071 по заявлению Министерства обороны РФ.
В качестве основания для регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителем, помимо заявления и доверенности на представителя, были представлены: кадастровый паспорт, свидетельствующий о выделении спорного земельного участка из исходного с кадастровым N 59:01:44 1 6064:5, оригинал передаточного акта от 01.01.2011, в котором указан земельный участок с кадастровым N 59:01:44 1 6064:0005, передаваемый правопреемнику.
После приостановления Управлением регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителем дополнительно был представлен акт N 5540 от 15.01.1981 с целью указания в соответствии со ст. 6 Закона N 122-ФЗ на ранее возникшее право учреждения на исходный земельный участок с кадастровым N 59:01:44 1 6064:0005, из которого выделен спорный земельный участок с кадастровым N 59:01:0000000:47071.
Следовательно, для государственной регистрации постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком учреждением были представлены все необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом документы.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В обоснование отказа в госрегистрации регистрирующий орган сослался на то, учреждением не представлены документы, позволяющие идентифицировать земельный участок площадью 49131 кв. м с кадастровым N 59:01:0000000:47071, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, с объектами, указанными в передаточном акте от 01.01.2011.
Кроме того, как указывается Управлением, по результатам поступившего из Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае ответа от 24.04.2014 N 01-6249-08 основания для регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок у ФГКУ "Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России отсутствуют.
Данную позицию регистрирующего органа суд первой инстанции посчитал несостоятельной.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, приняв во внимание доводы лиц, участвующих в деле, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции.
В п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1, 2 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со ст. 11.4-11.7 настоящего Кодекса. У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
Таким образом, следует считать доказанным тот факт, что спорный земельный участок выделен из исходного земельного участка с кадастровым N 59:01:44 1 6064:0005, закрепленного на праве постоянного бессрочного пользования за учреждением как правопреемником ФГКЭУ "Пермская КЭЧ района".
Следовательно, на вновь образованный земельный участок с кадастровым N 59:01:0000000:47071 право постоянного бессрочного пользования за учреждением сохраняется и должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке.
Доводы Управления о том, что в передаточном акте от 01.01.2011 в графе "основания предоставления" указано, что основанием для предоставления исходного земельного участка с кадастровым N 59:01:44 1 6064: 5 (идентичен N 59:01:44 1 6064:0005) является распоряжение Территориального управления по Пермскому краю N 535-р от 30.05.2007, при этом в графе "правоустанавливающие документы" передаточного акта нет сведений о зарегистрированных правах, а в указанном распоряжении отсутствуют сведения о передаче в постоянное бессрочное пользование Пермской КЭЧ спорного земельного участка либо исходного с кадастровым N 59:01:44 1 6064:0005, несостоятельны.
Как следует из материалов дела, 30.05.2007 Территориальным управлением вынесено распоряжение N 535-р "О предоставлении Пермской КЭЧ района земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование", в пункте 1 которого указано прекратить право постоянного (бессрочного) пользования Пермской КЭЧ района земельным участком из земель населенных пунктов площадью 162 га (акт о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование от 15.01.81 N 5540), находящимся по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, 115. Оставить на праве постоянного (бессрочного) пользования за Пермской КЭЧ района земельный участок общей площадью 1433252 кв. м, находящийся по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, 115.
В пункте 2 этого же распоряжения указано предоставить в постоянное (бессрочное) пользование Пермской КЭЧ района земельные участки из земель населенных пунктов, находящихся по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, 115: площадью 123380,82 кв. м, площадью 45093,96 кв. м, площадью 11745,44 кв. м, площадью 6521.29 кв. м под существующие объекты Пермской КЭЧ района (л.д. 73 т. 1).
Данное распоряжение Территориального управления не может быть расценено судом в качестве доказательства отсутствия или прекращения у Пермской КЭЧ района права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком 162 га с кадастровым N 59:01:44 1 6064:0005 в отсутствии доказательств прекращения такого права в порядке, предусмотренном ст. 45, 53 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, в совокупности площадь предоставленных по указанному распоряжению Пермской КЭЧ района земельных участков составляет 1619993,51 кв. м, что с учетом погрешности соответствует площади земельного участка с кадастровым N 59:01:44 1 6064:0005.
Также необходимо учесть то обстоятельство, что постановка на кадастровый учет земельных участков, предоставленных по распоряжению N 535-р от 30.05.2007, произведена не была, государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования участками в установленном Законом N 122-ФЗ порядке не осуществлена.
Кроме того, земельный участок площадью 162 га по ул. Карпинского г. Перми с кадастровым номером 59:01:44 1 6064:0005 был предоставлен по акту N 5540 от 15.01.1981 на основании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от 25.09.1980 N 518 для строительства и дальнейшей эксплуатации.
Факт постройки и наличия на указанном исходном земельном участке зданий, строений, сооружений, а также их последующей передачи Учреждению подтверждается все тем же передаточным актом от 01.01.2011, а также свидетельствами о государственной регистрации права на жилые здания, где одним из документов - основания также указано решение N 518 от 25.09.1980.
По установленным судом обстоятельствам и представленным суду доказательствам суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации за учреждением права постоянного (бессрочного) пользования земельным участков с кадастровым N 59:01:0000000:47071, иное решение по материалам дела принять было невозможно.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 31 марта 2015 года по делу N А50-21115/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.В.МАКАРОВ
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2015 N 17АП-6119/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А50-21115/2014
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2015 г. N 17АП-6119/2015-ГК
Дело N А50-21115/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Голубцовой Ю.А., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ходыревой Н.В.,
при участии:
от заявителя, Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Кожевникова Е.С., паспорт, доверенность от 16.06.2014,
от заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Шистерова О.Л., доверенность N 109 от 21.12.2014,
от третьего лица, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, Бакина И.И., паспорт, доверенность от 21.01.2015,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 31 марта 2015 года,
принятое судьей Трефиловой Е.М.
по делу N А50-21115/2014
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1086671005838, ИНН 6671257260)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на недвижимое имущество,
третьи лица: Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральное кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на недвижимое имущество от 15.07.2014 N 23/207/2014-293; возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю обязанности зарегистрировать за Федеральным государственным казенным учреждением "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47071, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского.
В обоснование требования Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" указало, что им были представлены все необходимые документы, подтверждающие, что зарегистрированный за Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47071 сформирован из земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416064:5, закрепленным на праве постоянного (бессрочного) пользования "Пермская КЭЧ района", правопреемником которого является заявитель.
Определениями суда от 17.12.2014, 03.02.2015 судом в порядке ч. 1 ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Пермскому краю.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 31 марта 2015 года заявление удовлетворено, признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на недвижимое имущество, оформленный сообщением об отказе государственной регистрации от 15.07.2014 N 23/207/2014-293, на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю возложена обязанность произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47071, расположенный по улице Карпинского в г. Перми.
Заинтересованное лицо, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, с принятым решением не согласилось, обжалует его в апелляционном порядке, просит решение отменить, в удовлетворении заявления - отказать. Доводы жалобы сводятся к тому, что заявителем не предоставлены на государственную регистрацию все необходимые предусмотренные законом документы, у ФГКУ "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" не возникло право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок либо исходный участок.
В отзыве на апелляционную жалобу Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы. Считает законным и обоснованным решение суда первой инстанции. Полагает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены фактически на оспаривание права на земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416064:5, а также на то, что Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" не является лицом, обладающим правом обращения в регистрирующий орган.
Министерство обороны Российской Федерации придерживается доводов, изложенных заявителем, считает доказанным факт принадлежности спорного земельного участка Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Шистерова О.Л. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение отменить.
Представитель Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Кожевникова Е.С. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю Бакина И.И. придерживалась позиции, изложенной в отзыве на апелляционную жалобу.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания третьи лица, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральное кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ данное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, считает, что не имеется оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации 06.03.2014 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47071, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского (т. 1 л.д. 70-71).
Сообщением от 15.07.2014 N 23/207/2014-293 Управление отказало заявителю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя, а именно: документы, позволяющие идентифицировать земельный участок площадью 49131 кв. м с кадастровым номером 59:01:0000000:47071, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, индустриальный район, ул. Карпинского с объектами, указанными в передаточном акте от 01.01.2010 (т. 1 л.д. 16-17).
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со ст. 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе (п. 4 ст. 16 Закона N 122-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 18 данного Закона).
Как следует из абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ, в государственной регистрации может быть отказано, в том числе в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В рассматриваемом случае причиной отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком послужило то, что заявителем на регистрацию не были представлены документы, бесспорно подтверждающие наличие у учреждения права постоянного бессрочного пользования на земельный участок (т. 1 л.д. 16-17). Как указано регистрирующим органом в оспариваемом сообщении об отказе в государственной регистрации, характеристики объекта недвижимости, заявленного на регистрацию (адрес, площадь) не позволяют их идентифицировать с объектами, указанными в представленном правоустанавливающем документе.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей до 1 марта 2015 г., в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В силу п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам (п.п. 71 п. 7 раздела II Положения о Минобороны России).
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является учреждением, учредителем которого является Министерство обороны Российской Федерации, полномочия собственника имущества осуществляет Минобороны России.
Согласно п. 3 Устава Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктом 20 Устава предусмотрено, что учреждение осуществляет действия по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил Российской Федерации.
Кроме того, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является универсальным правопреемником ФГКЭУ "Пермская КЭЧ района" в соответствии с Приказом Министерства обороны Российской Федерации N 1871 от 17.12.2010 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" и изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица 20.06.2012 (л.д. 38-43, 44).
В Единый государственный реестр юридических лиц 25.08.2011 внесена запись о прекращении деятельности ФГКЭУ "Пермская КЭЧ района" путем реорганизации в форме присоединения (л.д. 37).
Таким образом, материалами дела подтверждается и Управлением не оспаривается тот факт, что заявитель по настоящему делу является правопреемником Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района".
Как следует из материалов дела, по акту N 5540 о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации от 15.01.1981, составленному на основании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов N 518 от 25.09.1980, квартирно-эксплуатационной части в бессрочное пользование для строительства и дальнейшей эксплуатации был предоставлен земельный участок 162 га по ул. Карпинского Индустриального района в границах, обозначенных на прилагаемом к настоящему акту плане (т. 1, л.д. 31-34).
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 59:01:4416064:0005 и разрешенным использованием/назначением: под жилыми домами, учебными зданиями и складскими помещениями на основании решения N 518 от 25.09.1980, что подтверждается кадастровым планом земельного участка (выпиской из государственного земельного кадастра) от 25.10.2004 N 02/04-3704 (т 1 л.д. 36).
При этом КЭЧ Пермского района указана в паспорте земельного участка в качестве правообладателя, постоянное бессрочное пользование как вид права, акт N 5540 от 15.01.1981 отражен в особых отметках.
Далее, в процессе присоединения федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации 01.01.2011 между ФГКЭУ "Пермская КЭЧ района" и ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации подписан передаточный акт (л.д. 121-122), по которому правопреемнику были переданы активы, в том числе в виде основных средств (земельные участки, здания, строения, сооружения, незавершенное строительство и иные) (Приложение N 1).
В соответствии с положениями ст. 58 Гражданского кодекса РФ при реорганизации к вновь образованному юридическому лицу переходят права и обязанности правопредшественника в соответствии с передаточным актом.
Поскольку земельный участок с кадастровым N 59:01:44 1 6064:0005 в передаточном акте от 01.01.2011 отражен, суд пришел к обоснованному выводу, что к учреждению в порядке универсального правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 19.12.2013 N 5900/201/13-623899, выданного в отношении земельного участка с кадастровым N 59:01:0000000:47071, следует, что спорный земельный участок площадью 49131 кв. м по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского образован в результате раздела земельного участка с кадастровым N 59:01:44 1 6064:0005 (л.д. 72 т. 1).
Представленным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю межевым планом от 02.04.2013 также подтверждается выполнение кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым N 59:01:44 1 6064:0005 и образованию из него трех земельных участков, включая земельный участок с кадастровым N 59:01:0000000:47071 (л.д. 33-56 т. 2).
Росреестром 01.04.2014 зарегистрировано право собственности Российской Федерации за земельный участок с кадастровым N 59:01:0000000:47071 по заявлению Министерства обороны РФ.
В качестве основания для регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителем, помимо заявления и доверенности на представителя, были представлены: кадастровый паспорт, свидетельствующий о выделении спорного земельного участка из исходного с кадастровым N 59:01:44 1 6064:5, оригинал передаточного акта от 01.01.2011, в котором указан земельный участок с кадастровым N 59:01:44 1 6064:0005, передаваемый правопреемнику.
После приостановления Управлением регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителем дополнительно был представлен акт N 5540 от 15.01.1981 с целью указания в соответствии со ст. 6 Закона N 122-ФЗ на ранее возникшее право учреждения на исходный земельный участок с кадастровым N 59:01:44 1 6064:0005, из которого выделен спорный земельный участок с кадастровым N 59:01:0000000:47071.
Следовательно, для государственной регистрации постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком учреждением были представлены все необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом документы.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В обоснование отказа в госрегистрации регистрирующий орган сослался на то, учреждением не представлены документы, позволяющие идентифицировать земельный участок площадью 49131 кв. м с кадастровым N 59:01:0000000:47071, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, с объектами, указанными в передаточном акте от 01.01.2011.
Кроме того, как указывается Управлением, по результатам поступившего из Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае ответа от 24.04.2014 N 01-6249-08 основания для регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок у ФГКУ "Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России отсутствуют.
Данную позицию регистрирующего органа суд первой инстанции посчитал несостоятельной.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, приняв во внимание доводы лиц, участвующих в деле, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции.
В п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1, 2 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со ст. 11.4-11.7 настоящего Кодекса. У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
Таким образом, следует считать доказанным тот факт, что спорный земельный участок выделен из исходного земельного участка с кадастровым N 59:01:44 1 6064:0005, закрепленного на праве постоянного бессрочного пользования за учреждением как правопреемником ФГКЭУ "Пермская КЭЧ района".
Следовательно, на вновь образованный земельный участок с кадастровым N 59:01:0000000:47071 право постоянного бессрочного пользования за учреждением сохраняется и должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке.
Доводы Управления о том, что в передаточном акте от 01.01.2011 в графе "основания предоставления" указано, что основанием для предоставления исходного земельного участка с кадастровым N 59:01:44 1 6064: 5 (идентичен N 59:01:44 1 6064:0005) является распоряжение Территориального управления по Пермскому краю N 535-р от 30.05.2007, при этом в графе "правоустанавливающие документы" передаточного акта нет сведений о зарегистрированных правах, а в указанном распоряжении отсутствуют сведения о передаче в постоянное бессрочное пользование Пермской КЭЧ спорного земельного участка либо исходного с кадастровым N 59:01:44 1 6064:0005, несостоятельны.
Как следует из материалов дела, 30.05.2007 Территориальным управлением вынесено распоряжение N 535-р "О предоставлении Пермской КЭЧ района земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование", в пункте 1 которого указано прекратить право постоянного (бессрочного) пользования Пермской КЭЧ района земельным участком из земель населенных пунктов площадью 162 га (акт о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование от 15.01.81 N 5540), находящимся по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, 115. Оставить на праве постоянного (бессрочного) пользования за Пермской КЭЧ района земельный участок общей площадью 1433252 кв. м, находящийся по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, 115.
В пункте 2 этого же распоряжения указано предоставить в постоянное (бессрочное) пользование Пермской КЭЧ района земельные участки из земель населенных пунктов, находящихся по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского, 115: площадью 123380,82 кв. м, площадью 45093,96 кв. м, площадью 11745,44 кв. м, площадью 6521.29 кв. м под существующие объекты Пермской КЭЧ района (л.д. 73 т. 1).
Данное распоряжение Территориального управления не может быть расценено судом в качестве доказательства отсутствия или прекращения у Пермской КЭЧ района права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком 162 га с кадастровым N 59:01:44 1 6064:0005 в отсутствии доказательств прекращения такого права в порядке, предусмотренном ст. 45, 53 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, в совокупности площадь предоставленных по указанному распоряжению Пермской КЭЧ района земельных участков составляет 1619993,51 кв. м, что с учетом погрешности соответствует площади земельного участка с кадастровым N 59:01:44 1 6064:0005.
Также необходимо учесть то обстоятельство, что постановка на кадастровый учет земельных участков, предоставленных по распоряжению N 535-р от 30.05.2007, произведена не была, государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования участками в установленном Законом N 122-ФЗ порядке не осуществлена.
Кроме того, земельный участок площадью 162 га по ул. Карпинского г. Перми с кадастровым номером 59:01:44 1 6064:0005 был предоставлен по акту N 5540 от 15.01.1981 на основании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от 25.09.1980 N 518 для строительства и дальнейшей эксплуатации.
Факт постройки и наличия на указанном исходном земельном участке зданий, строений, сооружений, а также их последующей передачи Учреждению подтверждается все тем же передаточным актом от 01.01.2011, а также свидетельствами о государственной регистрации права на жилые здания, где одним из документов - основания также указано решение N 518 от 25.09.1980.
По установленным судом обстоятельствам и представленным суду доказательствам суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации за учреждением права постоянного (бессрочного) пользования земельным участков с кадастровым N 59:01:0000000:47071, иное решение по материалам дела принять было невозможно.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 31 марта 2015 года по делу N А50-21115/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.В.МАКАРОВ
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)