Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2015 N 08АП-12981/2014 ПО ДЕЛУ N А46-11635/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2015 г. N 08АП-12981/2014

Дело N А46-11635/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12981/2014) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 28.10.2014 по делу N А46-11635/2014 (судья Н.А. Голобородько),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сибирские стройматериалы" (ОГРН 1065509002052, ИНН 5534010950;)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ОГРН 1105543000782, ИНН 5503217827)
о признании незаконным бездействия государственного органа,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - Стельмаченок Эрнест Антонович (паспорт <...> выдан 29.11.2013, по доверенности N 414-Д от 29.12.2014 сроком действия по 31.12.2015);
- от Общества с ограниченной ответственностью "Сибирские стройматериалы" - Зыков Антон Сергеевич (паспорт <...> выдан 16.06.2004, по доверенности б/н от 02.09.2014 сроком действия на два года);

- установил:

ООО "Сибирские стройматериалы" (далее - заявитель, Общество, ООО "Сибирские материалы") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее- заинтересованное лицо, ТУФАУГИ в Омской области, Управление), выразившегося в не рассмотрении в установленном законом порядке заявления ООО "Сибирские стройматериалы" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта от 30.05.2014 для размещения объекта - участок недр для добычи суглинков (кирпичного сырья), расположенный в Таврическом муниципальном районе Омской области, в 0,9 км к югу от с.Харламово, в 0,6 км к западу от автомобильной дороги Харламово - Новотелегино - Таврическое, площадь участка 9,82 га; об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области рассмотреть заявление ООО "Сибирские стройматериалы" о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта от 30.05.2014 в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ и принять соответствующее решение.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.10.2014 заявленные Обществом требования были удовлетворены. В качестве способа восстановления нарушенных прав Общества на Территориальное управление возложена обязанность по рассмотрению поданного заявления в установленном законом порядке и принятию соответствующего решения.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ТУ Росимущества ссылается на несоблюдение заявителем установленной законодательством процедуры предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения земельного участка, предполагающей в качестве обязательного этапа указанного согласования обращение в орган местного самоуправления с целью получения акта выбора земельного участка, а также информирование органом местного самоуправления заинтересованных лиц о возможном предоставлении земельного участка. Указанные доводы мотивированы ссылками на положения статей 29, 30, 31 Земельного кодекса РФ.
Также, заинтересованное лицо указывает, что не наделено полномочиями самостоятельно, в отсутствие поручения Росимущества принимать решение о предварительном согласовании мест размещения объектов при предоставлении земельного участка.
В представленном в апелляционный суд отзыве Общество выразило свое несогласие с доводами Управления, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт; ответил на вопросы суда.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Сибирские стройматериалы" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
Министерством природных ресурсов и экологии Омской области ООО "Сибирские стройматериалы" была выдана лицензия на право пользования недрами серии ОМС N 80/00 ТР для геологического изучения, разведки и добычи суглинков (кирпичного сырья) на Харламовском участке недр. Участок недр, согласно данным лицензии, расположен в Таврическом районе омской области, 0,9 км к югу от с.Харламово и имеет статус горного отвода.
В пункте 2.9 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи суглинков (кирпичного сырья) на Харламовском участке недр в Таврическом муниципальном районе Омской области предусмотрено, что отвод земельного участка и оформление земельных прав осуществляется пользователем недр в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
30.05.2014 ООО "Сибирские стройматериалы" обратилось в Территориальное управление Росимущества в Омской области с заявлением юридического лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором просило выбрать земельный участок и предварительно согласовать место размещения участка недр для добычи суглинков (кирпичного сырья). Предполагаемое местоположение земельного участка: Омская область, Таврический район, в 0,9 км к югу от с.Харламово, в 0,6 км к западу от автомобильной дороги Харламово-Новотелегино-Таврическое. Предполагаемый размер земельного участка 98 200 кв. м; испрашиваемое право - аренда.
Согласно сопроводительному письму от 30.05.2014 с заявлением в Территориальное управление Росимущества Омской области также были представлены: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; лицензия на право пользования недрами; копия устава Общества; копия решения N 2/10 от 07.07.2010; копия свидетельства ИНН от 03.02.2006, копия свидетельства ОГРН от 03.02.2006, копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 15.07.2010; копия выписки из ЕГРЮЛ и копия доверенности представителя.
В названном выше сопроводительном письме заявитель просил рассмотреть заявление ООО "Сибирские стройматериалы" и утвердить выбор земельного участка в установленном законом порядке.
В ответ на указанное обращение Территориальное управление Росимущества в Омской области направило в адрес ООО "Сибирские стройматериалы" письмо N ТУ-02/4919 от 20.06.2014, в котором сообщило, что в составе представленных документов отсутствуют акт выбора земельного участка, сведения об обосновании испрашиваемой площади земельного участка, сведения об информировании органом местного самоуправления городских или сельских поселений о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, в связи с чем комплект документов был возвращен на доработку.
Полагая, что бездействие Территориального управления Росимущества в Омской области, выразившееся в не рассмотрении заявления ООО "Сибирские стройматериалы" в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ, противоречит требованиям действующего законодательства, ООО "Сибирские стройматериалы" обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
28.10.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу пункта 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах. К земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (статья 11 Закона N 2395-1).
Статьей 12 Закона N 2395-1 установлено, что лицензия на пользование недрами должна содержать, в том числе сведения о пространственных границах участка недр, предоставляемого в пользование, а также границах земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Как следует из материалов дела, в лицензии на право пользования недрами серии ОМС 80100 ТР описание границ горного отвода приводится в лицензионном соглашении, согласно которому заявителю в пользование предоставляется Харламовский участок недр, расположенный в Таврическом муниципальном районе Омской области в 0.9 км к югу от с. Харламово, в 0,6 км к западу от автомобильной дороги Харламово-Новотелегино-Таврическое.
Из материалов дела следует и заинтересованным лицом не оспаривается, что испрашиваемый земельный участок сформирован после получения заявителем лицензии на право пользования недрами с целью их геологического изучения, разведки и добычи суглинков, участок расположен в границах горного отвода. Администрация Таврического района предварительно выразила свое согласие в письме от 26.08.2012N 02-15/1426 на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования в рамках действия лицензии (Пункт 2.8 Лицензионного соглашения).
В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона N 2395-1 пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Согласно статье 25.1 Закона N 2395-1 земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Передача пользователю недр земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Системный анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что представление земельных участков в аренду недропользователям, имеющим соответствующую лицензию, осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством с учетом особенностей, обусловленных наличием указанного документа у его правообладателя.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 2.2 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании лицензии на право пользования недрами серии ОМС N 80/00 ТР ООО "Сибирские стройматериалы" осуществляет геологическое изучение, разведку и добычу суглинков (кирпичного сырья) на Харламовском участке недр.
Таким образом, земельный участок, необходимый для разработки участка недр предоставляется пользователю недр с предварительным согласованием места размещения объекта.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов определен в статье 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с положениями статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из материалов дела следует, что земельный участок испрашивался обществом как пользователем недр в соответствии с лицензией на право пользования недрами (статья 25.1 Закона N 2395-1, статьи 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что при получении заявления о выборе земельного участка Территориальное управление Росимущества в Омской области должно было обеспечить проведение процедур, предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ, и обеспечить выбор испрашиваемого заявителем земельного участка.
Однако, судом первой инстанции установлено, что каких-либо действий, направленных на осуществление выбора земельного участка по заявлению ООО "Сибирские стройматериалы", Территориальным управлением Росимущества в Омской области предпринято не было.
Доводы Управления о непредставлении заявителем необходимых документов: акта выбора земельного участка, сведений об обосновании испрашиваемой площади, сведений об информировании, что исключило возможность ТУФАУГИ в Омской области совершать определенные действия правомерно отклонены судом первой инстанции на основании следующего.
Как следует из материалов рассматриваемого спора содержащиеся в лицензии и приложении к ней данные о границах земельного участка, его площади и местоположении (Приложение N 2 к лицензии), а также наличие сведений о получении согласия Администрации Таврического муниципального района о предоставлении испрашиваемого участка недр в аренду (п. 2.8 Лицензионного соглашения) исключают обязанность заявителя по обращению в орган местного самоуправления за получением акта выбора, поскольку указанные действия в своей совокупности идентичны тем, которые осуществлялись заявителем при лицензировании.
Что касается отсутствия сведений об обосновании испрашиваемой площади земельного участка, то из материалов дела следует, что к заявлению о выборе земельного участка была приложена лицензия, согласно лицензионному соглашению площадь участка составляет 9,82 га (пункт 2.2 лицензионного соглашения). Изложенное выше позволяет сделать вывод о наличии сведений о площади испрашиваемого земельного участка, которая составляет 98 200 кв. м.
Ссылка Территориального управления на отсутствие сведений об информировании органом местного самоуправления городских или сельских поселений о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, была правомерно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку требование о наличии подобных сведений в заявлении о выборе земельного участка либо в приложении к нему в пункте 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ не установлено.
Довод Управления о том, что Территориальное управление Росимущества в Омской области не может самостоятельно принять решение в отсутствие поручения Росимущества о предварительном согласовании мест размещения объектов при предоставлении земельного участка, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Статьей 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение) предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Полномочия территориальных органов определены в Типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденном Приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374.
Согласно пунктам 4.1, 4.1.8. Типового положения территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, осуществляет передачу в аренду федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, за исключением имущества, указанного в пунктах 4.1.13 и 4.2.10 настоящего Положения.
Таким образом, заявление о предоставлении земельного участка в аренду подано заявителем в уполномоченный орган государственной власти.
Несовершение Управлением соответствующих действий и непринятие заявления является бездействием, противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о несоответствии нормам действующего земельного законодательства и законодательства о недрах бездействие Территориального управления по не рассмотрению заявления Общества, а доводы апелляционной жалобы, сформулированные в обоснование указанного бездействия - не основанными на материалах рассматриваемого спора.
В целом позиция Территориального управления о несоблюдении Обществом процедуры выбора земельного участка основана на неверном толковании требований статьей 29, 30, 31 Земельного кодекса РФ без учета особенностей предоставления земельного участка в аренду недропользованию, право пользования участком недр которому подтверждено соответствующей лицензией, а также без учета тех мероприятий, которые уже проведены Обществом при осуществлении процедуры лицензирования.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Управление освобождено от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 28.10.2014 по делу N А46-11635/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА

Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)