Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 23.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2574

Требование: О признании незаконными бездействия и решения о назначении торгов на право аренды земельного участка, возложении обязанности устранить нарушения.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Орган местного самоуправления ссылается на то, что после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка поступило заявление от другого лица о предоставлении этого же земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 марта 2015 г. по делу N 33-2574


Судья Абрамова Л.Л.

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Степанова П.В.,
судей Овчинниковой Н.А., Горбуновой О.А.,
при секретаре К.М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 23 марта 2015 г. дело по апелляционной жалобе А. на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 01 декабря 2014 г., которым постановлено:
Заявление А. об оспаривании решения, действий (бездействия) органа местного самоуправления оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения представителя А. - Ф., судебная коллегия

установила:

А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми о назначении торгов на право аренды земельного участка площадью 557, 45 кв. м, расположенного по адресу: <...> (иной адресный ориентир: <...>); признании незаконным бездействия Департамента земельных отношений администрации г. Перми, выразившиеся в непредставлении в аренду сроком на 11 месяцев земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, в предусмотренные действующим законодательством сроки; обязании Департамента земельных отношений администрации г. Перми устранить допущенные нарушения ее прав и законных интересов - незамедлительно совершить все необходимые действия по предоставлению земельного участка в аренду.
Требования мотивирует тем, что 26.06.2014 г. обратилась в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев вышеуказанного земельного участка. Цель предоставления: для благоустройства территории, прилегающей к ранее предоставленному под объекты недвижимости земельному участку. 02.09.2014 г. поступил ответ, согласно которому в течение четырнадцати дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в департамент земельных отношений поступило заявление от другого лица о предоставлении этого же земельного участка. В связи с этим предоставление данного земельного участка будет осуществлено посредством проведения торгов. Полагает, что решение Департамента земельных отношений является незаконным. Основания для отказа в предоставлении ей земельного участка в аренду отсутствуют. Проверка в отношении поступившего заявления от второго претендента на соответствие критериям невозможности предоставления спорного земельного участка не проводилась, запросы в функциональные и территориальные органы администрации г. Перми Департамент не направлял. В процессе проверки были бы обнаружены критерии, свидетельствующие о невозможности предоставления второму заявителю спорного земельного участка, что повлекло бы отказ в его предоставлении.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе А., ссылаясь на то, что у К.М.Н., желающей приобрести спорный земельный участок наряду с заявителем, отсутствуют для этого основания, поскольку участок испрашивается для благоустройства территории, прилегающей к ранее предоставленному под объект недвижимости земельному участку. Испрашиваемый участок не прилегает к участку, принадлежащему К.М.Н. Проверка заявления, поданного К.М.Н., не проводилась так, как это предписано п. 2.5 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что 26.06.2014 г. А. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду на 11 месяцев земельного участка ориентировочной площадью 557,45 кв. м, расположенного по адресу: <...> (Вагонная, 12) для благоустройства территории, прилегающей к ранее предоставленному под объект недвижимости земельному участку. Обращение было рассмотрено и принято решение о возможности предоставления указанного земельного участка в аренду на 11 месяцев. Информация о приеме заявления о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством опубликована в Официальном бюллетене органов местного самоуправления от 08.08.2014 г. N 56.
02.09.2014 г. в адрес А. направлено сообщение N И-21-01-09-15390, что ее обращение рассмотрено в соответствии с Порядком, утвержденным решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260. Предоставление земельного участка будет осуществлено по результатам торгов, поскольку 12.08.2014 г. поступило заявление от другого лица - К.М.К., о предоставлении этого же земельного участка.
Отказывая А. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался п. 2.9, 2.9.1 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 (далее - Порядок).
Требованиями этих пунктов Порядка, в редакции на момент рассмотрения обращения, установлено, что уполномоченный орган в сфере земельных отношений в случае принятия решения о возможности предоставления земельного участка обеспечивает информирование населения через средства массовой информации о приеме заявлений о предоставлении земельного участка.
Информационное сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка публикуется в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь".
В случае если в течение четырнадцати дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган в сфере земельных отношений поступит заявление от другого лица (других лиц) о предоставлении этого же земельного участка, предоставление земельного участка осуществляется посредством проведения торгов. Организация и проведение торгов осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
При толковании приведенных пунктов Порядка суд пришел к выводу, что в сложившейся ситуации заинтересованное лицо обязано осуществить публикацию о приеме заявлений о предоставлении участка в целях поиска иных заинтересованных в предоставлении участка лиц.
Суд указал также, что оспариваемое письмо заинтересованного лица прав и интересов А. не нарушает, поскольку носит разъяснительный характер.
Судебная коллегия не может согласится с указанными выводами суда и считает, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания исходя из следующего.
Пунктом 1.8.1 Порядка, в редакции на момент рассмотрения обращения, установлено, что участки для целей, не связанных со строительством, без размещения временных объектов могут предоставляться, в частности, для благоустройства территории (устройство газонов, пешеходных дорожек), прилегающей к принадлежащему заявителю под объект недвижимости земельному участку.
Статья 34 ЗК РФ, подлежащая применению, как действующая на момент обращения А. в Департамент земельных отношений и рассмотрения ее заявления, регулирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Пунктом 1 данной нормы права предусмотрено, что органы местного самоуправления для обеспечения процедур предоставления таких земельных участков обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на распоряжение земельными участками специальный орган; обеспечить подготовку информации о предоставляемых земельных участках и заблаговременную ее публикацию.
На основании п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На основании п. 5 ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Из приведенных норм закона следует, что ст. 34 ЗК РФ детально регламентирован заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, заключающийся в том, что после получения обращения от заинтересованного лица функциональным органом утверждается и выдается схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, после чего заявителем обеспечиваются кадастровые работы и после получения кадастрового паспорта решается вопрос о предоставлении земельного участка заявителю.
Проведение торгов при этом не предусматривается, поскольку вопрос о предоставлении земельного участка будет решаться применительно к первоначально обратившемуся за этим лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ.
В связи с тем, что А. обращалась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с просьбой о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, ее заявление подлежало рассмотрению строго по правилам ст. 34 ЗК РФ, положения которой не предусматривают ни опубликования сообщения о предоставляемых земельных участках с целью приема заявлений об их предоставлении, ни проведения торгов.
Следовательно, у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для принятия решения о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду посредством проведения торгов.
Данным решением нарушено право заявителя на рассмотрение вопроса по предоставлению испрашиваемого земельного участка в том порядке, как это предписано законом.
При изложенных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в части с принятием нового решения.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 01 декабря 2014 г. в части отменить.
Принять новое решение.
Признать решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от 02.09.2014 г. N И-21-01-09-15390 незаконным.
Возложить на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанность повторно рассмотреть заявление А. от 26.06.2014 г.
В остальной части решение суда оставить без изменения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)