Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4222/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2014 г. по делу N 33-4222/2014


Судья: Стороженко В.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Грымзиной Е.В.,
судей Козловской Е.В., Пашковой Т.В.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования - Среднеахтубинского муниципального района к администрации <адрес> об обязании принять меры по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции,
по апелляционной жалобе администрации <адрес>
на решение Среднеахтубиснкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым на администрацию Среднеахтубинского муниципального района <адрес> возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу принять меры по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции, расположенной <адрес>.
Заслушав доклад судьи Козловской Е.В., объяснения прокурора Маминой Н.Л., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам

установила:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования - Среднеахтубинского муниципального района обратился в суд с иском к администрации <адрес> об обязании принять меры по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о рекламе, в ходе которой выявлено, что <адрес>, имеющей идентификационный N <...> согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>, утвержденному постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N <...> автодороги, на <адрес> установлено расположение рекламной конструкции. Данная рекламная конструкция представляет собой цилиндрической формы опору диаметром около 20 см, на которой сверху на металлическом каркасе закреплен двухсторонний щит размером около 6 м по горизонтали и 3 м по вертикали, площадью около 18 кв. м с каждой стороны щита. Указанная рекламная конструкция установлена в нарушение п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003: сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов; в пределах границ пересечениях автомобильных дорог на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов. Разрешительная документация на установку данной рекламной конструкции администрацией Среднеахтубинского муниципального района не представлена.
Просил обязать администрацию Среднеахтубинского муниципального района <адрес> в течение 1 месяца с момента вступления в силу решения суда принять меры по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции, расположенной <адрес>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация <адрес> оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с гражданским иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Исковое заявление может быть подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае, когда определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с неисполнением гражданином или организацией требований федерального законодательства, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела не представляется возможным, но неустранение указанных нарушений закона может привести к созданию реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст. ст. 20, 41 Конституции РФ.
Удовлетворяя исковые требования прокурора об обязании принять меры по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции, суд первой инстанции исходил из того, что рекламная конструкция установлена в отсутствие разрешения уполномоченного органа на ее установку, а, значит, является самовольной.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основания.
Согласно п. 15.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Статьей 1 Федерального закона N 38-ФЗ от 13 марта 2006 года "О рекламе" определено, что целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
В соответствии с п. 9 ст. 19 ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В п. 21 ст. 19 ФЗ "О рекламе" указано, что владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции (п. 21.2 ст. 19 ФЗ "О рекламе").
Из материалов дела усматривается, что согласно акта общенадзорной проверки от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> совместно с представителями администрации Среднеахтубинского муниципального района и отделения ГИБДД отдела МВД России по <адрес> проведено обследование автомобильной дороги "<адрес>", имеющей идентификационный номер N <...> согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>, утвержденному постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N <...>, в ходе которого, <адрес> установлено расположение рекламной конструкции. Данная рекламная конструкция представляет собой цилиндрической формы опору диаметром около 20 см, на которой сверху на металлическом каркасе закреплен двухсторонний щит размером около 6 м по горизонтали и 3 м по вертикали, площадью около 18 кв. м с каждой стороны щита. Указанная рекламная конструкция установлена в нарушение п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003: сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов; в пределах границ пересечениях автомобильных дорог на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов. Разрешительная документация на установку данной рекламной конструкции администрацией Среднеахтубинского муниципального района не представлена.
Согласно п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы, правила размещения" средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) - в населенных пунктах.
В указанном ГОСТе содержатся требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность дорожного движения и населения, поэтому в силу статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" данный государственный стандарт подлежит обязательному применению.
<адрес> в адрес администрации <адрес> направлялось предписание об устранении нарушений требований законодательства от ДД.ММ.ГГГГ о незамедлительном принятии мер к устранению выявленных нарушений, привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Согласно ответа администрации <адрес> следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ собственник рекламного щита не установлен. Обязуется устранить допущенные нарушения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что непринятие администрацией Среднеахтубинского муниципального района мер по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции, ее хранению либо уничтожению за счет средств местного бюджета не отвечает целям Федерального закона N 38-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О рекламе" в части развития рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы и нарушает права неопределенного круга лиц в части обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку самовольно установленная рекламная конструкция размещена в нарушение требований ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений".
Доводы апелляционной жалобы администрации <адрес> о том, что судом неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, так как не был установлен собственник спорной рекламной конструкции являются не состоятельными, поскольку противоречит материалам дела, из которого следует, что в ходе проведения прокурорской проверки администрация признавала факт отсутствия собственника рекламной конструкции и свою обязанность по устранению нарушений требований законодательства о рекламе.
Доводы жалобы о том, что администрация Среднеахтубинского муниципального района не является собственником либо иным владельцем имущества, к которому присоединена спорная рекламная конструкция, со ссылкой на выписку из реестра муниципальной собственности Среднеахтубинского муниципального района из которой следует, что автомобильная дорога "Волгоград - Краснослободск - Средняя Ахтуба" не является муниципальной собственностью Среднеахтубинского муниципального района, не могут служить основанием для отмены постановленного решения суда.
Так, из представленного в материалы дела акта обследования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок на котором установлена данная рекламная конструкция, находится вне полосы отвода автомобильной дороги, на землях, находящихся в распоряжении администрации Среднеахтубинского муниципального района. Указанный земельный участок в аренду или на ином виде права физическим, юридическим лицам, а также объединениям граждан не предоставлялся. Разрешение на установку рекламной конструкции на земельном участке администрацией Среднеахтубинского муниципального района не выдавалось.
Других доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность решения суда, а также подрывающих правильность выводов суда первой инстанции или свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда.

определила:

решение Среднеахтубинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации <адрес> - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)