Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "05" мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" мая 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "ОВИН"): Савчука С.Ю., представителя по доверенности от 20.08.2013 N 1,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "23" января 2014 года по делу N А33-14857/2013, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ОВИН" (ИНН 2464062018, ОГРН 1052464009707) (далее - ООО "ОВИН") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476) (далее - Департамент градостроительства) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, для размещения производственно-складской базы, изложенный в письме от 30.05.2013 N 04/4770дг; об устранении в полном объеме допущенного нарушения прав и интересов ООО "ОВИН", обязании Департамента градостроительства предоставить указанный земельный участок ООО "ОВИН" в аренду.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 29 августа 2013 года возбуждено производство по делу. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г. Красноярска.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 08 ноября 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Красноярская Камнеобрабатывающая Компания" (далее - ООО "ККК").
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление уточнено. ООО "ОВИН" просит признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, для размещения производственно-складской базы, изложенный в письме от 30.05.2013 N 04/4770дг; устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и интересов ООО "ОВИН", обязать Департамент градостроительства предоставить указанный земельный участок в аренду сроком на три года в течение семи дней с момента вступления решения арбитражного суда в силу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 января 2014 года заявление ООО "ОВИН" удовлетворено. Признан не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации отказ Департамента градостроительства в предоставлении земельного участка по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, для размещения производственно-складской базы, изложенный в письме от 30.05.2013 N 04/4770дг.
Суд обязал Департамент градостроительства предоставить в аренду ООО "ОВИН" земельный участок, расположенный по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, для размещения производственно-складской базы.
С Департамента градостроительства в пользу ООО "ОВИН" взыскано 2 000 рублей расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с вынесенным решением, Департамент градостроительства обратился с апелляционной жалобой, в которой указывает, что предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов допускается только при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков и если имеется только одна заявка (подпункт 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
ООО "ОВИН" в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Указывает, что Департамент градостроительства не доказал наличие тех обстоятельств на которые он ссылается в обоснование отказа.
Департамента градостроительства, администрация г. Красноярска, ООО "ККК" уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей Департамента градостроительства, администрация г. Красноярска, ООО "ККК".
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 29.08.2012 N 1105-арх ООО "ОВИН" предварительно согласовано место размещения производственно-складской базы на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 9850 кв. м, расположенном по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, утвержден акт о выборе вышеназванного земельного участка от 06.04.2012, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска поручено заключить с ООО "ОВИН" договор аренды земельного участка на срок до 1 года.
29 марта 2013 года ООО "ОВИН" обратилось в Департамент градостроительства с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство.
Письмом от 30.05.2013 04/4770дг ООО "ОВИН" отказано в предоставлении земельного участка по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, для размещения производственно-складской базы, поскольку при проведении градостроительного анализа, установлено, что на момент рассмотрения обращения о предварительном согласовании места размещения объекта от 30.08.2011, градостроительной комиссией принято решение о формировании земельного участка и предоставлении на торгах. Таким образом, испрашиваемый земельный участок, предварительно согласован с нарушением норм действующего законодательства.
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает право общества на получение земельного участка под строительство, ООО "ОВИН" обратилось в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) незаконными принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом спора в настоящем деле является решение Департамента градостроительства, изложенное в письме от 30.05.2013 04/4770дг, об отказе в предоставлении земельного участка по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, для размещения производственно-складской базы.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен Земельным кодексом Российской Федерации.
Из положений статей 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из положений пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из материалов дела распоряжением администрации г. Красноярска от 29.08.2012 N 1105-арх ООО "ОВИН" предварительно согласовано место размещения производственно-складской базы на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 9850 кв. м, расположенном по адресу: г. Красноярск, 9й км. Енисейского тракта, утвержден акт о выборе вышеназванного земельного участка от 06.04.2012 года, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска поручено заключить с ООО "ОВИН" договор аренды земельного участка на срок до 1 года.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 14.05.2013 N 1132-арх на основании обращения ООО "ОВИН" утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400048:72, расположенного по адресу: г. Красноярск, 9й км. Енисейского тракта.
Таким образом, органами местного самоуправления в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации была начата процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (подпункт 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
29 марта 2013 года ООО "ОВИН" обратилось в Департамент градостроительства с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, под строительство.
Письмом от 30.05.2013 04/4770дг обществу отказано в предоставлении земельного участка, поскольку при проведении градостроительного анализа, установлено, что на момент рассмотрения обращения о предварительном согласовании места размещения объекта от 30.08.2011, градостроительной комиссией принято решение о формировании земельного участка и предоставлении на торгах. Таким образом, испрашиваемый земельный участок, предварительно согласован с нарушением норм действующего законодательства.
На указанные обстоятельства Департамент градостроительства ссылается в апелляционной жалобе. Указывает, что предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов допускается только при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков и если имеется только одна заявка (подпункт 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Оценив указанные Департаментом градостроительства основания для отказа, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта установлен пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и состоит в проведении работ по формированию земельного участка (подпункт 1); в проведении торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды или предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии земельных участков, если имеется только одна заявка (подпункт 3); в подписании протокола о результатах торгов или подписании договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (подпункт 4).
При этом формирование земельного участка в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации включает в себя выполнение кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за такое подключение, принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов, публикация сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов.
Вместе с тем как обоснованно указал суд первой инстанции Департаментом градостроительства не представлено в материалы дела доказательств организации и проведения торгов по продаже права аренды спорного земельного участка.
В материалы дела представлен протокол заседания градостроительной комиссии от 01.09.2010 N 34, из которого следует, что градостроительной комиссией принято решение о формировании земельного участка для предоставления путем проведения торгов. Адрес земельного участка: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта. Какие-либо ориентиры (помимо адреса), площадь земельного участка протокол заседания градостроительной комиссии от 01.09.2010 N 34 не содержит.
При этом материалами дела не подтверждается, что на момент обращения ООО "ОВИН" с заявлением о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, для размещения производственно-складской базы указанный в протоколе заседания градостроительной комиссии от 01.09.2010 N 34 земельный участок был сформирован, осуществлялись (осуществлены) иные действия, направленные на проведение торгов и реализацию процедуры предоставления земельных участков без предварительного согласования мест размещения объектов (подпункт 1 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Напротив, из материалов дела следует, что была начата процедура предоставления земельного участка без предварительного согласования мест размещения объектов (осуществлен выбор земельного участка, выполнены кадастровые работы).
Таким образом, принимая во внимание, что доказательств выполнения кадастровых работ на земельном участке, планируемом к предоставлению путем торгов, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не представлено, как не представлено доказательств наличия предусмотренных статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, исключающих предварительное согласование места размещения объекта, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности Департаментом градостроительства законности отказа в предоставлении земельного участка по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, изложенного в письме от 30.05.2013 N 04/4770дг.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что согласно протоколу заседания градостроительной комиссии от 06.10.2010 N 34 градостроительной комиссией рассмотрено заявление о ООО "ККК" о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта. Указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка формируемого на торги (решение от 01.09.2010 N 34).
Распоряжением от 12.04.2013 ООО "ККК" предварительно согласовано место размещения производственно-складской базы на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 18 460 кв. м, расположенном по адресу: г. Красноярск, 9-й км. Енисейского тракта.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400048:85 площадью 18 460 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, 9-й км. Енисейского тракта, поставлен на кадастровый учет.
Из ответа ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю от 26.12.2013 N 1-6/25150 следует, что при проведении анализа базы данных государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400048:85 и 24:50:00048:72, факта наличия пересечения границ указанных земельных участков не выявлено.
Таким образом, факт согласования ООО "ККК" предоставления земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400048:85 не свидетельствует о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка ООО "ОВИН".
В нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департамент градостроительства не привел доводов, не представил доказательств, подтверждающих наличие иных оснований для отказа в предоставлении ООО "ОВИН" спорного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, в том числе обязал Департаментом градостроительства предоставить в аренду ООО "ОВИН" земельный участок, расположенный по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, для размещения производственно-складской базы.
На основании изложенного апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Департамента градостроительства по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент градостроительства освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "23" января 2014 года по делу N А33-14857/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.05.2014 ПО ДЕЛУ N А33-14857/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2014 г. по делу N А33-14857/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "05" мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" мая 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "ОВИН"): Савчука С.Ю., представителя по доверенности от 20.08.2013 N 1,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "23" января 2014 года по делу N А33-14857/2013, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ОВИН" (ИНН 2464062018, ОГРН 1052464009707) (далее - ООО "ОВИН") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту градостроительства администрации города Красноярска (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476) (далее - Департамент градостроительства) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, для размещения производственно-складской базы, изложенный в письме от 30.05.2013 N 04/4770дг; об устранении в полном объеме допущенного нарушения прав и интересов ООО "ОВИН", обязании Департамента градостроительства предоставить указанный земельный участок ООО "ОВИН" в аренду.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 29 августа 2013 года возбуждено производство по делу. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г. Красноярска.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 08 ноября 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Красноярская Камнеобрабатывающая Компания" (далее - ООО "ККК").
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление уточнено. ООО "ОВИН" просит признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, для размещения производственно-складской базы, изложенный в письме от 30.05.2013 N 04/4770дг; устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и интересов ООО "ОВИН", обязать Департамент градостроительства предоставить указанный земельный участок в аренду сроком на три года в течение семи дней с момента вступления решения арбитражного суда в силу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 января 2014 года заявление ООО "ОВИН" удовлетворено. Признан не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации отказ Департамента градостроительства в предоставлении земельного участка по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, для размещения производственно-складской базы, изложенный в письме от 30.05.2013 N 04/4770дг.
Суд обязал Департамент градостроительства предоставить в аренду ООО "ОВИН" земельный участок, расположенный по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, для размещения производственно-складской базы.
С Департамента градостроительства в пользу ООО "ОВИН" взыскано 2 000 рублей расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с вынесенным решением, Департамент градостроительства обратился с апелляционной жалобой, в которой указывает, что предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов допускается только при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков и если имеется только одна заявка (подпункт 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
ООО "ОВИН" в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Указывает, что Департамент градостроительства не доказал наличие тех обстоятельств на которые он ссылается в обоснование отказа.
Департамента градостроительства, администрация г. Красноярска, ООО "ККК" уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей Департамента градостроительства, администрация г. Красноярска, ООО "ККК".
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 29.08.2012 N 1105-арх ООО "ОВИН" предварительно согласовано место размещения производственно-складской базы на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 9850 кв. м, расположенном по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, утвержден акт о выборе вышеназванного земельного участка от 06.04.2012, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска поручено заключить с ООО "ОВИН" договор аренды земельного участка на срок до 1 года.
29 марта 2013 года ООО "ОВИН" обратилось в Департамент градостроительства с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство.
Письмом от 30.05.2013 04/4770дг ООО "ОВИН" отказано в предоставлении земельного участка по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, для размещения производственно-складской базы, поскольку при проведении градостроительного анализа, установлено, что на момент рассмотрения обращения о предварительном согласовании места размещения объекта от 30.08.2011, градостроительной комиссией принято решение о формировании земельного участка и предоставлении на торгах. Таким образом, испрашиваемый земельный участок, предварительно согласован с нарушением норм действующего законодательства.
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает право общества на получение земельного участка под строительство, ООО "ОВИН" обратилось в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) незаконными принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом спора в настоящем деле является решение Департамента градостроительства, изложенное в письме от 30.05.2013 04/4770дг, об отказе в предоставлении земельного участка по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, для размещения производственно-складской базы.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен Земельным кодексом Российской Федерации.
Из положений статей 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из положений пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из материалов дела распоряжением администрации г. Красноярска от 29.08.2012 N 1105-арх ООО "ОВИН" предварительно согласовано место размещения производственно-складской базы на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 9850 кв. м, расположенном по адресу: г. Красноярск, 9й км. Енисейского тракта, утвержден акт о выборе вышеназванного земельного участка от 06.04.2012 года, Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска поручено заключить с ООО "ОВИН" договор аренды земельного участка на срок до 1 года.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 14.05.2013 N 1132-арх на основании обращения ООО "ОВИН" утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400048:72, расположенного по адресу: г. Красноярск, 9й км. Енисейского тракта.
Таким образом, органами местного самоуправления в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации была начата процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (подпункт 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
29 марта 2013 года ООО "ОВИН" обратилось в Департамент градостроительства с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, под строительство.
Письмом от 30.05.2013 04/4770дг обществу отказано в предоставлении земельного участка, поскольку при проведении градостроительного анализа, установлено, что на момент рассмотрения обращения о предварительном согласовании места размещения объекта от 30.08.2011, градостроительной комиссией принято решение о формировании земельного участка и предоставлении на торгах. Таким образом, испрашиваемый земельный участок, предварительно согласован с нарушением норм действующего законодательства.
На указанные обстоятельства Департамент градостроительства ссылается в апелляционной жалобе. Указывает, что предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов допускается только при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков и если имеется только одна заявка (подпункт 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Оценив указанные Департаментом градостроительства основания для отказа, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта установлен пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и состоит в проведении работ по формированию земельного участка (подпункт 1); в проведении торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды или предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии земельных участков, если имеется только одна заявка (подпункт 3); в подписании протокола о результатах торгов или подписании договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (подпункт 4).
При этом формирование земельного участка в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации включает в себя выполнение кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за такое подключение, принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов, публикация сообщения о проведении торгов или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов.
Вместе с тем как обоснованно указал суд первой инстанции Департаментом градостроительства не представлено в материалы дела доказательств организации и проведения торгов по продаже права аренды спорного земельного участка.
В материалы дела представлен протокол заседания градостроительной комиссии от 01.09.2010 N 34, из которого следует, что градостроительной комиссией принято решение о формировании земельного участка для предоставления путем проведения торгов. Адрес земельного участка: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта. Какие-либо ориентиры (помимо адреса), площадь земельного участка протокол заседания градостроительной комиссии от 01.09.2010 N 34 не содержит.
При этом материалами дела не подтверждается, что на момент обращения ООО "ОВИН" с заявлением о выборе земельного участка по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, для размещения производственно-складской базы указанный в протоколе заседания градостроительной комиссии от 01.09.2010 N 34 земельный участок был сформирован, осуществлялись (осуществлены) иные действия, направленные на проведение торгов и реализацию процедуры предоставления земельных участков без предварительного согласования мест размещения объектов (подпункт 1 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Напротив, из материалов дела следует, что была начата процедура предоставления земельного участка без предварительного согласования мест размещения объектов (осуществлен выбор земельного участка, выполнены кадастровые работы).
Таким образом, принимая во внимание, что доказательств выполнения кадастровых работ на земельном участке, планируемом к предоставлению путем торгов, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не представлено, как не представлено доказательств наличия предусмотренных статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, исключающих предварительное согласование места размещения объекта, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности Департаментом градостроительства законности отказа в предоставлении земельного участка по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, изложенного в письме от 30.05.2013 N 04/4770дг.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что согласно протоколу заседания градостроительной комиссии от 06.10.2010 N 34 градостроительной комиссией рассмотрено заявление о ООО "ККК" о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта. Указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка формируемого на торги (решение от 01.09.2010 N 34).
Распоряжением от 12.04.2013 ООО "ККК" предварительно согласовано место размещения производственно-складской базы на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 18 460 кв. м, расположенном по адресу: г. Красноярск, 9-й км. Енисейского тракта.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400048:85 площадью 18 460 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, 9-й км. Енисейского тракта, поставлен на кадастровый учет.
Из ответа ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю от 26.12.2013 N 1-6/25150 следует, что при проведении анализа базы данных государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0400048:85 и 24:50:00048:72, факта наличия пересечения границ указанных земельных участков не выявлено.
Таким образом, факт согласования ООО "ККК" предоставления земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400048:85 не свидетельствует о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка ООО "ОВИН".
В нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департамент градостроительства не привел доводов, не представил доказательств, подтверждающих наличие иных оснований для отказа в предоставлении ООО "ОВИН" спорного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, в том числе обязал Департаментом градостроительства предоставить в аренду ООО "ОВИН" земельный участок, расположенный по адресу: г. Красноярск, 9 км. Енисейского тракта, для размещения производственно-складской базы.
На основании изложенного апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Департамента градостроительства по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент градостроительства освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "23" января 2014 года по делу N А33-14857/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)