Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб Акватория" Коркиной А.П. (доверенность от 21.01.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб Акватория" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 июня 2014 года по делу N А19-2823/2014 (суд первой инстанции - Габескирия М.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб Акватория" (ОГРН 1113850028698, ИНН 3811152225, далее - ООО "Водно-спортивный клуб Акватория") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Правительству Иркутской области (ОГРН1073808005534, ИНН 3808163259, далее - Правительство), Министерству имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, далее - Министерство) о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области от 15.11.2013 N 12744-24/2и в предоставлении в аренду путем предварительного согласования места размещения земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000025:8156, общей площадью 1318 кв. м, местоположение: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, пр. Маршала Жукова, для размещения детского кафе Обществу с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб "Акватория"; обязании Правительства Иркутской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000025:8156, общей площадью 1318 кв. м, местоположение: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, пр. Маршала Жукова, для размещения детского кафе Обществу с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб "Акватория" в течение тридцати календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда; обязании Правительства Иркутской области принять решение о предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "Водно-Спортивный клуб "Акватория" земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000025:8156, общей площадью 1318 кв. м, местоположение: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, пр. Маршала Жукова, для размещения детского кафе в течение тридцати календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 июня 2014 года по делу N А19-2823/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу лица, участвующие в деле, не представили.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 30.07.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
В судебном заседании 25.08.2014 объявлен перерыв до 09 час. 00 мин. 29.08.2014, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети "Интернет".
После перерыва в судебном заседании лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с действующей на момент подачи Обществом с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб Акватория" заявления о предоставлении земельного участка редакцией статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктами 5 и 6 названной нормы права, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Согласно пункту 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
- - государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
- - заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
- - заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Порядок выбора земельного участка для строительства предусмотрен в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1).
Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.09 N 364/143-пп, утверждено "Положение о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства", согласно пункту 2 которого, действующего на момент подачи Обществом с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб Акватория" заявления о выборе земельного участка на праве аренды сроком на три года, земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются для строительства в порядке, предусмотренном законодательством, с учетом рекомендаций Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области.
В соответствии с пунктом 3 названного Положения, предоставление земельных участков для строительства гражданам и юридическим лицам осуществляется с проведением работ по их формированию:
- - без предварительного согласования мест размещения объектов;
- - с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 7 Положения, Правительство Иркутской области принимает решения о проведении торгов по продаже земельных участков или по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для строительства, о предварительном согласовании мест размещения объектов на земельных участках, о предоставлении земельных участков в собственность, о предоставлении (передаче) земельных участков в аренду (в том числе без проведения торгов), постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование для строительства.
Решения об отказе в размещении объектов на земельных участках, об отказе в предоставлении земельных участков для строительства от имени Правительства Иркутской области принимаются Министерством имущественных отношений Иркутской области.
На основании пункта 66 Положения, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 67 Положения, гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, подает в Правительство Иркутской области через Министерство заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. К данному заявлению должны прилагаться:
- - копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, - для физических лиц;
- - выписка из единого государственного реестра юридических лиц, выданная не ранее чем за три месяца до дня подачи заявления, - для юридических лиц;
- - документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление, в случае подачи заявления от имени юридического лица или представителем физического лица.
Согласно пунктами 68, 69 Положения, Министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления рассматривает заявление о выборе земельного участка и прилагаемые к нему документы, указанные в пункте 67 настоящего Положения, и направляет извещение лицу, указанному в пункте 67 настоящего Положения, о принятии заявления о выборе земельного участка и прилагаемых к нему документов либо возвращает их с указанием причин такого возврата.
Министерство в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о выборе земельного участка и прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям пункта 67 настоящего Положения, направляет обращение об обеспечении выбора земельного участка, копии заявления о выборе земельного участка и приложенных к нему документов в орган местного самоуправления муниципального образования город Иркутск, который в течение трех месяцев со дня получения данного обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления муниципального образования город Иркутск схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктом 70 Положения установлено, что Правительство Иркутской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, наиболее оптимально удовлетворяющим заявлению о выборе, в течение десяти рабочих дней со дня получения акта о выборе земельного участка или принимает решение об отказе в размещении объекта.
Правительство Иркутской области рассматривает рекомендации Земельной комиссии о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении акта о выборе земельного участка до принятия им соответствующего решения.
Решение об отказе в размещении объекта от имени Правительства Иркутской области принимается Министерством.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю Министерством в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пункту 73 Положения, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с пунктами 74, 76 Положения, Правительство Иркутской области на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, подаваемого через Министерство, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. В случае изменения каких-либо сведений, содержащихся в ранее представленных вместе с заявлением о выборе земельного участка документах, к указанному заявлению прилагаются документы, предусмотренные пунктом 67 настоящего Положения.
Проект решения Правительства Иркутской области о предоставлении земельного участка для строительства подготавливается Министерством.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в адресованном губернатору Иркутской области заявлении от 14.10.2011 N 04 Общество с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб Акватория" заявило о выборе земельного участка на праве аренды сроком на три года, площадью 1100 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта: детское кафе (здание 2-этажное, кирпичное), предполагаемое место размещения земельного участка: город Иркутск, проспект Маршала Жукова, напротив Ледокола Ангара.
Постановлением Администрации города Иркутска от 20.09.2012 N 031-06-1893/12 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1318 кв. м, расположенного на землях населенных пунктов в Октябрьском районе г. Иркутска по пр.Маршала Жукова.
Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что земельный участок расположен в пределах 200-метровой водоохраной зоны Иркутского водохранилища и в пределах второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения города Иркутска (Ершовский водозабор).
В адресованном Департаменту архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска письме от 10.02.12 N 420-74-178/12 Управление по охране окружающей среды и экологической безопасности указывает на необходимость до освоения участка по целевому назначению разработать проектную документацию и согласовать ее в соответствии с действующим законодательством.
В письме от 09.02.2012 N 405-71-671/12 Департамент дорожного строительства, благоустройства и транспорта Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска согласовывает отвод земельного участка площадью 1318 кв. м, расположенного в г. Иркутске пр.Маршала Жукова, для строительства детского кафе, при соблюдении следующих условий: выполнение проекта благоустройства, согласование проекта благоустройства.
В письме от 08.02.2012 N 76-37-505/12 Служба по охране культурного наследия по Иркутской области согласовывает представление испрашиваемого земельного участка.
В справке от 08.02.2012 N 69 Территориальный отдел водных ресурсов Иркутской области указывает на то, что рассматриваемый участок расположен в границе 200-метровой водоохраной зоне, прибрежной защитной полосы, ориентировочно в 60 метрах от уреза воды Иркутского водохранилища, в пределах зоны санитарной охраны 2 пояса Ершовского водозабора, что согласно п. 14 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, расположенный в 1 и 2 поясах санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового значения, в обороте ограничиваются, при использовании территории под испрашиваемые цели необходимо руководствоваться ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, при использовании акватории водохранилища по основаниям и в порядке, установленном главой 3 Водного кодекса Российской Федерации, приобрести право пользования поверхностным водным объектом.
В материалы дела представлен лист согласования к акту о выборе земельного участка для строительства детского кафе в Октябрьском районе г. Иркутска по проспекту Маршала Жукова ООО "ВСК Акватория", содержащий подписи членов комиссии.
Вместе с тем, распоряжение Правительства Иркутской области, утверждающее акт о выборе земельного участка в материалы дела не представлено.
В газете "Иркутск Официальный" от 06.11.2012 N 44 (429) опубликована информация о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 1318 кв. м, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска, по пр.Маршала Жукова, в аренду сроком на 5 лет ООО "Водно-спортивный клуб Акватория", для строительства детского кафе.
В поступившем в Министерство имущественных отношений Иркутской области 15.10.2013 письме от 11.10.2013 N 945-70-5707/13 Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска сообщает о направлении для дальнейшей работы:
- - акт о выборе земельного участка для строительства детского кафе в Октябрьском районе г. Иркутска по проспекту Маршала Жукова, ООО "ВСК Акватория";
- - публикацию в газете "Иркутск официальный" от 06.11.2012 N 44 (429);
- - заключение управления по охране окружающей среды и экологической безопасности комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Иркутска от 10.02.2012 N 420-74-178/12-2;
- - заключение департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска от 09.02.2012 N 405-71-671/12;
- - заключение службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 08.02.2012 N 76-37-505/12;
- - заключение территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области от 08.02.2012 N 69.
В адресованном ООО "Водно-спортивный клуб Акватория" письме от 15.11.2013 N 12744-24/2и Министерство имущественных отношений Иркутской области, отказывая в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указывает на то, что в соответствии с п. 6 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства, осуществляется посредством проведения торгов, а также на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Думы г. Иркутска от 23.11.2012 N 005-20-400654/2, земельный участок расположен в пределах территориальной зоны N 09:06:40 в зоне парков, скверов, бульваров (зона мест отдыха общего пользования) (РЗ-502).
Законом Иркутской области от 15.07.2013 N 69-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области" внесены изменения в закон Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области", в том числе в статью 5, которая изложена в следующей редакции: "Распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования г. Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Правительством Иркутской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 закона Иркутской области от 15.07.2013 N 69-оз, указанный закон вступает в силу через 30 календарных дней после его официального опубликования. Закон Иркутской области от 115.07.2013 N 69-оз опубликован в газете "Областная" N 79 от 22.07.2013 и вступил в силу с 22.08.2013.
В соответствии с п. 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, то есть на торгах.
Согласно данным кадастрового паспорта (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 23.10.2012 N 3800/601/12-191744, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000025:8156 поставлен на кадастровый учет 23.10.2012.
Таким образом, судом правильно установлено, что на момент подачи ООО "Водно-спортивный клуб Акватория" заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, названный земельный участок не был сформирован.
Кроме того, информация о его предоставлении была размещена в газете "Иркутск Официальный" от 06.11.2012 N 44 (429), что соответствует п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал несоответствующей пункту 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации ссылку Министерства имущественных отношений Иркутской области в письме от 15.11.2013 N 12744-24/2и на необходимость предоставления земельного участка посредством проведения торгов.
Суд апелляционной инстанции отклоняет как несоответствующий фактическим обстоятельствам довод заявителя жалобы о том, что судом установлено нарушение министерством сроков для рассмотрения заявления о выборе земельного участка. Таких выводов судом первой инстанции сделано не было. При этом указанный довод суду первой инстанции не заявлялся и фактически направлен на изменение основания заявленных требований, что в силу части 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допустимо.
Более того, при отсутствии в материалах дела доказательств обращения в суд с заявлением о признании бездействия Министерства незаконным, на чем настаивает заявитель (пункты 1.1, 1.2 и 1.3 апелляционной жалобы), апелляционный суд рассматривает в рамках настоящего дела вопрос о законности оспариваемого отказа на момент его принятия Министерством, а не на момент обращения общества с заявлением от 14.10.2011 N 04 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Следовательно, Министерство, отказывая в удовлетворении указанного заявления, правомерно исходило из положений Правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденных Решением Думы г. Иркутска от 23.11.2012 N 005-20-400654/2 и действовавших на момент его рассмотрения.
Пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса предусмотрено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
В силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) Правилами землепользования и застройки установлены границы территориальных зон и утверждены градостроительные регламенты, установлены виды разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, предельные параметры разрешенного строительства объектов и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно Градостроительному кодексу градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу части 5 статьи 41 названного Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса).
Основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально- культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объекто в местного значения (статья 42 Градостроительного кодекса).
Проекты межевания территорий (квартала, микрорайона) могут быть подготовлены как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (квартала, микрорайона), установленных проектами планировки территорий (части 1 и 3 статьи 43 Градостроительного кодекса).
Частью 5 статьи 43 данного Кодекса предусмотрено, что проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Решением Думы города Иркутска от 23.11.2012 N 005-20-400654/2 утверждены "Правила землепользования и застройки части территории города Иркутска", в том числе в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах территориальных зон планировочного микрорайона 09:06:00.
В соответствии со ст. 6 Правил землепользования и застройки, для каждого земельного участка и объекта капитального строительства, разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам, установленным настоящими Правилами.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства установлены применительно к каждой территориальной зоне.
В силу части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится и в статье 6 Правил.
Частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса предусмотрено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно градостроительным регламентам в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зоны парков, скверов, бульваров (зона мест отдыха общего пользования) (РЗ-502), расположенной в пределах планировочного микрорайона N 09:06:00, основными видами разрешенного использования, являются объекты мест общего пользования, - парки, скверы, бульвары, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства: территории общего пользования, устройства ливневой канализации, прогулочных и велосипедных дорожек в твердом покрытии, освещение территории, не допускается устройство оград со стороны жилых районов, максимально сохранять участки с существующими насаждениями.
Вспомогательные виды разрешенного использования: вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха: бассейны, фонтаны, малые архитектурные формы, сооружения необходимые для организации пешеходного движения, подпорные стенки, площадки для мусоросборников, парковки для обслуживания территории зоны.
Ограничения использования: на территории сквера запрещается размещение застройки, кроме строений и сооружений вспомогательной инфраструктуры.
Условно-разрешенный вид использования: размещение зданий, сооружений инженерно-технического обеспечения и коммуникация для обслуживания рекреационной зоны.
Ограничения использования: строительство осуществлять в соответствии со строительными и санитарными нормами и правилами, техническими регламентами.
Согласно представленным Комитетом по градостроительной политике администрации города Иркутска фрагментам Правил застройки и землепользования города Иркутска, генерального плана г. Иркутска, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000025:8156 расположен в зоне РЗ-502 - парков, скверов, бульваров.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также утвержденные Правила землепользования и застройки на части территории города Иркутска, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что подлежит применению п. 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится, такие участки подлежат предоставлению исключительно на торгах.
Кроме того, градостроительными регламентами в отношении земельных участков и объектов капитального строительства для зоны парков, скверов, бульваров (зона мест отдыха общего пользования) (РЗ-502) не предусмотрен вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для размещения детского кафе.
Учитывая изложенное, судом правомерно отклонена ссылка заявителя на положения ст. 16 Правил, которые устанавливают общие требования к составу и назначению территорий общего пользования, тогда как в силу ст. 6 Правил землепользования и застройки, для каждого земельного участка и объекта капитального строительства, разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам, установленным настоящими Правилами. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства установлены применительно к каждой территориальной зоне.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Министерством имущественных отношений Иркутской области обоснованно отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Думы города Иркутска от 23.11.2012 N 005-20-400654/2, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Довод апеллянта со ссылкой на Постановлением Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 2633/13 о том, что проекты межевания не утверждены до настоящего времени апелляционным судом отклоняется, поскольку отсутствие проекта межевания территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, не свидетельствует о возможности его предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта в силу пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса.
Такой подход соответствует правовой позиции Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа) от 15.07.2014 по делу N А10-2818/2013.
Кроме того, руководствуясь частью 2 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, поскольку не усматривает уважительных причин их непредставления суду первой инстанции. При этом доводу апеллянта о том, что проекты межевания не утверждены до настоящего времени, апелляционным судом дана оценка.
Ссылки заявителя жалобы на письмо Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска от 04.06.2014 N 945-70-2887/14 не имеют доказательственного значения, поскольку в указанном письме отражена субъективная позиция правоприменителя, не имеющего полномочий толкования нормативных правовых актов. Более того, в указанном письме разъясняется содержание градостроительных планов, тогда как одним из оснований к отказу является то обстоятельство, что градостроительными регламентами в отношении земельных участков и объектов капитального строительства для зоны парков, скверов, бульваров (зона мест отдыха общего пользования) (РЗ-502) не предусмотрен вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для размещения детского кафе.
То обстоятельство, что о наличии указанного основания для отказа в требовании общества со ссылкой на п. 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, Комитетом указано не в решении от 15.11.2013 N 12744-24/2и, а заявлено при рассмотрении дела, не влияет на правильность вывода суда первой инстанции. Установление судом указанного обстоятельства свидетельствует об отсутствии нарушения прав и законных интересов общества и необходимой совокупности условий, с наличием которых процессуальный закон связывает возможность удовлетворения заявленных требований (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При оценке судом всех доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, доводы заявителя апелляционной жалобы, оспаривающие приведенные выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку исследованных в ходе судебного разбирательства и получивших надлежащую правовую оценку доказательств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 июня 2014 года по делу N А19-2823/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.08.2014 ПО ДЕЛУ N А19-2823/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2014 г. по делу N А19-2823/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб Акватория" Коркиной А.П. (доверенность от 21.01.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб Акватория" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 июня 2014 года по делу N А19-2823/2014 (суд первой инстанции - Габескирия М.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб Акватория" (ОГРН 1113850028698, ИНН 3811152225, далее - ООО "Водно-спортивный клуб Акватория") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Правительству Иркутской области (ОГРН1073808005534, ИНН 3808163259, далее - Правительство), Министерству имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613, далее - Министерство) о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области от 15.11.2013 N 12744-24/2и в предоставлении в аренду путем предварительного согласования места размещения земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000025:8156, общей площадью 1318 кв. м, местоположение: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, пр. Маршала Жукова, для размещения детского кафе Обществу с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб "Акватория"; обязании Правительства Иркутской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000025:8156, общей площадью 1318 кв. м, местоположение: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, пр. Маршала Жукова, для размещения детского кафе Обществу с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб "Акватория" в течение тридцати календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда; обязании Правительства Иркутской области принять решение о предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "Водно-Спортивный клуб "Акватория" земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000025:8156, общей площадью 1318 кв. м, местоположение: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, пр. Маршала Жукова, для размещения детского кафе в течение тридцати календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 июня 2014 года по делу N А19-2823/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу лица, участвующие в деле, не представили.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 30.07.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
В судебном заседании 25.08.2014 объявлен перерыв до 09 час. 00 мин. 29.08.2014, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети "Интернет".
После перерыва в судебном заседании лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с действующей на момент подачи Обществом с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб Акватория" заявления о предоставлении земельного участка редакцией статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктами 5 и 6 названной нормы права, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Согласно пункту 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
- - государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
- - заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
- - заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Порядок выбора земельного участка для строительства предусмотрен в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1).
Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.09 N 364/143-пп, утверждено "Положение о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства", согласно пункту 2 которого, действующего на момент подачи Обществом с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб Акватория" заявления о выборе земельного участка на праве аренды сроком на три года, земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются для строительства в порядке, предусмотренном законодательством, с учетом рекомендаций Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области.
В соответствии с пунктом 3 названного Положения, предоставление земельных участков для строительства гражданам и юридическим лицам осуществляется с проведением работ по их формированию:
- - без предварительного согласования мест размещения объектов;
- - с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 7 Положения, Правительство Иркутской области принимает решения о проведении торгов по продаже земельных участков или по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для строительства, о предварительном согласовании мест размещения объектов на земельных участках, о предоставлении земельных участков в собственность, о предоставлении (передаче) земельных участков в аренду (в том числе без проведения торгов), постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование для строительства.
Решения об отказе в размещении объектов на земельных участках, об отказе в предоставлении земельных участков для строительства от имени Правительства Иркутской области принимаются Министерством имущественных отношений Иркутской области.
На основании пункта 66 Положения, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 67 Положения, гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, подает в Правительство Иркутской области через Министерство заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. К данному заявлению должны прилагаться:
- - копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, - для физических лиц;
- - выписка из единого государственного реестра юридических лиц, выданная не ранее чем за три месяца до дня подачи заявления, - для юридических лиц;
- - документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление, в случае подачи заявления от имени юридического лица или представителем физического лица.
Согласно пунктами 68, 69 Положения, Министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления рассматривает заявление о выборе земельного участка и прилагаемые к нему документы, указанные в пункте 67 настоящего Положения, и направляет извещение лицу, указанному в пункте 67 настоящего Положения, о принятии заявления о выборе земельного участка и прилагаемых к нему документов либо возвращает их с указанием причин такого возврата.
Министерство в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о выборе земельного участка и прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям пункта 67 настоящего Положения, направляет обращение об обеспечении выбора земельного участка, копии заявления о выборе земельного участка и приложенных к нему документов в орган местного самоуправления муниципального образования город Иркутск, который в течение трех месяцев со дня получения данного обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления муниципального образования город Иркутск схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктом 70 Положения установлено, что Правительство Иркутской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, наиболее оптимально удовлетворяющим заявлению о выборе, в течение десяти рабочих дней со дня получения акта о выборе земельного участка или принимает решение об отказе в размещении объекта.
Правительство Иркутской области рассматривает рекомендации Земельной комиссии о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении акта о выборе земельного участка до принятия им соответствующего решения.
Решение об отказе в размещении объекта от имени Правительства Иркутской области принимается Министерством.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю Министерством в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пункту 73 Положения, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с пунктами 74, 76 Положения, Правительство Иркутской области на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, подаваемого через Министерство, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. В случае изменения каких-либо сведений, содержащихся в ранее представленных вместе с заявлением о выборе земельного участка документах, к указанному заявлению прилагаются документы, предусмотренные пунктом 67 настоящего Положения.
Проект решения Правительства Иркутской области о предоставлении земельного участка для строительства подготавливается Министерством.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в адресованном губернатору Иркутской области заявлении от 14.10.2011 N 04 Общество с ограниченной ответственностью "Водно-спортивный клуб Акватория" заявило о выборе земельного участка на праве аренды сроком на три года, площадью 1100 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта: детское кафе (здание 2-этажное, кирпичное), предполагаемое место размещения земельного участка: город Иркутск, проспект Маршала Жукова, напротив Ледокола Ангара.
Постановлением Администрации города Иркутска от 20.09.2012 N 031-06-1893/12 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1318 кв. м, расположенного на землях населенных пунктов в Октябрьском районе г. Иркутска по пр.Маршала Жукова.
Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что земельный участок расположен в пределах 200-метровой водоохраной зоны Иркутского водохранилища и в пределах второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения города Иркутска (Ершовский водозабор).
В адресованном Департаменту архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска письме от 10.02.12 N 420-74-178/12 Управление по охране окружающей среды и экологической безопасности указывает на необходимость до освоения участка по целевому назначению разработать проектную документацию и согласовать ее в соответствии с действующим законодательством.
В письме от 09.02.2012 N 405-71-671/12 Департамент дорожного строительства, благоустройства и транспорта Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска согласовывает отвод земельного участка площадью 1318 кв. м, расположенного в г. Иркутске пр.Маршала Жукова, для строительства детского кафе, при соблюдении следующих условий: выполнение проекта благоустройства, согласование проекта благоустройства.
В письме от 08.02.2012 N 76-37-505/12 Служба по охране культурного наследия по Иркутской области согласовывает представление испрашиваемого земельного участка.
В справке от 08.02.2012 N 69 Территориальный отдел водных ресурсов Иркутской области указывает на то, что рассматриваемый участок расположен в границе 200-метровой водоохраной зоне, прибрежной защитной полосы, ориентировочно в 60 метрах от уреза воды Иркутского водохранилища, в пределах зоны санитарной охраны 2 пояса Ершовского водозабора, что согласно п. 14 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, расположенный в 1 и 2 поясах санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового значения, в обороте ограничиваются, при использовании территории под испрашиваемые цели необходимо руководствоваться ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, при использовании акватории водохранилища по основаниям и в порядке, установленном главой 3 Водного кодекса Российской Федерации, приобрести право пользования поверхностным водным объектом.
В материалы дела представлен лист согласования к акту о выборе земельного участка для строительства детского кафе в Октябрьском районе г. Иркутска по проспекту Маршала Жукова ООО "ВСК Акватория", содержащий подписи членов комиссии.
Вместе с тем, распоряжение Правительства Иркутской области, утверждающее акт о выборе земельного участка в материалы дела не представлено.
В газете "Иркутск Официальный" от 06.11.2012 N 44 (429) опубликована информация о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 1318 кв. м, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска, по пр.Маршала Жукова, в аренду сроком на 5 лет ООО "Водно-спортивный клуб Акватория", для строительства детского кафе.
В поступившем в Министерство имущественных отношений Иркутской области 15.10.2013 письме от 11.10.2013 N 945-70-5707/13 Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска сообщает о направлении для дальнейшей работы:
- - акт о выборе земельного участка для строительства детского кафе в Октябрьском районе г. Иркутска по проспекту Маршала Жукова, ООО "ВСК Акватория";
- - публикацию в газете "Иркутск официальный" от 06.11.2012 N 44 (429);
- - заключение управления по охране окружающей среды и экологической безопасности комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Иркутска от 10.02.2012 N 420-74-178/12-2;
- - заключение департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Иркутска от 09.02.2012 N 405-71-671/12;
- - заключение службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 08.02.2012 N 76-37-505/12;
- - заключение территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области от 08.02.2012 N 69.
В адресованном ООО "Водно-спортивный клуб Акватория" письме от 15.11.2013 N 12744-24/2и Министерство имущественных отношений Иркутской области, отказывая в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указывает на то, что в соответствии с п. 6 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства, осуществляется посредством проведения торгов, а также на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Думы г. Иркутска от 23.11.2012 N 005-20-400654/2, земельный участок расположен в пределах территориальной зоны N 09:06:40 в зоне парков, скверов, бульваров (зона мест отдыха общего пользования) (РЗ-502).
Законом Иркутской области от 15.07.2013 N 69-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области" внесены изменения в закон Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области", в том числе в статью 5, которая изложена в следующей редакции: "Распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования г. Иркутска, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется Правительством Иркутской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 закона Иркутской области от 15.07.2013 N 69-оз, указанный закон вступает в силу через 30 календарных дней после его официального опубликования. Закон Иркутской области от 115.07.2013 N 69-оз опубликован в газете "Областная" N 79 от 22.07.2013 и вступил в силу с 22.08.2013.
В соответствии с п. 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, то есть на торгах.
Согласно данным кадастрового паспорта (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 23.10.2012 N 3800/601/12-191744, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000025:8156 поставлен на кадастровый учет 23.10.2012.
Таким образом, судом правильно установлено, что на момент подачи ООО "Водно-спортивный клуб Акватория" заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, названный земельный участок не был сформирован.
Кроме того, информация о его предоставлении была размещена в газете "Иркутск Официальный" от 06.11.2012 N 44 (429), что соответствует п. 3 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал несоответствующей пункту 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации ссылку Министерства имущественных отношений Иркутской области в письме от 15.11.2013 N 12744-24/2и на необходимость предоставления земельного участка посредством проведения торгов.
Суд апелляционной инстанции отклоняет как несоответствующий фактическим обстоятельствам довод заявителя жалобы о том, что судом установлено нарушение министерством сроков для рассмотрения заявления о выборе земельного участка. Таких выводов судом первой инстанции сделано не было. При этом указанный довод суду первой инстанции не заявлялся и фактически направлен на изменение основания заявленных требований, что в силу части 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допустимо.
Более того, при отсутствии в материалах дела доказательств обращения в суд с заявлением о признании бездействия Министерства незаконным, на чем настаивает заявитель (пункты 1.1, 1.2 и 1.3 апелляционной жалобы), апелляционный суд рассматривает в рамках настоящего дела вопрос о законности оспариваемого отказа на момент его принятия Министерством, а не на момент обращения общества с заявлением от 14.10.2011 N 04 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Следовательно, Министерство, отказывая в удовлетворении указанного заявления, правомерно исходило из положений Правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденных Решением Думы г. Иркутска от 23.11.2012 N 005-20-400654/2 и действовавших на момент его рассмотрения.
Пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса предусмотрено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
В силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) Правилами землепользования и застройки установлены границы территориальных зон и утверждены градостроительные регламенты, установлены виды разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, предельные параметры разрешенного строительства объектов и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно Градостроительному кодексу градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу части 5 статьи 41 названного Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса).
Основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально- культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объекто в местного значения (статья 42 Градостроительного кодекса).
Проекты межевания территорий (квартала, микрорайона) могут быть подготовлены как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (квартала, микрорайона), установленных проектами планировки территорий (части 1 и 3 статьи 43 Градостроительного кодекса).
Частью 5 статьи 43 данного Кодекса предусмотрено, что проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Решением Думы города Иркутска от 23.11.2012 N 005-20-400654/2 утверждены "Правила землепользования и застройки части территории города Иркутска", в том числе в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах территориальных зон планировочного микрорайона 09:06:00.
В соответствии со ст. 6 Правил землепользования и застройки, для каждого земельного участка и объекта капитального строительства, разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам, установленным настоящими Правилами.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства установлены применительно к каждой территориальной зоне.
В силу части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится и в статье 6 Правил.
Частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса предусмотрено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно градостроительным регламентам в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зоны парков, скверов, бульваров (зона мест отдыха общего пользования) (РЗ-502), расположенной в пределах планировочного микрорайона N 09:06:00, основными видами разрешенного использования, являются объекты мест общего пользования, - парки, скверы, бульвары, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства: территории общего пользования, устройства ливневой канализации, прогулочных и велосипедных дорожек в твердом покрытии, освещение территории, не допускается устройство оград со стороны жилых районов, максимально сохранять участки с существующими насаждениями.
Вспомогательные виды разрешенного использования: вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха: бассейны, фонтаны, малые архитектурные формы, сооружения необходимые для организации пешеходного движения, подпорные стенки, площадки для мусоросборников, парковки для обслуживания территории зоны.
Ограничения использования: на территории сквера запрещается размещение застройки, кроме строений и сооружений вспомогательной инфраструктуры.
Условно-разрешенный вид использования: размещение зданий, сооружений инженерно-технического обеспечения и коммуникация для обслуживания рекреационной зоны.
Ограничения использования: строительство осуществлять в соответствии со строительными и санитарными нормами и правилами, техническими регламентами.
Согласно представленным Комитетом по градостроительной политике администрации города Иркутска фрагментам Правил застройки и землепользования города Иркутска, генерального плана г. Иркутска, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000025:8156 расположен в зоне РЗ-502 - парков, скверов, бульваров.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также утвержденные Правила землепользования и застройки на части территории города Иркутска, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что подлежит применению п. 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится, такие участки подлежат предоставлению исключительно на торгах.
Кроме того, градостроительными регламентами в отношении земельных участков и объектов капитального строительства для зоны парков, скверов, бульваров (зона мест отдыха общего пользования) (РЗ-502) не предусмотрен вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для размещения детского кафе.
Учитывая изложенное, судом правомерно отклонена ссылка заявителя на положения ст. 16 Правил, которые устанавливают общие требования к составу и назначению территорий общего пользования, тогда как в силу ст. 6 Правил землепользования и застройки, для каждого земельного участка и объекта капитального строительства, разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам, установленным настоящими Правилами. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства установлены применительно к каждой территориальной зоне.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Министерством имущественных отношений Иркутской области обоснованно отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Думы города Иркутска от 23.11.2012 N 005-20-400654/2, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Довод апеллянта со ссылкой на Постановлением Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 2633/13 о том, что проекты межевания не утверждены до настоящего времени апелляционным судом отклоняется, поскольку отсутствие проекта межевания территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, не свидетельствует о возможности его предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта в силу пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса.
Такой подход соответствует правовой позиции Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа) от 15.07.2014 по делу N А10-2818/2013.
Кроме того, руководствуясь частью 2 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, поскольку не усматривает уважительных причин их непредставления суду первой инстанции. При этом доводу апеллянта о том, что проекты межевания не утверждены до настоящего времени, апелляционным судом дана оценка.
Ссылки заявителя жалобы на письмо Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска от 04.06.2014 N 945-70-2887/14 не имеют доказательственного значения, поскольку в указанном письме отражена субъективная позиция правоприменителя, не имеющего полномочий толкования нормативных правовых актов. Более того, в указанном письме разъясняется содержание градостроительных планов, тогда как одним из оснований к отказу является то обстоятельство, что градостроительными регламентами в отношении земельных участков и объектов капитального строительства для зоны парков, скверов, бульваров (зона мест отдыха общего пользования) (РЗ-502) не предусмотрен вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для размещения детского кафе.
То обстоятельство, что о наличии указанного основания для отказа в требовании общества со ссылкой на п. 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, Комитетом указано не в решении от 15.11.2013 N 12744-24/2и, а заявлено при рассмотрении дела, не влияет на правильность вывода суда первой инстанции. Установление судом указанного обстоятельства свидетельствует об отсутствии нарушения прав и законных интересов общества и необходимой совокупности условий, с наличием которых процессуальный закон связывает возможность удовлетворения заявленных требований (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При оценке судом всех доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, доводы заявителя апелляционной жалобы, оспаривающие приведенные выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку исследованных в ходе судебного разбирательства и получивших надлежащую правовую оценку доказательств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 июня 2014 года по делу N А19-2823/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
В.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)